Напоминание

"Культура речевого общения"


Автор: Сергеева Людмила Павловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с №1 "Солнышко"
Населённый пункт: поселок Некрасовское, Ярославская область
Наименование материала: презентация
Тема: "Культура речевого общения"
Раздел: дошкольное образование





Назад





« Культура речевого

общения»

Л.П.Сергеева,

учитель-логопед МБДОУ д/с «Солнышко»


Культура речевого общения

и

вежливость
— понятия неразделимые, которые свидетельствуют о нравственной воспитанности личности. В «Словаре по этике» сказано, что
вежливость
— это
«...моральное качество, характеризующее

человека, для которого уважение к людям

стало повседневной нормой поведения и

привычным способом обращения с

окружающими».

Культура речи
занимается вопросами качественной оценки высказываний.
Владение культурой речи
– характеристика профессиональной пригодности.

Слово
– это средство общения между людьми, способ обмена информацией. 
Речь
– средство передачи мыслей и чувств. 
Общение
– это способ жизни человека. 
Культурные нормы
– это привычки, обычаи, традиции, нравы, законы, табу.

Уровни речевой культуры:
1.
Низкий
(правильная речь): нормативный компонент:  правильность речи (соблюдение норм литературного языка) 2.
Высокий
(хорошая речь): коммуникативный компонент речи:  Богатство,  Точность,  Выразительность,  чистота Этический компонент речи:  Речевые формы приветствия,  Просьбы,  Благодарности, поздравления,  Обращения на «ты» или «Вы».

Требования к речи педагога ДОУ:

Богатство речи


большой объём активного словаря
Точность
– точность словоупотребления
Выразительность

Чистота:
«Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен» А.П.Чехов
Логичность

Уместность


Что необходимо для достижения

высокой культуры речи:

Заботиться о расширении словаря:
- больше читать, - научиться замечать незнакомые слова и выяснять их значение, 
Развивать в себе критическое

отношение к собственной речи.


Виды общения при характеристике

психологических целей и свойств

общения
 "Контакт масок" ,  примитивное общение,  формально-ролевое общение,  деловое общение,  духовное межличностное общение друзей;  манипулятивное общение,  светское общение

Стиль общения взрослых —

пример для маленьких
 Деликатность,  Такт,  Обаяние личности,  Содержательность,  Динамичность,  Тональность,  Вежливость,  Грамотность

Жаргонная

лексика

Жаргонизмы
- это слова, употребление которых свойственно людям, образующим обособленные социальные группы, то есть это слова и выражения, встречающиеся в речи людей, связанных определенным родом деятельности, способом времяпрепровождения.

Разновидности жаргонов:

Профессиональный
(по видам специальностей). 
Военный.

Журналистский
. 
Компьютерный
(включающий игровой, сетевой жаргон). 
Молодежный
(включающий направления – школьный, студенческий сленг). 
Сленг наркоманов
. 
Сленг футбольных болельщиков.

Блатной
(феня).

Правила поведения в

конфликтных ситуациях:
1. Прежде всего следует попытаться
овладеть

конфликтной ситуацией,
Внешнее спокойствие и выдержка. 2. Своим поведением
повлиять на партнера.
Попытаться понять мотивы поведения собеседника. Включение мысленного анализа снижает эмоциональное возбуждение. 3.
Согласовать цель,
увидеть «общую точку отсчета» взаимодействия, продемонстрировать ее, выходя на позицию «мы». 4.
Закрепить свою позицию
уверенностью в возможности продуктивного решения. По разрешению конфликта мысленно вернуться к нему, проанализировать причины его возникновения и возможности предотвращения

«Правило трех плюсов»:
1. Улыбка. 2. Имя собеседника. 3. Комплимент.

Современная педагогика считает

необходимым для педагога:
 Актерское мастерство;  Хорошо поставленный голос;  Чувство юмора;  Умение одеваться .

Наличие педагогических способностей

к общению с детьми предполагает:

Способность
правильно понимать ребенка, видеть происходящее его глазами. 
Способность
видеть в нем равноправную личность. 
Готовность
критически отнестись к самому себе и открыто признать критику в свой адрес со стороны ребят. 
Умение
не обманывать, не хитрить, всегда и везде говорить правду. 
Умение
оказывать влияние на детей. 
Умение
владеть словом.

«Жизнь в 100 словах»:
— Колыбель. Пеленки. Плач. Слово. Шаг. Простуда. Врач. Беготня. Игрушки. Брат. Двор. Качели. Детский сад. Школа. Двойка. Тройка. Пять. Мяч. Подножка. Гипс. Кровать. Драка. Кровь. Разбитый нос. Двор. Друзья. Тусовка. Форс. Институт. Весна. Кусты. Лето. Сессия. Хвосты. Пиво. Водка. Джин со льдом. Кофе. Сессия. Диплом. Романтизм. Любовь. Звезда. Руки. Губы. Ночь без сна. Свадьба. Теща. Тесть. Капкан. Ссора. Клуб. Друзья. Стакан. Дом. Работа. Дом. Семья. Солнце. Лето. Снег. Зима. Сын. Пеленки. Колыбель. Стресс. Любовница. Постель. Бизнес. Деньги. План. Аврал. Телевизор. Сериал. Дача. Вишни. Кабачки. Седина. Мигрень. Очки. Внук. Пеленки. Колыбель. Стресс. Давление. Постель. Сердце. Почки. Кости. Врач. Речи. Гроб. Прощанье. Плач.

Спасибо

за внимание!


В раздел образования