Автор: Михеева Наталья Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГКОУ " Кувшиновская школа - интернат" Населённый пункт: г.Кувшиново, Тверская область Наименование материала: конспект урока письма и развития речи Тема: 3 склонения имен существительных Раздел: начальное образование
ГКОУ
«
Кувшиновская
школа
–
интернат
»Microsoft
Конспект
урока
по
русскому
языку
в
5
классе
Михеева
Наталья
Александровна
,
учитель
начальных
классов
михеева
Тема: Три склонения имен существительных.
Тип урока: изучение нового материала.
Основные цели урока: изучить новую тему с помощью уже
изученного.
Задачи урока: Образовательные –
1.повторить род, число и падежи имен существительных,
2.формировать представление о трех типах склонения
существительных,
3. учить применять на практике изученный материал.
Коррекционно – развивающие –
1.коррегировать переключающее внимание путем
самостоятельного склонения существительных по падежам
И наблюдения за окончаниями;
2.коррекция и развитие связной устной монологической
речи, делая выводы;
3.коррекция и развитие долговременной памяти (правила);
4.Коррекция и развитие зрительных восприятий;
5.Коррекция и развитие слуховых восприятий;
6. Коррекция и развитие мыслительной деятельности
( операций анализа и синтеза);
Воспитывающие –
1.Воспитывать интерес к предмету;
2.воспитывать умение работать в группах;
3.воспитывать самостоятельность в работе;
Оборудование: Таблица «Падежи», таблица»Три склонения
имен существительных», доска, тетради, учебник.
Ход урока.
Организационный момент .
Приветствие
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке у нас
присутс твуют гости, они пришли посмотреть, как мы с вами
умеем работать и чему научились на уроках русского языка.
Оформление тетради
Итак, откройте тетради, запишите число и классная работа.
Повторение
- Посмотрите, у меня на доске стоят 3 домика, в каждом
из них спрятаны несколько слов, вам нужно угадать какие
именно. Задание – из нескольких словосочетаний
составьте слово.
- Сладость, которая вызывает кариес? (конфета)
- Посуда для приготовления первых блюд? (кастрюля)
-Брат моего отца? (дядя)
- Отец моего папы, а мне кто ? (дедушка)
- Это слова из первой корзинки.
-Определите , какой частью речи они являются?
- Какого они рода?
Продолжим работу. Давайте узнаем, какие слова
спрятались во втором домике?
- Глаз дома? (окно)
-Где растет пшеница? ( в поле)
- Лесное животное с ветвистыми рогами? (лось)
Это слова из 2 домика. Определите часть речи и род.
-А теперь слово из 3 домика.
- Самое темное время суток? (ночь)
- Определите часть речи и род.
Падежи. В форме какого падежа стоят эти
существительные?
-Какие еще падежи вам известны?
-Вспомните порядок падежей с помощью стихотворения.
- Помогите мне восстановить таблицу «Падежи».
- Падежи, вопросы и вспомогательные слова.
Цели и задачи
- Зачитайте , что мы должны сделать на уроке.
- Повторить род, число и падежи имен существительных;
Уметь склонять существительные по падежам и выделять
одинаковые окончания;
- Выяснить что такое три склонения имен
существительных?
Изучение новой темы
Наблюдение за словами и их окончаниями
- Посмотрите на доску. Как вы думаете, почему эти слова,
расположились в своих квартирах?
Конфета окно ночь
Кастрюля поле
Дядя лось
Дедушка
Цель урока
- Сегодня на уроке мы должны выяснить это.
- Итак ,сейчас будете работать самостоятельно, по рядам.
-1 ряд –склоняете в тетради слова конфета и кастрюля, 2
ряд – дядя и дедушка.
Образец : И.п. дядя,дедушка
Р.п.дяди, дедушки и выделяете окончания.
Проверка
Теперь проверим.Я говорю слова, вы их окончания.
Что вы заметили? Каковы окончания?
- Сделайте вывод.
-Какие существительные относятся к первому склонению?
Вывод Сущ.-е ж.и м. рода с окончаниями на – а, -
я,относятся к 1 скл.
- Продолжим наблюдения над словами второго столбика.
Мальчики изменяют по падежам слова окно, поле, а
девочки слово –лось.
-Какие окончания у вас получились? Что вы заметили?
- Сделайте вывод.
-Какие существительные относятся ко 2 склонению?
Существительные ср. рода с окончаниями –о – е и м.рода
на ь и – й второго склонения.
-Теперь все вместе изменим слова ночь и степь, что вы
заметили? Правильно, они имеют одинаковые
окончания.
- Сделайте вывод, какие существительные относятся к 3
склонению?
Физкультминутка « Домик»
Каждая парта будет имитировать знакомых птиц и
животных. Например: 1 парта –гуси, 2 –голуби, 3 –ослики,
4 –собачки. « Кто –кто в домике живет?» Вы отвечаете.,а
потом выполните несколько моих просьб.
-Гуси, встаньте! Вытяните шейки и покрутите ими три
раза.
-Голуби, помашите своими крылышками.
-Собачки,на корточках сделайте по 2 шага вперед и
Назад.
-Ослики, сделайте 3 прыжка вперед и 3 шага назад.
- Отдохнули, а теперь снова за работу.
Закрепление темы урока
Работа с правилами
- Откройте учебник, стр. 123-126 ,прочитайте
данные правила. Скажите, совпадают правила с
нашими выводами?
Выполнение упражнения № стр.123
Подведение итога
-Прочитаем еще раз , что мы должны были сделать?
-Справились ли мы с заданием?
-На какие 3 склонения делятся имена существительные?
Домашнее задание
- стр 123 №305.
Источники информации:
1.Таблица « Три склонения имен существительных»
2. Учебник русского языка 5 класс .- И.Г. Галунчиковой, Э.В.
Якубовской