Автор: Мальцева Светлана Фёдоровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ "Сузунская СОШ №1" Населённый пункт: р.п.Сузун Наименование материала: Рабочая программа курса по внеурочной деятельности Тема: "Буду настоящим читателем" (1-4 классы) Раздел: начальное образование
МКОУ «Сузунская средняя общеобразовательная школа №1»
Рабочая программа курса
«Буду настоящим читателем»
1- 4 классы
р.п.Сузун
0
1.Пояснительная записка
Программа «Буду настоящим читателем» направлена на достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования, формирование общей культуры обучающихся, на
их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие; обеспечивает социальную успешность,
развитие
творческих
способностей,
саморазвитие
и
самосовершенствование,
сохранение
и
укрепление
здоровья
обучающихся.
Программа «Буду настоящим читателем» написана в соответствии с ФГОС ООН, Концепцией духовно-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной основной образовательной программой
начального образования.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности обучающихся на ступени
начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН,
2.4.2.1178-02
«Гигиенические
требования
к
режиму
учебно-воспитательного
процесса»
(приказ
Минздрава от 28.11.20 02) раздел 2.9.;
Федеральный закон от 20.03.1999 № 52-Ф3 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
Постановление Правительства РФ от 23.03.2001 № 224 «О проведении эксперимента по совершенствованию
структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников;
Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999 «О недоступности перегрузок обучающихся в начальной школе»;
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего
образования (2009 г.)
1
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального
общего
образования
заявляет
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ведущим направлением школьного образования. В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков
технология
чтения
текста,
основанная
на
природосообразной
технологии
формирования
типа
правильной
читательской
деятельности. Рост эффективности применения названной технологии обусловлен специальной подготовкой учащихся в рамках
внеурочной
деятельности.
Программа
«Буду
настоящим
читателем»
ориентирована
на
овладение
учащимися
данной
технологией, в процессе освоения которой обучающиеся изучат этапы работы с текстом, приобретут читательские умения, в
результате чего у них появится интерес и мотивация к чтению. При этом обучение выступает не самоцелью, а условием
интеллектуального развития детей.
Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у
детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Мифы о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под
собой реальную основу. В начале XXI века дети действительно читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако
они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идёт процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек
юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на
досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения,
предпочитаемые произведения и др. В то же время в обществе нарастает убеждённость, что книга сегодня, независимо от формы
её представления (печатной или электронной), по-прежнему остаётся основой культуры и грамотности. Тревогу вызывает и то,
что сегодня в стране более 30% взрослого населения не читает книг. Занятость взрослых, их неумение и незнание основ
совместного с ребёнком чтения способствует отторжению от него, эмоциональной и интеллектуальной неразвитости личности
ребёнка.
Проблемы
чтения
ныне
встали
в
один
ряд
с
важнейшими
государственными
задачами
развития
российской
национальной культуры. Забота о детском чтении – это забота о будущем России.
Новизна программы заключена в подходе к работе с текстом, обусловленном структурой и содержанием технологии
продуктивного чтения. Программа является естественным дополнением начального курса литературного чтения в школе. Она
педагогически целесообразна, т.к. в процессе её реализации происходит не только усвоение определённого технологического
содержания, но и обогащение опыта учебной деятельности, совершенствование умения учиться, социализация и воспитание
учащихся.
2
2.Цель и задачи программы
Цель программы : общеинтеллектуальное развитие личности учащихся средствами технологии продуктивного чтения
на основе совместной с педагогом (родителем) деятельности в процессе чтения.
