перспективный план по экспериментированию в средней группе
Автор: Лещук Антонина Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №42" Населённый пункт: город Саранск Наименование материала: методическая разработка Тема: перспективный план по экспериментированию в средней группе Раздел: дошкольное образование
Материал, литература
Сентябрь
2 неделя
Азбука
безопасности.
Вода
Окрашивание
воды.
Растворимость
веществ в воде.
Выявить свойства воды: вода может
быть теплой и холодной; в воде
растворяются некоторые вещества;
вода прозрачная, но может менять
свою окраску, запах, когда в ней
растворяются окрашенные пахучие
вещества.
Емкость с водой (холодной и теплой),
кристаллический ароматизированный
краситель, палочки для размешивания,
мерные стаканчики ,соль, речной песок,
сахарный песок, ложечки, мелкие предметы,
акварельные краски.
Марудова Е.В. 43
Сентябрь
3неделя
Неделя игры и
игрушки.
Песок,
глина
Что
случилось?
Впитываемость
песка и глины
Определить, что песок и глина по-
разному впитывают воду.
Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой
глиной,
пластиковые
стаканчики
с
водой,
клеенка.
Марудова Е.В.,45
Сентябрь
4 неделя
День
дошкольного
работника.
Фрукты
У кого какие
детки?
Научить детей выделять общее в
строении семян фруктов (наличие
ядрышка). Побудить детей к
называнию строения семян фруктов
: ядрышко, оболочка.
Фрукты, подносы, пластмассовые ножи, лупа,
молоточек.
Марудова Е.В.,40
Октябрь
1 неделя
Осень в мире
растений.
Овощи
У
кого
какие
детки?
Научить
детей
выделять
общее
в
строении
семян
овощей(наличие
ядрышка).
Побудить
детей
к
называнию строения семян овощей:
ядрышко, оболочка.
Овощи, подносы, пластмассовые ножи, лупа,
молоточек.
Марудова Е.В.,41
Октябрь
2 неделя
В мире
животных.
Песок,
глина
Волшебный
материал.
Выявить, какие свойства
приобретают песок и глина при
смачивании.
Емкости с песком, глиной, дощечки, палочки,
изделия из керамики, клеенка
Марудова Е.В.,45
Октябрь
3 неделя
Край, в
котором мы
живем.
Металл
Металл, его
качества и
свойства.
Узнавать предметы из металла,
определять его качественные
характеристики (структура
поверхности, цвет) и свойства
(теплопроводность, металлический
блеск).
Металлические предметы, магниты, емкости
с водой, картина с изображением кузнеца в
кузнице, алгоритм описания свойств
материала.
Марудова Е.В.,48
Октябрь
4 неделя
Моя страна.
Птицы
Почему птицы
могут летать?
Найти особенности внешнего вида
некоторых птиц, позволяющие
приспособиться к жизни в
окружающей среде.
Крылья птицы из бумаги, картонная и
резиновая птички, изображения птиц и
других животных.
Марудова Е.В.,51
Ноябрь
1 неделя
День
народного
единства.
Птицы
Кто улетит, кто
останется?
Помочь понять детям зависимость
изменений в жизни птиц от
изменений в неживой природе.
Емкости с почвой и мелкими предметами в
ней, емкость с водой и мелкими предметами
на дне, кора дерева, шишка, картинки с
изображением клювов разных птиц.
Марудова Е.В.,47
Ноябрь
2 неделя
Расту
здоровым.
Человек
Носарий
Познакомить детей с функцией
носа, его строением.
Контурные рисунки профилей с разной
формой носа (прямой, с горбинкой,
курносый), зеркало, коробочка с лимоном.
Марудова Е.В.,39
Ноябрь
3 неделя
Моя семья.
Человек
Умный нос
Тренировать детей в определении
предметов по запаху. Познакомить
детей с особенностями работы носа.
Несколько цветов, хлеб, огурец, чеснок,
апельсин и т.д., футляры от киндер-
сюрпризов, картинки с изображением
соответствующих предметов и растений.
Марудова Е.В.,40
Ноябрь
4 неделя
День матери.
Ягоды
Изменение вкуса
ягод при
замораживании
Учить детей различать на вкус
замороженные и не замороженные
ягоды, сравнивать и понимать
необходимость замораживания
продуктов.
Замороженные и не замороженные ягоды,
блюдца, чайные ложечки, салфетки, картинки
с изображением ягод, баночка с вареньем.
Марудова Е.В.,41
Декабрь
1 неделя
Зима.
