Автор: Садченко Татьяна Дмитриевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ№22 Населённый пункт: с.Обильное Наименование материала: литературно-музыкальная композиция Тема: Чудная натура - Лермонтов Раздел: среднее образование
«Чудная натура» М.Ю. Лермонтова
В.В. Глемба, преподаватель
педагогического лицея,
г. Краснодар
ХОЗЯЙКА ГОСТИНОЙ: Добрый вечер! Уважаемые гости! Дорогие
ребята! Вы приглашены на открытие литературной гостиной нашей школы.
Литературная
гостиная,
литературный
салон,
литературные
среды,
четверги, пятницы…Они были модными в ХVIII-XIX веках.
Любовь к литературе, живописи, музыке требовала встреч, разговоров,
споров.
В литературных гостиных писатели и поэты читали свои произведения,
композиторы
представляли
музыкальные
произведения,
художники
–
картины…
В салоне 3. Волконской А.С. Пушкин познакомил публику с трагедией
«Борис Годунов»…
В литературной гостиной Софьи Карамзиной М.Ю. Лермонтов читал
свои стихотворения…
Много в свое время писали о литературных гостиных ХХ века, где
читающая публика знакомилась с Чеховым, Блоком, Есениным…
Эти встречи требовали большой аудитории. Поэтому из гостиных они
переходили в салоны и кафе…
Хотим и мы открыть литературную гостиную в нашей школе. Сегодня у
нас первая встреча – Лермонтовская. Почему? Да потому, что в нашем крае
стали традиционными Лермонтовские праздники. Лермонтовские дни.
Лермонтов! Наш Лермонтов!..
К живому – да, к живому! –
не к портрету наш взор
сегодня обращен к тебе,
соратнику по духу и борьбе,
мятежному и нежному поэту.
Нам видится тех давних лет отчизна,
Которую так горько ты любил,
Чей скромный вид тебе до слез был мил,
Где ты страдал – не понят и не признан.
Нам видится разгул жандармской силы,
Кощунство холуев, державших трон.
Ты русским был, служил родной России
И русской пулей намертво сражен.
Сражен поручик Лермонтов, повержен…
Но не повержен Лермонтов – поэт!
В. Подкопаев
«Дьявольский талант! Глубокий и могучий дух! Чудная натура!», -
сказал о Лермонтове В.Г. Белинский. А как нам оценить его? Где взять слова,
чтобы поведать о нем – и гордом, и великом?
Негасимая звезда его поэзии разгорается все ярче и ярче. Откройте
томик его стихотворений – на вас пахнет таким русским, родным, что вы
сразу почувствуете невольный трепет сердца, щемящее чувство боли, до слез
берущее вас в свой плен, плен добровольный, что зовется святой любовью к
Родине.
Наша Кубань крепкими узами связана с любимым поэтом. Он ходил по
нашей, кубанской земле, любил «ее степей холодное молчанье», «разливы рек
ее, подобные морям…»
В Тамани он останавливался во время поездки на Кавказ. Бродил в
задумчивости по берегу моря.
У нас в гостях сотрудник Кубанского литературного музея Слюсарева
Татьяна Витальевна. Ей мы и предоставляем слово… (рассказ «Лермонтов
на Кубани»).
Ученик читает стихотворение «Нет, я не Байрон…»
ГОСТЬ 1-й: Когда рождается поэт, гласит восточная мудрость, на небе
зажигается звезда. Когда же зажглась звезда Лермонтова?
В тот час, когда грянул выстрел на Черной речке, пуля, которого летит
до сих пор, раня сердца русских, каждого русского человека, в тот скорбный
для России час и родился поэт Лермонтов.
В холодный январский день он был там, у Пушкинского дома. Люди
стояли плотной стеной, говорили вполголоса, многие молчали и плакали…
Лермонтов отошел к набережной, задумался… Вдруг кто-то положит руку на
его
плечо.
Мишель
понял
голову
–
Василий
Семенов
перед
ним,
друг
Пушкина,
лицеист
второго
выпуска.
Полушепотом,
чтобы
не
слышал
племянник Петя, он сказал, что дуэль – это убийство, Дубельт и Бенкендорф
«для предотвращения дуэли» направили жандармов совсем в другую строну.
