Формирование основ национального самосознания у детей дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края
Автор: Якимова Наталия Владимировна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 66" Населённый пункт: город Чебоксары Наименование материала: статья Тема: Формирование основ национального самосознания у детей дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края Раздел: дошкольное образование
ДОКЛАД
на тему:
«Формирование основ национального самосознания
у детей дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края»
Составила: старший воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 66" города Чебоксары
Якимова Наталия Владимировна
В
последние
годы
идея
воспитания
патриотизма
приобретает
все
большее
общественное значение, становится задачей государственной важности. Воспитание
любви к своей Родине, к своему краю – задача чрезвычайно важная и сложная.
Особенно,
когда
она
ставится
применительно
к
детям
дошкольного
возраста.
Дошкольный возраст имеет потенциальные возможности для формирования высших
социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию. Но сначала
следует
представить,
на
базе
каких
чувств
эта
любовь
к
Родине
может
сформироваться или без какой познавательно-эмоциональной основы она не может
появиться.
Если
патриотизм
рассматривать
как
привязанность,
преданность,
ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка в дошкольном возрасте
нужно «научить» быть привязанным к чему-то, к кому-то, быть ответственным уже в
любом своем, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам
и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого
чувства. Восхищение просторами, красотой её и богатством возникает, если научить
ребенка видеть красоту вокруг себя.
Значит базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое,
трудовое, умственное воспитание маленького человека.
Внимательные наблюдения за детьми, изучения их возрастных особенностей,
интересов позволяют сделать вывод, что старшие дошкольники обладают большим
количеством знаний, а его интересы связаны с настоящим, а то и с будущим.
«Уважение к прошлому, вот черта отличающая образованность от дикости»
(А.С. Пушкин).
Приобщая детей к истокам народов Поволжья, мы развиваем личность каждого
ребенка, так как только на основе прошлого можно понять настоящее предвидеть
будущее.
А
народ,
не
передающий
все
самое
ценное
из
поколения,-
народ
без
будущего.
Наше
Поволжье
является
бездонным
источником,
из
которого
можно
почерпнуть
массу
сведений
о
традициях,
обрядах,
обычаях
воспитания
подрастающего поколения. Эти традиции воспитания принято называть народной
педагогикой. Народная педагогика предполагает передачу социального опыта норм.
поведения, общественных традиций. Люди тысячелетиями воспитывали детей. За это
время у каждого народа сформировались своеобразные обычаи, добрые традиции.
Во всем мире сейчас наблюдается грустное явление, когда вместе с отсталостью
уходит и самобытность. Чтобы не потерять эту самобытность надо прежде всего
знать о ней все. Сохранить- не меньше добродетелей, чем что-нибудь приобрести.
В семье происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того,
как строятся отношения в семье какие ценности, интересы находятся на первом
плане, зависит, какими вырастут дети.
Воспитание
возникло
вместе
с
Человечеством,
вместе
с
матерью
и
материнством.
Роль матери всегда высоко ценились в народе. Сила матери как
воспитателя
-
в
непосредственном,
каждодневном,
ежеминутном
воздействии
на
чувства и сознание ребенка. В постоянном ее личном присутствии. Мать не может
быть заочницей в отношении с детьми.
«Программа воспитание ребёнка - дошкольника» (г. Чебоксары 1995г.) под
руководством О. В. Драгуновой, в которой раскрывается национальный аспект,
указывается, что в дошкольном возрасте ребенок усваивает первые представления
о своей этнической принадлежности. У него формируется основы национального
самосознания. Это осуществляется в процессе вхождения ребенка в культуру
родного края. Приобщение ребенка к миру культуры - это формирование
мотивационно -
ценностного
отношения
к
традиционной
культуре
родного
народа, кросс - культурной грамотности, этносообразное деятельно - практическое
освоение художественной культуры в разных видах деятельности.
«Ядром» знаний ребенка об окружающем его мире является знания о
родном крае, его природе и культуре народов республики. Они являются
основой формирования у ребенка любви к родному краю.
Сегодня мы на многое начинам смотреть по - иному. Многое для себя
заново открываем и переоцениваем. Это относиться и к прошлому нашего
города.
С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению,
очень поверхностно знаком с родным городом.
Воспитание у детей дошкольного возраста любви к родному городу,
гордости за него необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети
полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной
стороны. Тем более что нам есть, чем гордиться.
Так родилась идея проекта «МОЙ ГОРОД»: посеять и взрастить в детской
душе семена любви к родному городу. Ведь наследование нравственных и
эстетических ценностей в самом нежном возрасте - это и есть естественный и
верный способ патриотического и духовного воспитания.
Для реализации проекта «МОЙ ГОРОД» изучили программу под
руководством
О.
В.
