Автор: Шульц Мария Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №77" Населённый пункт: Пермский край, город Березники Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Путешествие в космос" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 77»
Методическая разработка мероприятия
квест-игра
«Тайна 11 планеты»
Разработали воспитатели МАДОУ
«Детский сад №77»
Шульц М.А.
Березники, 2017
Сценарий мероприятия
Тема мероприятия: «12 апреля - День Космонавтики»
Название: «Тайна 11 планеты»
Время: 60 минут
Форма проведения мероприятия: квест-игра
Цели:
активизировать знания детей об окружающем мире, о Земле,
формировать умение развивать сюжет игры на основе полученных
ранее знаний.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить у детей знания об истории развития космонавтики.
Закрепить знания детей о планетах, входящих в Солнечную систему.
Подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть
только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный
человек.
Закрепить знания геометрических фигур.
Формирование навыков здорового образа жизни.
Закрепление навыков выполнения основных движений, умение
ориентироваться в помещении.
Развивающие:
Развивать координацию движений, внимание.
Развивать конструктивные навыки.
Воспитательные:
Способствовать формированию чувства патриотизма и сознания
гражданина своей Родины, знающего её историю, уважительно
относящегося к славным свершениям предшествующих поколений.
Формирование навыков общения, умения работать в коллективе.
Воспитывать информационную культуру.
Активизация словаря:
Солнечная
система-
Планеты
Меркурий,
Марс,
Венера,
Земля,
Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Предварительная работа :
Беседа с детьми о предстоящем празднике – 12 апреля «День
космонавтики», тематические занятия, рисование космических
спутников, ракет и космонавтов в скафандре, чтение художественной
литературы о космосе, просмотр мультфильмов.
Материал и оборудование:
Конверт с геометрическими фигурами, обручи, ракетки, мячи,
мешочки метательные, корзины, мелкие игрушки, шарф, акварельные
краски, свечка, кисти, стакан с водой, бумага А4, конверты.
План
1.Вводная часть
а) Вступительное слово ведущего
б) Мотивация
в) Представление команд
г) Сообщение целей и задач
2. Основная часть мероприятия
Общие правила квест-игры
1)
Испытание «Планета Меркурий » - группа №20
2)
Испытание «Планета Венера» - холл 2 этажа
3)
Испытание «Планета Сатурн» - спортивный зал
4)
Испытание «Ракетодром» - группа №16
5)
Испытание «Планета Нептун» - группа №15
6)
Испытание «Планета Плутон» - кабинет завхоза
7)
Испытание «Планета Юпитер» - спортивный зал
8)
Испытание «Планета Марс» - на 1 этаже у зеркала
9)
Испытание «Планета Земля» - группа №18
10)
Испытание «Планета Уран» - методический кабинет
11)
Расшифровать послание - музыкальный зал
3.Заключительная часть мероприятия.
Подведение итогов мероприятия, награждение команд и участников.
Содержание мероприятия
1.Вводная часть (музыкальный зал)
Ведущий:
Здравствуйте ребята!
Мы
приветствуем
вас
на
мероприятии,
посвященном
Международному
дню
космонавтики!
Первый
полет
человека
в
космос длился всего 108 минут, но этот подвиг советского пилота-
ко смонавт а
заст авил
заговорить
о
нем
всю
ми р о ву ю
общественность. Событие 12 апреля 1961 года положило начало
новой эры в истории освоения людьми космического пространства и
открыло путь в космос еще многим и многим отважным летчикам,
отправляющимся покорять бескрайние просторы Вселенной.
Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена
людей, открывших новую сферу человеческой деятельности.
Наше
сегодняшнее
мероприятие
называется
«Тайна
11
планеты». Сегодня в увлекательное путешествие мы отправляем 3
экипажа. (Представление команд)
Каждая
команда
сегодня
отправится
в
путешествие
по
индивидуальному маршруту. Этот путь указан в маршрутном листе.
На
каждой
станции
вы
должны
выполнить
задание,
и
за
выполненное правильно задание вы получаете листочек со словами,
когда вы побываете на всех станциях и выполните все задания, вы
сможете расшифровать послание от Юрия Алексеевича Гагарина.
