Особенности применения современных технологий формирования и оценки компетенций в заочном обучении
Автор: Андреева Наталья Викторовна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГАПОУ ИО "Иркутский технологический колледж" Населённый пункт: г. Иркутск Наименование материала: Статья Тема: Особенности применения современных технологий формирования и оценки компетенций в заочном обучении Раздел: среднее профессиональное
Особенности применения современных технологий формирования
и оценки компетенций в заочном обучении
В данной статье представлен анализ некоторых проблем, связанных с
обучением студентов заочной формы обучения.
Статья
может
оказать
определенную
помощь
преподавателям
в
организации
эффективного
учебного
процесса,
сталкивающихся
с
проблемой
выбора:
как
лучше
построить
урок,
как
отобрать
и
выстроить
учебный материал для данной темы, раздела, курса.
Студенты
заочной
формы
обучения
–
это
особая
категория
обучающихся,
требующая
конкретного
педагогического
подхода.
Процесс
обучения осложнен такими факторами как:
Разница в возрасте;
Несвоевременная
или
недостаточная
обеспеченность
учебной
литературой;
Различие в уровне профессиональных навыков;
Строго
ограниченные
сроки
экзаменационной
сессии
(согласно
учебным планам по конкретной специальности);
Высокая загруженность
учебной информацией
изучаемых дисциплин
в период сессии;
Ежедневное
выполнение
обязанностей,
связанных
с
обеспечением
семьи и воспитанием детей;
Низкая
посещаемость
занятий
отдельными
студентами
вследствие
требования работодателей
немедленного выполнения
должностных
обязанностей на рабочих местах.
Расписание
студентов
ЗФО
в
нашем
колледже,
по строено
концентрированно,
что
позволяет
активно
погружаться
в
изучение
предметной
области.
В
расписание
учебного
дня
включается
сразу
четыре
пары занятий
по одной дисциплине. Рассмотрим использование различных
технологий
обучения
на
примере
МДК
01.01.
Организация
коммерческой
деятельности.
Согласно
учебному
плану
по
специальности
38.02.04
«Коммерция» для студентов 1 курса группы
К-16 – А, предусмотрена:
Максимальная учебная нагрузка на 2016-2017 учебный
год
248
час.
Самостоятельная учебная работа
20
8
час
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
40
час
в том числе: практических –
10
час
курсовых –
20
час
Междисциплинарный
курс,
состоит
из
аудиторных
занятий,
самостоятельной
работы,
практических
занятий
и
логично
завершается
сдачей экзамена. Дл
Педагогическая
технология
-
наука,
исследующая
наиболее
рациональные
пути
обучения,
в
качестве
системы
способов,
принципов
и
регулятивов,
применяемых
в
обучении,
и
в
качестве реального
процесса
обучения.
На первом занятии - уроке формирования новых знаний – используется
технология
учебного
сотрудничества.
Компетентностный
подход
к
определению
целей
занятия
ориентирует
совместное
целеполагание
ключевых понятий сущности коммерческой деятельности, предмете, целях и
задачах
коммерческой
деятельно сти;
возможностях
применения
профессиональных компетенций в условиях рыночной экономики. Рыночная
экономика
требует
появления
нового
типа
работника
—
инициативного,
предприимчивого,
самостоятельного
в
принятии
решений
менеджера
по
продажам.
На
этом
этапе
происходит
первичное
осмысление
материала,
понимание
сущности
и
социальной
значимости
своей
будущей
профессии,
проявление к ней устойчивого интереса.
Одним из существенных факторов повышения качества современного
урока
является
оценочная
деятельность.
На
современном
уроке
изменяется
система
оценивания.
Оцениваются
не
только
знания,
но
и
компетенции.
Осуществляется
не
только
5-бальное
количественное
оценивание,
но
и
качественное.
Часто
практикуется
самооценка,
другая
шкала
оценивания,
понятная студентам, принятая ими.
Методы:
информационный, репродуктивный, проблемный.
Форма организации деятельности студентов на уроке – фронтальная.
Самостоятельная
учебная
работа предполагает
самостоятельную
работу
студентов
с
учебной
литературой,
пособиями
для
аудиторных,
самостоятельных
и практических занятий
по
междисциплинарному курсу
«Организация
коммерческой
деятельности».
Осуществляется
поиск
и
использование
информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
студенты
организуют
собственную
деятельность,
выбирают типовые методы и способы выполнения профессиональных задач,
принимают решения в стандартных и нестандартных ситуациях,
несут за
них
ответственность.
