Автор: Зангирова Оксана Винеровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: БМКОУ ООШ № 18 Населённый пункт: пос.Островное, г.Берёзовский Наименование материала: презентация Тема: "Проектная деятельность на уроках в школе" Раздел: среднее образование
Учитель русского языка и литературы БМКОУ ООШ № 18
Зангирова Оксана Винеровна
«
Проектная деятельность
на уроках в школе ».
Учитель русского языка и литературы БМКОУ ООШ № 18
Зангирова Оксана Винеровна
В современных условиях гуманистическая философия
образования реализуется с помощью разнообразных технологий,
целью которых является не только трансляция знаний, а
выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей
каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной
продуктивной учебной деятельности
•
Одной из таких технологий и является проектная методика.
•
По К. М. Кантору
проект - это проявление творческой
активности человеческого сознания, "через который в культуре
осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию".
Из истории…
Из истории…
Метод проектов широко использовался в России в 30-е
годы и был незаслуженно забыт, т.к. не дал
положительных результатов.
Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в
обновленном виде.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники
учатся самостоятельно приобретать знания, получать
опыт познавательной и учебной деятельности
Проектная методика характеризуется высокой
коммуникативностью и предполагает выражение
учащимися своих собственных мнений, чувств, активное
включение в реальную деятельность, принятие личной
ответственности за продвижение в обучении
Метод проектов широко использовался в России в 30-е
годы и был незаслуженно забыт, т.к. не дал
положительных результатов.
Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в
обновленном виде.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники
учатся самостоятельно приобретать знания, получать
опыт познавательной и учебной деятельности
Проектная методика характеризуется высокой
коммуникативностью и предполагает выражение
учащимися своих собственных мнений, чувств, активное
включение в реальную деятельность, принятие личной
ответственности за продвижение в обучении
Проект
- это учебно-трудовое задание,
активизирующее деятельность
обучающихся, в результате которой ими
создается продукт, обладающий
субъективной, а иногда и объективной
новизной.
Проект
– это самостоятельная
творческая завершенная работа,
выполняемая под руководством учителя
Проект
- это учебно-трудовое задание,
активизирующее деятельность
обучающихся, в результате которой ими
создается продукт, обладающий
субъективной, а иногда и объективной
новизной.
Проект
– это самостоятельная
творческая завершенная работа,
выполняемая под руководством учителя
Проект – это 6 «П»:
Проект – это 6 «П»:
-Проблема
-Проектирование
-Поиск информации
-Продукт
-Презентация
-Портфолио
Проектное обучение
- это организация
образовательного процесса, направленная на решение
обучающимися учебных задач на основе
самостоятельного сбора информации, обязательного
обоснования и корректировки последующей
продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и
презентации результата.
Обучение при этом приобретает большой личностный
смысл, что заметно повышает мотивацию учения.
Проектное обучение
- это организация
образовательного процесса, направленная на решение
обучающимися учебных задач на основе
самостоятельного сбора информации, обязательного
обоснования и корректировки последующей
продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и
презентации результата.
Обучение при этом приобретает большой личностный
смысл, что заметно повышает мотивацию учения.
В зависимости от предметно-содержательной
стороны предмета различают проекты:
1. Монопредметные: проводятся в рамках одного
предмета. При этом выбираются наиболее
сложные разделы или темы программы.
2. Межпредметные: интегрируется смежная
тематика нескольких предметов.
3. Надпредметные: выполняются на
основе связей, не входящих в школьную
программу.
В зависимости от предметно-содержательной
стороны предмета различают проекты:
1. Монопредметные: проводятся в рамках одного
предмета. При этом выбираются наиболее
сложные разделы или темы программы.
2. Межпредметные: интегрируется смежная
тематика нескольких предметов.
3. Надпредметные: выполняются на
основе связей, не входящих в школьную
программу.
.
В зависимости от включённости проектов в
учебный план выделяются проекты:
Текущие (на проектную деятельность выносится из
учебного курса часть содержания обучения).
Итоговые (по результатам выполнения проекта
оценивается усвоение определённого учебного
материала).
В зависимости от включённости проектов в
учебный план выделяются проекты:
Текущие (на проектную деятельность выносится из
учебного курса часть содержания обучения).
Итоговые (по результатам выполнения проекта
оценивается усвоение определённого учебного
материала).