Драгуновой
«Программа
воспитание
ребенка
-
дошкольника». Данная программа эффективна для реализации проекта, что даёт
возможность изучению родного края с первой младшей группы. И с каждым
годом ребенок узнает все больше нового о своем городе.
Была разработана система ознакомления дошкольников с родным городом:
1.
История города (его прошлое и настоящее)
2.
Культура чувашского народа. Знаменитые люди Чувашии.
3.
Памятные места и достопримечательности города.
В
рамках
родительского
клуба
«
Река
времени»
были
проведены
большие
мероприятия.
Беседы за круглым столом
-«Роль семьи в приобщении детей к культуре и традициям своего народа»
- Роль художественной литературы в воспитании малыша
С целью:
- Побуждения интереса к истории и культуре своей родины, своего народа
- Формирование чувств национального достоинства
- Расширение кругозора детей через музей быта, созданного силами родителей и
педагогов
- Широкое использование всех видов фольклора
-
Объединение
усилий
педагогов
и
родителей
при
организации
работы
по
приобщению к национальной культуре.
Сейчас
мы
каждое
родительское
собрание
начинаем
с
какой
либо
игры.
Например «Собери квадрат», «Угадай какая сказка», «Я начну, а ты продолжи». В
таких играх используем народные сказки, пословицы, поговорки. Что побуждает
родителей прочитать лишний раз детям ту или иную сказку, обратиться к книге в
поисках народных пословиц и поговорок.
Так же мы предлагаем родителям список литературы для чтения детям каждой
возрастной группы. Куда обязательно включаем фольклор народов Поволжья
(сказки, стишки, потешки).
Родителей так же привлекаем к организации выставки книг в группах. Где
собираем книги-сказки разных народов, в том числе и сказки народа Поволжья.
Именно
сказки
демонстрируют
национальное
своеобразие,
национальную
психологию, народное представление о добре и справедливости.
Знания о городе, полученные детьми в различных видах деятельности, в том
числе и в познавательно-практической, увлекают детей, побуждают к дальнейшему
познанию своего города и способствуют возникновению чувств гордости за свой
город и народ, живущий в нем, становлению у детей собственно-активной жизненной
позиции в стремлении дальнейшего благоустройства и развития родного города.
В
народных
педагогиках
народов
Поволжья
на
воспитание
детей
большое
воздействие
оказывали
игры.
Они
воспитывали
волю,
внимание,
товарищеские
чувства. Кроме того, подвижные игры на свежем воздухе укрепляли детей физически.
Во
всех
группах
оформлены
консультации
для
родителей
«
Как
играть
в
народные игры», «Подвижные игры зимой».
Национальное
воспитание
детей
дошкольного
возраста
обеспечивается
использованием
игровых
методов,
в
том
числе
метода
сюжетно-ролевой
игры,
преимущество которой состоит в том, что ребенок для полного «вхождения» в роль
использует
характерную
одежду
отдельные
предметы,
тем
самым,
воспроизводя
жизнь.
Сюжетно-ролевая
игра-средство
социализации
ребенка,
приобщение
его
е
нормам и ценностям общества.
В
группах
имеются
сделанные
руками
родителей
элементы
национальной
одежды (фартук, платок, калфак, тюбетейка), которые дети активно используют в
игре.
В «день открытых дверей» для родителей было показано занятие по рисованию в
старшей группе « «Укрась фартук», где использовали орнамент татарского народа.
В
программных,
национальных
праздниках
развлечениях
используем
национальные песни, стихи, игры, танцы, которые очень нравятся детям и родителям.
Так
в
апреле
проходит
фестиваль
«Венок
дружбы
народов
Поволжья»,
где
дошкольники
знакомятся
с
традициями
и
обычаями
разных
национальностей,
проживающих на территории Чувашии.
Если
знакомить
детей,
начиная
с
раннего
возраста
с
родной
культурой,
традициями, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это
будет
способствовать
духовному,
нравственному
патриотическому
воспитанию
дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей
Родины.
В современных условиях модернизации российского образования и в рамках
обеспечения
вариативности
образовательных
процессов,
развития
творчества
и
инновационной деятельности педагогических коллективов как нельзя остро стоит
вопрос
организации
и
проведения
экспериментальной
деятельности
в
ДОУ.
Педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад № 66» в рамках реализации целей
и задач нравственно – эстетического воспитания дошкольников выбрал наиболее
актуальную на
современном
этапе
развития
общества
тему:
« Возрождение
национальных традиций через приобщение детей дошкольного возраста к культуре и
традициям родного края ».
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья,
где на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций,
можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через
взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной
среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры,
заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего
народа, хранителем и продолжателем традиций.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям - одна из
важнейших задач работы педагогов ДОУ. В нашем регионе живут русские, украинцы,
немцы, татары, чуваши, мордва, и т. д.
