Автор: Колесникова Ирина Васильевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МКДОУ №8 Населённый пункт: город Павловск, Воронежская область Наименование материала: Статья Тема: "Развитие правильных речевых навыков" Раздел: дошкольное образование
«Развитие правильных речевых навыков»
Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития
детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса
обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков
дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил.
1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания
взрослых являются образцом для правильного, а зачастую и неправильного
развития лексической, грамматической сторон речи.
2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:
- посредством называния окружающих предметов и явлений развивать
предметный словарь (например, «Это мяч», «Это шапка» и т.д.)
- в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку
возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах,
правильно употреблять грамматические формы и т.д. ( например: «Это
книга», «Нет книги», «Ищу книгу» и т.д.)
- обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы
– глаголы, на примерах из повседневной жизни учить детей
дифференцировать их по смыслу (например: встал, лег, зашил дырку и т.д.)
- привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению
пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например,
«Положи карандаш на стол», «Возьми карандаш со стола» и т.д.)
- совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры
( например, игра: «Уменя синий шар, а что у тебя…» - желтое яблоко, красная
машина и т.п.)
3. Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, ее
качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (например, как
готовим: варим, жарим, печем, чистим и т.д.)
4. Важную ролб в организации работы должны оказывать любимые игрушки
ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании
связной речи. Составление коротких предложений, их распространение,
составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о
любимой игрушке принесут большое удовольствие ее обладателю – ребенку.
5.Важно, чтобы вся вышеизложенная работа происходила на высоком
эмоциональном подъеме ребенка и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме
позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи.
6. Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной:
то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень
унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а
наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая
родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать
речевые затруднения.