Время пребывания на станциях ограничено – 5 минут.
Итак, попрошу командиров команд подойти за маршрутными
листами.
2. Основная часть мероприятия
Общие правила квест-игры:
Каждая команда, в соответствии с направлением, указанном в
маршрутном листе, перемещается из одной группы в другую для
выполнения задания. В каждой группе приготовлено для участников
задание,
за
правильное
выполненное
задание,
ребята
получают
листочек со словами
( это часть послания от Ю.А.Гагарина) послание поделено на
10 частей. Время выполнения задания – 5 минут.
1)
Испытание «Планета Меркурий » - группа №20
2)
Испытание «Планета Венера»- холл 2 этажа
3)
Испытание «Планета Сатурн»- спортивный зал
4)
Испытание «Ракетодром» - группа №16
5)
Испытание «Планета Нептун» - группа №15
6)
Испытание «Планета Плутон» - кабинет завхоза
7)
Испытание «Планета Юпитер» - спортивный зал
8)
Испытание «Планета Марс» - на 1 этаже у зеркала
9)
Испытание «Планета Земля» - группа №18
10) Испытание «Планета Уран» - методический кабинет
11)
Расшифровать послание - музыкальный зал
Проверка выполнения задания каждой команды
Подведение итогов мероприятия, награждение команд и участников
Ведущий:
Вы прошли все испытания. Все команды справились со всеми
заданиями
и
смогли
расшифровать
тайное
послание
от
Юрия
Алексеевича Гагарина.
Тайное послание от Ю.А.Гагарина:
«Облетев Землю в корабле - спутники, я увидел, как
прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и
преумножать её!»
3. Заключительная часть мероприятия
Ведущий:
Все справились со всеми заданиями, и разгадали тайное послание от
Ю.А.Гагарина. Надеюсь, что всем вам понравилась наша игра, и вы
вспомнили
многоеоб о с во е н и и
ко с мо с а ,
о б исследователях,
космических полетах, космонавтах. А, возможно, даже сделали для
себя много открытий. Все участники нашей квест – игры получают
вот такие сладкие подарки. Спасибо вам ребята за игру!
ЗАДАНИЕ№1
«МЕРКУРИЙ»
Разложить карточки с названием планет по порядку, выстроив
солнечную систему.
Меркурий – Венера – Земля – Марс – Юпитер – Сатурн – Уран –
Нептун – Плутон
ЗАДАНИЕ№2
«ВЕНЕРА»
В плотной атмосфере Венеры практически ни чего не видно. Поэтому
находить нам придется на ощупь: Сначала смотрим на предметы в
комнате, потом завязываем глаза и находим названный предмет.
Потом тоже самое, с завязанными глазами находим на ощупь в тазу
предметы (найди два одинаковых, или найди предмет круглой формы,
или овальной формы.)
ЗАДАНИЕ№3
«САТУРН»
Мы находимся на планете Сатурн, нам требуется запустить
разведывательные зонды для изучения его колец.
Кольца изображает обруч, задача детей с разного расстояния
метательным мешочком попасть в обруч
ЗАДАНИЕ№4
«РАКЕТОДРОМ»
В конверте лежат геометрические фигуры разных
размеров и форм, дети должны за 5 минут выложить ракету на столе.
ЗАДАНИЕ№5
«НЕПТУН»
Бортовой компьютер нашей ракеты сообщил о том, что произошел
сбой данных, и сбились координаты для полета на следующую
планету. Теперь нам придется вычислять их вручную. Сейчас вам
раздадим листочки с примерами которые Вам надо решить.
П
8-6=
Т
2+3=
Н
10-3=
О
3+3=
У
10-6=
Л
9-6=
2
3
4
5
6
7
ЗАДАНИЕ №6
«ПЛУТОН»
Конкурс « Отгадайте загадку»
1.Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный ………(Телескоп)
2.Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет
Нам расскажет обо всем
Умный дядя….. (Астроном)
3.До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая ………..(Ракета)
4.У ракеты есть водитель.