Задачи программы:
– познакомить учащихся с авторской технологией продуктивного чтения;
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
– совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и
др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им
полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
3. Общая характеристика курса
3
Данная
программа
имеет
общеинтеллектуальную
направленность
и
может
быть
реализована
через
систему
внеурочных развивающих занятий, ориентированных прежде всего на формирование духовно-нравственной и социально
ценной личности. Основным средством этого развития выступает содержание текстов и способы работы с ними. В ходе
занятий учащиеся будут активно постигать весь спектр универсальных учебных действий. Отличительной особенностью
программы является то, что в ней реализована авторская технология обучения детей продуктивному чтению, которая
включает три этапа, каждый из которых опирается на закономерности развития мыслительной деятельности детей и
логику работы с текстом:
– подготовка
детей
к
чтению
(предвосхищение,
предугадывание
предстоящего
чтения,
определение
смысловой,
тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора,
ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт);
– первичное чтение текста (чтение в классе или чтение-слушание в соответствии с особенностями текста, возрастными
и индивидуальными возможностями учащихся, выявление первичного восприятия, фиксации первичных впечатлений.
Выявление
совпадений
первоначальных
предположений
учащихся
с
содержанием,
эмоциональной
окраской
прочитанного текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение, анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст,
комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и др.);
–
работа
с
текстом
после
чтения
(концептуальная
беседа
по
тексту,
коллективное
обсуждение
прочитанного,
соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией, выявление и формулирование основной
идеи текста или совокупности его главных смыслов. Выполнение творческих заданий, опирающихся на какую-либо
сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Мнение авторов технологии совпадает с мнением К.Д. Ушинского, который считал, что «эффективно то чтение, к
которому ребёнок подготовлен, в котором он заинтересован…». Каждый этап данной технологии взаимосвязан с
возрастными особенностями интеллектуального развития детей 8–10 лет, но не имеет жёсткой привязки к определённой
возрастной группе. Теоретико-методологические основы программы строятся на системно-деятельностном подходе.
4
Система занятий дополнительной образовательной программы «Буду настоящим читателем» последовательно
обучает детей продуктивному чтению, позволяющему прогнозировать содержание текста по заголовку и иллюстрации,
«вести диалог с автором», выявлять авторскую точку зрения и соотносить её со своей, корректируя своё понимание
авторским
смыслом.
Развивающиеся
при
этом
навыки
работы
с
текстом
являются
эффективным
«орудием»,
позволяющим
ребёнку
успешно
читать
и
понимать
прочитанное
на
уроках
любой
предметной
направленности:
математики и истории, окружающего мира и русского языка. Включение детей младшего школьного возраста в активную
деятельность при работе с текстом будет способствовать как интеллектуальному развитию в целом, так и развитию
творческих способностей, что позволит учащимся в будущем успешно решать жизненные задачи.
4. Место курса в учебном плане
Объём: программа рассчитана на 17 занятий и предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий.
5.Виды деятельности и методы
При
взаимодействии
с
детьми
в
процессе
их
обще
интеллектуального
развития
используются
следующие
виды
деятельности: игровая, исследовательская, поисковая, предметная, коммуникативная, проектная, конструктивная.
Кратко перечислим педагогические методы, используемые в процессе реализации программы:
– методы, повышающие познавательную активность младших школьников;
– методы, направленные на повышение эмоциональной активности и мотивации деятельности детей при овладении
универсальными учебными действиями;
– методы и приёмы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности;
– методы коррекции и уточнения.
5
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
– создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
– организацию рефлексии деятельности детей на занятии;
– применение парных и групповых форм обучения с учётом индивидуально-типологических особенностей учащихся.
6.
