Автор: Кердяшова Зинаида Владимировна Должность: учитель Учебное заведение: ГКОУ " Поимская школа-интернат" Населённый пункт: Пензенская область Белинский район с. Поим Наименование материала: конспект классного часа Тема: "Дорогой и единственной посвящается" Раздел: начальное образование
Классный руководитель : Кердяшова Зинаида Владимировна
Возраст учеников: 12-14 лет
Класс: 5 (12 человек)
Диагноз: дети с ОВЗ
Время занятия: 50 минут.
Тема занятия: Час общения с элементами игры « Дорогой и единственной посвящается ».
Цель: становление духовно-нравственного мира учащихся, гуманизация отношений к
матери.
Задачи:
Расширение понятия «мать», знакомство со словом образ (икона), формирование у
учащихся потребности и стремления бережно и внимательно относиться к маме.
Развитие познавательной мотивации, наблюдательности, связной речи, внимания,
памяти, творческих способностей.
Воспитание положительных эмоций, любви и бережного отношения к членам своей
семьи.
Оборудование:
Видеофильм
Презентация
Смайлики
Набор продуктов для салата.
Форма проведения занятия: час общения с элементами игры.
Методы:
словесный
наглядный
практический
Формы работы:
индивидуальная
фронтальная
групповая.
№п/п
Этап работы
Методы и
приёмы
Содержание деятельности
педагога
Содержание
деятельности
учащихся
I.
Вводная часть
занятия.
( 10мин.)
а)Организационный
этап.
Упражнение –
энергизатор.
Цель: создать
благоприятную
эмоциональную
обстановку в группе.
б) актуализация темы.
Цель: вызвать интерес
у детей к занятию,
расширить кругозор.
в) сообщение цели,
задач, хода занятия
Цель:
познакомить учащихся с
планом работы
Классный руководитель:
- Вы сегодня такие красивые. Я
вижу ваши заинтересованные
взгляды и мне очень приятно
Ребята, у вас в руках смайлики
с солнышком, я прошу каждого
из вас подойти к нашим гостям,
улыбнуться им, подарить
смайлик и сказать комплимент,
в комплиментах прошу не
повторяться.
Гости должны сказать
ответный комплимент.
(классный руководитель делает
общий комплимент детям)
Классный руководитель:
Сегодня я бы хотела с вами
поговорить на очень важную
тему. Я считаю, что вы уже
взрослые ребята, и можете
обсуждать серьезные вопросы.
А вот о чем будем говорить, вы
определите самостоятельно,
посмотрев небольшой
видеофильм.
-Итак, кому посвящён наш
классный час? (ответы детей)
Эпиграфом нашего классного
часа я возьму следующие
слова:
Родиться стоит поздно или
рано
Хотя бы для того на этот свет,
Чтоб вымолвить впервые слово
“МАМА”,
Которого священней в мире
нет.
(СЛАЙД№1)
-выполняют
инструкцию классного
руководителя
Просматривают
фильм, определяют
тему классного часа.
Тема нашего классного часа
называется « Дорогой и
единственной посвящается»
Слайд №2
II.
Основной этап.
(30мин).
а) Чтение
стихотворения
Цель: подведение к
теме, коррекция
внимания.
б) Вступительное
слово классного
руководителя.
Цель: расширение
кругозора , коррекция
мышления, зрительного
восприятия, внимания,
памяти.
Классный руководитель:
-Послушайте стихотворение,
читает Кочетков Дима.
Дорогие мамы! Уважаемые
гости нашей встречи! Вы уже
догадались, что говорить мы
будем сегодня о мамах.
( слайд №4)
За день до своего рождения
ребенок спросил у Бога:
- Я не знаю, зачем я иду в этот
мир, что я должен сделать?
Бог ответил:
- Я подарю тебе ангела,
который будет всегда рядом с
тобой. Он все тебе объяснит.
- Но как я пойму его, Я ведь не
знаю его язык?
- Ангел будет учить тебя
своему языку. Он будет
охранять тебя от всех бед.
- Как и когда я должен
вернуться к тебе?
- Твой ангел скажет тебе все.
- А как зовут моего ангела?
-Неважно, как его зовут, у него
много имен. Ты будешь
(слайд№3)
Кочетков Дима
читает
стихотворение:
Есть в природе знак
святой и вещий,
Ярко обозначенный в
веках:
Самая прекрасная из
женщин -
Женщина с ребенком
на руках.
