Автор: Коршунова Елена Александровна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МОУ Силикатненская СШ им. В.Г.Штыркина Населённый пункт: Ульяновская область, посёлок Силикатный Наименование материала: методическая разработка модульного урока по обществознанию в 10 классе Тема: "Семья и быт" Раздел: полное образование
Данный урок проводится в 10 классе. На урок отводится целый модуль 40 минут + 40 минут.
Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии являются:
1.Гарантированность достижения результатов обучения.
2.Партнерские отношения учителя и ученика.
3.Возможность работы ученика в парах.
4. Возможность выбора уровня обучения
5.Возможность работать в индивидуальном темпе.
6.Предъявление конечных результатов на самом уроке.
Использование на уроках истории модульной технологии обучения направлено на достижение
следующих целей:
1) активизация учебного процесса;
2) повышение уровня усвоения изучаемого материала;
3) мотивация учения;
4) развитие способностей к саморегуляции деятельности, её самооценке;
5) развитие навыков сотрудничества и делового общения
Источники изучения темы:
1.
Учебник. Никитин А.Ф Обществознание 10-11 класс – М.: Просвещение, 2012.
2.
Учебник. Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс ( профильный уровень) – М.: Просвещение, 2014.
3.
Раздаточный материал с заданиями.
4.
Рабочая тетрадь.
Используемая литература:
1. Головатенко А. Модульная технология на уроках истории. - 'История', 1996 №23
2.Сенновский И.Б. Модульная система организации учебно-воспитательного процесса. - Завуч, 1998, №1,
3.Настольная книга учителя истории.5-11 классы/Авт-сост.М.Н.Чернова.М.:Эксмо,2013
Разработка модульного урока по обществознанию в 10 классе по теме «Семья и быт»
Технологическая карта учащегося
№
Содержание учебного материала
Руководство деятельностью
УЭ 0
В процессе работы над учебными элементами вы должны :
Знать :
- в чём основное назначение семьи как социального института;
- какие признаки социальной структуры несёт в себе семья;
- основные функции семьи, в чём они заключаются;
- что такое семейное воспитание, какие факторы влияют на его
содержание, характер, результаты;
- что такое гендерное поведение
Уметь:
- обобщать материал, делать выводы;
- работать с текстом различных источников;
- работать в группах;
- оценивать свою работу и работу своих товарищей.
В рабочей тетради запишите число и
название модуля
УЭ 1
Входной контроль
Цель: проверить готовность к изучению новой темы. Выполняйте
задания входного контроля. Предложенные задания разного
уровня сложности.
Используйте приложение № 1.
Выберите свой вариант задания,
определите свой уровень сложности.
Работу выполняйте письменно в
тетрадях. Проведите самоконтроль.
Правильность выполнения проверьте
по листу ответов. Результат занесите в
лист контроля.
УЭ 2
Цель: определить основные функции семьи и их цели. Заполнить
таблицу.
Функции семьи
Цель функций
Проверьте правильность выполнения задания по эталону
предложенному учителем. Таблица соответствует эталону – 2
балла, соответствует частично – 1 балл, не соответствует – 0
баллов. Результаты занесите в лист контроля
Используйте учебник
«Обществознание» под ред.
А.Ф.Никитина параграф 8 и учебник
«Обществознание» 10 класс для
профильных классов под ред.
Л.Н.Боголюбова стр. 382-383
УЭ 3
Цель: используя предложенный материал , определить
особенности современной семьи
1)
Прослушайте ответы представителей групп.
2)
ответьте на вопрос « Какой должна быть идеальная семья?»
Приготовьтесь к ответу у доски. Ответ оценивает учитель.
Работайте в группах, используя
приложения с номером вашей
группы. Определите долю своего
участия в работе группы. Принимал
активное участие – 2 балла, работал
не в полную силу – 1 балл, участия в
работе группы не принимал – 0
баллов. Результаты занесите в лист
контроля
УЭ 4
Цель: проверить усвоение нового материала. Выполните
задания завершающего контроля. Предложенные задания
разного уровня сложности
Используйте приложение № 2.
Выберите свой вариант задания,
определите свой уровень сложности.
Работу выполняйте письменно в
тетрадях. Работу оценивает учитель.
