ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДИК В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Автор: Арсентьева Наталья Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с№6 Населённый пункт: Мурманская область, г.Североморск, пгт.Сафоново Наименование материала: статья Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДИК В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад № 6
СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДИК В
РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ »
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд
воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная
жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский
В современном российском обществе сохраняется неблагоприятная демографическая
ситуация.
При
этом,
по
определению
Всемирной
Организации
Здравоохранения,
демографический потенциал страны определяют дети до 5 лет включительно, т.е. дети
дошкольного возраста. ВОЗ констатирует «Проблема сохранения жизни, и здоровья
детей в возрасте до 5 лет является важнейшей стратегической задачей сохранения
жизни и здоровья населения в целом; инвестиции в здоровье детей на ранних этапах
развития предполагают получение большой отдачи на следующих этапах их жизни и
полезны для всего населения».
На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого
роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его
сохранения
и
укрепления.
Этому
искусству
и
должно
уделяться
как
можно
больше
внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные
навыки
по
формированию
здоровья,
это
самое
благоприятное
время
для
выработки
правильных
привычек,
которые
в
сочетании
с
обучением
дошкольников
методам
совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Анализ заболеваемости воспитанников детского сада показал достаточно высокий
уровень
распространенности
простудных
и
респираторных
заболеваний,
нарушения
опорно-двигательного
аппарата
(12,5%),
хронических
заболеваний
органов
дыхания
(10,1%), сердечно-сосудистой системы (28,4%) и эндокринной системы (9,1%).
Таким образом, перед педагогами нашего детского сада встала необходимость
активизации методической работы по данному направлению, которая бы отражала систему
деятельности ДОУ по здоровьесбережению детей.
Очевидно, что процесс воспитания и обучения не может строиться за счет ресурсов
здоровья ребенка, а должен быть направлен на выполнение единой цели.
Основная цель работы:
сохранение
и
укрепление
физического
и
психического
здоровья
детей,
совершенствование их физического развития, создание устойчивой мотивации и
1
потребности
в
сохранении
своего
здоровья
в
особых
климато-географических
условиях Крайнего Севера.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
разработать
эффективную
комплексную
систему
формирования
здоровья
детей
дошкольного возраста;
обосновать
и
внедрить
в
деятельность
дошкольного
учреждения
эффективные
ф ормы
оздоровле н и я
дош коль н и ков
п о с редс т вом
и с п о л ь з о в а н и я
здоровьесберегающих технологий и методик;
снизить
уровень
заболеваемости,
укрепить
здоровье
детей,
формировать
мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.
Для успешного решения поставленных задач в нашем дошкольном учреждении
созданы все необходимые условия. Это, прежде всего здоровьесберегающая предметно-
развивающая среда:
физкультурный зал, оборудованный стандартным и нестандартным оборудованием
и другими спортивными атрибутами и тренажерами (велотренажеры, батут, сухой
бассейн, эллипсоид, беговая дорожка, диски здоровья, балансиры);
спортивная площадка, оборудованная стационарным оборудованием для развития
основных
видов
движения,
позволяющая
проводить
физкультурные
занятия,
оздоровительный бег и спортивные мероприятия на открытом воздухе;
в
группах
созданы
спортивные
мини
-
центры,
оснащенные
спортивным
инвентарем,
нетрадиционным
оборудованием:
для
профилактики
нарушений
осанки, плоскостопия, зрения, заболеваний верхних дыхательных путей;
медицинское оборудование - витофоны, ультразвуковые ингаляторы, ингаляторы
«Ромашка».
Триаду здоровья составляют гигиенические факторы, закаливание и физические
упражнения. Для того чтобы обеспечить воспитание здорового ребенка, работа в нашем
дошкольном учреждении строится в следующих направлениях:
1.
Создание экологически благоприятных условий для физического развития и
снижения заболеваемости:
соблюдение
санитарных
и
гигиенических
требований
(подбор
мебели
в
соответствии с ростом детей);
сквозное проветривание (3 – 5 раз в день в отсутствии детей);
обеспечение температурного режима и чистоты воздуха;
кварцевание
групповых
помещений
для
детей
раннего
возраста
в
период
2
эпидемии гриппа и ОРВИ;
специальный подбор комнатных растений, поглощающих вредные химические
вещества, выделяющих фитонциды и увлажняющих воздух («Экологический
ландшафт»);
специальный выбор цветовой гаммы интерьеров ДОУ и групповых помещений.
2.
Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации педагогов
дошкольного учреждения.
3.