От любой напасти
заклиная
(Ей-то уж добра не
занимать!),
Нет, не Богоматерь, а
земная,
Гордая возвышенная
мать.
Свет любви ее
издревле завещан,
Так вот и стоит она в
веках:
Самая прекрасная из
женщин -
Женщина с ребенком
на руках.
Все на свете мерится
следами,
Сколько бы ни
вышагал путей,
Яблоня украшена
плодами,
Женщина - судьбой
своих детей.
Пусть ей вечно солнце
рукоплещет,
Так она и будет жить в
веках,
Самая прекрасная из
женщин -
Женщина с ребенком
на руках!
в) Словарная работа
Цель: знакомство со
значением слова ,
расширение кругозора,
обогащение словарного
запаса.
г)Образ матери в
иконописи.
Цель: расширение
кругозора.
называть его – МАМА…
-Как вы понимаете смысл
притчи?
(ответы учащихся)
-Почему автор проводит
аналогию между мамой и
ангелом?
(ответы учащихся)
-На белом свете есть слова,
которые мы называем святыми.
И одно из таких святых,
теплых, ласковых слов - это
слово «МАМА». Слово,
которое ребенок говорит чаще
всего. Слово, при котором даже
взрослый, хмурый человек
улыбнется.
Вы, конечно, не помните
первую встречу с мамой. Как
она обрадовалась, когда
увидела Вас! Как счастливо
светились её глаза! На Вашей
руке был привязан номерок из
клеёнки. На нём было
написано: фамилия, число, год,
время Вашего рождения, Ваш
вес… Вы были совсем
крошечными
…
-А как вы можете объяснить
значение слова мама?
(объяснение слова «мать» по
словарю Ожегова, знакомство
со словом «мать» на разных
языках, подбор форм слова
мама ) (слайд№5.6,7,8,9)
Классный руководитель:
-Мама - самый главный
человек в жизни каждого из
нас. Доброта, заботливость и
вечная тревога матери за
судьбы своих детей - вот что с
восхищением и чувством
великой благодарности
стремились запечатлеть
живописцы на своих картинах
Отвечают на вопросы.
Высказывают мнение,
подбирают формы
слова.
и на иконах.
Слайд №10.
-Кто знает что означает слово
икона (образ)?
(ответы учащихся)
- Слово «икона» - греческое; по
русски оно означает «образ»
(иконы – образа). Это картины
особенного содержания,
написанные на доске. Одна из
них – «Богоматерь
Владимирская» - создана в
первой половине 12 века. По
преданию, первые иконы
Богоматери были написаны
ещё при её жизни и написал их
ученик Иисуса Христа -
апостол Лука. Икона
«Богоматерь Владимирская»
считается покровительницей,
защитницей Русской земли.
Икона эта издревле особо
почитаемая на Руси и
находится в Государственной
Третьяковской галерее.
Вглядитесь в неё - лик
Богоматери печален, она
скорбит о предстоящих её сыну
испытаниях. Склонив голову к
младенцу Иисусу, который
нежно прижимается к её щеке,
Богоматерь умоляющим
жестом протягивает к нему
левую руку, словно прося у
Иисуса защиты для всех нас.
Младенец же Иисус изображён
не только по-детски
трогательным, взгляд его
исполнен мудрости и силы.
Лики Богоматери и Иисуса
Христа прекрасны, потому что
исполнены самых добрых
чувств.
МАТЬ - символ жизни,
святости, вечности, тепла и
всепобеждающей любви. Культ
почитания матери, как главы
рода и охранительницы,
сохраняется во многих
культурах до настоящего
времени.
Самое дорогое, родное, святое
д) Анкета : « Как я
знаю свою маму»
Цель: выяснить, как
дети осведомлены о
своих мамах.
е) Конкурс « Что это ?»
Цель: классификация
предметов, коррекция
мышления, памяти,
внимания.
ж) Физкультминутка
« Аплодисменты»
Цель: снятие
эмоционального
напряжения.
связано с этим образом: для
всех людей - это Матушка
Земля, Родина-мать, природа-
матушка, и та, которая родила и
живет во имя ребенка - мама.
Я знаю, что вы все любите
своих мам, а можете ли вы
сказать: А за что? Что вы
вкладываете в смысл слова
«мама»?
