ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ОБ ОТДЫХЕ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИИ И ОЗДОРОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Автор: Бухсаева Татьяна Петровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "СШ "Земля родная" Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО Наименование материала: статья Тема: ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ОБ ОТДЫХЕ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИИ И ОЗДОРОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Раздел: начальное образование
ОЗДОРОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Бухсаева Т.П
.
Отдых
-
любая
человеческая
деятельность,
которая
не
направленная
на
удовлетворение
физиологических
потребностей
(путешествия,
хобби,
собирательство, рыбная ловля, охота и т.д.). По мнению Т.В. Николаенко, отдых
(рекреация)
-
любая
деятельность
или
бездеятельность,
направленная
на
восстановление сил человека, которая может осуществляться как на территории
постоянного проживания человека, так и за ее пределами [3, 11].
Человек весьма изобретателен в характере своей деятельности в свободное время и
в зависимости от собственных интересов и существующих возможностей выбирает
тот или иной вид отдыха по его содержанию.
Следуя
данной
точке
зрения
можно
выделить
следующие
виды
деятельности
человека во время отдыха: деятельность, связанная с определенной физической
нагрузкой
(занятия
физической
культурой,
прогулки,
туризм
и
альпинизм);
любительские занятия - охота, рыбная ловля, сбор грибов и ягод и т.д.; приобщение
к
миру
искусства,
а
также
творчество
в
сфере
искусства;
интеллектуальная
деятельность
(чтение,
самообразование);
общение
по
интересу
и
свободному
выбору; развлечения, носящие либо активный характер, либо пассивный характер
(игры, танцы, зрелища); путешествия и экскурсии ради удовольствия.
Виды отдыха могут быть различными. Это прежде всего, сон как основная и самая
необходимая
форма
отдыха.
В
зависимости
от
возраста
и
индивидуальных
особенностей,
для
сна
человеку
требуется
большее
или
меньшее
количество
времени, но скорее, он спит не менее трети всей жизни.
По мнению Т.В. Николаенко, отдых включает набор видов деятельности, связанных
с развлечениями и спортом, посещением различных любопытных для человека
мест и многое другое [3, 12].
Многообразие
видов
отдыха,
различная
их
технология,
требующая
особых
«средств
отдыха»,
и
характер
использование
ресурсов
определяют
и
множественность предприятий, обеспечивающих тот или иной вид отдыха.
Здоровьесбережение
–
система
профилактических
и
организационных
мер
по
обеспечению специальных, психолого-педагогических, социальных и медицинских
условий
для
сохранения
и
улучшения
здоровья
(оздоровления)
различных
категорий
детей
и
подростков
с
учетом
особенностей
их
заболеваний
и
индивидуальных особенностей социальной адаптации и развития.
Здоровье
развивающейся
личности
ребенка
и
подростка
включает
следующие
компоненты:
соматическое
здоровье
–
текущее
состояние
органов
и
систем
организма
человека,
основу
которого
составляет
биологическая
программа
индивидуального
развития;
физическое
здоровье
–
морфологические
и
функциональные
резервы
органов
и
систем
организма,
обеспечивающих
адаптацию
организма
к
неблагоприятным
условиям
окружающей
среды;
психическое здоровье – отсутствие психических нарушений и отклонений развития
психики; психологическое здоровье – соответствующая нормам данного возраста
развитость психических процессов, когнитивной, эмоциональной и других сфер
личности,
сформированность
социально
и
культурно
значимых
ценностных
ориентаций
и
системы
отношений;
социальное
здоровье
–
соответствующая
возрасту адаптированность личности в социуме, способность к взаимодействию с
людьми
и
творческой
самореализации
в
обществе;
духовное
(нравственное)
здоровье
–
сформированность
духовно-нравственной
сферы
(нравственных
ориентиров и ценностей) личности.
В соответствии с ними определяются и обеспечиваются направления и содержание
здоровьесбережения и оздоровления детей и подростков. Работа по организации
системы оздоровления и отдыха различных категорий детей на уровне субъекта РФ
опирается
на
ряд
принципов:
межведомственность
мероприятий
(решение
проблемы всеми структурными подразделениями исполнительной власти области);
преемственность
(непрерывность
и
последовательность
в
деятельности
государственных и общественных структур); «межсекторальность» (включение в
работу как государственных, так и негосударственных структур с целью выработки
принципов
конструктивного
партнерского
взаимодействия);
приоритетность
(приоритетность интересов личности ребенка и его права на пользование системой
отдыха и оздоровления); поддержка детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации, при реализации их права на оздоровление и отдых (Трудная жизненная
ситуация
(ТЖС):
ситуация,
объективно
нарушающая
жизнедеятельность
гражданина
–
инвалидность,
неспособность
к
самообслуживанию
в
связи
с
преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность,
безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое
обращение
в
семье,
одиночество
и
тому
подобное
–
которую
он
не
может
преодолеть самостоятельно...); адресность и дифференциация (учет особенностей
различных категорий детей и подростков, их потребностей в наборе услуг) [1, 11].
При
рассмотрении
феномена
здоровья
выявлена
совокупность
его
четырех
компонентов: духовное здоровье, психологическое здоровье, социальное здоровье и
физическое здоровье. Духовный компонент определяется личностным уровнем,
строящимся
на
основе
целей
и
ценностей
жизни,
нравственной
ориентацией,
менталитетом по отношению к себе, природе и обществу. Физический компонент
характеризуется уровнем физического развития детей, степенью саморегуляции
органов и систем, наличием резервных возможностей организма. Психологический
компонент
определяется
уровнем
развития
психических
процессов,
степенью
регуляции деятельности и эмоционально-волевой сферой. Социальный компонент
характеризуется
степенью
социальной
адаптации
личности
в
обществе,
сформированностью значимых для полноценной и долговременной активности в
социуме качеств личности.
Хотя здоровье представляет собой состояние, противоположное болезни, оно не
имеет четких границ, поскольку существуют различные переходные состояния.
Так,
расстройство
адаптации
организма
к
постоянно
меняющимся
условиям
внешней
среды
означает
переходное
состояние
между
здоровьем
и
болезнью.
Поэтому
состояние
здоровья
может
быть
объективно
установлено
лишь
по
совокупности
многих
параметров:
антропометрических,
клинических,
физиологических, биохимических показателей, определяемых с учетом полового и
возрастного
факторов,
а
также
социальных,
климатических,
географических
и
метеорологических условий.
Литература
Бикмухаметов Р.К. Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни //
Социально-гуманитарные знания. 2003. - № 4.
Бузырева
О.
Организация
отдыха
и
оздоровления
молодежи
//
Народное
образование, 2002. - № 3.
Николаева, Т.Н. Демократизация деятельности клубов в процессе перестройки:
автореф. дис…канд.пед.наук / Т.Н.Николаева; МГИК.-М., 2001.- 16 с.
Киценко,
Н.А.
Разработка
индивидуальной
оздоровительной
системы
как
показатель
сформированности
физической
культуры
личности.//Молодежь
и
формирование
гражданского
общества
в
России.
Материалы
Второй
Общероссийской научно-практической конференции. - Волгоград, 2006. - С. 828.