«Это же настоящий заговор против Пушкина!» - шептал Василий.
Поэт побледнел: «Заговор! Убийство! Домой! Скорей домой!»
Минуло 76 лет. Петя Семенов, мальчуган, с восторгом глядевший на
гусарского офицера, станет известным академиком Семеновым – Тянь –
Шанским
и
с
гордостью
скажет
на
закладке
памятника
Лермонтову
в
Петербурге, что встретился с поэтом у дома умирающего Пушкина.
А в тот январский вечер Лермонтов, обмакнув перо в чернила, написал
первые строки стихотворения, которое вошло во все хрестоматии мира:
Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой…
Перо быстро бегало по бумаге…
«Направили жандармов в другую сторону…» - вспоминалось Мишелю.
Рука
сама
нарисовала
в
углу
мужской
профиль…
Да
это
же
Дубельт!
Лермонтов дорисовал густые усы и бакенбарды. Сходство стало еще более
явным. И на ум пришла нужная строка:
Его убийца хладнокровно
Навел удар…Спасенья нет.
Не поднимая головы, на едином дыхании поэт строчил строку за строкой.
Слова за словом. Вот и последнее:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать…
Лермонтов перечитал стихотворение, взял чистые листы, на первом крупно
вывел «Смерть поэта» и стал переписывать набело.
Подписался под стихами и поставил дату – 28 января 1837 года.
Верные друзья поэта – Монго и Раевский – все еще сидели в соседней
комнате. Мишель, выйдя к ним с возбужденно блестящими глазами, быстро
положил листы на столик. Друзья стали читать…
- Мишель, ты пишешь: «И умер он с напрасной жаждой мщенья», а
ведь говорят, что он простил своим врагам.
-Не верю, не мог он простить, и Россия им не простит. Никогда!
Раевский
попросил
переписать:
стихи
должна
узнать
публика…
Сегодня! Сейчас!
- Завтра писарям в департаменте дам работу, - сказал он, - пусть
заготовят побольше. Дадим друзьям, знакомым и незнакомым.
- И я тоже, - сказал Монго.
Никому из них не могло прийти в голову, что скорбная весть была
преждевременной, что Пушкин был жив. 29 января, в два часа пополудни,
перестало биться сердце Александра Сергеевича…
А Петербург гудел. Многие упрекали Пушкина. Сплетничали о его
жене, о Дантесе, о царе Николае…
Возмущенный, взбешенный молодой поэт спорил с друзьями, с
двоюродными братьями. Он-то хорошо понимал, кто истинный убийца.
После очередного спора Мишель встал и торжественно, чеканя каждое слово,
прочитал:
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – все молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!..
Услужливая рука, - ох, уж эти услужливые руки! – не замедлив доставило
список стихов Его Величеству Николаю I с припиской «Воззвание к
революции».
И завертелась шарманка III отделения. Лермонтов был взят под арест.
А братья Романовы – царь Николай и Михаил – решали судьбу двух
дуэлянтов…
Решено: «Лейб-гвардии гусарского полка корнета Лермонтова за сочинение
стихотворения на смерть Пушкина перевесть тем же чином в Нижегородский
драгунский полк…» А Дантеса, «лишив чинов и приобретённого им
российского дворянского достоинства, записать в рядовые и выслать за
границу».
19 марта 1837 года двое бывших гвардейцев из разных полков по
распоряжению царя покидали северную столицу. Один ехал на запад, другой
– на юг. Один - на родину, другой – в изгнание. Один – к безбедной жизни,
другой – к возможной смерти. Один носил фамилию Дантес, другой –
Лермонтов…
Можно было бы на этом и закончить историю ссылки Михаила Юрьевича, но
мы дополним ее одним эпизодом, который поможет разобраться в
общественной обстановке тех лет.
Гость3 :
Юнкер Гвоздев, узнав, что Лермонтова арестовали, написал ответное
послание на его стихи:
Не ты ль сказал: «Есть грозный суд!»
И этот суд есть суд потомства.
Сей суд прочтет их приговор –
И на листе, как вероломство,
Он впишет имя их – позор…
Были, были в России горячие головы и преданные, искренние сердца!