УЭ 5
Домашнее задание параграф 8. Найти материалы в литературе,
периодической печати о роли семьи в государстве
Запишите задание в дневник
УЭ 6
Подсчитайте количество набранных вами баллов по листку
контроля. Используя ключ, поставьте себе оценку за урок: 9-8
баллов – «5», 7-6 баллов – «4», 5 баллов – «3»
Работайте с листом рефлексии в
тетрадях.
Спасибо за урок !
Приложение № 1
Входной контроль
В-1
1 уровень
1 . Какую сферу общества представляют религия, наука, образование?
А) экономическая, б) социальная, в) политическая, г)духовная
2. Какие нормы предписывают человеку , находящемуся в общественном месте, иметь опрятный вид?
1) моральные, б) эстетические, в) экономические, г) политические
3. В процессе жизни как человека так и животного происходит:
1) физическое развитие, б) духовное самосовершенствование, в) определение смысла существования. Г)
осознания себя и своего места в мире
4. какая из перечисленных наук изучает внутренний духовный мир человека?
1) этика, б) психология, в) философия, г) история
5. Исторически установившийся порядок поведения социальной группы в конкретной ситуации называется:
1) обычаем, б) статусом, в) этикетом, г) привычкой
6. К необходимым условиям игры в отличие от труда относится:
1) обязательное использование инструментов, б) наличие воображаемой обстановки, в) осуществление
коллективом людей, г) стремление к постоянной цели.
7. Какое из понятий соответствует определению «самостоятельная работа по приобретению знаний о
природе, обществе, личности»
А) самоанализ, б) самообразование, в) самореализация, г) самодеятельность
2 уровень
1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) В стране прошёл
второй тур президентских выборов. (2) Явка избирателей оказалась существенно ниже, чем в первом туре. (3)
По-видимому, в обществе нарастает политический абсентеизм, избиратели теряют интерес к политической
жизни. (4) Данная тенденция весьма негативно отражается на перспективах развития демократических устоев.
Определите какие положения текста носят: А) фактический характер, Б) характер оценки.
2. Найдите в приведённом ниже списке формы чувственного познания. Выбранные цифры запишите в
порядке возрастания
1) Понятие, 2) суждение, 3)наблюдение, 4) ощущение, 5) восприятие
3 уровень
Критик так отозвался об этом произведении: « Фантастические спецэффекты, захватывающий сюжет, легко
запоминающиеся песни». Предположите, к какой форме культуры можно отнести это произведение.
Приведите обоснования своих предположений с позиции знания основных форм культуры.
Приложение № 1
Входной контроль
В-2
1
уровень
1.Примером горизонтальной социальной мобильности является:
А) получение очередного офицерского звания, 2) перевод на новую лучше оплачиваемую работу, в) выход
на пенсию, г) переезд в другой город
2. Признаком традиционного общества является:
А) быстрое развитие науки и техники, б) рыночная экономика, в) равноправие граждан, г) сохранение
общины.
3. И человек и животные способны:
А) использовать природные предметы, б) изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда, в)
осознавать собственные потребности, г) разговаривать.
4. Постижение закономерностей развития природы, общества и мышления является целью?
А) искусства, б) религии, в) науки, г) политики.
5. Массовая культура рассматривается социологами как коммерческая, т.к. она:
А) способна приносить прибыль, б) способна на мифологизацию сознания, в) объективно отражает
события и процессы, г) нацеливает на социальную борьбу.
6. Наука о законах развития хозяйства и способах его ведения – это:
А) социология, б) экология, в) маркетинг, г) экономика.
7. всё, что создано человеком в своей совокупности называется:
А) обществом, б) культурой, в) искусством, г) цивилизацией
2 уровень
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1)Группа учёных во главе
с А.Печчеи организовала так называемый Римский клуб – международную неправительственную
организацию. (2) Обострение глобальных проблем свидетельствует, скорее всего, о кризисе цивилизации. (3)
Но нельзя отрицать , что попытки решить глобальные проблемы укрепляют единство стран и народов. (4) В
работе Римского клуба принимают участие специалисты из разных стран. Определите какие положения текста
носят: А) фактический характер, Б) характер оценки.
