Автор: Соловьёва Людмила Витальевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ д/с №3 г.Руза Населённый пункт: г.Руза Московской области Наименование материала: статья Тема: Формы взаимодействия ДОУ и семьи Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение»Детский сад №3 г.Руза
Формы взаимодействия ДОУ и семьи.
Воспитатель Соловьёва Л.В.
Руза 2017 г.
1
Содержание:
1.
Введение .,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,3
2.
Семья и сад как две взаимодополняющие системы. Факторы, влияющие
на повышение эффективности взаимодействия ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,4
3.
Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 6
4.
Заключение .,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,10
5.
Список использованной литературы .,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,11
2
Введение
Для воспитания нужно не большое время,
а разумное использование малого времени.
(А.С.Макаренко)
Воспитание
–
вторая
после
обучения
сторона
социализации
ребенка,
приобретения им жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания
является
приобретение
определенных
знаний,
умений
и
навыков,
воспитание
нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, людям.
Этим, кроме психологии, занимаются философия, педагогика и социология.
Воспитание начинается с определения его задач. Главная задача воспитания –
формирование
и
развитие
ребенка
как
личности, обладающей
теми
полезными
навыками, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели не устанавливаются
раз
и
навсегда
и
могут
меняться
в
зависимости
от
системы
общественного
устройства. Наряду с общими целями возникают и специальные социальные цели
воспитания,
которые
соответствуют
изменчивым
требованиям
общества
на
определенный отрезок времени.
Проблема
социально-личностного
развития
ребёнка дошкольного возраста
в
процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной
на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в
дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное
учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств
у детей.
Ведущую роль в этом играет взаимодействие, непосредственное общения между
родителями воспитанников и воспитателем.
3
Семья и сад как две взаимодополняющие системы
Сотрудничество с родителями – это общение «на равных»,
где никому не принадлежит привилегия указывать,
контролировать, оценивать.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок
приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни и осознанно
или нет передает своим детям. В семье закладываются основы личности ребенка, и к
поступлению в школу он уже более чем наполовину формируется как личность. В
общем, переоценить важность семьи на развитие ребенка невозможно.
Воспитательное воздействие семьи тем не менее ограничено. Оно обычно не
выходит за рамки индивидуальных возможностей членов семьи, их собственного
уровня развития, интеллектуальной и культурной подготовленности, условий жизни.
В
этом
плане
детский
сад
и
другие
социальные
институты
находятся
в
более
благоприятном положении. В саду ребенок обычно проводит значительную часть дня
в
течение
4-5
лет.
Там
он
взаимодействует
с
воспитателями
и
сверстниками.
Огромное количество новых людей и впечатлений, с которым встречается ребенок,
несут
для
него
что-то
новое.
Соответствующие
возрасту
занятия
и
игры,
непривычные рамки отношений, необходимость следовать режиму и подчиняться
воспитателю
–
все
это
тот
аспект
отношения
для
развития
ребенка,
который
маловероятен в семье. Есть, однако, у него и слабые стороны, один из которых –
обезличенность. В саду для воспитателя все дети равны и всем им – по большому
счету
-
уделяется
в
силу
ряда
известных
причин
примерно
равное
количество
времени. В то же время мы знаем, что каждый ребенок – индивидуальность и
нуждается в особом подходе, не предполагающем равное к нему отношение как и ко
всем другим. Данный недостаток может быть устранен за счет удачного сочетания
семейного и детсадовского воспитания, их взаимодополнения.
Прежде чем приступить к основному содержанию, упомяну об одной важной
закономерности.
Став
взрослым,
человек
воспроизводит
стиль
родительского
4
взаимодействия
как
естественный.
То
есть
большинство
родителей
воспитывает
своих детей так, как их самих воспитывали в детстве, и не находят нужным (или
считают слишком трудным для себя) меняться, даже признавая его неэффективность,
видя недостатки. Другая часть родителей осознает, в чем заключается правильное
воспитание, но на практике испытывает трудности и может бросить все на полпути.
Родители и дети живут сейчас более интенсивной жизнью (насыщенной новыми
технологиями и обилием внешней информации), в которой все меньше времени
остается на общение друг с другом, для совместных занятий, поддержания семейных
традиций.
Из всего сказанного следует сделать такой вывод: родителей надо не
только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми.
Согласно
исследованиям
Л.Н.
