Напоминание

"Люби и знай свой край родной"


Автор: Скворцова Надежда Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 35"присмотра и оздоровления
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: Познавательно- исследовательский проект
Тема: "Люби и знай свой край родной"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 35»ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ г.Дзержинск
Познавательно-исследовательский

проект «Люби и знай свой край родной»

Воспитатели

Скворцова Надежда Вячеславовна

Мелёхина Елена Алексеевна

Г .Дзержинск 2017г.
1
Старинная мудрость напоминает : «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Актуальность:


Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объѐмах гражданское, патриотическое воспитание, включающее региональный компонент. Тем не менее, ни одна из программ не даѐт возможности в полном объѐме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем, поэтому педагоги самостоятельно разрабатывают и систематизируют практический материал. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. 2
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Родной свой край люби и знай!» Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Вид:
долгосрочный
Тип:
информационно-практико-ориентированный
Участники:
воспитатели, дети старшего,подготовительного дошкольного возраста, родители, жители посёлка Желнино
Сроки реализации:
1 год
Цель:
Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, города Дзержинска, посёлка Желнино, местным достопримечательностям.
Задачи:
 Дать знания детям о родном городе Дзержинске, история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в крае.  Познакомить с историей г.Дзержинска, с его прошлым : станция Черноречье – город Растяпино - г.Дзержинск.  Познакомить с культурой и традициями города.  Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям, умение видеть прекрасное.  Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.  Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом Дзержинска  Развивать способность ориентироваться в городе; 3
 Способствовать формировию позиции будущего гражданина.  Задачи для родителей:  сформировать представление о необходимости передачи семейных традиций от поколения к поколению;  обеспечить нравственно-патриотическое воспитание в условиях семьи;  использовать различные учреждения города для благополучной социализации будущего первоклассника.
Предполагаемый результат:
 Повышение интереса детей к истории родного города его достопримечательностям.  Привлечение большого количества семей и жителей посёлка и города к реализации проекта.  Приобретение знаний детьми о своей «малой родине», умения их применять.  Дети смогут ориентироваться в городе;  У детей сформируется активная позиция будущего гражданина.
Этапы проведения и реализации проекта:

I. Информационно-накопительный:
 Изучение интереса детей для определения целей проекта.  Сбор и анализ краеведческой и художественной литературы для взрослых и детей.  привлечение жителей посёлка, города к сбору информационных материалов, музейных экспонатов.  Анкетирование родителей. Цель: выявить знания о родном городе, их заинтересованность в реализации проекта.
II. Организационно-практический . Совместная деятельность педагога с

детьми .Работа с родителями
 Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, на темы: “Станция Черноречье – Растяпино - Дзержинск- прошлое и настоящее .», «Дзержинцы– участники ВОВ», «Моё имя, его значение», 4
«О чём рассказали старые фотографии», «Семья. Родословное древо моей семьи»  Просмотр видеофильма «Мой город», «Наша Родина – Россия»  Словотворчество сдетьми и родителями «Сочини частушку о крае, городе»  Оформление дидактических игр по краеведению: “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»  Выставка фото- отчёт об экологических акциях «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)  Разучивание стихов , песен о Дзержинске.  Изготовление макета своего детского сада – архитектурного памятника. 
Работа в музейном пространстве мини-музея ДОУ «Русская изба»
Экскурсии в мини – музей «Русская изба»  Знакомство с выставками и экспозициями мини-музея:  « Русская изба и быт чернореченцев» (предметы быта, кухонная утварь, макет бутафорской печи, коллекция корзин, рушников, светильников, самоваров и др.)  «Игрушки купеческих детей и игрушки крестьянских детей , и детей рабочих»( игрушки- подлинники дореволюционного времени, до и после- военного времени)  «Куклы наших мам и бабушек»( куклы советского времени : 60-80гг) (коллекция советских «авосек»)  «Коллекция монет и денежных знаков»( старинных и советских, заграничных денег)  «Коллекция старинных фотографий» (основатели п. Желнино, элита)  «Коллекция вышивок жительницы посёлка от 30-70гг» 5
 «Коллекция замков и ключей» ( дореволюционного , довоенного и советского периода)  Пополнение экспозиций предметами старины, краеведческой литературой, экспонатами. Работа и помощь родителей :
Организация развивающей среды
Выставка рисунков «Любимый город» Фото-отчеты, информационный поиск . Подбор материалов о городе, фотоальбом о Дзержинске. Цикл реальных и виртуальных экскурсий по городу. –  Центральные улицы города;  - Парки и скверы Дзержинска; Архитектурные памятники п.Желнино. Знатные красивые места посёлка.  -Памятники и музеи города. Помощь в подборе материалов для экскурсий, организация экскурсий. (виртуальная экскурсия по краеведческому музею Дзержинска)  -Исторические здания города. Поисковая деятельность с детьми «История возникновения города» (символика, история возникновения ) Подбор дидактических игр по краеведению в познавательно-речевом уголке. Знакомство с творчеством дзержинских и желнинского поэтов. (Комисаров Н.) Подбор материалов Оформление фото- галереи «Дзержинску – 85 лет!» «Дзержинск вчера и сегодня!» Оформление страничек книги « Моя малая Родина» Составление рассказов на тему: «Что бы я рассказал гостям своего города» Историческая викторина «Знатоки родного города»
Продукт проекта
: книга «Моя малая Родина», изготовленная руками детей, педагогов и родителей. Книга включает в себя: 6
Глава №1 «Возникновение Дзержинска»: - краткий очерк возникновения г. Дзержинска “Станция Черноречье – г.Растяпино - г.Дзержинск- прошлое и настоящее», - Фоторепортаж по теме «Как жили наши предки» (быт, традиции); - художественное творчество детей (рисование на тему «Я люблю тебя, Дзержинск»); - рассказы детей «Кем были мои предки». Глава №2 «Дзержинск в военные годы» - историческая справка о Великой отечественной Войне ; - альбом военной техники; - фоторепортажи с экскурсий к памятникам- обелискам; - рассказы детей о военном прошлом своих предков; - художественное творчество (рисование на тему «Салют над городом»); Глава №3 «Дзержинск сегодня» - Аналитическая справка о современном состоянии г. Дзержинска; - карта города и схемы улиц города; - фоторепортаж «Дзержинск сегодня»; - рассказы детей о предприятиях, фабриках и заводах, на которых работают родители; - художественное творчество (рисование на тему «Мой Детский сад» и «Дом, в котором я живу») Глава №4 «Дзержинск– город для детей» - фотоальбом «Детские учреждения города» - детское литературное творчество «Мир вокруг нас» - фоторепортаж «Детство в Дзержинске» Глава № 5 «Мы не просто девочки и мальчики, мы – будущее нашего города!» - рассказы детей на тему «Кем я буду, когда вырасту» - фоторепортаж «И весною город расцветет» - художественное творчество (рисование на тему «Город моей мечты») - интервью детей на тему «Чтобы дети смеялись»
III. Презентационно – завершающий

Презентация проекта «Посмотри, как хорош, этот город, где

живёшь…»
Праздничное итоговое мероприятие концерт “Дзержинску – 85 лет!” 7
Выставка информационных плакатов «С юбилеем, город мой!» ,изготовленных совместно детьми и родителями. Оценка этапов реализации проекта детьми.
IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов. Беседа «Я люблю свой город»
Обеспечение проектной деятельности:

Методическое:
Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6. И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4. М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1. И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4. Материалы Интернет – сайтов. Приложения 8


В раздел образования