Ценностные ориентиры содержания
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
6
7. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностные УУД
У обучающегося будут
сформированы:
– умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения
общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или
плохие;
– умение выражать свои эмоции;
– умение понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
О б у ч а ю щ и й с я
п о л у ч и т
в о з м о ж н о с т ь
д л я
формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- установки на здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты освоения курса
Регулятивные УУД
У обучающегося будут
сформированы:
– умение определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
– умение проговаривать последовательность действий во время занятия;
– умение учиться работать по определенному алгоритму;
О б у ч а ю щ и й с я
п о л у ч и т
в о з м о ж н о с т ь
д л я
формирования:
- принятия и сохранения учебной задачи;
- умения учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
действия;
- умения различать способ и результат действия;
Познавательные УУД
7
У обучающегося будут
сформированы:
– умения делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
О б у ч а ю щ и й с я
п о л у ч и т
в о з м о ж н о с т ь
д л я
формирования:
- умение проводить рефлексию способов и условий действия;
- умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- умение самостоятельное выделять и формулировать познавательной цели;
- умение структурировать знания;
Коммуникативные УУД
У обучающегося будут
сформированы:
–умение оформлять свои мысли в устной форме
– слушать и понимать речь других;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя);
О б у ч а ю щ и й с я
п о л у ч и т
в о з м о ж н о с т ь
д л я
формирования:
- умения адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства
для решения различных коммуникативных задач;
- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- умения задавать вопросы;
- умения контролировать действия партнёра;
8.Предполагаемые результаты реализации программы
8
1. Результаты первого уровня (ознакомление школьников с конкретным направлением, с социальной реальностью в
повседневной жизни):
получение школьниками знаний о содержании трёх шагов технологии продуктивного чтения, читательских умениях и
способах разметки текстов для ведения «диалога с автором».
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего
общества и к социальной реальности в целом):
демонстрация навыков по применению читательских умений и знаний о трёх этапах технологии работы с текстом в
коллективной деятельности под руководством взрослых. Осознание содержания и структуры технологии; усвоение таких
понятий технологии, как «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение», и др. Способность
самостоятельно мыслить в процессе обсуждения прочитанного, проявлять интерес к чтению книг, любовь к добру, к
благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия):
приобретение
опыта
использования
в
практике
основных
читательских
умений,
приёмов
работы
с
текстом,
аргументирования своей точки зрения, ведения диалога с автором, проявление способности уважать всякий честный
труд, талант, гений, сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им
полезным. Демонстрация интереса и мотивации к чтению книг.
Способы определения результативности программы:беседа, наблюдение, анализ работ учащихся, тестирование уровня
читательских умений, качественное освоение учебного пособия для детей «Буду настоящим читателем» – пособия из
серии «Как мы учимся» (авторы Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова).
9.Содержание курса
Раздел 1. Настоящий читатель
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой
книжки.
Книги
С.Я.
Маршака,
В.Г.
Короленко.
Экскурсия
в
библиотеку.
Карточки,
стеллажи,
разделители
книг.
Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя
библиотека. Личная библиотека. Корешки книг твоей библиотеки. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель
много читает. Лента времени для учёта
длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка
скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов
из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов.
9
Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или
аппликации.
Раздел 2. Технология продуктивного чтения
Продуктивное
чтение
–
что
это?
Высказывание
предположений.
Опрос
взрослых
друзей,
одноклассников.
Запись
ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие –
активное
включение
человека
в
чтение.
Читаем
и
переживаем.
Читаем
и
реагируем
на
прочитанное:
грустим,
удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении.
Шаг первый. Чтение до чтения. Знакомство с книгой до чтения. Выбор книги для чтения. Название, автор, обложка,
иллюстрации. Аннотация книги (краткое содержание). Прогнозирование и предвосхищение чтения. Высказывание своих
первоначальных предположений.
Шаг второй. Чтение во время чтения. Умение видеть незнакомые слова и уточнять их смысл. Вопросы к автору текста.
Читательские умения. Читаем и воображаем. Читаем и чувствуем. Известные чувства. Передача восприятия через цвет.
Эмоции
и
чувства
–
главное
при
чтении.
Радость,
восхищение,
любование.
Смена
настроения:
грусть,
печаль.
Практическая работа с текстами. Чувства и эмоции читателя. Читаем и думаем, размышляем. Медленное вдумчивое
чтение. Практическая работа с текстами. Вопросы автору, возникающие по ходу чтения. Ответы на вопросы текста.
Диалог
с
автором.
Комментирование.
Разметка
текста.
Умения
настоящего
читателя:
читать,
мысленно
рисовать,
представлять события и их героев. Практическая работа с текстами. Творческая работа по развитию читательских
умений.