Свирской,
первым
и
решающим
условием
положительно направленного взаимодействия являются доверительные отношения
между воспитателями и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы
у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха,
уверенность в своих силах. Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи
участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей
группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и
членов каждой семьи. Педагог может продемонстрировать свою открытость детям,
рассказав им о чем-то своём – интересном увиденном и пережитом в праздничные
дни,
инициируя
тем
самым
у
детей
желание
участвовать
в
беседе.
Общаясь
с
родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета,
помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника.
Вместе
с
тем
педагогический
такт,
важнейшее
профессиональное
качество,
не
позволит педагогу опуститься до панибратства, фамильярности. Усилия педагогов
будут
эффективными,
только
если
они
поддержаны
родителями,
понятны
им
и
соответствуют
потребностям
семьи.
Задача
специалиста
–
в
первую
очередь
установить доверительные отношения с близкими ребенка, внимательно относиться к
запросу родителей, договариваться о совместных конструктивных действиях.
Можно
выделить
факторы,
влияющие
на
эффективность
взаимодействия
педагога и родителей (см.табл).
5
Позитивные факторы
Негативные факторы
Повышение авторитета семьи;
Вера в необходимость совместных
действий;
У ч е т
и н т е р е с о в
и
з а п р о с о в
родителей;
Использование
широкого
спектра
методов работы с родителями;
Ясность для родителей целей ДОУ;
Создание
в
группе
атмосферы
взаимного доверия.
Ожидание быстрых результатов со
стороны родителей;
Несистематичность
организации
работы с родителями;
Отрыв
деятельности
ДОУ
от
запросов родителей;
П р и о р и т е т
с т е р е о т и п о в
в
поведении родителей
Но существует еще один немаловажный фактор, влияющий на эффективность
контактов педагога с родителями. Это уровень развития коммуникативных качеств
самого специалиста. Нужно помнить, что родителям не так важно, насколько педагог
умен и насколько хорошо владеет специальной терминологией. Им гораздо важнее
знать и чувствовать, что их проблемы воспитателю небезразличны и что им готовы
помочь.
Основные формы взаимодействия воспитателя с семьей
В
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного
образования социальное развитие ребенка
включено в образовательную область
«Социально-коммуникативное
развитие».
«Социально-коммуникативное
развитие
направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные
и
нравственные
ценности;
развитие
общения
и
взаимодействия
ребенка
со
взрослыми; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных
действий;
развитие
социального
и
эмоционального
интеллекта,
эмоциональной
отзывчивости,
сопереживания,
формирование
готовности
к
совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения
и
чувства
принадлежности
к
своей
семье
и
к
сообществу
детей
и
взрослых
в
6
Организации;
формирование
позитивных
установок
к
различным
видам
труда
и
творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе»
(пункт 2.6 ФГОС ДО).
Задачи особенно этой области невозможно реализовать без взаимодействия с
семьями воспитанников.
Цель
данного
взаимодействия
–
объединение
усилий
ДОУ
и
семьи
для
социального развития личности ребенка.
Задачи:
- приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
-
повышение
психолого-педагогической
культуры
родителей
в
вопросах
формирования у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к своей
семье и к окружающему социуму;
-
оказание
помощи
семьям
дошкольников
в
воспитании
у
детей
норм
и
ценностей, принятых в обществе.
Как это осуществляется на практике?
1.Знакомство с семьей: встречи – знакомства, анкетирование семей.
2.Информирование родителей о ходе образовательного процесса:
индивидуальные и групповые консультации,
родительские собрания,
оформление информационных стендов,
организация выставок детского творчества,
приглашение родителей на детские концерты и праздники,
создание памяток.
3.Образование родителей:
Проведение тренингов, Дней открытых дверей, мастер-классов и т.п.
4.Привлечение родителей к проведению:
7
вечеров музыки, конкурсов, досугов;
выставок творческих работ;
праздников, прогулок, экскурсий;
театральных спектаклей
к исследовательской и проектной деятельности.
Как образец взаимодействия между педагогами и семьей можно предложить
следующую модель, которая состоит из трех блоков: информационно-аналитического,
практического и контрольно-оценочного.
Информационно-аналитический
блок предполагает
сбор
и
анализ
сведений
о
родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов. Эти задачи определяют
формы
и
методы дальнейшей
работы
педагогов.
К
ним
относятся:
опрос,
анкетирование,
интервьюирование,
наблюдение,
изучение
медицинских
карт
и
специальные
диагностические
методики,
используемые
в
основном
психологами.
Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится двум
взаимосвязанным направлениям:
1
О рганизация
продуктивного
общения
всех
участников
образовательных
отношений.
С
этой
целью
проводятся
такие
мероприятия,
которые
включают
родителей
и
детей
в
общее
интересное
дело,
что
активизирует
взрослых
на
педагогическое общение с ребенком.
2. Просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или
иному вопросу (индивидуальное консультирование, информационные листы, листы-
памятки, оформление родительского уголка и т.п). Материалы родительского уголка
можно разделить по содержанию на две части:
- материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок
дня, объявления;
8
- материалы, освещающие вопросы воспитания и отражающие занятия детей в
течение дня. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей.
Родители узнают, чем занимаются с их ребенком в течение дня, каковы особенности
конкретного
возраста,
получат
квалифицированные
советы.
Самое
главное
заключается в том, чтобы содержание родительского уголка было кратким, ясным,
разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию.
Также, используя современные технологии, можно фотографировать детей в течение
дня – во время занятий, игр, прогулок, различных мероприятий
- и отправлять
родителям на электронный адрес или оформлять фотографии в соответствующем
блоке, доступном обозрению.
Несмотря на кажущуюся трудность (надо успеть
запечатлеть интересный момент, стараясь при этом не упускать из виду остальных
детей),
это
очень
разнообразит
жизнь
в
группе
и
вносит
дополнительные
доверительные отношения со стороны родителей.
В практическом блоке содержится информация, направленная на
решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем детей и их развитием.
Формы
и
методы
работы,
которые
будут
использоваться
медицинскими
работниками, специалистами и педагогами, зависят от информации, полученной при
а н а л и з е
с и т у а ц и и
в
р а м к а х
п е р в о г о
б л о к а .
Зачастую работа с семьей оценивается по количеству мероприятий, но при этом
совсем не анализируются их качество, востребованность у родителей, и то, насколько
усилия
педагогического
коллектива
помогли
родителям
и
детям.
С
целью
эффективного
решения
этой
задачи
в
модель
взаимодействия
дошкольных
учреждений
с
семьей
вводится
третий
блок
—
контрольно-оценочный.
Контрольно-оценочный блок —
это
анализ
эффективности
(количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами
дошкольного
учреждения. Для
определения
эффективности взаимодействия
с
родителями можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-
диагностику и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного
мероприятия. Не менее важным является самоанализ педагогов. Собеседование с
детьми,
наблюдения,
учет
активности
родителей
могут
быть
использованы
для
отслеживания и оценки отсроченного результата.
9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка.
Позитивная
социализация
детей
дошкольного
возраста,
приобщение
их
к
социокультурным
нормам,
традициям
семьи,
общества
и
государства
осуществляется
не
только
благодаря организации целенаправленного развития и воспитания, но и социализации
ребенка
в
процессе
жизнедеятельности.
Любому
педагогу
известно,
что
интенсивность и готовность воспринимать и запоминать все новое, способность к
саморазвитию
у
дошкольников
несопоставима
по
значимости
с
последующими
возрастными периодами. Тем больше ответственность, которую несем мы, педагоги и
близкие ребенку взрослые, за его воспитание и развитие.
Таким образом, важным
условием
организации
социально-ориентированной
образовательной
деятельности
является не только грамотное построение предметно-пространственной среды, но и
партнёрство ДОУ и семьи, которое даёт возможность включить детей в выполнение
реальных
дел,
участие
в
педагогических
детско-родительских
проектах,
преобразование реальной жизни. Поэтому ещё одним важным условием является
организация
целостной
педагогической
системы,
грамотное
и
педагогически
целесообразное
построение
воспитательно-образовательного
процесса
в
ДОУ
совместно с родителями.
Список использованной литературы
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Москва, 2008;
Загик Л.В., Куликова Т.А. Воспитателю о работе с семьей. Москва, 1989;
10
Истратова О.Н. Большая книга детского психолога. Ростов, 2011;
Немов Р.С. Психология, книга 2. Москва, 2003;
От рождения до школы. Основная образовательная Программа дошкольного
образования / под ред. Н.Е.Веркасы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2015;
Семья: психология; педагогика; социальная работа. / Под ред.А.А.Реана. – М.,
2010;
Фоппель К.Как научить детей сотрудничать? Москва, 1999;
11