Напоминание

перспективный план по экспериментированию в средней группе


Автор: Лещук Антонина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №42"
Населённый пункт: город Саранск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: перспективный план по экспериментированию в средней группе
Раздел: дошкольное образование





Назад





Месяц, неделя,

название

недели

Объект

Тема опыта

Цель

Материал, литература
Сентябрь 2 неделя Азбука безопасности. Вода Окрашивание воды. Растворимость веществ в воде. Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной; в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества. Емкость с водой (холодной и теплой), кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики ,соль, речной песок, сахарный песок, ложечки, мелкие предметы, акварельные краски. Марудова Е.В. 43 Сентябрь 3неделя Неделя игры и игрушки. Песок, глина Что случилось? Впитываемость песка и глины Определить, что песок и глина по- разному впитывают воду. Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, пластиковые стаканчики с водой, клеенка. Марудова Е.В.,45 Сентябрь 4 неделя День дошкольного работника. Фрукты У кого какие детки? Научить детей выделять общее в строении семян фруктов (наличие ядрышка). Побудить детей к называнию строения семян фруктов : ядрышко, оболочка. Фрукты, подносы, пластмассовые ножи, лупа, молоточек. Марудова Е.В.,40 Октябрь 1 неделя Осень в мире растений. Овощи У кого какие детки? Научить детей выделять общее в строении семян овощей(наличие ядрышка). Побудить детей к называнию строения семян овощей: ядрышко, оболочка. Овощи, подносы, пластмассовые ножи, лупа, молоточек. Марудова Е.В.,41 Октябрь 2 неделя В мире животных. Песок, глина Волшебный материал. Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании. Емкости с песком, глиной, дощечки, палочки, изделия из керамики, клеенка Марудова Е.В.,45
Октябрь 3 неделя Край, в котором мы живем. Металл Металл, его качества и свойства. Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск). Металлические предметы, магниты, емкости с водой, картина с изображением кузнеца в кузнице, алгоритм описания свойств материала. Марудова Е.В.,48 Октябрь 4 неделя Моя страна. Птицы Почему птицы могут летать? Найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. Крылья птицы из бумаги, картонная и резиновая птички, изображения птиц и других животных. Марудова Е.В.,51 Ноябрь 1 неделя День народного единства. Птицы Кто улетит, кто останется? Помочь понять детям зависимость изменений в жизни птиц от изменений в неживой природе. Емкости с почвой и мелкими предметами в ней, емкость с водой и мелкими предметами на дне, кора дерева, шишка, картинки с изображением клювов разных птиц. Марудова Е.В.,47 Ноябрь 2 неделя Расту здоровым. Человек Носарий Познакомить детей с функцией носа, его строением. Контурные рисунки профилей с разной формой носа (прямой, с горбинкой, курносый), зеркало, коробочка с лимоном. Марудова Е.В.,39 Ноябрь 3 неделя Моя семья. Человек Умный нос Тренировать детей в определении предметов по запаху. Познакомить детей с особенностями работы носа. Несколько цветов, хлеб, огурец, чеснок, апельсин и т.д., футляры от киндер- сюрпризов, картинки с изображением соответствующих предметов и растений. Марудова Е.В.,40 Ноябрь 4 неделя День матери. Ягоды Изменение вкуса ягод при замораживании Учить детей различать на вкус замороженные и не замороженные ягоды, сравнивать и понимать необходимость замораживания продуктов. Замороженные и не замороженные ягоды, блюдца, чайные ложечки, салфетки, картинки с изображением ягод, баночка с вареньем. Марудова Е.В.,41
Декабрь 1 неделя Зима. . Источник и света Свет вокруг нас Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности устройства рукотворных источников света. Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, светлячок, костер, лампа, фонарик), несколько предметов, которые не дают света. Марудова Е.В.,46 Декабрь 2 неделя Зима. Вода, лед Лед – твердая вода Доказать, что лед – тоже вода. Сосулька (или пластина льда из морозилки), миска. Марудова Е.В.,44 Декабрь 3 неделя В гостях у сказки. Вода, снег Взаимодействие воды и снега Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем в воздухе, тает снег. Выявить способность воды остывать под действием внешних условий. Сравнить свойства воды и снега: прозрачность, текучесть, хрупкость, твердость. Проверить способность снега под действием тепла превращаться в воду. Емкости с водой разной температуры (уровень воды отмечен меткой), снег, тарелочки, мерные ложки. Марудова Е.В.,49 Декабрь 4 неделя Новый год. Одежда Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы? Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла). Иллюстрации, новогодние открытки, мех, подставки, емкости для снеговых фигур. Марудова Е.В.,53 Январь 2 неделя Зимние забавы. Вода, лед Где быстрее? . Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед —> вода, вода —> лед). Варежки, льдинки, свеча, емкости с теплой и горячей водой, металлическая подставка, целлофановые пакетики. Марудова Е.В.,47 Январь 3 неделя Зимние забавы. Вода, снег Строим снежный город Учить детей видеть возможности преобразования, стремиться к коллективному участию в деятельности. Снег, вода, лопатки, ведра. Марудова Е.В.,53