Невесомости любитель.
По английски: «астронавт»,
А по русски……. (Космонавт).
ЗАДАНИЕ №7
«ЮПИТЕР»
Конкурс «Невесомость».
- Напомните мне, как называется состояние, при котором человек и
окружающие его предметы теряют вес? (Невесомость.)
- Наш конкурс называется «Невесомость». Нужно ракеткой загнать
воздушный шарик в корзину. Строимся в одну колонну.
ЗАДАНИЕ №8
«МАРС»
Задание: Ребятам предлагается слово КОСМОНАВТИКА. Из букв
этого слова нужно составить другие 5 слов.
Возможные варианты новых слов:
Нота
мост
Сок
канат
тик
Воск
тина
Нос
том
кит
Винт
сом
Сон
кон
кот
Маска
вата
Мина
сова
ток
Комната
вина
квас
наст
вакса
ЗАДАНИЕ №9
«ЗЕМЛЯ»
Испытание «Космические вопросы»
1- Как называется наша планета? (Земля).
2- Какую форму она имеет? (Форму шара).
3- Как называется спутник Земли? (Луна),
4- Сколько планет в Солнечной системе? (8 или 9).
5- Солнце – планета или звезда? (Звезда).
6- Какая планета самая большая. (Юпитер.)
7- Самая маленькая? (Меркурий).
8- Как называется профессия тех, кто летает в космос?
(Космонавт).
9- Кто был первым космонавтом? (Гагарин).
10- А кто первая женщина, полетевшая в космос? (Терешкова).
11- У какой из планет есть кольца? (У Сатурна.)
12- Одежда космонавта? (Скафандр.)
13- Как называется состояние, при котором человек и окружающие
его предметы теряют
вес? (Невесомость.)
14- Как называется оптический прибор для исследования и изучения
космических тел?
(Телескоп.)
ЗАДАНИЕ№10
«УРАН»
Задание: Нам нужно расшифровать тайное послание от инопланетян,
с помощью акварельных красок мы проведем опыт, для этого мы
берем кисточку и макаем ее в воду, а затем к краску, раскрашиваем
наш обычный листок бумаги, и увидим тайное послание от
инопланетян.
При помощи свечки, нужно заранее нанести рисунок на чистый лист
бумаги, для каждой команды. И когда дети будут наносить акварель,
то проявится рисунок, в том месте, где наносили свечку.
ЗАДАНИЕ №11
Собрать из всех собранных листочков с фразами, тайное послание от
Ю.А.Гагарина.
Облетев Землю в корабле - спутники, я увидел, как
прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и
преумножать эту красоту, а не разрушать её!»
Аналитическая справка
по результатам проведения квест-игры «Тайна 11 планеты»
в подготовительной группе №16.
Квест-игра была организована воспитателем Шульц М.А. в рамках тематической
недели, посвященной 55- летию со дня первого полёта человека в космос. Цель
игры: активизировать знания детей об окружающем мире, о Земле, формировать
умение развивать сюжет игры на основе полученных ранее знаний.
Квест «Тайна 11 планеты» -
содержательная, отвечающая интересам детей,
правильно
организованная
игра,
эффективное
педагогическое
средство,
позволившая
комплексно
решить
разнообразные
образовательные
и
развивающие задачи. Участниками квеста стали 23 ребенка подготовительной
группы. Из них, на основе свободного выбора были сформированы 3 команды,
каждая из которых получила свой маршрут движения.
Дети двигались по
маршруту и выполняли задания в различных помещениях детского сада: в
групповых
комнатах,
в
музыкальном,
спортивном
залах,
кабинетах
узких
специалистов, методическом кабинете.
Ключевую роль в игровом процессе
играло
решение
головоломок
и
задач,
требующих
от
игрока
умственных
усилий.
Выполнив одно задание, дети получали
подсказку к расшифровке
письма,
что
является
эффективным
средством
повышения
двигательной
активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Квест —
это
увлекательная
«живая»
игра
для
команды
из
нескольких
человек,
в
специально
оборудованном
для
этого
помещении.
