Автор: Скворцова Надежда Вячеславовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 35"присмотра и оздоровления Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область Наименование материала: Познавательно- исследовательский проект Тема: "Люби и знай свой край родной" Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 35»ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ
г.Дзержинск
Познавательно-исследовательский
проект «Люби и знай свой край родной»
Воспитатели
Скворцова Надежда Вячеславовна
Мелёхина Елена Алексеевна
Г .Дзержинск 2017г.
1
Старинная мудрость напоминает : «Человек, не знающий своего прошлого, не
знает ничего».
Актуальность:
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня
одна из наиболее актуальных. Исследования в области дошкольной
педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном
возрасте закладываются основы личности, начинается процесс становления и
формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных
программ, в которых представлено в разных формулировках и объѐмах
гражданское, патриотическое воспитание, включающее региональный
компонент. Тем не менее, ни одна из программ не даѐт возможности в полном
объѐме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем, поэтому
педагоги самостоятельно разрабатывают и систематизируют практический
материал.
Знакомство
детей
с
родным
краем:
с
историко-культурными,
национальными, географическими, природными особенностями формирует у
них
такие
черты
характера,
которые
помогут
им
стать
патриотом
и
гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об
истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти
человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое
чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по
которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви
к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие
годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача –
углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том,
что
ему
близко
и
дорого
-
в
ближайшем
окружении.
Расширить
круг
представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка
исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть
горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли
существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло
изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений
стало
знакомство
детей
дошкольного
возраста
с
национальным
и
региональным культурным наследием и историей страны, края.
2
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине
традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали
необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее
новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы
организации педагогического процесса по ознакомлению детей с
особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы
стала реализация проекта: «Родной свой край люби и знай!»
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный
краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем
самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.
Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников,
помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Вид: долгосрочный
Тип: информационно-практико-ориентированный
Участники: воспитатели, дети старшего,подготовительного дошкольного
возраста, родители, жители посёлка Желнино
Сроки реализации: 1 год
Цель: Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, города
Дзержинска, посёлка Желнино, местным достопримечательностям.
Задачи:
Дать знания детям о родном городе Дзержинске, история, символика,
достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза,
экологическая ситуация в крае.
Познакомить
с
историей
г.Дзержинска,
с
его
прошлым
:
станция
Черноречье – город Растяпино - г.Дзержинск.
Познакомить с культурой и традициями города.
Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к
его традициям и обычаям, умение видеть прекрасное.
Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание
принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей
среды.
Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом
Дзержинска
Развивать способность ориентироваться в городе;
3
Способствовать формировию позиции будущего гражданина.
Задачи для родителей:
сформировать
представление
о
необходимости
передачи
семейных
традиций от поколения к поколению;
обеспечить нравственно-патриотическое воспитание в условиях семьи;
использовать
различные
учреждения
города
для
благополучной
социализации будущего первоклассника.
Предполагаемый результат:
Повышение интереса детей к истории родного города его
достопримечательностям.
Привлечение большого количества семей и жителей посёлка и города
к реализации проекта.
Приобретение знаний детьми о своей «малой родине», умения их
применять.
Дети смогут ориентироваться в городе;
У детей сформируется активная позиция будущего гражданина.
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационно-накопительный:
Изучение интереса детей для определения целей проекта.
Сбор и анализ краеведческой и художественной литературы для
взрослых и детей.
привлечение жителей посёлка, города к сбору информационных
материалов, музейных экспонатов.
Анкетирование родителей. Цель: выявить знания о родном городе, их
заинтересованность в реализации проекта.
II. Организационно-практический . Совместная деятельность педагога с
детьми .Работа с родителями
Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, на
темы: “Станция Черноречье – Растяпино - Дзержинск- прошлое и
настоящее .», «Дзержинцы– участники ВОВ», «Моё имя, его значение»,
4
«О чём рассказали старые фотографии», «Семья. Родословное древо
моей семьи»
Просмотр видеофильма «Мой город», «Наша Родина – Россия»
Словотворчество сдетьми и родителями «Сочини частушку о крае,
городе»
Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок»,
«Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я -
фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
Выставка фото- отчёт об экологических акциях «Сделаем наш город
чище» (совместно с родителями)
Разучивание стихов , песен о Дзержинске.
Изготовление макета своего детского сада – архитектурного памятника.
