Напоминание

Формы взаимодействия ДОУ и семьи


Автор: Соловьёва Людмила Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №3 г.Руза
Населённый пункт: г.Руза Московской области
Наименование материала: статья
Тема: Формы взаимодействия ДОУ и семьи
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение»Детский сад №3 г.Руза

Формы взаимодействия ДОУ и семьи.
Воспитатель Соловьёва Л.В.
Руза 2017 г.
1

Содержание:
1. Введение .,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,3 2. Семья и сад как две взаимодополняющие системы. Факторы, влияющие на повышение эффективности взаимодействия ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,4 3. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 6 4. Заключение .,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,10 5. Список использованной литературы .,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,11 2

Введение
Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени. (А.С.Макаренко) Воспитание – вторая после обучения сторона социализации ребенка, приобретения им жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является приобретение определенных знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, людям. Этим, кроме психологии, занимаются философия, педагогика и социология. Воспитание начинается с определения его задач. Главная задача воспитания – формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными навыками, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели не устанавливаются раз и навсегда и могут меняться в зависимости от системы общественного устройства. Наряду с общими целями возникают и специальные социальные цели воспитания, которые соответствуют изменчивым требованиям общества на определенный отрезок времени. Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. Ведущую роль в этом играет взаимодействие, непосредственное общения между родителями воспитанников и воспитателем. 3

Семья и сад как две взаимодополняющие системы
Сотрудничество с родителями – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни и осознанно или нет передает своим детям. В семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину формируется как личность. В общем, переоценить важность семьи на развитие ребенка невозможно. Воспитательное воздействие семьи тем не менее ограничено. Оно обычно не выходит за рамки индивидуальных возможностей членов семьи, их собственного уровня развития, интеллектуальной и культурной подготовленности, условий жизни. В этом плане детский сад и другие социальные институты находятся в более благоприятном положении. В саду ребенок обычно проводит значительную часть дня в течение 4-5 лет. Там он взаимодействует с воспитателями и сверстниками. Огромное количество новых людей и впечатлений, с которым встречается ребенок, несут для него что-то новое. Соответствующие возрасту занятия и игры, непривычные рамки отношений, необходимость следовать режиму и подчиняться воспитателю – все это тот аспект отношения для развития ребенка, который маловероятен в семье. Есть, однако, у него и слабые стороны, один из которых – обезличенность. В саду для воспитателя все дети равны и всем им – по большому счету - уделяется в силу ряда известных причин примерно равное количество времени. В то же время мы знаем, что каждый ребенок – индивидуальность и нуждается в особом подходе, не предполагающем равное к нему отношение как и ко всем другим. Данный недостаток может быть устранен за счет удачного сочетания семейного и детсадовского воспитания, их взаимодополнения. Прежде чем приступить к основному содержанию, упомяну об одной важной закономерности. Став взрослым, человек воспроизводит стиль родительского 4
взаимодействия как естественный. То есть большинство родителей воспитывает своих детей так, как их самих воспитывали в детстве, и не находят нужным (или считают слишком трудным для себя) меняться, даже признавая его неэффективность, видя недостатки. Другая часть родителей осознает, в чем заключается правильное воспитание, но на практике испытывает трудности и может бросить все на полпути. Родители и дети живут сейчас более интенсивной жизнью (насыщенной новыми технологиями и обилием внешней информации), в которой все меньше времени остается на общение друг с другом, для совместных занятий, поддержания семейных традиций. Из всего сказанного следует сделать такой вывод: родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми. Согласно исследованиям Л.Н. Свирской, первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи. Педагог может продемонстрировать свою открытость детям, рассказав им о чем-то своём – интересном увиденном и пережитом в праздничные дни, инициируя тем самым у детей желание участвовать в беседе. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с тем педагогический такт, важнейшее профессиональное качество, не позволит педагогу опуститься до панибратства, фамильярности. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – в первую очередь установить доверительные отношения с близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, договариваться о совместных конструктивных действиях. Можно выделить факторы, влияющие на эффективность взаимодействия педагога и родителей (см.табл). 5

