Никто не учит маленького человека:
«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,
попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
Все дело в одной, в очень важной закономерности
нравственно-патриотического воспитания.
Если человека учат добру - учат умело, умно,
настойчиво, требовательно, в результате будетдобро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так),
в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,
потому, что и человеком его надо воспитать».
В.А. Сухомлинский
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения
сегодня одна из наиболее актуальных.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви
к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному
достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к
представителям других национальностей, но и воспитание уважительного
отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам
Отечества, государственной символике, традициям государства и
общенародным праздникам.
В системе образования России складывается особая культура поддержки
и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе –
психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации
российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых
требует построения адекватной системы психолого-педагогического
сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание
подрастающего поколения.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования
ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для
становления основ патриотического сознания детей, возможности
позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного,
морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и
творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту
видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации
процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень
любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все
инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя
это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие
возможности для систематического и последовательного нравственного
воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка,
эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе,
начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот
отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально
- психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и
сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь,
что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования
будущего гражданина.
Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с
отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с
любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе,
городу.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству,
стремление служить его интересам и готовность, вплоть до
самопожертвования, к его защите.
Основные задачи патриотического воспитания дошкольников
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье,
детскому саду, городу);
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к
ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Система работы по патриотическому воспитанию детей:
Ознакомление с предметами ближайшего окружения:
- Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества,
художественным промыслам;
- Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими.
Знакомить с людьми прославившими Россию;
- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;
Ознакомление с явлениями общественной жизни.
- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические
даты и праздники) ;
- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране,
городах, столице, символике государства;
- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры,
с названиями улиц, носящих имена известных людей;
- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение
представлений о стране, столице, символике государства;
Ознакомление с природой.
- Воспитание любви к природе родного края;
- Воспитание бережного отношения к родной природе;
- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны
родной природы.
Формы работы по патриотическому воспитанию
- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
-беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших
людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий
подбор песен и стихов для разучивания, целенаправленные игры ;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом.
Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте.
Семья. Детский сад. Родной город. Родная страна. Наша Армия
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине,
полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и
формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать
патриотом и гражданином своей страны.