Напоминание

3 склонения имен существительных


Автор: Михеева Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ " Кувшиновская школа - интернат"
Населённый пункт: г.Кувшиново, Тверская область
Наименование материала: конспект урока письма и развития речи
Тема: 3 склонения имен существительных
Раздел: начальное образование





Назад




ГКОУ « Кувшиновская школа – интернат »Microsoft Конспект урока по русскому языку в 5 классе Михеева Наталья Александровна , учитель начальных классов михеева

Тема: Три склонения имен существительных.

Тип урока:
изучение нового материала.
Основные цели урока:
изучить новую тему с помощью уже изученного.
Задачи урока:
Образовательные – 1.повторить род, число и падежи имен существительных, 2.формировать представление о трех типах склонения существительных, 3. учить применять на практике изученный материал.
Коррекционно – развивающие –
1.коррегировать переключающее внимание путем самостоятельного склонения существительных по падежам И наблюдения за окончаниями; 2.коррекция и развитие связной устной монологической речи, делая выводы; 3.коррекция и развитие долговременной памяти (правила); 4.Коррекция и развитие зрительных восприятий; 5.Коррекция и развитие слуховых восприятий; 6. Коррекция и развитие мыслительной деятельности ( операций анализа и синтеза);
Воспитывающие –

1.Воспитывать интерес к предмету; 2.воспитывать умение работать в группах; 3.воспитывать самостоятельность в работе; Оборудование: Таблица «Падежи», таблица»Три склонения имен существительных», доска, тетради, учебник.
Ход урока.

Организационный момент
.  Приветствие -Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке у нас присутс твуют гости, они пришли посмотреть, как мы с вами умеем работать и чему научились на уроках русского языка.  Оформление тетради Итак, откройте тетради, запишите число и классная работа.
Повторение
- Посмотрите, у меня на доске стоят 3 домика, в каждом из них спрятаны несколько слов, вам нужно угадать какие именно.
Задание – из нескольких словосочетаний

составьте слово.
- Сладость, которая вызывает кариес? (конфета) - Посуда для приготовления первых блюд? (кастрюля)
-Брат моего отца? (дядя) - Отец моего папы, а мне кто ? (дедушка) - Это слова из первой корзинки. -Определите , какой частью речи они являются? - Какого они рода? Продолжим работу. Давайте узнаем, какие слова спрятались во втором домике? - Глаз дома? (окно) -Где растет пшеница? ( в поле) - Лесное животное с ветвистыми рогами? (лось) Это слова из 2 домика. Определите часть речи и род. -А теперь слово из 3 домика. - Самое темное время суток? (ночь) - Определите часть речи и род.  Падежи. В форме какого падежа стоят эти существительные? -Какие еще падежи вам известны? -Вспомните порядок падежей с помощью стихотворения. - Помогите мне восстановить таблицу «Падежи». - Падежи, вопросы и вспомогательные слова.  Цели и задачи
- Зачитайте , что мы должны сделать на уроке. - Повторить род, число и падежи имен существительных; Уметь склонять существительные по падежам и выделять одинаковые окончания; - Выяснить что такое три склонения имен существительных?
Изучение новой темы
 Наблюдение за словами и их окончаниями - Посмотрите на доску. Как вы думаете, почему эти слова, расположились в своих квартирах? Конфета окно ночь Кастрюля поле Дядя лось Дедушка  Цель урока - Сегодня на уроке мы должны выяснить это. - Итак ,сейчас будете работать самостоятельно, по рядам. -1 ряд –склоняете в тетради слова конфета и кастрюля, 2 ряд – дядя и дедушка. Образец : И.п. дядя,дедушка Р.п.дяди, дедушки и выделяете окончания.
 Проверка Теперь проверим.Я говорю слова, вы их окончания. Что вы заметили? Каковы окончания?
- Сделайте вывод.
-Какие существительные относятся к первому склонению? Вывод Сущ.-е ж.и м. рода с окончаниями на – а, - я,относятся к 1 скл. - Продолжим наблюдения над словами второго столбика. Мальчики изменяют по падежам слова окно, поле, а девочки слово –лось. -Какие окончания у вас получились? Что вы заметили? -
Сделайте вывод.
-Какие существительные относятся ко 2 склонению? Существительные ср. рода с окончаниями –о – е и м.рода на ь и – й второго склонения. -Теперь все вместе изменим слова ночь и степь, что вы заметили? Правильно, они имеют одинаковые окончания. - Сделайте вывод, какие существительные
относятся к 3

склонению?

Физкультминутка « Домик»

Каждая парта будет имитировать знакомых птиц и животных. Например: 1 парта –гуси, 2 –голуби, 3 –ослики, 4 –собачки. « Кто –кто в домике живет?» Вы отвечаете.,а потом выполните несколько моих просьб. -Гуси, встаньте! Вытяните шейки и покрутите ими три раза. -Голуби, помашите своими крылышками. -Собачки,на корточках сделайте по 2 шага вперед и Назад. -Ослики, сделайте 3 прыжка вперед и 3 шага назад. - Отдохнули, а теперь снова за работу.
Закрепление темы урока
 Работа с правилами  - Откройте учебник, стр. 123-126 ,прочитайте данные правила. Скажите, совпадают правила с нашими выводами?  Выполнение упражнения № стр.123
Подведение итога
-Прочитаем еще раз , что мы должны были сделать? -Справились ли мы с заданием? -На какие 3 склонения делятся имена существительные?

Домашнее задание
- стр 123 №305.
Источники информации: 1.Таблица « Три склонения имен существительных» 2. Учебник русского языка 5 класс .- И.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской


В раздел образования