Напоминание

Развитие субъектной позиции детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх


Автор: Гайнулина Гульнара Фанисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад№33"
Населённый пункт: город Стерлитамак,республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Развитие субъектной позиции детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
Раздел: дошкольное образование





Назад





Развитие субъектной позиции

детей старшего дошкольного возраста

в сюжетно-ролевых играх

В старшем дошкольном возрасте
ребенок принимает участие в разнообразных сюжетно - ролевых и режиссёрских играх. К пяти годам игровые действия детей становятся разнообразными, они свободно пользуются предметами - заместителями, используют ролевые высказывания. В игре появляется большое количество речевых изобразительных действий, ребёнок проявляет творчество в создании игрового образа. Детей привлекает процесс создания игрового пространства. Игры детей становятся совместными. Для того чтобы согласовывать свои творческие замыслы с партнёрами, детям требуется овладеть новым способом построения совместной игры - сюжетосложением. Сюжетосложение основано на развёртывании последовательности целостных игровых ситуаций, включающее их обозначение для партнёра и совместное пошаговое планирование. Оно включает умение ребёнка ориентироваться на сверстника: обозначать, какое событие хотел бы развернуть в следующий момент, прислушиваться к мнению партнеров; умение комбинировать события в совместный со сверстниками сюжет. Постепенно из предметного плана игра всё больше переходит в план воображения и речи. Содержанием игр детей на пороге школы становятся привлекательные события окружающей жизни - это переплетение впечатлений, полученных из книг, сказок, мультфильмов, телепередач. События, происходящие в сказках, мультфильмах, имеют для детей особую эмоциональную значимость. Ребенок, мысленно включаясь в события мультфильмов и сказок, переживает героям, действует вместе с ними во внутреннем плане - плане воображения - и тем самым осознаёт себя их активно действующим участником.
В старшем дошкольном возрасте у детей начинается интенсивное развитие совместной режиссёрской игры. Её специфика заключается в том, что дети организуют деятельность как бы "извне", строят и развивают сюжет, управляя игрушками и озвучивая их, договариваются об общем замысле игры. Режиссёрская игра способствует развитию сюжетосложения как нового способа построения сюжетной игры. Таким образом, на протяжении дошкольного детства игра становится всё более самостоятельной детской деятельностью, наполненной элементами творчества и сотрудничества со сверстниками. Позиция субъекта игровой деятельности проявляется в самостоятельности и творчестве ребенка в выдвижении игровых замыслов, построении сюжета, выборе средств его реализации. Освоение позиции субъекты игровой деятельности у старших дошкольников может протекать по разному. У детей
с оптимальным развитием
позиций субъекта игровой деятельности присутствует предварительное обозначение темы игры, двух или трёх игровых событий. Дети заинтересованы совместной игрой, эмоциональный фон общения положительный. Дети способны согласовывать в игровой деятельности свои интересы и интересы партнёров, умеют объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру. Для
детей -

"сочинителей"
наиболее интересны игры, некоторые осуществляются в вербальном плане, с минимальным опредмечиванием сюжета. Как правило, эти дети фантазируют, объединившись по двое образуя устойчивое игровое объединение. В то же время они охотно принимают участие в коллективных играх, где становятся носителями игрового замысла. Для
детей

- "исполнителей"
наиболее интересен процесс создания игровых образов в сюжетно - ролевой игре. Для этого они используют разнообразные средства - мимику, жест, речевую интонацию. Дети - "исполнители" активно реализуют общий игровой замысел, увлечены игрой.

Детей

-

"режиссеров"
отличает высокая активность, как в инициировании игровых замыслов, так и в создании образов игровых персонажей. Их проявления позиции субъекта максимальны в игровом организационном общении: они выступают посредниками в разрешении спорных конфликтах, отличаются развитым чувством справедливости. Для них характерен положительный эмоциональный настрой.
Детям

-

"практикам"
интересны многоплановые игровые сюжеты, предполагающие вариативные переходы от игры к продуктивной деятельности и обратно. Часто продуктивная деятельность предшествует игре и обогащает игровой замысел. Для них также характерен положительный эмоциональный настрой. Педагогическое сопровождение сюжетных игр детей с оптимальным уровнем развития субъектной позиции в игровой деятельности заключается в создании условий для поддержки индивидуальных проявлений детской активности, дальнейшего развития воображения игрового творчества. Наиболее типичны для детей дошкольного возраста проявления, свидетельствующие
о достаточном развитии позиции субъекта игровой

деятельности.
Для детей данной группы характерны недостаточная ориентированность на сверстника как на партнера по совместной игре, противоречия между развивающимися игровыми замыслами и способами их реализации как воображаемом плане, так и построении организационного общения. Постепенно у детей данной группы намечается переход к оптимальному уровню освоения субъектной позиции в сюжетной игре. Для детей


с

недостаточным

развитием

позиции

субъекта

игровой деятельности
характерно стереотипное разыгрывание одних и тех же сюжетов и ролей от игры к игре, что приводит к "ритуализации" деятельности, ее частому повторению без изменении. Следовательно, позиция субъекта игровой деятельности выражена недостаточно, так как самостоятельность и творчество минимальны.
Таким образом, цель воспитателя состоит в создании условий для
активной, самостоятельной и творческой игровой деятельности детей.


В раздел образования