.
Источник
и света
Свет вокруг нас
Определить принадлежность
источников света к природному или
рукотворному миру, назначение,
некоторые особенности устройства
рукотворных источников света.
Картинки с изображением источников света
(солнце, луна, звезды, светлячок, костер,
лампа, фонарик), несколько предметов,
которые не дают света.
Марудова Е.В.,46
Декабрь
2 неделя
Зима.
Вода, лед
Лед – твердая
вода
Доказать, что лед – тоже вода.
Сосулька (или пластина льда из морозилки),
миска.
Марудова Е.В.,44
Декабрь
3 неделя
В гостях
у сказки.
Вода,
снег
Взаимодействие
воды и снега
Выявить свойства воды: чем выше
ее температура, тем в ней быстрее,
чем в воздухе, тает снег. Выявить
способность воды остывать под
действием внешних условий.
Сравнить свойства воды и снега:
прозрачность, текучесть, хрупкость,
твердость. Проверить способность
снега под действием тепла
превращаться в воду.
Емкости с водой разной температуры
(уровень воды отмечен меткой), снег,
тарелочки, мерные ложки.
Марудова Е.В.,49
Декабрь
4 неделя
Новый год.
Одежда
Зачем Деду
Морозу и
Снегурочке
шубы?
Помочь детям выявить некоторые
особенности одежды (защита от
холода и тепла).
Иллюстрации, новогодние открытки, мех,
подставки, емкости для снеговых фигур.
Марудова Е.В.,53
Январь
2 неделя
Зимние забавы.
Вода, лед
Где быстрее?
.
Выявить
условия
изменения
агрегатных
состояний
жидкости
(лед —> вода, вода —> лед).
Варежки, льдинки, свеча, емкости с теплой и
горячей водой, металлическая подставка,
целлофановые пакетики.
Марудова Е.В.,47
Январь
3 неделя
Зимние забавы.
Вода,
снег
Строим
снежный город
Учить детей видеть возможности
преобразования, стремиться к
коллективному участию в
деятельности.
Снег, вода, лопатки, ведра.
Марудова Е.В.,53
Январь
4 неделя
Зимние забавы.
Металл
Металл: его
качества и
свойства. Ножи
из разных
материалов.
Закрепить умение узнавать
предметы из металла, определять
его качественные характеристики
(структуру поверхности, цвет) и
свойства (теплопроводность,
ковкость, металлический блеск).
Научить определять материал, из
которого изготовлены ножи, и
предполагать степень их опасности
для жизни и здоровья человека.
Определить правила безопасности
при обращении с колющими и
режущими предметами.
Металлические предметы, магниты, емкости
с водой, спиртовка, спички, алгоритм
описания свойств материала, ножи с
металлическим и пластмассовым лезвиями.
Марудова Е.В.,52
Февраль
1 неделя
Неделя добрых
дел.
Коробки
Мебель для
куклы Ани.
Учить
детей
видеть
возможности
п р е о б р а з о в а н и я
п р е д м е т о в ,
и з м е н я т ь
и х ,
и с п о л ь з у я
дополнительные
детали,
получать
результат.
С п и ч еч н ы е
ко р о б к и ,
к и р п и ч и к и
о т
строительного
материала,
цветная
бумага,
ножницы, клей, кукла.
Марудова Е.В.,54
Февраль
2 неделя
День защитника
Отечества.
Воздух
Поиск воздуха
Обнаружить воздух
Ленточки, флажки, пакет, воздушные шары,
трубочки для коктейля, емкость с водой,
модели (карточки с обозначениями «дуем
вовнутрь» и «дуем снаружи»)
Марудова Е.В.,56
Февраль
3 неделя
День защитника
Отечества.
Воздух
Морской бой
Выявить,
что
воздух
легче
воды,
имеет силу.
Емкости
с
водой,
листы
бумаги
для
изготовления корабликов.
Марудова Е.В.,57
Февраль
4 неделя
Народные
празд-ники и
традиции.
Воздух,
вода
Пузырьки -
спасатели
Выявить, что воздух легче воды, он
имеет силу.
Стаканы с минеральной водой, кусочки
пластилина величиной с рисовые зернышки.
Марудова Е.В.,58
Март
1 неделя
Международный
женский день.
Деревья
У
кого
к а к и е
детки?
Научить
детей
выделять
общее
в
строении семян деревьев (наличие
ядрышка).
Побудить
детей
к
н а з ы в а н и ю
с т р о е н и я
с е м я н
деревьев: Ядрышко, оболочка.