Комплексная
диагностика
и
исследование
состояния
здоровья
детей
специалистами:
Осмотр детей узкими специалистами городской детской поликлиники;
Регулярный осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;
Обследование учителем-логопедом ДОУ;
Обследование
психо-эмоционального
состояния
детей
педагогом-психологом
ДОУ;
Выявление
нарушений
двигательной
активности,
координации
движений
в
беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду;
Диагностирование
общей
физической
подготовленности
детей
в
начале
и
конце учебного года.
4.
Рациональная организация двигательной деятельности детей:
физкультурные занятия;
утренняя, бодрящая, корригирующая гимнастика;
физкультминутки, динамические паузы и динамические часы;
подвижные, спортивные игры и упражнения на прогулке;
оздоровительный бег, ходьба;
прогулки-походы;
активный отдых (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, каникулы);
самостоятельная двигательная деятельность;
индивидуальная
и
дифференцированная
работа
(с
детьми,
имеющими
отклонения в физическом и двигательном развитии).
5.
Система эффективного закаливания с учетом индивидуальных особенностей
детей и условий в детском саду. При этом используется комплекс процедур:
ежедневные оздоровительные прогулки;
прием и утренняя гимнастика на свежем воздухе;
ходьба босиком (босохождение) по ребристым дорожкам до и после сна, на
3
занятиях по физической культуре;
воздушные ванны в облегченной одежде;
сон без маек;
игровой массаж;
дыхательная гимнастика;
обширное умывание;
игры с водой;
полоскание
рта
водой
комнатной
температуры,
отваром
трав,
солевым
раствором.
6.
Лечебно-профилактическая
работа.
В
его
рамках
проводятся
следующие
мероприятия:
Постоянный контроль осанки;
Контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;
Контроль за физическими нагрузками для переболевших детей и для де тей,
находящихся на диспансерном учете по поводу сопутствующих заболеваний
(пиелонефрит, пороки сердца и пр.);
сбалансированное питание;
вакцинация против гриппа;
потребление фитонцидов (чеснока и лука);
употребление соков и фруктов (второй завтрак);
прием поливитаминов;
аэрофитотерапия;
закладывание оксолиновой мази в нос;
ингаляции.
7.
Использование
практически
апробированных
и
разрешенных
методик
нетрадиционного оздоровления детей.
8.
Комплекс психогигиенических мероприятий:
психодиагностика;
элементы релаксации;
элементы музыкотерапии (музыкальное сопровождение режимных
моментов, музыкальное оформление фона занятий,
музыкально-театральная
деятельность, хоровое пение);
индивидуальные
и
подгрупповые
занятия,
направленные
на
коррекцию
познавательных процессов и эмоциональной сферы;
4
обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ.
9. Профилактическая и коррекционная работа:
реабилитация детей, перенесших простудные заболевания дыхательных путей
(щадящий и гибкий режимы, расчет физических нагрузок);
профилактическая работа с детьми, имеющими склонность к формированию
нарушений осанки;
профилактическая работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к
плоскостопию, со слабо сформированной стопой;
индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений;
коррекция психоэмоциональной сферы;
индивидуальная работа в спортзале и на прогулке, проводимая инструктором по
физической культуре и воспитателями групп.
10. Консультативно-информационная работа с родителями:
оказание
консультативной
помощи
всем
участникам
образовательного
процесса
(в
детском
саду
работает
консультационный
пункт,
«Школа
заботливого
родителя»,
проводятся
консультации,
семинары
практикумы,
круглые столы с просмотром видеоматериалов и т.д.);
анкетирование;
родительские
собрания;
дни открытых дверей;
открытые просмотры оздоровительных мероприятия в режиме дня;
активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ по
мероприятиям
годового
плана
(участие
в
совместных
праздниках
и
развлечениях, обмен опытом семейного воспитания);
оформление папок, ширм, консультаций, информационных стендов, буклетов,
фото стендов, газет.
Важно подчеркнуть, что для правильной организации физкультурно-оздоровительной
работы, необходимо владеть всем арсеналом информации
об организме ребенка, об
основных закономерностях его роста и развития, о специфических особенностях каждого.
К. Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях,
то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
Поэтому
вся
работа
по
физическому
воспитанию
детей
и
применению
здоровьесберегающих
технологий
в
нашем
детском
саду
строиться
с
учетом
их
физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья.
5
В
современных
условиях
полноценное
воспитание
и
развитие
здорового
ребенка
возможно
только
при
интеграции
образовательной
и
лечебно-оздоровительной
деятельности
дошкольного
учреждения
и,
следовательно,
тесного
взаимодействия
педагогов и медицинского персонала. Так, в начале года, после оценки физического
развития и здоровья детей,
совместно с медиками ДОУ заполняем листы здоровья,
физического
и
двигательного
развития
детей. Вместе
разрабатываем
рекомендации
к
построению
педагогического
процесса
с
детьми,
имеющими
отклонения
в
развитии
(Приложение 1). Получаем дополнительную информацию о детях от психолога, логопеда и
родителей, через анкетирование, индивидуальные беседы.
Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ строится с учетом
требований Основной общеобразовательной программы МБДОУ д/с № 6, разработанной
на основе программы «Детство» под редакцией В. И. Логиновой и Т.И. Бабаевой (с 2 до 7
лет),
и
«Программой
воспитания
и
обучения
в
детском
саду»,
под
редакцией
М.А.
Васильевой (с 1 г.6 м. до 2 лет) и в соответствии с Программой «Здоровье» разработанной
коллективом
МБДОУ
д/с
№
6,
принятой
педагогическим
советом
(протокол
№2
от
28.11.2011 г.) и утвержденной приказом заведующего детским садом № 334/1 от 28.11.2011
года.
Кроме этого, исходя из условий нашего дошкольного учреждения, профессиональной
компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей, мы смогли включить
в
систему
физкультурно-оздоровительных
следующие здоровьесберегающие
технологии.
Пальчиковая
гимнастика
– Пальчиковая
гимнастика
является
действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным за-
болеваниям, а также средством управления своим телом, что предотвратит возможность
возникновения
детских
неврозов.
Рекомендуется
всем
детям,
особенно
с
речевыми
проблемами, проводится в любой удобный отрезок времени.
Дыхательная
гимнастика –
Проводятся
в
различных
формах
физкультурно-оздоровительной работы. Для этого необходимо обеспечить проветривание
помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед
проведением процедуры. В проведение дыхательной гимнастики,
включаем звуковое
дыхание М. Лазарева . Комплекс звукового дыхания направлен на стимуляцию обменных
процессов в клетках за счет звуковой вибрации. Кроме того,
звуковая вибрация позволяет
улучшить
микроциркуляцию
в
области
легочных
альвеол,
стимулирует
деятельность
диафрагмы, улучшает
дренаж
мокроты,
расслабляет
мускулатуру
бронхов,
повышает
эмоциональный
тонус.
Упражнения
этого
комплекса
могут выполняться ежедневно,
6
упражнения
подойдут
для
физминуток,
динамических
пауз,
а
так
же
как
элемент
расслабления – перед сном.
Гимнастика для глаз – Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а
отдыхают они лишь во время сна. Вот почему выполнение гимнастики для глаз полезно
для гигиены и профилактики нарушения зрения. В своей работе используем игры и
упражнения разработанные специалистами по охране зрения детей В. Ф. Базарным, Э. С.
Аветисовым и Г. А. Шичко. Их рекомендуется проводить в зависимости от интенсивности
зрительной нагрузки с младшего возраста.
Бодрящая гимнастика после сна – Гимнастика после дневного сна помогает
улучшить
настроение
детей,
поднять
мышечный
тонус,
а
также
способствует
профилактике нарушений осанки и стопы.
Форма её проведения может быть различна
(гимнастика пробуждения в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера и т.д.).
Мы широко используем босохождение по массажным дорожкам – оно проводится в
сочетании с контрастными воздушными ваннами ежедневно, до и после дневного сна.
Массажную дорожку составляют из пособий и предметов, способствующих массажу
стопы (ребристая дорожка, резиновые коврики, кольца с шипами и др. Воспитанники
занимаются в одних трусиках, босиком).
Корригирующая гимнастика
– форма проведения зависит от поставленной
задачи
и
контингента
детей.
В
своей
работе
широко
использую
к омплексы
самооздоровления В.Т. Кудрявцева – провожу их, как часть физкультурного занятия,
развлечения, во время проведения утренней, бодрящей и корригирующей гимнастики, а
также во время проведения индивидуальной работы с детьми, имеющими отклонения в
физическом развитии.
Психогимнастика по методике М. Чистяковой – Используется для организации
психологической безопасности детей дошкольного возраста в коллективе детей.
Её элементы
включаю в физкультурные занятия и развлечения. Такие игры и упражнения помогают
снятию психоэмоционального напряжения, развивают умение чувствовать настроение и
сопереживать окружающим, демонстрируют различные эмоции (зависти, страха, радости).
Это
помогает
обучать
детей
регулировать
свое
эмоциональное
состояние,
правильно
реагировать на жизненные обстоятельства.
Релаксация – проводится в зависимости от состояния детей и целей, для всех
возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.