Позитивные факторы

Негативные факторы
 Повышение авторитета семьи;  Вера в необходимость совместных действий;  У ч е т и н т е р е с о в и з а п р о с о в родителей;  Использование широкого спектра методов работы с родителями;  Ясность для родителей целей ДОУ;  Создание в группе атмосферы взаимного доверия.  Ожидание быстрых результатов со стороны родителей;  Несистематичность организации работы с родителями;  Отрыв деятельности ДОУ от запросов родителей;  П р и о р и т е т с т е р е о т и п о в в поведении родителей Но существует еще один немаловажный фактор, влияющий на эффективность контактов педагога с родителями. Это уровень развития коммуникативных качеств самого специалиста. Нужно помнить, что родителям не так важно, насколько педагог умен и насколько хорошо владеет специальной терминологией. Им гораздо важнее знать и чувствовать, что их проблемы воспитателю небезразличны и что им готовы помочь.
Основные формы взаимодействия воспитателя с семьей
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социальное развитие ребенка включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в 6
Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе» (пункт 2.6 ФГОС ДО). Задачи особенно этой области невозможно реализовать без взаимодействия с семьями воспитанников. Цель данного взаимодействия – объединение усилий ДОУ и семьи для социального развития личности ребенка. Задачи: - приобщение родителей к участию в жизни ДОУ; - повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах формирования у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к окружающему социуму; - оказание помощи семьям дошкольников в воспитании у детей норм и ценностей, принятых в обществе. Как это осуществляется на практике? 1.Знакомство с семьей: встречи – знакомства, анкетирование семей. 2.Информирование родителей о ходе образовательного процесса:  индивидуальные и групповые консультации,  родительские собрания,  оформление информационных стендов,  организация выставок детского творчества,  приглашение родителей на детские концерты и праздники,  создание памяток. 3.Образование родителей: Проведение тренингов, Дней открытых дверей, мастер-классов и т.п. 4.Привлечение родителей к проведению: 7
 вечеров музыки, конкурсов, досугов;  выставок творческих работ;  праздников, прогулок, экскурсий;  театральных спектаклей  к исследовательской и проектной деятельности. Как образец взаимодействия между педагогами и семьей можно предложить следующую модель, которая состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.
Информационно-аналитический

блок
предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов. Эти задачи определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К ним относятся: опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами. Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится двум взаимосвязанным направлениям:
1

О
рганизация продуктивного общения всех участников образовательных отношений. С этой целью проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело, что активизирует взрослых на педагогическое общение с ребенком.
2.
Просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу (индивидуальное консультирование, информационные листы, листы- памятки, оформление родительского уголка и т.п). Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части: - материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления; 8
- материалы, освещающие вопросы воспитания и отражающие занятия детей в течение дня. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители узнают, чем занимаются с их ребенком в течение дня, каковы особенности конкретного возраста, получат квалифицированные советы. Самое главное заключается в том, чтобы содержание родительского уголка было кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию. Также, используя современные технологии, можно фотографировать детей в течение дня – во время занятий, игр, прогулок, различных мероприятий - и отправлять родителям на электронный адрес или оформлять фотографии в соответствующем блоке, доступном обозрению. Несмотря на кажущуюся трудность (надо успеть запечатлеть интересный момент, стараясь при этом не упускать из виду остальных детей), это очень разнообразит жизнь в группе и вносит дополнительные доверительные отношения со стороны родителей.
В практическом блоке
содержится информация, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем детей и их развитием. Формы и методы работы, которые будут использоваться медицинскими работниками, специалистами и педагогами, зависят от информации, полученной при а н а л и з е с и т у а ц и и в р а м к а х п е р в о г о б л о к а . Зачастую работа с семьей оценивается по количеству мероприятий, но при этом совсем не анализируются их качество, востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям. С целью эффективного решения этой задачи в модель взаимодействия дошкольных учреждений с семьей вводится третий блок — контрольно-оценочный.
Контрольно-оценочный блок
— это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами дошкольного учреждения. Для определения эффективности взаимодействия с родителями можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс- диагностику и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ педагогов. Собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата. 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка. Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства осуществляется не только благодаря организации целенаправленного развития и воспитания, но и социализации ребенка в процессе жизнедеятельности. Любому педагогу известно, что интенсивность и готовность воспринимать и запоминать все новое, способность к саморазвитию у дошкольников несопоставима по значимости с последующими возрастными периодами. Тем больше ответственность, которую несем мы, педагоги и близкие ребенку взрослые, за его воспитание и развитие. Таким образом, важным условием организации социально-ориентированной образовательной деятельности является не только грамотное построение предметно-пространственной среды, но и партнёрство ДОУ и семьи, которое даёт возможность включить детей в выполнение реальных дел, участие в педагогических детско-родительских проектах, преобразование реальной жизни. Поэтому ещё одним важным условием является организация целостной педагогической системы, грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ совместно с родителями.
Список использованной литературы
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Москва, 2008; Загик Л.В., Куликова Т.А. Воспитателю о работе с семьей. Москва, 1989; 10
Истратова О.Н. Большая книга детского психолога. Ростов, 2011; Немов Р.С. Психология, книга 2. Москва, 2003; От рождения до школы. Основная образовательная Программа дошкольного образования / под ред. Н.Е.Веркасы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2015; Семья: психология; педагогика; социальная работа. / Под ред.А.А.Реана. – М., 2010; Фоппель К.Как научить детей сотрудничать? Москва, 1999; 11


В раздел образования