Плоды деревьев (клена, дуба, ясеня, сосны,
липы), подносы, лупа, молоточек,
изображения растений.
Марудова Е.В.,42
Март
2 неделя
Народная
культура.
Звук
Почему все
звучит?
Подвести детей к пониманию
причины возникновения звука –
колебание предметов.
Длинная деревянная линейка, лист бумаги,
металлофон, стеклянная банка, стеклянная
палочка, балалайка, детская металлическая
посуда, стеклянный стакан.
Марудова Е.В.,57
Март
3 неделя
Театральная
неделя.
Язык
Вкусовые зоны
языка
Научить детей определять вкусовые
зоны языка, упражнять в
определении вкусовых ощущений,
доказать необходимость слюны для
ощущения вкуса.
Зеркала, 4 блюдца (с сахаром, солью,
горчицей, лимоном), ватные палочки,
салфетки, стаканы с водой по количеству
детей.
Марудова Е.В.,55
Март
4 неделя
Книжная
неделя.
Язык
Язычок -
помощник
Познакомить детей со строением и
значением языка. Поупражняться в
определении вкуса продуктов.
Набор продуктов питания ( с горьким,
сладким, кислым, соленым вкусами),
схематичное изображение языка со
вкусовыми зонами, настольная игра
«Сладкий, кислый, соленый»
Марудова Е.В.,55
Апрель
1 неделя
Весна.
.
.
Стекло
Увеличительное
стекло, бинокль,
очки.
Выявить особенности
увеличительных приборов,
познакомить детей с результатом
взаимодействия увеличительного
стекла с солнечными лучами.
Увеличительные стекла по количеству детей,
бинокль, очки с увеличением, спички, пучок
сухой травы, настольная лампа.
Марудова Е.В.,59
Апрель
2 неделя
Неделя космоса.
Магнит
Волшебная
рукавичка.
Выяснить
способность
магнита
притягивать некоторые предметы.
Магнит, мелкие предметы из разных
материалов, рукавичка с магнитом внутри.
Марудова Е.В.,60
Апрель
3 неделя
Мир профессий
Магнит
Мы –
фокусники.
Выделить предметы,
взаимодействующие с магнитом.
Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка,
металлический самолетик, стакан с водой,
металлическая чайная ложка, деревянные
шарики, пластмассовые буквы и цифры, с
обратной стороной которых вклеены кусочки
металла, нитки.
Марудова Е.В.,61
Апрель
4 неделя
Зеленая планета.
Бабочка
Как спрятаться
бабочкам?
Найти особенности внешнего вида
некоторых насекомых,
позволяющие приспособиться к
жизни в окружающей среде.
Иллюстрации с изображениями ярких цветов,
бабочек и одной птички, искусственные
бабочки разных размеров и расцветки.
Марудова Е.В.,62
Май
1 неделя
День Победы.
Микроско
п
Знакомство с
микроскопом.
Познакомить детей с микроскопом,
вызвать интерес к рассматриванию
п р е д м е т а
ч е р е з
м и к р о с ко п ,
сравнить
увеличение
предмета
через микроскоп и через лупу.
Микроскоп, лупа, листочек, скальпель или
бритва, предметные стекла, клеенка, игрушка.
Марудова Е.В.,60
Май
2 неделя
Весна – красна.
Растения
Растения и свет
Показать детям, что растения могут
поворачиваться,
что
они
могут
определять
направление
света
и
тянуться к нему.
Два небольших отростка растения в горшках,
дневник для зарисовок, часы.
Марудова Е.В.,62
Май
3 неделя
Неделя
безопасности.
Растения
Растения в
темной и в
светлой комнате.
Показать детям изменение внешнего
вида листьев в темноте.
Два отростка традесканции полосатой в
горшках, дневник для зарисовки.
Марудова Е.В.,63
Май
4 неделя
Предметы
из разных
материало
в
Угадай – ка.
Показать
детям,
что
предметы
имеют
вес,
который
зависит
от
материала
и
размера.
Установить
зависимость веса предмета от его
р а з м е р а .
П о м о ч ь
п о н я т ь
зависимость
веса
предмета
от
материала.
Предметы из одного материала разных
размеров и одинаковой формы и размера из
разных материалов.
Марудова Е.В.,50
Литература:
1.
Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.:
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
2.
Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
3.
Дыбина О.В., Рахманинова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
4.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: «Аркти»,
2003.
5.
Экологическое воспитание дошкольников / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: «Аркти», 2003.