Гость 4 :
Судьба неблагосклонно отнеслась к Михаилу Юрьевичу с детства…
Непримиримый треугольник – мать, отец, бабушка…
- Мишенька, - тихо позвала внука бабушка. – Я должна тебе сообщить
невеселые новости…
Он ждал. Только сердце стукнуло сильно и покатилось куда-то…
- Мне не хотелось будить тебя, но твой отец…
- Умер? – холодея от страха, произнес Михаил.
- Нет, он жив, успокойся, но он очень болен.
- Что же Вы не сказали мне ночью, бабушка! Боже мой, я могу опоздать!
Кони неслись, а ему казалось, что стоят на одном месте… Как ему хотелось
выскочить из экипажа и бежать, бежать по этой бесконечной дороге…
Бежать, пока не покажется на лужайке знакомый дом с широким крыльцом и
длинным коридором.
Михаил открыл на бегу знакомую дверь, остановился на пороге, пораженный
тишиной комнаты…
И эта тишина холодно ударила ему в сердце. Он понял, что опоздал… Отец!
Ушел отец! Ушел навсегда!
Сын смотрел на почти неизменившееся, все еще красивое лицо, и в памяти
одна за другой, вставали все их короткие и редкие встречи. Как их не хватало!
Отец в Москве. Каждый день он встречал его у пансиона. Как много они
бродили по столице! Как подолгу любовались золотыми маковками церквей!
Вспомнил Мишель, как в минуту волнения он взял в свою горячую ладошку
пальцы отца, а тот нежно прижал его к себе…
Отец, отец!
Вот он смотрит акварели сына. Восхищается прекрасной работой. А
карандашный рисунок «Ребенок тянется к матери»! Какой восторг он вызвал!
Сын вспомнил день, когда решился показать другому человеку свои стихи
«Молитва». Юрий Петрович медленно читал:
Не обвиняй меня, всесильный
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильной
Ее страстями я люблю…
Он вспоминал пораженное, удивленное лицо папеньки, словно услышал его
тихий голос: «Друг мой, как же это! Ведь тебе только 15 лет… Я не знал того,
что ты чувствуешь, ведь это… почти страшно…»
Слезы текли по щекам Михаила. Да, их было немного, таких счастливых
дней, когда они были вместе… «Жил со мной в разлуке и умер без меня», -
думал Мишель. И перед глазами возник еще один день, оставшийся ясным в
его детском сознании: день смерти матери, когда эти, лежащие теперь
неподвижно перед ним руки подняли его с пола, прижали крепко к груди и
голосом, которого он теперь уже никогда не услышит, отец произнес:
«Простись с матерью, Мишель…»
Рыданья вырвались из груди, сын обнял холодное тело отца, прижался к его
щеке и, чувствуя, что не может быть его судьей, простил ему все, что знал и
чего не знал и чего бабушка так и не простила…
Ночью Михаил сидел в кабинете отца. Здесь сохранился знакомый, с детства
любимый запах отцовских духов и ароматного табака. Он распечатал
переданный его теткой пакет, прочел первые строки – и заплакал, уронив
голову на стол, на завещание Юрия Петровича, полное любви и
благодарности к нему, к сыну…
«Ужасная судьба! Ужасная судьба. Я был причиной всех его мук, я!..»
Лошади в Москву шли медленно. Так велел Михаил Юрьевич. Сидя в
коляске, он писал, писал, зачеркивал, смахивал слезы и снова писал. Утром
он положил бабушке на стол исписанные листы бумаги: - Это я в дороге
написал. Прочтите!
Бабушка развернула листок:
Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть, -
прошептала она и закрыла глаза рукой…
(Стихотворение «Ужасная судьба отца и сына» читает ученик).
(Фортепьяно, Свиридов, из музыки к кинофильму «Метель»).
(Инсценировка – фрагменты поэмы «Мцыри» - Мцыри и монах).
Композиция «Три портрета», музыкальное сопровождение – скрипка
( читает учитель, играет – преподаватель музыкальной школы).
Гость 3 :
Н.Ф.И. Кто это? Товарищ? Любимая? Загадка! Загадка, которую решали
многие годы литературоведы.
