Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДИК В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ


Автор: Арсентьева Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с№6
Населённый пункт: Мурманская область, г.Североморск, пгт.Сафоново
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДИК В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад № 6

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДИК В

РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ »

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд

воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная

жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В.А. Сухомлинский


В современном российском обществе сохраняется неблагоприятная демографическая ситуация. При этом, по определению Всемирной Организации Здравоохранения, демографический потенциал страны определяют дети до 5 лет включительно, т.е. дети дошкольного возраста. ВОЗ констатирует «Проблема сохранения жизни, и здоровья детей в возрасте до 5 лет является важнейшей стратегической задачей сохранения жизни и здоровья населения в целом; инвестиции в здоровье детей на ранних этапах развития предполагают получение большой отдачи на следующих этапах их жизни и полезны для всего населения». На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Анализ заболеваемости воспитанников детского сада показал достаточно высокий уровень распространенности простудных и респираторных заболеваний, нарушения опорно-двигательного аппарата (12,5%), хронических заболеваний органов дыхания (10,1%), сердечно-сосудистой системы (28,4%) и эндокринной системы (9,1%). Таким образом, перед педагогами нашего детского сада встала необходимость активизации методической работы по данному направлению, которая бы отражала систему деятельности ДОУ по здоровьесбережению детей. Очевидно, что процесс воспитания и обучения не может строиться за счет ресурсов здоровья ребенка, а должен быть направлен на выполнение единой цели.
Основная цель работы:
 сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития, создание устойчивой мотивации и 1
потребности в сохранении своего здоровья в особых климато-географических условиях Крайнего Севера.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
 разработать эффективную комплексную систему формирования здоровья детей дошкольного возраста;  обосновать и внедрить в деятельность дошкольного учреждения эффективные ф ормы оздоровле н и я дош коль н и ков п о с редс т вом и с п о л ь з о в а н и я здоровьесберегающих технологий и методик;  снизить уровень заболеваемости, укрепить здоровье детей, формировать мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни. Для успешного решения поставленных задач в нашем дошкольном учреждении созданы все
необходимые условия.
Это, прежде всего
здоровьесберегающая предметно-

развивающая среда:
 физкультурный зал, оборудованный стандартным и нестандартным оборудованием и другими спортивными атрибутами и тренажерами (велотренажеры, батут, сухой бассейн, эллипсоид, беговая дорожка, диски здоровья, балансиры);  спортивная площадка, оборудованная стационарным оборудованием для развития основных видов движения, позволяющая проводить физкультурные занятия, оздоровительный бег и спортивные мероприятия на открытом воздухе;  в группах созданы спортивные мини - центры, оснащенные спортивным инвентарем, нетрадиционным оборудованием: для профилактики нарушений осанки, плоскостопия, зрения, заболеваний верхних дыхательных путей;  медицинское оборудование - витофоны, ультразвуковые ингаляторы, ингаляторы «Ромашка». Триаду здоровья составляют
гигиенические факторы, закаливание и физические

упражнения.
Для того чтобы обеспечить воспитание здорового ребенка, работа в нашем дошкольном учреждении строится в следующих
направлениях:

1.

Создание экологически благоприятных условий для физического развития и

снижения заболеваемости:
 соблюдение санитарных и гигиенических требований (подбор мебели в соответствии с ростом детей);  сквозное проветривание (3 – 5 раз в день в отсутствии детей);  обеспечение температурного режима и чистоты воздуха;  кварцевание групповых помещений для детей раннего возраста в период 2
эпидемии гриппа и ОРВИ;  специальный подбор комнатных растений, поглощающих вредные химические вещества, выделяющих фитонциды и увлажняющих воздух («Экологический ландшафт»);  специальный выбор цветовой гаммы интерьеров ДОУ и групповых помещений.
2.

Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации педагогов

дошкольного учреждения.

3.

Комплексная

диагностика

и

исследование

состояния

здоровья

детей

специалистами:
 Осмотр детей узкими специалистами городской детской поликлиники;  Регулярный осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;  Обследование учителем-логопедом ДОУ;  Обследование психо-эмоционального состояния детей педагогом-психологом ДОУ;  Выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду;  Диагностирование общей физической подготовленности детей в начале и конце учебного года.
4.

Рациональная организация двигательной деятельности детей:
 физкультурные занятия;  утренняя, бодрящая, корригирующая гимнастика;  физкультминутки, динамические паузы и динамические часы;  подвижные, спортивные игры и упражнения на прогулке;  оздоровительный бег, ходьба;  прогулки-походы;  активный отдых (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, каникулы);  самостоятельная двигательная деятельность;  индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии).
5.

Система эффективного закаливания с учетом индивидуальных особенностей

детей и условий в детском саду. При этом используется комплекс процедур:
 ежедневные оздоровительные прогулки;  прием и утренняя гимнастика на свежем воздухе;  ходьба босиком (босохождение) по ребристым дорожкам до и после сна, на 3
занятиях по физической культуре;  воздушные ванны в облегченной одежде;  сон без маек;  игровой массаж;  дыхательная гимнастика;  обширное умывание;  игры с водой;  полоскание рта водой комнатной температуры, отваром трав, солевым раствором.
6.