Участникам
предлагается
выполнить определенное задание, ограниченное по времени 60—90 минутами.
Важнейшими
элементами
игры
в
жанре
квеста
являются
собственно
повествование и обследование мира.
Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений
(перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал, бассейн и в другие
помещения детского сада), так и на улице. Квест – это командная игра. Идея
игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания.
Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, в
процессе поиска «сокровищ» дети самостоятельно преодолевают препятствия
для достижения поставленной цели, где закрепляются навыки основных видов
движений (в метании, прыжках, лазании, беге, гибкости и ловкости и т.д.),
воспитываются командный дух, честность, упорство, дружеское отношение друг
к другу, т.к. только команда, которая выполнила правильно задание может
продолжить путь дальше. Во время предварительной работы детям необходимо
решать задачи-загадки о нравственных качествах человека, о дружбе и
взаимопомощи и тут же реализовывать их на практике. Содержание
подготовительных к игре бесед и рассматривание иллюстрации о морях и
океанах, мореплавателях, чтение приключенческих рассказов способствует
эмоциональному настрою и погружает ребёнка в мир приключений. Немного о
технологии проведения ИГРЫ. Квест – игра начинается в группе, где перед
детьми ставится цель - получить сокровища форта Баярд. Первые задания всегда
интеллектуального направления кроссворды, головоломки, складывание пазлов.
При решении интеллектуальных заданий у детей появляется желание решать
задачи в игре осмысливая их и находить нестандартное решение. Далее дети,
правильно сложив фото - пазлы, получают подсказку и видят, куда направится их
команда. Одним из направлений всегда является спортивная площадка
(спортивный зал или бассейн), где дети выполняют задания в виде спортивных
эстафет, с игровым содержанием: доплыть до подсказки по «Океану», забраться на
«мачту корабля», побывать в гостях у «Мудреца» и решить задачу подсказку и т.д.
за что получают поощрительные жетоны . При выполнении физических
упражнений дети стремятся к поиску оптимального (осмысленного) отношения к
этой задачи (например: отгадав загадку, нужно пролезть через «паутину» и снять с
нее правильную отгадку, загаданную старцем Фуро). Один из этапов может быть
музыкальный зал, где дети могут выполнить задания с музыкальным
сопровождением и использованием интерактивной доски; преодолеть страх и
«вытащить из-под покрывала записку, которая находится в одной емкости с
разными насекомыми и гадами). Заканчивается квест – игра решением всех задач,
поставленных перед игроками. Процесс интеграции также присутствует в квест –
играх. Он представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных
компонентов и элементов системы на основе взаимозависимости и
взаимодополняемости.
Выводы помогли определить цель педагогической концепции, которая заключается
в следующем: ловкость, быстрота реакции, выносливость, эмоциональный подъем,
легко преодолеваемые физические нагрузки наряду с развитием воображения и
пространственного мышления, это всё результат внедрения в воспитательно –
образовательный процесс игровой квест – технологии, а также формируются
основные качества для последующего обучения в школе — это самоанализ и
самооценка. После каждой ИГРЫ ребёнок анализирует свое место в команде,
командные действия и планирует, и прогнозирует результат дальнейших игр,
вместе с педагогом – наставником. Ребёнок учится проводить самоанализ своих
физических возможностей качеств, умений и навыков, планирует вместе с
педагогом наставником тренировочный процесс, понимая, что ему не хватило до
достижения оптимального результата: выносливости, быстроты, силы или
координации. Это тем более важно, потому что Квест, как универсальная игровая
технология включает у ребёнка соревновательные механизмы, что также создает
условия для более активного включения в игру, для повышения качества
выполнения заданий и достижения результата. Квест дает возможность в качестве
загадок включать деятельностные, проектные задания, что позволяет участникам
самостоятельно осваивать новые знания. Квест, как универсальная игровая
технология позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в
разнообразные виды детской деятельности. Можно не сомневаясь утверждать, что,
когда ребенок вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной
деятельности так же, как он в детстве вел себя в игре: планировать,
прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать свои физические и
нравственные качества.
Т.е. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и
саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной
познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.