Первое стихотворение «Любил с начала жизни я угрюмое уединенье»
относится к 1831 году.
С кем поэт делится сомнениями, которые прежде бережно таил от других?
Счастливцы, мнил я, не поймут
Того, что сам не разберу я,
И черных дум не унесут
Ни радость дружеских минут,
Ни страстный пламень поцелуя.
Мои неясные мечты
Я выразить хотел стихами,
Чтобы, прочтя сии листы,
Меня бы примирила ты
С людьми и буйными страстями.
К кому, как не к верному другу своему, который сумеет защитить и оправдать
в его глазах «бесчувственной» толпы, обращается Михаил Юрьевич:
Ты будешь ли моей защитой
Перед бесчувственной толпой?
Полные радужных надежд мечты рухнули… Ответа на его любовь не
последовало…
Целое столетие читающая публика не знала, кто скрывается под загадочными
буквами «Н.Ф.И.» И разгадать было очень трудно. Только Ираклий
Лаурсабович Андроников, разыскивающий «лермонтовский клад», в поисках
и догадках, ценой огромных усилий и упорного труда от внучки Н.Ф.И. узнал
тайну поэта.
Теперь мы знаем, что это – Наталья Федоровна Иванова, дочь драматурга
Иванова. Вот та (Портрет Н.Ф. Ивановой), которой поэт писал:
Когда я унесу в чужбину
Под небо южной стороны
Мою жестокую кручину,
Мои обманчивые сны,
И люди с злобой ядовитой
Осудят жизнь мою порой,
Ты будешь ли моей защитой
Перед бесчувственной толпой?
О, будь!.. О, вспомни нашу младость,
Злословья жертву пощади,
Клянися в том, чтоб вовсе радость
Не умерла в моей груди,
Чтоб я сказал в земле изгнанья:
Есть сердце, лучших дней залог,
Где почтены мои страданья
Где мир их очернить не мог…
А Наталья Федоровна? Любила ли она юного поэта? Увы, нет! Огорченный, -
уязвленный изменой любимой девушки, Лермонтов с горьким упреком пишет
ей:
Я не достоин, может быть
Твоей любви: не мне судить;
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты,
И я всегда скажу, что ты
Несправедливо поступила
(Хачатурян ,вальс к драме «Маскарад» - Нина и Арбенин.)
Гость 4 :
Печальный демон, дух изгнанья
Летал над грешною землей,-
читала в камере краснодонской тюрьмы истерзанным и измученным пытками
товарищам и друзьям Ульяна Громова.
«Демон» - поэма особенная в творчестве Михаила Юрьевича. В «Демоне»
гармонично и естественно переплелись мотивы любви и страданья, гордого
одиночества и непокорного мятежного духа. «Я царь познанья и свободы!» -
эти слова были родными по духу многим передовым людям России.
Творческая история «Демонов» тесно связана с имением Варвары
Александровны Лопухиной.
Варенька Лопухина покорила сердце поэта. Друг Лермонтова – Шан-Гирей
вспоминал:
«Будучи студентом, он был страстно влюблен… в молоденькую, милую,
умную, как день, и в полном смысле восхитительную Вареньку Лопухину.
Это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени
симпатичная… Чувство Лермонтова было к ней безотчетно, но истинно и
сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти».
Варенька Лопухина. Как чувствовала она его настроение. Только она могла
спросить у него: «Вы давеча много смеялись, но Вы не веселый. Отчего?»
Ей, милой Вареньке, он в день рожденья написал:
Я не могу не произнести,
Ни написать твое названье…
Для сердца тайного страданье
В его знакомых звуках есть…
А Варенька прижала листок к груди и, вспыхнув, убежала. Прочитав
стихотворение «Одиночество», она сказала ему при встрече: «Вы не одиноки.
Вы не должны так чувствовать и говорить. Вам кажется, что никто не хочет
делить с Вами грусть? Так вот: я хочу делить с Вами и Вашу грусть, и все,
что с Вами случится. И это ничего, что Вы страдаете из-за Вашей царицы…
Пусть Вы уезжаете. Я все равно останусь с Вами, и Вы это знаете».