Лечебно-профилактическая

работа.

В

его

рамках

проводятся

следующие

мероприятия:
 Постоянный контроль осанки;  Контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;  Контроль за физическими нагрузками для переболевших детей и для де тей, находящихся на диспансерном учете по поводу сопутствующих заболеваний (пиелонефрит, пороки сердца и пр.);  сбалансированное питание;  вакцинация против гриппа;  потребление фитонцидов (чеснока и лука);  употребление соков и фруктов (второй завтрак);  прием поливитаминов;  аэрофитотерапия;  закладывание оксолиновой мази в нос;  ингаляции.
7.

Использование

практически

апробированных

и

разрешенных

методик

нетрадиционного оздоровления детей.

8.

Комплекс психогигиенических мероприятий:
 психодиагностика;  элементы релаксации;  элементы музыкотерапии (музыкальное сопровождение режимных моментов, музыкальное оформление фона занятий, музыкально-театральная деятельность, хоровое пение);  индивидуальные и подгрупповые занятия, направленные на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы; 4
 обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ.
9. Профилактическая и коррекционная работа:
 реабилитация детей, перенесших простудные заболевания дыхательных путей (щадящий и гибкий режимы, расчет физических нагрузок);  профилактическая работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушений осанки;  профилактическая работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию, со слабо сформированной стопой;  индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений;  коррекция психоэмоциональной сферы;  индивидуальная работа в спортзале и на прогулке, проводимая инструктором по физической культуре и воспитателями групп.
10. Консультативно-информационная работа с родителями:
 оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса (в детском саду работает консультационный пункт, «Школа заботливого родителя», проводятся консультации, семинары практикумы, круглые столы с просмотром видеоматериалов и т.д.);  анкетирование;  родительские собрания;  дни открытых дверей;  открытые просмотры оздоровительных мероприятия в режиме дня;  активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ по мероприятиям годового плана (участие в совместных праздниках и развлечениях, обмен опытом семейного воспитания);  оформление папок, ширм, консультаций, информационных стендов, буклетов, фото стендов, газет. Важно подчеркнуть, что для правильной организации физкультурно-оздоровительной работы, необходимо владеть всем арсеналом информации об организме ребенка, об основных закономерностях его роста и развития, о специфических особенностях каждого. К. Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Поэтому вся работа по физическому воспитанию детей и применению здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду строиться с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. 5
В современных условиях полноценное воспитание и развитие здорового ребенка возможно только при интеграции образовательной и лечебно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и, следовательно, тесного взаимодействия педагогов и медицинского персонала. Так, в начале года, после оценки физического развития и здоровья детей, совместно с медиками ДОУ заполняем листы здоровья, физического и двигательного развития детей. Вместе разрабатываем рекомендации к построению педагогического процесса с детьми, имеющими отклонения в развитии (Приложение 1). Получаем дополнительную информацию о детях от психолога, логопеда и родителей, через анкетирование, индивидуальные беседы. Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ строится с учетом требований Основной общеобразовательной программы МБДОУ д/с № 6, разработанной на основе программы «Детство» под редакцией В. И. Логиновой и Т.И. Бабаевой (с 2 до 7 лет), и «Программой воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А. Васильевой (с 1 г.6 м. до 2 лет) и в соответствии с Программой «Здоровье» разработанной коллективом МБДОУ д/с № 6, принятой педагогическим советом (протокол №2 от 28.11.2011 г.) и утвержденной приказом заведующего детским садом № 334/1 от 28.11.2011 года. Кроме этого, исходя из условий нашего дошкольного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей, мы смогли включить в систему физкультурно-оздоровительных следующие
здоровьесберегающие

технологии.

Пальчиковая

гимнастика
– Пальчиковая гимнастика является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным за- болеваниям, а также средством управления своим телом, что предотвратит возможность возникновения детских неврозов. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами, проводится в любой удобный отрезок времени. 
Дыхательная

гимнастика
– Проводятся в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Для этого необходимо обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. В проведение дыхательной гимнастики, включаем
звуковое

дыхание М. Лазарева
. Комплекс звукового дыхания направлен на стимуляцию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации. Кроме того, звуковая вибрация позволяет улучшить микроциркуляцию в области легочных альвеол, стимулирует деятельность диафрагмы, улучшает дренаж мокроты, расслабляет мускулатуру бронхов, повышает эмоциональный тонус. Упражнения этого комплекса могут выполняться ежедневно, 6
упражнения подойдут для физминуток, динамических пауз, а так же как элемент расслабления – перед сном. 
Гимнастика для глаз
– Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они лишь во время сна. Вот почему выполнение гимнастики для глаз полезно для гигиены и профилактики нарушения зрения. В своей работе используем игры и упражнения разработанные специалистами по охране зрения детей В. Ф. Базарным, Э. С. Аветисовым и Г. А. Шичко. Их рекомендуется проводить в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. 
Бодрящая гимнастика после сна
– Гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Форма её проведения может быть различна (гимнастика пробуждения в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера и т.д.). Мы широко используем босохождение по массажным дорожкам – оно проводится в сочетании с контрастными воздушными ваннами ежедневно, до и после дневного сна. Массажную дорожку составляют из пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристая дорожка, резиновые коврики, кольца с шипами и др. Воспитанники занимаются в одних трусиках, босиком). 
Корригирующая гимнастика
– форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. В своей работе широко использую к
омплексы