По продолжительности выполнения:
- Мини-проекты (несколько недель)
-Средней продолжительности (несколько
месяцев)
- Долгосрочные (в течение года)
По количеству участников:
-Коллективные
-Индивидуальные
-Групповые
По продолжительности выполнения:
- Мини-проекты (несколько недель)
-Средней продолжительности (несколько
месяцев)
- Долгосрочные (в течение года)
По количеству участников:
-Коллективные
-Индивидуальные
-Групповые
ТИПЫ ПРОЕКТОВ
В зависимости от того, какой вид деятельности
заложен в структуру проекта можно выделить
следующие
типы проектов:
информационный
исследовательский,
практико-ориентированный,
творческий,
игровой (ролевой)
ТИПЫ ПРОЕКТОВ
В зависимости от того, какой вид деятельности
заложен в структуру проекта можно выделить
следующие
типы проектов:
информационный
исследовательский,
практико-ориентированный,
творческий,
игровой (ролевой)
Информационный проект
направлен на сбор информации
о каком-то объекте, явлении с целью её анализа,
обобщения и представления для широкой аудитории.
Информационный проект
направлен на сбор информации
о каком-то объекте, явлении с целью её анализа,
обобщения и представления для широкой аудитории.
цель проекта,
его актуальность,
методы получения (литературные источники, СМИ, базы
данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в
том числе и зарубежных партнеров, проведение "мозговой
атаки"),
обработка информации (их анализ, обобщение, сопоставление
с известными фактами, аргументированные выводы)
результат (статья, реферат, доклад,
презентация )
цель проекта,
его актуальность,
методы получения (литературные источники, СМИ, базы
данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в
том числе и зарубежных партнеров, проведение "мозговой
атаки"),
обработка информации (их анализ, обобщение, сопоставление
с известными фактами, аргументированные выводы)
результат (статья, реферат, доклад,
презентация )
Исследовательский проект
требует хорошо продуманной структуры,
обозначенных целей, актуальности проекта для
всех участников, социальной значимости,
продуманных методов, в том числе
экспериментальных и опытных работ, методов
обработки результатов.
При этом используются методы современной
науки: лабораторный эксперимент,
моделирование, социологический опрос и т.д
Исследовательский проект
требует хорошо продуманной структуры,
обозначенных целей, актуальности проекта для
всех участников, социальной значимости,
продуманных методов, в том числе
экспериментальных и опытных работ, методов
обработки результатов.
При этом используются методы современной
науки: лабораторный эксперимент,
моделирование, социологический опрос и т.д
Практико-ориентированный проект
отличает четко обозначенный с самого начала
результат деятельности участников проекта.
Такой проект требует хорошо продуманной
структуры, даже сценария всей деятельности его
участников с определением функций каждого из
них, четкие выходы и участие каждого в
оформлении конечного продукта.
Здесь особенно важна хорошая организация
координационной работы в плане поэтапных
обсуждений, корректировки совместных и
индивидуальных усилий, в организации
презентации полученных результатов и возможных
способов их внедрения в практику, организация
систематической внешней оценки
проекта.
Конечный продукт: памятки, алгоритмы,
словари, схемы и т.д.
Практико-ориентированный проект
отличает четко обозначенный с самого начала
результат деятельности участников проекта.
Такой проект требует хорошо продуманной
структуры, даже сценария всей деятельности его
участников с определением функций каждого из
них, четкие выходы и участие каждого в
оформлении конечного продукта.
Здесь особенно важна хорошая организация
координационной работы в плане поэтапных
обсуждений, корректировки совместных и
индивидуальных усилий, в организации
презентации полученных результатов и возможных
способов их внедрения в практику, организация
систематической внешней оценки
проекта.
Конечный продукт: памятки, алгоритмы,
словари, схемы и т.д.
Творческий проект .
Предполагает максимально свободный и
нетрадиционный подход к оформлению
результатов. Это могут быть альманахи,
театрализации, произведения
изобразительного или декоративно-
прикладного искусства, видеофильмы и
т.п.
Творческий проект .
Предполагает максимально свободный и
нетрадиционный подход к оформлению
результатов. Это могут быть альманахи,
театрализации, произведения
изобразительного или декоративно-
прикладного искусства, видеофильмы и
т.п.
Игровой (ролевой)
В таких проектах структура также только
намечается и остается открытой до окончания
проекта. Участники принимают на себя
определенные роли, обусловленные характером
и содержанием проекта. Это могут быть
литературные персонажи или выдуманные
герои, имитирующие социальные или деловые
отношения, осложняемые придуманными
участниками ситуациями.
Результаты таких проектов могут
намечаться в начале проекта, а могут
вырисовываться лишь к его концу.
Игровой (ролевой)
В таких проектах структура также только
намечается и остается открытой до окончания
проекта. Участники принимают на себя
определенные роли, обусловленные характером
и содержанием проекта. Это могут быть
литературные персонажи или выдуманные
герои, имитирующие социальные или деловые
отношения, осложняемые придуманными
участниками ситуациями.
Результаты таких проектов могут
намечаться в начале проекта, а могут
вырисовываться лишь к его концу.
Плюсы проектной деятельности:
Плюсы проектной деятельности:
1. способствует активизации познавательной деятельности, лучшему
закреплению полученного на уроках материала, а следовательно,
и повышению результативности образования.