Оздоровительные игры А. С. Галанова – Эти игры и упражнения, направлены
на развитие ребенка и преодоление последствий его заболеваний (игры на формирование
правильной осанки, преодоление плоскостопия, снижение веса, преодоление болезней носа
7
и горла, задержки психического развития и т.д.). Проводятся во всех формах физкультурно-
оздоровительной работы с детьми всех возрастов.
Гимнастика
маленьких
волшебников.
Элементы
йоги
для
детей
по
Нестерюк Т. и Шкода А. – Точечный массаж как элемент психофизической тренировки
способствует
расслаблению
мышц
и
снятию
нервно-эмоционального
напряжения.
Применяется
чаще
всего
с
целью
улучшения
протекания
нервных
процессов
пу тем
воздействия на некоторые активные точки. В основном это самомассаж активных точек на
подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, а также на пальцах рук.
Например:
«Лепим
ушки
для
Чебурашки»,
«Лепим»
красивое
лицо».
Эти
игровые
упражнения могут проводиться во всех возрастных группах. Например: «Лепим ушки для
Чебурашки», «Лепим» красивое лицо».
Игровой массаж А. Уманской и К. Динейки.
– Суть
его
заключается
в
выполнении
комплекса
игровых
упражнений с
носом,
руками,
ногами,
ушами.
Он
основан на стимуляции биологически активных точек. Является доступным для детей всех
возрастов.
Обширное
умывание –
Как эффективный вид закаливания рекомендуется
для детей среднего и старшего возраста. Проводится после сна. Суть обширного умывания
заключается
в
следующем:
ребенок, раздетый
до
пояса,
в
быстром
темпе,
самостоятельно выполняет ряд последовательных действий во время умывания.
Цветотерапия – Цвет оказывает огромное влияние на человека, не зависимо от
того, обращаем мы на него внимание или нет. Поэтому уделяем особое внимание цветовой
гамме интерьеров ДОУ и групповых помещений. Правильно подобранные цвета снимают
напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Желтый цвет – цвет здоровья,
дает
жизненную
энергию,
улучшает
настроение,
положительно
влияет
на
учебу
и
приобретение навыков. Зеленый цвет – дает уверенность в себе, успокаивает нервную
систему. Не стоит красить стены в темные и холодные тона, тем более в условиях
Крайнего севера, где подолгу длится полярная ночь.
Экологический
ландшафт
–
Создание
здоровой
экологической
среды.
В
данном случае для нас речь идет о выборе растений в групповых комнатах, которые
обладают
полезными
свойствами.
Например,
хлорофитум
и
аспарагус
–
прекрасно
очищает воздух от пыли. Герань – полезна детям с заболеваниями дыхательных путей.
Бегонии снижают общее содержание микробных клеток в воздухе помещений. Бальзамин
контролирует влажность воздуха.
Для внедрения в учебно-воспитательный процесс ДОУ данных здоровьесберегающих
методик и технологий была разработана определенная структура.
8
Структура внедрения здоровьесберегающих
методик и технологий в УВП ДОУ
I.Вводный этап
Подготовительный
1.
Ознакомление
с
теоретическими
основами
методики,
технологии.
2.
Определение
оздоровительной
направленности
и
значимости для ребенка.
3.
Изучение
мнения
родителей
и
получение
согласия
на
внедрение технологий.
II. Основной этап
Практический
1.
Создание условий и оформление необходимого материала.
2.
Включение методики в педагогический процесс.
III.
Заключительный
этап
Аналитический
1.
Анализ результатов использования методик и технологий:
- диагностика физической подготовленности детей;
- анализ заболеваемости;
- спецопрос родителей и педагогов.
2.
Показ результатов:
- открытые мероприятия;
- выступления;
- оформление наглядного материала.
3.
Выводы и предложения.
Вместе
с
педагогическим
коллективом
мы
разработали
и
внедрили
специальное
планирование по использованию этих методик в режиме дня.
Для удобства использования некоторых методик в работе с детьми были составлены:
1. Картотеки оздоровительных игр:
2. Картотека игрового массажа.
3. Составлены оздоровительные комплексы:
дыхательной гимнастики;
пальчиковой гимнастики;
гимнастики для глаз;
гимнастики для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.
Анализ физкультурно-оздоровительной работы показал снижение заболеваемости
детей и стабильно положительные результаты их физической подготовленности.
Таким
образом,
внедрение
здоровьесберегающих
технологий
и
вся
система
физкультурно-оздоровительной работы позволяет достичь положительной динамики
9
в снижении заболеваемости и высоких результатов по физической подготовленности
детей.
Мы очень надеемся, что каждая из этих технологий в итоге поможет сформировать у
детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие, а применение в
работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность
воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные
ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
10