2. Ниже приведён перечень социальных групп. Все из них за исключением одной образованы по
конфессиональному признаку. Выберите группу, выпадающую из ряда.
Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.
2 уровень
М.В.Ломоносов писал: « если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить понятий другому, то бы
не токмо лишены мы были сего соглас ного общих дел течения. Которое соединением наших мыслей
управляется, но едва не хуже мы были диких зверей». Назовите отличие человека от животных, фактически
указанные автором. Ответы подтвердите словами из текста.
Лист ответов
1 вариант
1 уровень
1)г, 2)б, 3)а, 4)б, 5)а, 6)б, 7)б
2 уровень
1) А,А,Б,Б
2) 2,3,4
3 уровень
Форма культуры – массовая культура. Произведение имеет развлекательную направленность
(захватывающий сюжет). Произведение рассчитано на массового зрителя ( привлечение звёзд). Произведение
имеет коммерческую направленность
2 вариант
1 уровень
1) г, б) г, 3) а, 4) а, 5) а, 6) г, 7)б
2 уровень
1) А,Б,Б,А
2) консерваторы
3 уровень
Речь – это изъяснение понятий. Логическое мышление, способность к обоснованию, аргуменации.
Сознательная постановка целей (соединение наших мыслей управляются), общественный характер
деятельности (согласие общих дел течение)
Задания для групповой работы
1 группа
Виды семей
1. Откройте параграф 5 учебника «Обществознание» под ред. А.Ф.Никитина
2. Прочитайте текст пункта 2 на стр. 44
3.Ознакомьтесь с материалами учебника «Обществознание» под ред . Л.Н.Боголюбова на стр. 368-388
4. Определите, какие виды семей выделяют учёные, раскройте их особенности.
5. Приготовьтесь к ответу у доски
2 группа
Воспитание в семье
1. Ознакомьтесь с материалами учебника «Обществознание» под ред . Л.Н.Боголюбова на стр. 386-388
2. Определите, что такое семейное воспитание, на что оно направлено.
3. какие стили воспитания выделяют педагоги, чем они характеризуются
4. Приготовьтесь к ответу у доски
3 группа
Семья в современном обществе
1. Откройте параграф 5 учебника «Обществознание» под ред. А.Ф.Никитина
2. Прочитайте текст пункта 4,5,6 на стр. 45 – 49
3. Определите, каковы современные тенденции развития семей
4. Выделите традиции семейной жизни
5. Приготовьтесь к ответу у доски
4 группа
Психология семейных отношений
1. Ознакомьтесь с материалами учебника «Обществознание» под ред . Л.Н.Боголюбова на стр. 383-384
2.Определите, из чего состоят семейные отношения
3. Выясните, что по мнению психологов играет важную жизнь в семейных взаимоотношениях
4. . Приготовьтесь к ответу у доски
5 группа
Гендер. Гендерное поведение
1. Ознакомьтесь с материалами учебника «Обществознание» под ред . Л.Н.Боголюбова на стр. 384-386
2.Выясните, что современная наука понимает под гендерными различиями
3. Определите, чем различаются понятия «гендер» и «пол»
4 Приготовьтесь к ответу у доски
Образец таблицы
Функции семьи
Цели функций
1 Репродуктивная
Продолжение человеческого рода
2. Воспитательная
Духовное воспроизводство жизни
3. Хозяйственная
Ведение домашнего хозяйства
4. Экономичекая
Материальное обеспечение семьи
5. Эмоциональная
Обеспечение психологической поддержки и
защищённости каждого члена семьи
6. Социально - статусная
Наследование принадлежности индивида
7. Функция первичного социального контроля
Определение норм поведения членов семьи
8. Функция духовного общения и досуга
Проведение семейных праздников, походов и др.
Лист контроля
ФИО ученика
УЭ1
УЭ 2
УЭ 3
Итог
Лист рефлексии
Оцените свою работу на уроке по следующей схеме
1.Что нового узнали на уроке?
2. Что использовали для открытия нового знания?
3. Какие трудности встретили?
4. Что помогло справиться с затруднениями?