(прежде, чем вы ответите на
этот вопрос, посмотрите
небольшой видеофрагмент)
Сегодня к нам на занятие
пришли две мамы
(представление мам)
(слайд№11)
1. Мамин любимый цветок?
2. Мамино любимое время
года?
3. Мамин день рождения?
4. Мамина любимая песня?
5.Мамино любимое блюдо?
6. Мамин любимый цвет
Классный руководитель:
А сейчас проведём с вами
небольшую интеллектуальную
разминку.
(слайд№12)
Классный руководитель:
Встаньте, те:
- кто похож на маму?
Аплодисменты!
- кто похож на папу?
Аплодисменты!
- кто скучает по родителям,
уезжая из дома?
Аплодисменты!
- в чьей семье занимаются
спортом?
Аплодисменты!
- у кого нет секретов от
родителей?
Аплодисменты!
- к кому приходят друзья в
гости?
Аплодисменты!
- мама стирает пеленки;
Масленников Н.
Леонов Александр
отвечают на вопросы
анкеты.
Отвечают на вопросы.
Выполняют
инструкцию классного
руководителя.
з) Конкурс
« Пантомимы»
Цель: развитие
творческих
способностей.
к)Определение
родственных связей.
Цель: повторить
названия близких
родственников,
коррекция мышления.
л) Закончить
пословицы и
поговорки о семье.
Цель: коррекция
мышления.
- папа моет посуду;
- дедушка читает газету;
- сестра собирается на встречу
с друзьями;
- бабушка месит тесто и печет
пироги;
- дядя настраивает телевизор;
- дочка убирает квартиру;
- тетя делает макияж и
расчесывается перед зеркалом;
- сын чистит ботинки;
- папа забивает молотком
гвоздь
Семья складывается не только
из родителей. Есть братья и
сестры, тети и дяди, бабушки и
дедушки. А каких вы еще
знаете родственников?
Попытаемся выяснить.
1. Мальчик, ребенок, для своей
мамы? (сын)
2. Моя сестра для мамы? (дочь)
3. Мама папы или мамы?
(бабушка)
4. Сын моего отца для меня?
(брат)
5. Папин или мамин отец?
(дедушка)
6. Дочь моей мамы для меня?
(сестра)
7. Мамина сестра? (тетя)
8. В мире нет ее родней,
справедливей и родней? (мама)
9. Брат мамы или папы?
(
дядя)
10. Я для маминой сестры
кто?
(племянник или племянница)
11. Кто такой кузен?
(двоюродный брат)
12. Он учит меня, но мамой не
станет, хоть любит меня?
(папа)
- А теперь я вам предлагаю
закончить пословицы и
поговорки о семье .
(слайд№13)
1. В гостях хорошо, …а дома
лучше.
Ребята получают
карточки, на которых
указаны действия,
которые они должны
изобразить с помощью
пантомимы
.
Отвечают на вопросы.
Заканчивают
пословицу или
поговорку.
м) Конкурс
« Кулинарный»
Цель: учить готовить
салат, развивать навыки
совместной работы.
2. Один за всех, …и все за
одного.
3. Чем бы дитя ни тешилось, ...
лишь бы не плакало.
4. Чем богаты,…тем и рады.
5. Яблоко от яблони, …не
далеко падает.
6. Вся семья вместе,…так и
душа на месте.
7. Не будет в семье добра,…
коли в семье вражда.
8. На что и клад, …коли в
семье лад.
9. Дом вести, …не бородой
трясти.
10. Без хозяина,…дом сирота.
Классный руководитель:
А теперь я предлагаю мамам
вместе с ребятами приготовить
салат.
(слайд№14)
Учащиеся с мамами
готовят салат
III.
Заключительная часть
занятия. ( 10 мин).
а) Подведение итогов
б) Рефлексия
Цель: выявить
понимание материала,
впечатления от
классного часа,
коррекция связной
устной речи.
Классный руководитель:
- Ребята, о чём
важном
мы
сегодня говорили?
-Что вам понравилось?
-Что заставило задуматься?
-Что было трудным?
Предлагаю выразить своё
настроение с помощью
смайликов. Перед вами лежат
кружочки цветной бумаги.
Пока они безэмоциональны. Я
предлагаю их оживить.
Нарисуйте смайлик таким,
какое у вас настроение:
весёлое, безразличное или
грустное. Посмотрим, что у нас
получится.
Отвечают на вопросы.
Дорисовывают
смайликам лицо,
объясняют.