Варенька, Варенька Лопухина…
Она оставалась в Москве, он уезжал в Петербург…
А вскоре он узнает, что Варенька – невеста другого… Никому нельзя верить в
этом мире! Даже Вареньке! Никому! А ведь в веселый вечер, так памятный
ему и ей, она сама сказала ему о любви…
Пройдут годы… Встретив ее в Москве, он упрекнет: «Вы больше не
Варенька. Та Варенька, которую я так любил, умерла… Для меня умерла…»
И в ответ услышал: «Как вы можете быть таким жестоким? Вы знаете, знаете,
что я не меняюсь!» Навсегда он запомнил ее взгляд, грустный, молящий…
Опять, опять я видел взор твой милый,
Я говорил с тобой.
И мне былое, взятое могилой,
Напомнило голос твой.
Вареньку, спасая от вольнодумного поэта, выдали замуж. А как не хватало
ему ее, верного, чуткого друга! Помимо воли руки его писала ее портреты на
многих листках. А этот («Испанская монархия») написан маслом
(демонстрируется портрет).
Но я Вас помню – да и точно,
Я Вас никак забыть не мог!
Во-первых, потому, что много
И долго, долго Вас любил,
Потом страданьем и тревогой
За дни блаженства заплатил;
Потом в раскаянье бесплодном
Влачил я цепь тяжелых лет
И размышлением холодным
Убил последний жизни цвет.
С тех пор ко мне явилась ты,
Моя любовь мне оборона
От порицаний клеветы.
Такой любви нельзя не верить…
Портрет Вареньки вы найдете и в романе «Герой нашего времени». Это –
Вера. Варвара Александровна Лопухина – Бахметова пережила поэта почти
на 10 лет, томилась долго, оплакивала его, страдала. Вот такая она, Варенька,
верный спутник его вдохновения до самых последних дней.
Многие поэтические создания Лермонтова связаны с этой большой, полной
душевной боли любовью. Ей он посвятил и «Демона».
Я кончил – и в груди невольное сомненье!
Займет ли вновь тебя давно знакомый звук
Стихов неведомых задумчивое пенье,
Тебя, забывчивый, но незабвенный друг?
(Шуберт, «Ожидание».)
Хозяйка гостиной :
Михаил Юрьевич был по – русски щедро, талантливо одарен природой: он
прекрасно играл на скрипке, фортепьяно, хорошо пел. Михаил рано начал
заниматься легкой атлетикой, рисованием. Во многих его альбомах немало
талантливо выполненных зарисовок.
Александра Верещагина, родственница Столыпиных, писала
двадцатилетнему поэту:
«Дорогой Мишель. Я больше не беспокоюсь о Вашем будущем, когда –
нибудь Вы станете великим поэтом…Вы мне ничего не говорите о Ваших
сочинениях. Я надеюсь, что Вы пишите хорошо…Что касается Вашего
рисования, говорят, что Вы делаете удивительные успехи, и я охотно этому
верю. Умаляю Вас, Мишель, не забрасывайте этот дар… А Ваша музыка?
Играете ли Вы по-прежнему увертюру «Немой из Портичи», поете ли Вы его,
как раньше, во все горло, до потери дыхания?»
Это письмо красноречиво говорит о мире увлечений нашего поэта.
Музыкальность стихов Лермонтова известна всем. Мы предлагаем вам
послушать романсы на слова Лермонтова в исполнении преподавателей
музыкальной школы и учащихся нашей школы под руководством учителя.
(«Белеет парус одинокий», «И скучно, и грустно», «Мне грустно потому…»)
Натура одаренная, Лермонтов тонко чувствовал и понимал природу. Какие
изумительные пейзажные зарисовки создал поэт!
(Учитель литературы читает композицию «Кавказ».)
Гость 5 :
Когда мы говорим или думаем о Лермонтове, нельзя не вспомнить
Виссариона Григорьевича Белинского, высоко ценившего поэта.
«В этой глубокой натуре, в этом мощном духе все живет… Он поэт русский в
душе. Несокрушимая сила и мощь духа, смирение жалоб, пламенное бурное
одушевление, тихая грусть, кроткая задумчивость, вопли гордого страдания,
стон отчаяния… упоение любви, трепет разлуки, радость свидания, чувство
матери, яд отрицания, холод сомнения, гордый демон и невинный младенец –
все, все в поэзии Лермонтова – и небо, и земля, и рай, и ад», - писал
Белинский.