Изменившийся строй жизни, отсутствие идеологии существенно сказались на
проблемах воспитания подрастающего поколения. В связи с этим остро возникла
необходимость
возрождения
и
развития
уникальных
духовных
национальных
традиций
и
начал
родной
культуры
в
духовно
–
нравственном,
культурном и
патриотическом воспитании детей.
Педагоги
дошкольных
образовательных
учреждений
всегда
отличались
восприимчивостью ко всему новому. Без внедрения новых идей и технологий в
работе
нашего
учреждения невозможно. Вот уже несколько лет педагогический
коллектив детского сада начиная с 2014 года работает в режиме развития. Одним из
направлений нашей работы является «Приобщение детей к традициям и культуре
народов Поволжья » как части патриотического воспитания.
Наш детский сад посещают и русские, и татары, немцы, мордва, и чувашские
детишки, мы столкнулись с проблемой формирования культуры межнациональных
отношений. Ее решение потребовало особых социальных навыков, как от детей, так и
от взрослых, и было невозможно без использования потенциала культурного наследия
Саратовского Поволжья. Знакомим детей с русской, украинской, немецкой, татарской,
мордовской и чувашской национальными культурами.
Таким образом, из всей проделанной работы можно сделать вывод: ребята
свободно ориентируются на территории вокруг детского сада, знают названия улиц и
в
ч е с т ь
ко го
о н и
н а з ва н ы .
В м е с т е
с
р од и т е л я м и
д е т и
п о с е т и л и
достопримечательности
родного
города
и
запечатлели
это
на
фото,
получили
имеющиеся знания родителей о памятниках. Мы посетили мероприятие в библиотеке,
где детей познакомили с народными праздниками, традициями чувашского народа. А
также прочитали много художественной литературы про знаменитых людей, кому
установлены
монументы
и
памятники
в
нашем
городе,
узнали
историю
города
Чебоксары.
Первый
этап
работы
–
организация
развивающей
среды.
Основная
задача
педагогов – не создание музейной обстановки, а возможность введения детей в
особый самобытный мир путем его действенного познания. В групповых комнатах
созданы
фольклорные
уголки,
организована
постоянно
действующая
выставка
детских рисунков; оформлены уголки патриотического воспитания.
В музыкальном зале и группах имеются музыкальные народные инструменты,
игрушки,
художественные
образцы
народного
творчества,
народные
костюмы;
приобретены при помощи родителей.
Второй этап – организация образовательного процесса. В детском саду на
доступном
уровне
детей
знакомят
с
народными
играми,
народным
календарем,
традициями,
бытом,
обычаями
народов
Поволжья,
крестьянским
трудом,
способствует
развитию
познавательных
способностей
у
детей,
формированию
высокой
нравственности,
воспитывает
любовь
к
отечеству,
уважение
к
предкам,
интерес к самобытной культуре народов Поволжья. «Дела давно минувших дней,
преданье старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку. Разработаны
перспективные планы по приобщению к истокам народной культуры, по народным
подвижным
играм. Подвижные
народные
игры
помогают
детям
черпать
силу
из
нашего прошлого, из нашей национальной культуры.
Дидактические игры помогают педагогам обогатить и закрепить знания детей о
народах, проживающих
в
Поволжье,
найти
отличия
и
сходства
истории
и
современности, обогатить речевой запас, показать красоту родного языка.
Педагоги разрабатывают тематическое планирование занятий и их содержание,
которое помогает систематизировать материал. Разрабатывают конспекты занятий с
использованием практического материала. Составили и оформили картотеку бесед.
В нашем детском саду проведение фольклорных праздников и развлечений
совместно с родителями стало традицией. Родители не только помощники, но и
равноправные участники. Воспитатели вместе с родителями проводят праздники,
родительские посиделки, готовят выставки. В празднике «Чувашские посиделки», для
детей старшего дошкольного возраста ежегодно принимают участие не только дети,
но
и
взрослые.
Родители организуют
выставку
творческих
работ
«Чувашский
сувенир»,
«Золотые
руки
мамы»,
изготовленных
руками
родителей
и
детей,
фоторепортажи «По памятным местам Чувашии», «Известные люди родного края».
Ежегодно
отмечаем
в
ДОУ
древний
праздник
«Масленица».
Ведь
издавна
русские люди старались встречать, а особенно провожать Масленицу достойно, чтобы
потом не жить весь год «в горькой беде». Традиционно масленичные гуляния – это
целая
неделя
различных
развлечений. Чем
больше
на
празднике
сюрпризов,
тем
б ольше
пра зд ник
с оот ве т с т вуе т
гла в ному
на знач е нию
–
р а д о в а т ь
детей. Насыщенность
народного
праздника
творческими
импровизациями,
сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и
переживания,
обогащает
художественное
и
эстетическое
восприятие.
