Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации ФГОС"
Автор: Эмрих Фаина Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №10 "Алёнушка" Населённый пункт: Забайкальский край,город Балей Наименование материала: статья Тема: Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации ФГОС" Раздел: дошкольное образование
Фаина Петровна Эмрих
Воспитатель МБДОУ « Детский сад № 10 « Алёнушка»
Г.Балей, Забайкальского края
Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста
посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации
ФГОС»
В федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования выделены направления развития детей
дошкольного возраста. В таком направлении как познавательное развитие
предполагается формирование первичных представлений об объектах
окружающего мира, о свойствах и отношения объектов окружающего мира -
форме, цвете, размере, материале, пространстве и времени и др.
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет
определяющую роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст
«золотой порой» сенсорного воспитания.
Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию
окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод
и т.п. Сенсорная культура обеспечивает полноценное восприятие
окружающего мира, что способствует умственному, физическому,
эстетическому развитию детей.
На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно
усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению
сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете,
форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти
представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка
следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств - шестью
цветами спектра (голубой цвет следует исключить, т.к. дети плохо отличают
его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат,
прямоугольник.
С детьми проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо
материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.
Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта,
необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую
очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете,
форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.
Если взрослые сопровождают действия ребёнка словом, обозначают эти
действия, качества предметов, то на этой основе обогащается его
словарь, развивается речь. Сначала дети учатся понимать то, что они
им говорят, а затем и сами овладевают новыми словами.
В процессе деятельности, игр по сенсорике развивается мышление детей.
Знакомясь со свойствами предметов и их наименованиями, дети рано
приходят к первым общим представлениям. Оказывается, что
«большими» могут быть разные по внешнему виду предметы, шарики,
кубики, матрёшки. Одного и того же цвета могут быть разные вещи.
Чтобы, например, собрать матрёшку надо всегда меньшую вложить в
большую, сообразив, где у неё нижняя и верхняя часть.
Умение выбрать шарики, кубики определённого цвета приучают
малышей к первичному подбору предметов по какому-то одному
признаку.
Игры-занятия на величину, форму, цвет воспитывают сосредоточенность,
умение спокойно, не отвлекаясь заниматься в течение времени одним
каким-то делом. Развивается устойчивость внимания, особенно тогда,
когда ребёнок подражает взрослым. Он должен присмотреться к тому,
что ему показали и воспроизвести эти действия. Для маленького
ребёнка это не так легко.
Действия детей с дидактическими игрушками, пособиями всегда ставят
перед ребёнком умственную задачу: он старается добиться результата –
собрать башенку, сложить матрёшку, подобрать красивые пёрышки для
хвоста петуха и т. д. Так формируется целеустремлённость, активность
и некоторая планомерность действий.
Для успешного развития ребёнка необходимо создать предметно-
развивающую среду.
Желательно, чтобы ребёнка окружали игрушки из различных
материалов: дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре
тканей и т.п.
Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой,
когда ребёнок имеет возможность пересыпать и переливать из
одной ёмкости в другую.
Различные движущие игрушки.
Игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию:
пирамидки, матрёшки и т.д.
Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения
звука.
Самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие,
шуршащие предметы. Это могут быть: банки из-под кофе, чая,
соков, наполненные горохом, косточками, фантиками, песком,
скрепками, пуговицами и т. д.
Шуршащие метёлки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги,
полиэтилена и т.п. Погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц,
пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т.п., свистки и
дудочки из глины и дерева.
Конструкторы и мозаики.
Разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры,
плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши,
фломастеры, мелки и т.д.
Игрушки контрастных размеров, игрушки различной формы
(круглые, кубические).
Ёмкости, с которыми можно производить прямые и обратные
действия: положить - достать, насыпать – высыпать и т.д.
Книги с большими предметными картинками.
Качели, мягкие модули.
Сенсорное развитие ребёнка является залогом его успешного
осуществления разных видов деятельности, формирования различных
способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и
систематически включаться во все моменты жизни ребёнка.