самооздоровления В.Т. Кудрявцева
– провожу их, как часть физкультурного занятия, развлечения, во время проведения утренней, бодрящей и корригирующей гимнастики, а также во время проведения индивидуальной работы с детьми, имеющими отклонения в физическом развитии. 
Психогимнастика по методике М. Чистяковой
– Используется для организации психологической безопасности детей дошкольного возраста в коллективе детей. Её элементы включаю в физкультурные занятия и развлечения. Такие игры и упражнения помогают снятию психоэмоционального напряжения, развивают умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим, демонстрируют различные эмоции (зависти, страха, радости). Это помогает обучать детей регулировать свое эмоциональное состояние, правильно реагировать на жизненные обстоятельства. 
Релаксация
– проводится в зависимости от состояния детей и целей, для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы. 
Оздоровительные игры А. С. Галанова
– Эти игры и упражнения, направлены на развитие ребенка и преодоление последствий его заболеваний (игры на формирование правильной осанки, преодоление плоскостопия, снижение веса, преодоление болезней носа 7
и горла, задержки психического развития и т.д.). Проводятся во всех формах физкультурно- оздоровительной работы с детьми всех возрастов. 
Гимнастика

маленьких

волшебников.

Элементы

йоги

для

детей

по

Нестерюк Т. и Шкода А.
– Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Применяется чаще всего с целью улучшения протекания нервных процессов пу тем воздействия на некоторые активные точки. В основном это самомассаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, а также на пальцах рук. Например: «Лепим ушки для Чебурашки», «Лепим» красивое лицо». Эти игровые упражнения могут проводиться во всех возрастных группах. Например: «Лепим ушки для Чебурашки», «Лепим» красивое лицо». 
Игровой массаж А. Уманской и К. Динейки.
– Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом, руками, ногами, ушами. Он основан на стимуляции биологически активных точек. Является доступным для детей всех возрастов. 
Обширное

умывание
– Как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Проводится после сна. Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий во время умывания. 
Цветотерапия
– Цвет оказывает огромное влияние на человека, не зависимо от того, обращаем мы на него внимание или нет. Поэтому уделяем особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ и групповых помещений. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Желтый цвет – цвет здоровья, дает жизненную энергию, улучшает настроение, положительно влияет на учебу и приобретение навыков. Зеленый цвет – дает уверенность в себе, успокаивает нервную систему. Не стоит красить стены в темные и холодные тона, тем более в условиях Крайнего севера, где подолгу длится полярная ночь. 
Экологический

ландшафт
– Создание здоровой экологической среды. В данном случае для нас речь идет о выборе растений в групповых комнатах, которые обладают полезными свойствами. Например, хлорофитум и аспарагус – прекрасно очищает воздух от пыли. Герань – полезна детям с заболеваниями дыхательных путей. Бегонии снижают общее содержание микробных клеток в воздухе помещений. Бальзамин контролирует влажность воздуха. Для внедрения в учебно-воспитательный процесс ДОУ данных здоровьесберегающих методик и технологий была разработана определенная структура. 8

Структура внедрения здоровьесберегающих

методик и технологий в УВП ДОУ

I.Вводный этап

Подготовительный
1. Ознакомление с теоретическими основами методики, технологии. 2. Определение оздоровительной направленности и значимости для ребенка. 3. Изучение мнения родителей и получение согласия на внедрение технологий.
II. Основной этап

Практический
1. Создание условий и оформление необходимого материала. 2. Включение методики в педагогический процесс.
III.

Заключительный

этап

Аналитический
1. Анализ результатов использования методик и технологий: - диагностика физической подготовленности детей; - анализ заболеваемости; - спецопрос родителей и педагогов. 2. Показ результатов: - открытые мероприятия; - выступления; - оформление наглядного материала. 3. Выводы и предложения. Вместе с педагогическим коллективом мы разработали и внедрили специальное планирование по использованию этих методик в режиме дня. Для удобства использования некоторых методик в работе с детьми были составлены: 1. Картотеки оздоровительных игр: 2. Картотека игрового массажа. 3. Составлены оздоровительные комплексы:  дыхательной гимнастики;  пальчиковой гимнастики;  гимнастики для глаз;  гимнастики для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Анализ физкультурно-оздоровительной работы показал снижение заболеваемости детей и стабильно положительные результаты их физической подготовленности.
Таким

образом,

внедрение

здоровьесберегающих

технологий

и

вся

система

физкультурно-оздоровительной работы позволяет достичь положительной динамики
9

в снижении заболеваемости и высоких результатов по физической подготовленности

детей.
Мы очень надеемся, что каждая из этих технологий в итоге поможет сформировать у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие, а применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. 10


В раздел образования