5 Проанализируйте свою работу на уроке
А) высоко, Б) средне, В) низко
Приложение № 2
Завершающий контроль
Вариант 1
Уровень 1
1.В семье М. пятилетний ребёнок. Бабушка готовит ребёнка к школе. Какую функцию семьи иллюстрирует
данный пример?
А) воспитательную, Б) хозяйственную, В) репродуктивную, Г) досуговую
2. К числу отличительных признаков семьи как социальной группы относятся:
А) совместная деятельность, Б) общие политические взгляды, В) общий быт, Г) общая деятельность
3. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и
взаимной ответственностью – это
А) род, Б) сословие, В) семья, Г) элита
4. Какие органы регистрируют брак?
А) ЗАГС, Б) ОВИР, В) комитет по социальной защите, Г) профсоюз
5. Какие функции не относятся к функциям семьи?
А) экономическая, Б) культурная, В) экологическая, Г) воспитательная
Уровень 2
1. Установите соответствие между социальными институтами и сферами общественной жизни
Социальные институты Сферы общественной жизни
А) государство 1) социальная
Б) семья 2) духовная
В) искусство 3) политическая
Г) рынок 4) экономическая
2. Проиллюстрируйте примерами функции семьи ( 1-2 примера)
Уровень 3
Считаете ли вы, что в семье обязательно должен быть лидер, если нет, то почему, если да, то кто им должен
быть?
Приложение № 2
Завершающий контроль
Вариант 2
Уровень 1
1. Взрослый сын оказывает материальную поддержку своим родителям. Какая функция семьи
проявляется в этой ситуации?
а) экономическая, б) репродуктивная, в) эмоционально- психологическая, г) социально-статусная
2. Признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи
А) род, б) племя в)брак, г) союз
3. Какая из перечисленных функций не относится к функциям семьи?
а) воспитательная, б) правоохранительная, в) репродуктивная, г) экономическая
4. С какого времени В России разрешено заключать браки?
А) с 16 лет, б) с 14 лет, в) с 30 лет, г) с 18 лет
5. Соглашение лиц, вступивших в брак, определяющих имущественные права и обязанности
называется:
А) брачный контракт, б) брачный договор, в) брачный устав, г) брачный обряд
Уровень 2
1.Найдите в приведённом списке характеристики традиционной ( патриархальной) семьи
А) отец семейства занимает главенствующее положение,
Б) главной целью является подготовка детей к самостоятельной жизни,
В) представители нескольких поколений ведут совместное хозяйство,
Г) взрослые дети живут отдельно от родителей,
Д) отношения между супругами строятся на взаимном уважении,
Е) женщина находится в подчинении у мужчины
2. Назовите стили воспитания в семье, приведите примеры ( 1-2 примера)
Уровень 3
Можно ли утверждать, что рост материального благосостояния семьи всегда ведёт к повышению
нравственной воспитанности в ней детей. Свой ответ аргументируйте
Данный урок проводится в 11 классе. На урок отводится целый модуль 40 минут + 40 минут.
Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии являются:
1.Гарантированность достижения результатов обучения.
2.Партнерские отношения учителя и ученика.
3.Возможность работы ученика в парах.
4. Возможность выбора уровня обучения
5.Возможность работать в индивидуальном темпе.
6.Предъявление конечных результатов на самом уроке.
Использование на уроках истории модульной технологии обучения направлено на достижение
следующих целей:
1) активизация учебного процесса;
2) повышение уровня усвоения изучаемого материала;
3) мотивация учения;
4) развитие способностей к саморегуляции деятельности, её самооценке;
5) развитие навыков сотрудничества и делового общения
Источники изучения темы:
5.
Учебник. Никитин А.Ф Обществознание 10-11 класс – М.: Просвещение, 2013.
6.
Учебник. Боголюбов Л.Н. Обществознание 11 класс ( профильный уровень) – М.: Просвещение, 2014.
7.
Раздаточный материал с заданиями.
8.
Рабочая тетрадь.
Используемая литература:
1. Головатенко А. Модульная технология на уроках истории. - 'История', 1996 №23
2.Сенновский И.Б. Модульная система организации учебно-воспитательного процесса. - Завуч, 1998, №1,
3.Настольная книга учителя истории.5-11 классы/Авт-сост.М.Н.Чернова.М.:Эксмо,2013