Напоминание

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ОБ ОТДЫХЕ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИИ И ОЗДОРОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ


Автор: Бухсаева Татьяна Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СШ "Земля родная"
Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ОБ ОТДЫХЕ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИИ И ОЗДОРОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Раздел: начальное образование





Назад





ОБЩИЕ

ПОНЯТИЯ

ОБ

ОТДЫХЕ,

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИИ

И

ОЗДОРОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Бухсаева Т.П .
Отдых - любая человеческая деятельность, которая не направленная на удовлетворение физиологических потребностей (путешествия, хобби, собирательство, рыбная ловля, охота и т.д.). По мнению Т.В. Николаенко, отдых (рекреация) - любая деятельность или бездеятельность, направленная на восстановление сил человека, которая может осуществляться как на территории постоянного проживания человека, так и за ее пределами [3, 11]. Человек весьма изобретателен в характере своей деятельности в свободное время и в зависимости от собственных интересов и существующих возможностей выбирает тот или иной вид отдыха по его содержанию. Следуя данной точке зрения можно выделить следующие виды деятельности человека во время отдыха: деятельность, связанная с определенной физической нагрузкой (занятия физической культурой, прогулки, туризм и альпинизм); любительские занятия - охота, рыбная ловля, сбор грибов и ягод и т.д.; приобщение к миру искусства, а также творчество в сфере искусства; интеллектуальная деятельность (чтение, самообразование); общение по интересу и свободному выбору; развлечения, носящие либо активный характер, либо пассивный характер (игры, танцы, зрелища); путешествия и экскурсии ради удовольствия. Виды отдыха могут быть различными. Это прежде всего, сон как основная и самая необходимая форма отдыха. В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей, для сна человеку требуется большее или меньшее количество времени, но скорее, он спит не менее трети всей жизни. По мнению Т.В. Николаенко, отдых включает набор видов деятельности, связанных с развлечениями и спортом, посещением различных любопытных для человека мест и многое другое [3, 12]. Многообразие видов отдыха, различная их технология, требующая особых «средств отдыха», и характер использование ресурсов определяют и множественность предприятий, обеспечивающих тот или иной вид отдыха. Здоровьесбережение – система профилактических и организационных мер по обеспечению специальных, психолого-педагогических, социальных и медицинских условий для сохранения и улучшения здоровья (оздоровления) различных категорий детей и подростков с учетом особенностей их заболеваний и индивидуальных особенностей социальной адаптации и развития. Здоровье развивающейся личности ребенка и подростка включает следующие компоненты: соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития; физическое здоровье – морфологические и функциональные резервы органов и систем организма, обеспечивающих адаптацию организма к неблагоприятным условиям окружающей среды; психическое здоровье – отсутствие психических нарушений и отклонений развития психики; психологическое здоровье – соответствующая нормам данного возраста развитость психических процессов, когнитивной, эмоциональной и других сфер личности, сформированность социально и культурно значимых ценностных ориентаций и системы отношений; социальное здоровье – соответствующая возрасту адаптированность личности в социуме, способность к взаимодействию с людьми и творческой самореализации в обществе; духовное (нравственное) здоровье – сформированность духовно-нравственной сферы (нравственных ориентиров и ценностей) личности.
В соответствии с ними определяются и обеспечиваются направления и содержание здоровьесбережения и оздоровления детей и подростков. Работа по организации системы оздоровления и отдыха различных категорий детей на уровне субъекта РФ опирается на ряд принципов: межведомственность мероприятий (решение проблемы всеми структурными подразделениями исполнительной власти области); преемственность (непрерывность и последовательность в деятельности государственных и общественных структур); «межсекторальность» (включение в работу как государственных, так и негосударственных структур с целью выработки принципов конструктивного партнерского взаимодействия); приоритетность (приоритетность интересов личности ребенка и его права на пользование системой отдыха и оздоровления); поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, при реализации их права на оздоровление и отдых (Трудная жизненная ситуация (ТЖС): ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина – инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное – которую он не может преодолеть самостоятельно...); адресность и дифференциация (учет особенностей различных категорий детей и подростков, их потребностей в наборе услуг) [1, 11]. При рассмотрении феномена здоровья выявлена совокупность его четырех компонентов: духовное здоровье, психологическое здоровье, социальное здоровье и физическое здоровье. Духовный компонент определяется личностным уровнем, строящимся на основе целей и ценностей жизни, нравственной ориентацией, менталитетом по отношению к себе, природе и обществу. Физический компонент характеризуется уровнем физического развития детей, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма. Психологический компонент определяется уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности и эмоционально-волевой сферой. Социальный компонент характеризуется степенью социальной адаптации личности в обществе, сформированностью значимых для полноценной и долговременной активности в социуме качеств личности. Хотя здоровье представляет собой состояние, противоположное болезни, оно не имеет четких границ, поскольку существуют различные переходные состояния. Так, расстройство адаптации организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды означает переходное состояние между здоровьем и болезнью. Поэтому состояние здоровья может быть объективно установлено лишь по совокупности многих параметров: антропометрических, клинических, физиологических, биохимических показателей, определяемых с учетом полового и возрастного факторов, а также социальных, климатических, географических и метеорологических условий.
Литература
Бикмухаметов Р.К. Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни // Социально-гуманитарные знания. 2003. - № 4. Бузырева О. Организация отдыха и оздоровления молодежи // Народное образование, 2002. - № 3. Николаева, Т.Н. Демократизация деятельности клубов в процессе перестройки: автореф. дис…канд.пед.наук / Т.Н.Николаева; МГИК.-М., 2001.- 16 с.
Киценко, Н.А. Разработка индивидуальной оздоровительной системы как показатель сформированности физической культуры личности.//Молодежь и формирование гражданского общества в России. Материалы Второй Общероссийской научно-практической конференции. - Волгоград, 2006. - С. 828.


В раздел образования