Шаг
третий. Книга дочитана. Чтение после чтения. Читательская работа продолжается. Умение перечитать нужное,
интересное, придумать продолжение, помечтать, сделать выводы. Практическая работа с текстом.
Раздел 3. Проект «Дружим с книгой»
Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор подтем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая
книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка
проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над
проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в
ходе праздника «Я – настоящий читатель!».
10.Тематическое планирование
1 класс
№
Тема занятия
Виды деятельности обучающихся
10
Настоящий читатель
1
Какой я читатель? Моя любимая книга.
Получение школьниками знаний о содержании трёх шагов
технологии продуктивного чтения, читательских умениях и
способах разметки текстов для ведения «диалога с автором».
2.
Экскурсия в библиотеку.
3.
Творческая
работа
«Твоё
представление
о
настоящем читателе».
Продуктивное чтение
4.
Продуктивное
чтение:
глубокое
восприятие
и
понимание текста. Чтение до чтения
Маршак С. Я. Стихи.
Демонстрация навыков по применению читательских умений
и
знаний
о
трёх
этапах
технологии
работы
с
текстом
в
коллективной
деятельности
под
руководством
взрослых.
Осознание
содержания
и
структуры
технологии;
усвоение
таких понятий технологии, как «прогнозирование», «диалог с
автором», «комментированное чтение», и др. Способность
само стоятельно
мыслить
в
проце ссе
обсуждения
прочитанного, проявлять интерес к чтению книг, любовь к
добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе,
науке и искусству.
5.
Чтение во время чтения. Читаем и воображаем.
Маршак С. Я «Сказка о глупом мышонке»
6.
Читаем и чувствуем. Эмоции и чувства – главное
при чтении. В.И. Бианки. «Наводнение в лесу».
«Телеграмма из лесу». «Стеклянная лягушка».
7.
Читаем
и
думаем,
размышляем.
Практическая
работа с текстом Л.Н.Толстой «Галка»
8.
Читаем
и
думаем,
размышляем.
Практическая
работа с текстом Л.Н.Толстой. «Кошка»
9.
Читаем
и
думаем,
размышляем.
Практическая
работа с текстом Е. Чарушин «Медведь».
11
Демонстрация навыков по применению читательских умений
и
знаний
о
трёх
этапах
технологии
работы
с
текстом
в
коллективной
деятельности
под
руководством
взрослых.
Осознание
содержания
и
структуры
технологии;
усвоение
таких понятий технологии, как «прогнозирование», «диалог с
автором», «комментированное чтение», и др. Способность
само стоятельно
мыслить
в
проце ссе
обсуждения
прочитанного, проявлять интерес к чтению книг, любовь к
добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе,
науке и искусству.
10.
Читаем,
мысленно
рисуем,
представляем.
Практическая
работа
с
текстом
Е.
Чарушин
«Лиса».
11.
Читаем,
мысленно
рисуем,
представляем.
Практическая
работа
с
текстом
Е.
Чарушин
«Слон»
12.
Чтение
после
чтения.
Практическая
работа
с
текстом В. Осеева «Просто старушка».
13.
Чтение
после
чтения.
Практическая
работа
с
текстом В. Осеева «Три товарища»
14.
Чтение
после
чтения.
Практическая
работа
с
текстом Н. Сладков «Медвежья горка». «Бежал
ёжик по дорожке».
«Сорока и дятел». «Лесные
сказки».
15.
Чтение
после
чтения.
Практическая
работа
с
текстом Х. К. Андерсен «Гадкий утёнок».
Проект «Дружим с книгой»
16.
Проект «Дружим с книгой»
Приобретение
опыта
использования
в
практике
основных
читательских
умений,
приёмов
работы
с
текстом,
аргументирования
своей
точки
зрения,
ведения
диалога
с
12
автором, проявление способности уважать всякий честный
труд,
талант,
гений,
сознание
солидарности
каждого
отдельного человека с родиной, человечеством и желание
быть им полезным. Демонстрация интереса и мотивации к
чтению книг.
