Напоминание

Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации ФГОС"


Автор: Эмрих Фаина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №10 "Алёнушка"
Населённый пункт: Забайкальский край,город Балей
Наименование материала: статья
Тема: Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Фаина Петровна Эмрих Воспитатель МБДОУ « Детский сад № 10 « Алёнушка» Г.Балей, Забайкальского края
Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста

посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации

ФГОС»
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены направления развития детей дошкольного возраста. В таком направлении как познавательное развитие предполагается формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношения объектов окружающего мира - форме, цвете, размере, материале, пространстве и времени и др. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т.п. Сенсорная культура обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств - шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, т.к. дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, прямоугольник. С детьми проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.
Если взрослые сопровождают действия ребёнка словом, обозначают эти действия, качества предметов, то на этой основе обогащается его словарь, развивается речь. Сначала дети учатся понимать то, что они им говорят, а затем и сами овладевают новыми словами. В процессе деятельности, игр по сенсорике развивается мышление детей. Знакомясь со свойствами предметов и их наименованиями, дети рано приходят к первым общим представлениям. Оказывается, что «большими» могут быть разные по внешнему виду предметы, шарики, кубики, матрёшки. Одного и того же цвета могут быть разные вещи. Чтобы, например, собрать матрёшку надо всегда меньшую вложить в большую, сообразив, где у неё нижняя и верхняя часть. Умение выбрать шарики, кубики определённого цвета приучают малышей к первичному подбору предметов по какому-то одному признаку. Игры-занятия на величину, форму, цвет воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь заниматься в течение времени одним каким-то делом. Развивается устойчивость внимания, особенно тогда, когда ребёнок подражает взрослым. Он должен присмотреться к тому, что ему показали и воспроизвести эти действия. Для маленького ребёнка это не так легко. Действия детей с дидактическими игрушками, пособиями всегда ставят перед ребёнком умственную задачу: он старается добиться результата – собрать башенку, сложить матрёшку, подобрать красивые пёрышки для хвоста петуха и т. д. Так формируется целеустремлённость, активность и некоторая планомерность действий. Для успешного развития ребёнка необходимо создать предметно- развивающую среду.  Желательно, чтобы ребёнка окружали игрушки из различных материалов: дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п.  Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребёнок имеет возможность пересыпать и переливать из одной ёмкости в другую.  Различные движущие игрушки.  Игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрёшки и т.д.
 Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука.  Самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. Это могут быть: банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, фантиками, песком, скрепками, пуговицами и т. д. Шуршащие метёлки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т.п. Погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т.п., свистки и дудочки из глины и дерева.  Конструкторы и мозаики.  Разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.  Игрушки контрастных размеров, игрушки различной формы (круглые, кубические).  Ёмкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить - достать, насыпать – высыпать и т.д.  Книги с большими предметными картинками.  Качели, мягкие модули. Сенсорное развитие ребёнка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребёнка.


В раздел образования