2. позволяет учитывать индивидуальные особенности развития
школьников;
3. проектная деятельность в доступной для обучающихся форме может
быть использована на любом уровне и в любом возрасте.
4. служит развитию креативности и одновременно способствует
формированию определённых личностных качеств. В случае
разработки и защиты групповых проектов развивается умение
работать в коллективе; ощущать себя членом команды; брать
ответственность за выбор решения на себя; разделять
ответственность с другими; анализировать результаты
деятельности.
5. хорошая альтернатива классно-урочной системе, это способ выйти за
пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением
интересующих ребят дисциплин, это выход на олимпиады, научные
общества обучающихся.
1. способствует активизации познавательной деятельности, лучшему
закреплению полученного на уроках материала, а следовательно,
и повышению результативности образования.
2. позволяет учитывать индивидуальные особенности развития
школьников;
3. проектная деятельность в доступной для обучающихся форме может
быть использована на любом уровне и в любом возрасте.
4. служит развитию креативности и одновременно способствует
формированию определённых личностных качеств. В случае
разработки и защиты групповых проектов развивается умение
работать в коллективе; ощущать себя членом команды; брать
ответственность за выбор решения на себя; разделять
ответственность с другими; анализировать результаты
деятельности.
5. хорошая альтернатива классно-урочной системе, это способ выйти за
пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением
интересующих ребят дисциплин, это выход на олимпиады, научные
общества обучающихся.
Минусы проектной деятельности
1
. опасность превращения проекта в
простое изложение фактов, а также
переоценка продукта проекта и недооценка
процесса его подготовки.
2. при сегодняшней загруженности
современного ученика реальным становится
создание одного проекта, максимум двух в
течение
учебного года
.
Минусы проектной деятельности
1
. опасность превращения проекта в
простое изложение фактов, а также
переоценка продукта проекта и недооценка
процесса его подготовки.
2. при сегодняшней загруженности
современного ученика реальным становится
создание одного проекта, максимум двух в
течение
учебного года
.
Основное отличие проектной
деятельности от исследовательской в
итоге работы – внешних продуктах.
Основное отличие проектной
деятельности от исследовательской в
итоге работы – внешних продуктах.
Итог проектной деятельности: веб-сайт,
видеоклип, газета, игра, костюм, музыкальное
произведение, спектакль, публикация,
справочник, учебное пособие, атлас,
действующая фирма, журнал, праздник, картина,
сценарий и т.п.
Итог работы исследовательской деятельности:
оформленная исследовательская работа,
презентация, отражающая основные положения
защиты исследовательской работы.
Итог проектной деятельности: веб-сайт,
видеоклип, газета, игра, костюм, музыкальное
произведение, спектакль, публикация,
справочник, учебное пособие, атлас,
действующая фирма, журнал, праздник, картина,
сценарий и т.п.
Итог работы исследовательской деятельности:
оформленная исследовательская работа,
презентация, отражающая основные положения
защиты исследовательской работы.
Общими для проектной и исследовательской деятельности
являются компоненты:
аналитические:
выдвижение идеи и формулирование задачи, поиск
гипотезы,обоснованный выбор способа,
планирование своей деятельности, самоанализ;
презентационные:
выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности,
изготовление предметов наглядности,
подготовка письменного отчёта о проделанной работе
;
коммуникативные:
слушать и понимать других, выражать себя,
находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;
поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск,
в Интернет, формулирование ключевых слов;
информационные: структурирование информации, представление
в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места,
проведение эксперимента, осмысление полученных результатов.
Роль учителя в проектной
деятельности
Роль учителя в проектной
деятельности
•
Энтузиаст , который повышает мотивацию обучающихся,
поддерживая, поощряя и направляя их в направлении
достижения цели.
•
Специалист , который компетентен в нескольких (не во всех!)
областях.
•
Консультант , который может организовать доступ к ресурсам,
в том числе к другим специалистам.
•
Руководитель , который может четко спланировать и
реализовать проект.
•
«Человек, который задает вопросы» , который организует
обсуждение способов преодоления возникающих трудностей
путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки
и поддерживает обратную связь.
•
Координатор , который поддерживает групповой процесс
решения проблем.
•
Эксперт , который дает четкий анализ результатов как
выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.
•
Энтузиаст , который повышает мотивацию обучающихся,
поддерживая, поощряя и направляя их в направлении
достижения цели.
•
Специалист , который компетентен в нескольких (не во всех!)
областях.
•
Консультант , который может организовать доступ к ресурсам,
в том числе к другим специалистам.
•
Руководитель , который может четко спланировать и
реализовать проект.
•
«Человек, который задает вопросы» , который организует
обсуждение способов преодоления возникающих трудностей
путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки
и поддерживает обратную связь.
•
Координатор , который поддерживает групповой процесс
решения проблем.
•
Эксперт , который дает четкий анализ результатов как
выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.