Январь 4 неделя Зимние забавы. Металл Металл: его качества и свойства. Ножи из разных материалов. Закрепить умение узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структуру поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск). Научить определять материал, из которого изготовлены ножи, и предполагать степень их опасности для жизни и здоровья человека. Определить правила безопасности при обращении с колющими и режущими предметами. Металлические предметы, магниты, емкости с водой, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала, ножи с металлическим и пластмассовым лезвиями. Марудова Е.В.,52 Февраль 1 неделя Неделя добрых дел. Коробки Мебель для куклы Ани. Учить детей видеть возможности п р е о б р а з о в а н и я п р е д м е т о в , и з м е н я т ь и х , и с п о л ь з у я дополнительные детали, получать результат. С п и ч еч н ы е ко р о б к и , к и р п и ч и к и о т строительного материала, цветная бумага, ножницы, клей, кукла. Марудова Е.В.,54 Февраль 2 неделя День защитника Отечества. Воздух Поиск воздуха Обнаружить воздух Ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой, модели (карточки с обозначениями «дуем вовнутрь» и «дуем снаружи») Марудова Е.В.,56 Февраль 3 неделя День защитника Отечества. Воздух Морской бой Выявить, что воздух легче воды, имеет силу. Емкости с водой, листы бумаги для изготовления корабликов. Марудова Е.В.,57
Февраль 4 неделя Народные празд-ники и традиции. Воздух, вода Пузырьки - спасатели Выявить, что воздух легче воды, он имеет силу. Стаканы с минеральной водой, кусочки пластилина величиной с рисовые зернышки. Марудова Е.В.,58 Март 1 неделя Международный женский день. Деревья У кого к а к и е детки? Научить детей выделять общее в строении семян деревьев (наличие ядрышка). Побудить детей к н а з ы в а н и ю с т р о е н и я с е м я н деревьев: Ядрышко, оболочка. Плоды деревьев (клена, дуба, ясеня, сосны, липы), подносы, лупа, молоточек, изображения растений. Марудова Е.В.,42 Март 2 неделя Народная культура. Звук Почему все звучит? Подвести детей к пониманию причины возникновения звука – колебание предметов. Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, стеклянная банка, стеклянная палочка, балалайка, детская металлическая посуда, стеклянный стакан. Марудова Е.В.,57 Март 3 неделя Театральная неделя. Язык Вкусовые зоны языка Научить детей определять вкусовые зоны языка, упражнять в определении вкусовых ощущений, доказать необходимость слюны для ощущения вкуса. Зеркала, 4 блюдца (с сахаром, солью, горчицей, лимоном), ватные палочки, салфетки, стаканы с водой по количеству детей. Марудова Е.В.,55 Март 4 неделя Книжная неделя. Язык Язычок - помощник Познакомить детей со строением и значением языка. Поупражняться в определении вкуса продуктов. Набор продуктов питания ( с горьким, сладким, кислым, соленым вкусами), схематичное изображение языка со вкусовыми зонами, настольная игра «Сладкий, кислый, соленый» Марудова Е.В.,55
Апрель 1 неделя Весна. . . Стекло Увеличительное стекло, бинокль, очки. Выявить особенности увеличительных приборов, познакомить детей с результатом взаимодействия увеличительного стекла с солнечными лучами. Увеличительные стекла по количеству детей, бинокль, очки с увеличением, спички, пучок сухой травы, настольная лампа. Марудова Е.В.,59 Апрель 2 неделя Неделя космоса. Магнит Волшебная рукавичка. Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри. Марудова Е.В.,60 Апрель 3 неделя Мир профессий Магнит Мы – фокусники. Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, металлический самолетик, стакан с водой, металлическая чайная ложка, деревянные шарики, пластмассовые буквы и цифры, с обратной стороной которых вклеены кусочки металла, нитки. Марудова Е.В.,61 Апрель 4 неделя Зеленая планета. Бабочка Как спрятаться бабочкам? Найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. Иллюстрации с изображениями ярких цветов, бабочек и одной птички, искусственные бабочки разных размеров и расцветки. Марудова Е.В.,62 Май 1 неделя День Победы. Микроско п Знакомство с микроскопом. Познакомить детей с микроскопом, вызвать интерес к рассматриванию п р е д м е т а ч е р е з м и к р о с ко п , сравнить увеличение предмета через микроскоп и через лупу. Микроскоп, лупа, листочек, скальпель или бритва, предметные стекла, клеенка, игрушка. Марудова Е.В.,60 Май 2 неделя Весна – красна. Растения Растения и свет Показать детям, что растения могут поворачиваться, что они могут определять направление света и тянуться к нему. Два небольших отростка растения в горшках, дневник для зарисовок, часы. Марудова Е.В.,62
Май 3 неделя Неделя безопасности. Растения Растения в темной и в светлой комнате. Показать детям изменение внешнего вида листьев в темноте. Два отростка традесканции полосатой в горшках, дневник для зарисовки. Марудова Е.В.,63 Май 4 неделя Предметы из разных материало в Угадай – ка. Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его р а з м е р а . П о м о ч ь п о н я т ь зависимость веса предмета от материала. Предметы из одного материала разных размеров и одинаковой формы и размера из разных материалов. Марудова Е.В.,50
Литература:
1. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. 2. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. 3. Дыбина О.В., Рахманинова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. 4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: «Аркти», 2003. 5. Экологическое воспитание дошкольников / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: «Аркти», 2003.


В раздел образования