Все
это
способствует
качественному
выполнению
контрольных работ и подготовке студентов к экзамену.
Методы: репродуктивный,
частично-поисковый, проблемный.
Форма
организации
деятельно сти
студентов
на
уроке
–
индивидуальная.
На
уроках
практического
применения
знаний используется
метод
учебного
сотрудничества,
работа
в
группах.
Проблемный
характер
урока
дает
больше
самостоятельной
деятельности
на
уроке,
т.к.
обучающиеся
приобретают
компетентность
решения
проблем,
информационную
компетентность
при работе с различными источниками информации. Этот
этап
способствует
формированию
профессиональных
компетенций:
таких
как
установление контактов с деловыми партнерами, заключение договоров,
предъявление
претензий
и
санкции,
управление
товарными
запасами
и
потоками.
У
студентов
появляет ся
возможно сть
и с п о л ь з о в ат ь
информационно-коммуникационные
технологии,
работать
в
коллективе
и
команде,
эффективно
общаться
с
коллегами,
логиче ски
в е р н о ,
аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.
Методы:
метод
коллективной
мыслительной
д е я т е л ь н о с т и ,
проблемный.
Ф о рма
о р г а н и з а ц и и
д е я т е л ь н о с т и
с туд е н то в
н а
у р о ке
–
индивидуальная,
коллективная.
Значительная
часть
учебного
времени
по
междисциплинарному
курсу
отведена на выполнение курсовой работы.
При
выполнении
курсовой
работы применяется
технология
учебного
проекта – самостоятельная, творческая, завершенная работа обучающегося,
соответствующая
его
возрастным
возможностям
и
выполненная
в
соответствии
с
обобщенным
алгоритмом
проектирования:
от
идеи
до
ее
воплощения в реальность.
ИДЕЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА:
Организация
обучения
через
целесообразную
деятельность
студента
с
учетом его интересов в конкретном знании – личная заинтересованность.
Цели:
Научить
обучающихся:
- сотрудничать;
- приобретать знания самостоятельно;
- систематизировать полученную информацию;
- пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных задач;
- работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли;
-
пользоваться
исследовательскими
методами,
уметь
их
анализировать
с
разных позиций;
- делать выводы и заключения;
- получить эффектный результат решения проблемы в процессе совместной
деятельности.
Зачем?
Преподавателю
–
не
отстать
от
развития
информационного
образовательного
пространства,
овладеть
новыми
образовательными
технологиями, повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.
Студенту – возможность делать что-то интересное самостоятельно или в
группах,
используя
индивидуальные
творческие
возможности.
Приложить
свои
знания,
принести
пользу
в
своей
группе
и
показать
публично
достигнутый
результат.
Выбор тематики проекта определяется педагогом:
- по предмету;
- в соответствии с потребностями обучающихся;
- с учетом учебной ситуации;
- с учетом способностей обучающихся.
Предлагается обучающимися исходя из собственных интересов.
Студенты 1 курса специальности 38.02.04 «Коммерция» группа К-16 – А,
заинтересованные
в
получении
знаний,
дружные,
активные,
ответственно
подошли к выполнению курсовой работы – учебного проекта.
Требования к содержанию и организации проведения учебного проекта:
1.Связь с программой
2.Содержание
проекта
3. Оригинальность
4. Работа в группах
5. Мультимедийные средства
6. Оценивание проекта обучающихся
7. Организация применения проекта в колледже.
Виды презентаций:
- научная конференция
- научный доклад
Развиваются презентативные умения и навыки студентов.
Экзамен
по
междисциплинарному
курсу
«Организация
коммерческой
деятельности» является итоговой аттестацией - контрольно-проверочный
урок.
Ц е лью
которого
я вля е т с я
о суще с т вле ние
с а м о ко н т р о л я ,
взаимоконтроля
уровня
знаний,
умений,
ПК
и
ОК
студентов.
Получение
данных преподавателем для обоснованной оценки успеваемости в группе.
Перечень литературы:
Федеральные законы
Закон
РФ
от
07.02.1992
N
2300-1
(ред.
от
03.07.2016)
"О
защите
прав
потребителей"
Основная
1.
Николаева М.А. Теоретические основы товароведения – М.: Изд-во
НОРМА, 2012;
2.
Райкова Е.Ю., Додонкин Ю.В. Теория товароведения. – М., ИЦ
«Академия», 2012.