Они встречались несколько раз. Виссарион Григорьевич заводил серьезный
разговор, а Лермонтов отшучиваясь, смеялся, блистал юмором…
«Пустой человек, и щеголяет своей пустотой». И вдруг: «Боже мой! Сколько
эстетического чутья в этом человеке! Какая нежная и тонкая душа в нем!
Недаром же меня так тянуло к нему…»
Почему так резко изменил великий критик свою оценку? Да потому, что он
увидел другого Лермонтова, увидел в заточении, на гауптвахте, где поэт
отбывал наказание за дуэль с де Барантом. Михаил Юрьевич обрадовался
приходу Белинского…
- Я считаю Вас настоящим и единственным наследником Пушкина.
А когда это говорит вам человек, для которого Пушкин был полубогом, это,
поверьте, немало значит…
Лермонтов в задумчивости смотрел на худое, изможденное лицо этого
удивительного человека, точно сжигаемого внутренним огнем…
- Здесь, в Петербурге, - продолжал Белинский, - я увидел всю силу темного
произвола самодержавия – и ужаснулся всей нашей жизни… и вот что я хотел
Вам сказать. Нет в мире выше призвания поэта, ибо поэзия – это огонь и
солнце мировой жизни. Ваше стихотворение «Поэт» исполнено высоких
чувств, гражданских и общечеловеческих, которые делают голос Ваш в наши
дни вечевым колоколом России. А это обязывает ко многому… Лира
Пушкина, звучала на всю Россию. Теперь, без него, звучит ВАША. Помните о
своем значении и великой ответственности перед народом и перед своей
Россией.
У Лермонтова огнем опалило сердце, перехватило дыхание.
- Выслушайте меня, - почти шепотом начал он, - выслушайте! Я, как мой
Печорин, давно уже живу не сердцем, а головой. Во мне два человека: один
живет и действует, другой судит его. Что же поделаешь? Эта тяжелая ноша
была моим злом с детства…
Глаза неистового Виссариона смотрели на него с таким сочувствием, с таким
теплом, что измученный страданиями и сомнениями поэт рассказал ему все,
чего не сказал бы никому…
- Мне иногда кажется, что я устал жить… И почти прошептал:
- Мне не дадут долго жить!
Белинский рванулся к нему, схватил его за руки, крепко сжал. «Зачем так
думать, зачем? – выкрикнул он с болью. – Вы близки к народу. И все, что
выходит из-под Вашего пера, все – зов к великой борьбе и свободе! «От
волнения он закашлялся. Свидание окончилось. Темная дверь закрылась за
Виссарионом Григорьевичем, а Лермонтову все еще слышался надорванный
кашель человека, который высказал его собственные мысли, таимые от всех.
Больше они не встретились… Белинский торопился к Панаеву,
литературному богу, как его называли. Едва переступив порог, Виссарион
Григорьевич воскликнул: «Я провел с ним три часа. Ах, как не понял я его
раньше, не увидел души его! Какой глубокий ум! Как он смотрит на
искусство! Какой у него тонкий и неоспоримый вкус изящного! Какая
простота, какое чувство прекрасного! И глубокая, скрытая от всех душа! О,
это будет русский поэт с Ивана Великого! Представьте себе, он исписал все
стены камеры стихами».
- Боже мой! Узнаю нашего гусара! – воскликнул Панаев, поднимая руки к
небу.
Хозяйка гостиной :
Вот и подошла к концу наша встреча, встреча с поэтом великим.
Лермонтов! В тебе, поэт,
Признали мы пророка.
Не камни – слава твой венчает след!
Твой стих звучит, как колокол высокий
Во дни торжеств и дни народных бед.
Поэт! Как велико твое призванье.
Судьбу страны вместить в своей судьбе!
Прими же всенародное призванье –
Как самый прочный памятник тебе!
Учащиеся читают свои стихи о Лермонтове. Хозяйка гостиной благодарит
всех за участие и внимание.