17
Праздник «Я – настоящий читатель!»
2 класс
№
Тема
Основные виды учебной деятельности учащихся
Раздел 1. Настоящий читатель
1
Введение. Кого можно считать настоящим
читателем?
Получение
школьниками
знаний
о
содержании
трёх
шагов
технологии
продуктивного
чтения,
читательских
умениях
и
способах разметки текстов для ведения «диалога с автором».
2
Какой я читатель? Моя любимая книга
3
Экскурсия в библиотеку
4
Домашняя библиотека. Надо много читать
5
Быстрое чтение. Читаем всё, что задано
«Твоё представление о настоящем читателе»
13
Раздел 2. Технология продуктивного чтения
6
Продуктивное чтение: глубокое восприятие и
понимание текста. Чтение до чтения
Демонстрация навыков по применению читательских умений и
знаний
о
трёх
этапах
технологии
работы
с
текстом
в
коллективной
деятельности
под
руководством
взрослых.
Осознание
содержания
и
структуры
технологии;
усвоение
таких понятий технологии, как «прогнозирование», «диалог с
автором», «комментированное чтение» и др.
Способность самостоятельно мыслить в процессе обсуждения
прочитанного,
проявлять
интерес
к
чтению
книг,
любовь
к
добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе,
науке и искусству.
7
Чтение во время чтения. Читаем и
воображаем. Практическая работа с текстом
К.Паустовского «Прощание с летом»
8
Читаем и чувствуем. Эмоции и чувства –
главное при чтении. Практическая работа с
текстом В.А.Осеевой «Волшебное слово»
9
Читаем и думаем, размышляем. Практическая
работа с текстом М.Зощенко «Не надо врать»
10
Читаем, мысленно рисуем, представляем.
Практическая работа с текстом Е.Чарушина
«Кот Епифан»
11
Чтение после чтения. Практическая работа с
текстом В.Осеевой «На катке»
12
Чтение после чтения. Практическая работа с
текстом М.Зощенко «Самое главное»
Раздел 3. Проект «Дружим с книгой»
13
Выбираем тему проекта. Работа с
источниками
Приобретение
опыта
использования
в
практике
основных
читательских
умений,
приёмов
работы
с
т е кс т ом ,
аргументирования
своей
точки
зрения,
ведения
диалога
с
автором,
проявление
способности
уважать
всякий
честный
14
Подготовка проекта
14
труд, талант, гений, сознание солидарности каждого отдельного
человека
с
родиной,
человечеством
и
желание
быть
им
полезным. Демонстрация интереса и мотивации к чтению книг.
15
Подготовка проекта
16
Защита проекта
17
Праздник «Я – настоящий читатель!»
3 класс
15
4
16
Тематическое планирование
№ п/п
Темы занятий
Основные виды учебной деятельности учащихся
Раздел 1 Настоящий читатель
1
Роль книги в жизни человека. Первые книги.
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник
Иван Фёдоров.
Получение школьниками знаний о содержании трёх шагов
технологии продуктивного чтения, читательских умениях и
способах
разметки
текстов
для
ведения
«диалога
с
автором».
2
Кого можно считать настоящим читателем?
Какой я читатель? Моя любимая книга
Раздел 2. Технология продуктивного чтения
3
Экскурсия в библиотеку
Демонстрация
навыков
по
применению
читательских
умений
и
знаний
о
трёх
этапах
технологии
работы
с
текстом
в
коллективной
деятельности
под
руководством
взрослых. Осознание содержания и структуры технологии;
у с в о е н и е
т а к и х
п о н я т и й
т е х н о л о г и и ,
к а к
« п р о г н о з и р о в а н и е » ,
« д и а л о г
с
а в т о р о м » ,
«комментированное чтение», и др.
Способность
самостоятельно
мыслить
в
процессе
обсуждения
прочитанного,
проявлять
интерес
к
чтению
книг,
любовь
к
добру,
к
благородным,
бескорыстным
поступкам, к природе, науке и искусству.