Работа в музейном пространстве мини-музея ДОУ «Русская изба»
Экскурсии в мини – музей «Русская изба»
Знакомство с выставками и экспозициями мини-музея:
« Русская изба и быт чернореченцев» (предметы быта, кухонная утварь,
макет бутафорской печи, коллекция корзин, рушников, светильников,
самоваров и др.)
«Игрушки купеческих детей и игрушки крестьянских детей , и детей
рабочих»( игрушки- подлинники дореволюционного времени, до и
после- военного времени)
«Куклы наших мам и бабушек»( куклы советского времени : 60-80гг)
(коллекция советских «авосек»)
«Коллекция монет и денежных знаков»( старинных и советских,
заграничных денег)
«Коллекция старинных фотографий» (основатели п. Желнино, элита)
«Коллекция вышивок жительницы посёлка от 30-70гг»
5
«Коллекция замков и ключей» ( дореволюционного , довоенного и
советского периода)
Пополнение экспозиций предметами старины, краеведческой
литературой, экспонатами.
Работа и помощь родителей :
Организация развивающей среды
Выставка рисунков «Любимый город»
Фото-отчеты, информационный поиск . Подбор материалов о городе,
фотоальбом о Дзержинске.
Цикл реальных и виртуальных экскурсий по городу. –
Центральные улицы города;
- Парки и скверы Дзержинска; Архитектурные памятники п.Желнино.
Знатные красивые места посёлка.
-Памятники и музеи города. Помощь в подборе материалов для
экскурсий, организация экскурсий. (виртуальная экскурсия по
краеведческому музею Дзержинска)
-Исторические здания города. Поисковая деятельность с детьми
«История возникновения города» (символика, история возникновения )
Подбор дидактических игр по краеведению в познавательно-речевом уголке.
Знакомство с творчеством дзержинских и желнинского поэтов. (Комисаров
Н.) Подбор материалов
Оформление фото- галереи «Дзержинску – 85 лет!» «Дзержинск вчера и
сегодня!»
Оформление страничек книги « Моя малая Родина»
Составление рассказов на тему: «Что бы я рассказал гостям своего города»
Историческая викторина «Знатоки родного города»
Продукт проекта :
книга
«Моя
малая
Родина»,
изготовленная
руками
детей,
педагогов
и
родителей. Книга включает в себя:
6
Глава №1 «Возникновение Дзержинска»:
-
краткий
очерк
возникновения
г.
Дзержинска “Станция Черноречье
–
г.Растяпино - г.Дзержинск- прошлое и настоящее»,
- Фоторепортаж по теме «Как жили наши предки» (быт, традиции);
-
художественное
творчество
детей
(рисование
на
тему
«Я
люблю
тебя,
Дзержинск»);
- рассказы детей «Кем были мои предки».
Глава №2 «Дзержинск в военные годы»
- историческая справка о Великой отечественной Войне ;
- альбом военной техники;
- фоторепортажи с экскурсий к памятникам- обелискам;
- рассказы детей о военном прошлом своих предков;
- художественное творчество (рисование на тему «Салют над городом»);
Глава №3 «Дзержинск сегодня»
- Аналитическая справка о современном состоянии г. Дзержинска;
- карта города и схемы улиц города;
- фоторепортаж «Дзержинск сегодня»;
- рассказы детей о предприятиях, фабриках и заводах, на которых работают
родители;
- художественное творчество (рисование на тему «Мой Детский сад» и «Дом,
в котором я живу»)
Глава №4 «Дзержинск– город для детей»
- фотоальбом «Детские учреждения города»
- детское литературное творчество «Мир вокруг нас»
- фоторепортаж «Детство в Дзержинске»
Глава
№
5
«Мы
не
просто
девочки
и
мальчики,
мы
–
будущее
нашего
города!»
- рассказы детей на тему «Кем я буду, когда вырасту»
- фоторепортаж «И весною город расцветет»
- художественное творчество (рисование на тему «Город моей мечты»)
- интервью детей на тему «Чтобы дети смеялись»
III. Презентационно – завершающий
Презентация проекта «Посмотри, как хорош, этот город, где
живёшь…»
Праздничное итоговое мероприятие концерт “Дзержинску – 85 лет!”
7
Выставка информационных плакатов «С юбилеем, город мой!»
,изготовленных совместно детьми и родителями.
Оценка этапов реализации проекта детьми.
IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов. Беседа «Я люблю свой город»
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ».
Управление ДОУ 2002 №6.
И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного
возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».
Управление ДОУ 2005 №1.
И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников
через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
Материалы Интернет – сайтов.
Приложения
8