А
главное,
обеспечивает
естественное
приобщение
детей
к
национальным
традициям,
утверждает в их сознании фундаментальные духовные и эстетические ценности.
Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. В уголках для
родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по народным
праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и др. Совместное
участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг
новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности,
сочетание
индивидуального
и
коллективного
творчества
детей
и
родителей
способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное
отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического
процесса:
они
принимают
участие
в
проведении
народных
праздников,
в
изготовлении атрибутов для уголков родного края, в украшении групп к народным
праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица», участвуют в играх,
активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях.
В своей работе педагоги опираются на родителей не только как на помощников
детского
учреждения,
а
как
на
равноправных
участников
формирования
детской
личности. Использование потенциала семьи осуществляется путём:
привлечения родителей к проведению занятий
участия родителей в выставках семейного творчества;
предоставления
родителями
фотографий,
альбомов,
предметов
быта
и
искусства, хранящихся в семье;
участия родителей в прогулках и экскурсиях;
совместного с детьми участия в развлечениях, пошив народных костюмов;
изготовления пособий, поделок, дидактических игр .
Педагоги в своей работе преследуют главную цель – объединить в единую
систему семью, детский сад, ближайшее социальное окружение; воспитать всем
вместе
толерантного
и
ответственного
гражданина, любящего
свой
народ,
свою
Родину.
Результатами проводимой работы по приобщению детей к культуре и традициям
народов Поволжья является положительная динамика показателей качества обучения
и воспитания. Данные педагогического мониторинга показали повышение у детей
потребности
использовать
знания
о
народной
культуре
на
практике;
улучшение
умений
осуществлять
ориентировку
в
разных
видах
деятельности,
связанные
с
отражением
представлений
о
народной
культуре;
формирование
у
дошкольников
умения
самостоятельно
моделировать
коммуникативную
и
продуктивную
деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.
Таким образом, вся работа нашего детского сада направлена на формирование у
детей
представления
о
богатой
народной
культуре
родного
края,
знакомство
с
этнографией и фольклором народов, населяющих Чувашский край.
Созданная система педагогических условий обеспечила развитие творческих
способностей детей, приобщила их к истокам народной культуры. В благодарность за
всё
дети
стали
самостоятельными
в
музыкальной
деятельности,
способными
выдвигать свои идеи, находить своё место в творчестве. Сегодня возрастает ценность
и значимость деятельности педагогов по приобщению детей к истокам народной
культуры, деятельность во имя возрождения в ребёнке чувства своей родной земли,
связи со своим народом, ощущение бытия и творчества.
Систематическая,
комплексная
работа
по
возрождению национальных
традиций
через
приобщение
детей
дошкольного
возраста
к
родным
истокам
позволила выявить следующую результативность экспериментальной деятельности:
- в детском саду созданы условия, обеспечивающие обогащенное физическое,
духовно – нравственное, патриотическое, социально – эмоциональное развитие детей
на основе приобщения детей к истокам народной культуры;
- создана этническая развивающая среда;
- повысилась мотивация к изучению культурного наследия народа Поволжья у
педагогов, воспитанников и их родителей;
- разработаны и адаптированы к условиям учебно – воспитательного процесса
конспекты НОД;
- отработана система диагностической работы по выявлению знаний, умений и
навыков воспитанников;
-
введено
в
традиции
ДОУ
проведение
народные
праздников,
обрядов,
театрализованных представлений;
-
проведено
обобщение и
распространение
опыта
работы
по
различным
направлениям творческой экспериментальной деятельности на уровне ДОУ;
- оформлены альбомы: «Знания истории
чувашского костюма, головного убора»,
«Наш Чувашский край», « Национальные куклы», « Наш дом – Россия», и мн. др.
Работать в этом направлении интересно и воспитателям, и детям, и родителям,
поэтому мы будем и в дальнейшем продолжать начатое. Очень хочется, чтобы в
нашем детском саду сохранилась атмосфера увлечённости совместного творчества
взрослых и детей.
Методическое обеспечение:
1.
Программа
воспитания
и
обучения
«От
рождения
до
школы»
под
ред.
Н.Е.
Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, Мозаика - синтез, 2015 г.
2. «Программа воспитания ребенка – дошкольника» / под редакцией О.В.Драгуновой.
1995 г.
3. Программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе
«Рассказы солнечного края»: примерная парциальная образовательная программа / Е.
И. Николаева.
2015 г.
4. Программа этноэкологического развития детей 5-6 лет «Загадки родной природы»:
примерная парциальная образовательная программа / Т. В. Мурашкина. 2015
5. Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста
с
учетом
регионального
компонента
Традиции
Чувашского
края":
примерная
парциальная образовательная программа / Л.Б.Соловей. 2015