4
Домашняя библиотека Надо много читать
5
Быстрое чтение Читаем всё, что задано
Времена года. Стихи и рассказы о природе
6
Продуктивное чтение: глубокое восприятие и
понимание текста
П.Бажов. «Хрупкая веточка».
7
Продуктивное чтение: глубокое восприятие и
понимание текста
Г.Андерсен. Сказки.
8
Шаг первый. Чтение до чтения
Шаг второй. Чтение во время чтения
Д.Харрис. «Сказки дядюшки Римуса».
9
Читаем и воображаем
Читаем и чувствуем
А.Куприн. «Белый пудель».
10
Эмоции и чувства – главное при чтении
Практическая работа с текстом Л.Н. Толстого «Акула»
11
Читаем и думаем, размышляем
Практическая работа с текстом Е. Пермяка «Самое
страшное»
12
Читаем, мысленно рисуем, представляем
Практическая работа с текстом Д. Биссета «Мистер
Крококот»
класс
17
18
Тематическое планирование
№ п/п
Темы занятий
Основные виды учебной деятельности учащихся
Раздел 1 Настоящий читатель
1
Кого можно считать настоящим читателем?
Какой я читатель?
Получение школьниками знаний о содержании трёх шагов
технологии продуктивного чтения, читательских умениях и
способах
разметки
текстов
для
ведения
«диалога
с
автором».
2
Моя любимая книга
Раздел 2. Технология продуктивного чтения
3
Экскурсия в библиотеку
С.Маршак. «Как печатали вашу книгу».
Демонстрация
навыков
по
применению
читательских
умений
и
знаний
о
трёх
этапах
технологии
работы
с
текстом
в
коллективной
деятельности
под
руководством
взрослых. Осознание содержания и структуры технологии;
у с в о е н и е
т а к и х
п о н я т и й
т е х н о л о г и и ,
к а к
« п р о г н о з и р о в а н и е » ,
« д и а л о г
с
а в т о р о м » ,
«комментированное
чтение»,
и
др.
Спо собно сть
самостоятельно
мыслить
в
процессе
обсуждения
прочитанного, проявлять интерес к чтению книг, любовь к
добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе,
науке и искусству.
Демонстрация
навыков
по
применению
читательских
умений
и
знаний
о
трёх
этапах
технологии
работы
с
текстом
в
коллективной
деятельности
под
руководством
4
Домашняя библиотека Надо много читать
5
Быстрое чтение Читаем всё, что задано
В.Медведев «Братья карандаши»
6
Продуктивное чтение: глубокое восприятие и
понимание текста
П.Бажов. «Хрупкая веточка».
7
Продуктивное чтение: глубокое восприятие и
понимание текста. Сказки П.Бажова
8
Шаг первый. Чтение до чтения
Шаг второй. Чтение во время чтения
И.Пивоварова. «Рассказы Люси Синицыной».
9
Читаем и воображаем
Читаем и чувствуем
Е.Пермяк «Надежный человек»
10
Эмоции и чувства – главное при чтении
стихов Практическая работа с текстом
11. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Асмолов, А.Г.Универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов. – М. : Просвещение, 2009.
2. Бунеева, Е.В.Буду настоящим читателем. 3–4 кл. / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова : пособие из серии «Как мы учимся»
(образовательные технологии). – М. : Баласс, 2012.
3. Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех: Сборник материалов / Под науч. ред.
Д.И. Фельдштейна. – М. : Баласс, 2006. – 320 с.
4. Образовательные технологии: Сборник материалов. – М. : Баласс, 2012.
5.Симановский, А.Э.Развитие творческого мышления / А.Э. Симановский. – Ярославль, 1997.
6. Соболева, О.В.Беседы о чтении / О.В. Соболева // Начальная школа Плюс До и После. 2007.
7. Светловская, Н.Н.Основы науки о читателе / Н.Н. Светловская. – М. : Магистр, 2003.
8. Чиндилова, О.В.Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа / О.В.
Чиндилова, Е.В. Бунеева // Начальная школа Плюс До и После. – 2012.
19