"Построение предметно-развивающей среды в логопедической подготовительной к школе группе"
Автор: Скобелева Надежда Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида №6 "Земляничка" Населённый пункт: г. Серпухов Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Построение предметно-развивающей среды в логопедической подготовительной к школе группе" Раздел: дошкольное образование
в логопедической подготовительной к школе группе »
Построение предметно-развивающей среды в логопедической
подготовительной к школе группе
Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых
– от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,
из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развиваю-
щий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ре-
бенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального
опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать
условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их воз-
можностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е.
организации
предметно-пространственной
развивающей
среды.
На
осно-
ве интеграции содержания
и
видов
деятельности
в
группе
организованы
центры активности по следующим направлениям.
При организации развивающей предметно – пространственной сре-
ды в группе для детей были использовано несколько вариантов ее по-
строения:
1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средства-
ми – расстановкой мебели и оборудования.
2. Использование помещений спальни.
3. Один из основных факторов, определяющих возможность реализа-
ции принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребён-
ку возможность двигаться.
Предметно – пространственная развивающая среда в подготови-
тельной группе организована с учётом требований ФГОС, где чётко про-
слеживаются все пять образовательных областей:
1)
речевое развитие;
2)
познавательное развитие;
3)
художественно-эстетическое развитие;
4)
физическое развитие;
5)
социально-коммуникативное развитие.
1. Направление: Речевое развитие.
«Наша библиотека» включает в себя книжный уголок. В нем находят-
ся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и
иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора
книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В
книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого
дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.
В Центре «Грамотности» находятся различные дидактические игры
по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последова-
тельности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сю-
жетные картинки и т. д.
В коррекционном уголке расположены пособия для воспитания пра-
вильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», на-
дувные игрушки), для развития мелкой моторики (мячики, прищепки, мас-
сажные валики, пальчиковые игры и т.д.)
Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и
синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты).
Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое
лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).
Игры для совершенствования грамматического строя речи.
Разнообразные дидактические игры.
2.Направление: Познавательное развитие.
Центр опытно-экспериментальной деятельности.
В нем находится материал, для осуществления опытнической деятель-
ности:
емкости разной вместимости (набор мелких стаканов, набор прозрачных
сосудов разных форм и объемов), ложки, лопатки, палочки, воронки,
сито, сообщающиеся сосуды;
разнообразные доступные приборы: разные лупы, микроскоп, цветные и
прозрачные «стеклышки» (из пластмассы), набор стеклянных призм
(для эффекта радуги), компас, бинокли;
различные часы, безмен;
набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражатель-
ного эффекта;
набор для опытов с магнитом;
вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными
потоками), флюгер, воздушный змей, ветряная мельница (модель);
оборудование и материалы для кулинарных экспериментов из овощей и
фруктов;
медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы
без игл, соломки для коктейля;
коллекции минералов, тканей, бумаги, семян и плодов, растений (герба-
рий);
природный материал: глина, камешки, ракушки, минералы, различные
семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.);
сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал.
Центр «Экологии»
Данный уголок содержит в себе различные виды комнатных растений,
на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения - при-
способленные к разным условиям среды, имеющие разные потребности в
свете: светолюбивые (цикламен, бегония вечноцветущая, фикус, хлорофи-
тум); теневыносливые (аспидистра, плющ и др.); влаголюбивые (традескан-
ция, бальзамин, колеус, ципериус); засухоустойчивые (толстянковые, какту-
сы, алоэ); дающие плоды (перец, помидоры); лекарственные растения (алоэ,
коланхоэ.).
Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями.
Так же, присутствуют различные инструменты по уходу за растениями: фар-
туки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и
лопатки, пульверизатор, лейки и др.
Аквариум с рыбками, предметы ухода за ним.
В данном центре присутствуют различные дидактические игры эколо-
гической направленности из серии «Мы познаём мир», наборы
картинок
(времена года, осадки, животные, растения, «Кто, где живёт», карта мира,
глобус, коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насе-
комых и т. д. Важным составляющим уголка является календарь природы и
погоды, модели года и суток.
Центр «Математики» имеет важные развивающие функции. В дан-
ном центре располагаются
различные виды мозаик, современные пазлы,
игры на развитие мелкой моторики руки, развивающие игры,
игры типа
«Танграм», бусы, различные игрушки со шнуровками и застежками.
Счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки.
Комплекты
цифр
и
математических
знаков
для
магнитной
доски,
набор
карточек с гнездами для составления простых арифметических задач.
Занимательный и познавательный математический материал: доски-вкла-
дыши, рамки-вкладыши, логико-математические игры и др.
Схемы и планы: групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов
от дома до детского сада и др.
Рабочие тетради по математике.
Наборы геометрических фигур для магнитной доски.
Наборы объемных геометрических фигур.
«Волшебные часы»: модели частей суток, времен года, месяцев, дней не-
дели.
Счеты настольные.
Счетные палочки.
Учебные приборы: линейки, сантиметры, ростомер для детей и кукол, на-
бор лекал, циркуль.
Набор проволочных головоломок; головоломки-лабиринты.
Система наклонных плоскостей для шариков.
Часы песочные; часы механические.
Весы рычажные (балансир) с набором разновесов.
Настольно-печатные игры.
Разнообразные дидактические игры.
Центр изобразительной деятельности».
Портреты художников, альбомы по народному творчеству, репродук-
ции картин и т.д.
Восковые и акварельные мелки, цветной мел, гуашь, акварельные
краски, цветные карандаши, фломастеры, шариковые ручки, глина, пласти-
лин. Цветная и белаябумага, картон, обои, наклейки, ткани, нитки, самокле-
ющаяся пленка.
Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, трафареты, клей, палитра,
банки для воды, салфетки, подставки для кистей, дощечки, розетки для клея,
подносы, кисточки.
Материал для нетрадиционного рисования: сухие листья, шишки, ко-
лоски, тычки и т.п.
Образцы декоративного рисования, схемы, раскраски.
Музыкально – театрализованный центр - это важный объект разви-
вающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает
сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники
раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера.
Здесь размещаются ширма, различные виды театров (кукольный, тене-
вой, настольный, бибабо, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты
для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации.
Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом,
но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно му-
зицировать.
Музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, бара-
бан, игрушечное пианино, бубен, губная гармошка, гармошка.
Магнитофон.
Аудиокассеты
с
записью
детских
песенок,
музыки
М.Глинки,
П.Чайковского, Р.Шумана, В.Моцарта, С.Прокофьева, Л.Бетховена, С.Рахма-
нинова и др.
Нетрадиционные музыкальные инструменты.
Центр
конструктивной деятельности «Конструкторское бюро».
Содержит:
Крупный строительный конструктор.
Средний строительный конструктор.
Мелкий строительный конструктор.
Тематические строительные наборы (для мелких персонажей): город,
мосты, крестьянское подворье (ферма), зоопарк, крепость, домик, гараж,
маяк.
Конструкторы «Лего».
Металлический конструктор.
Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и жи-
вотных, макеты деревьев и кустарников).
Схемы построек и алгоритм их выполнения, рисунки, фотографии,
чертежи.
Транспорт мелкий, средний, крупный. Машины легковые и грузовые
(самосвалы, грузовики, фургоны, подъемный кран); корабль, лодка, самолет,
вертолет, ракета-трансформер, железная дорога, луноход.
4. Направление: Физическое развитие.
Центр «Если хочешь быть здоров!» содержит в себе как традици-
онное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное, изготовленное
руками
педагогов
и
родителей
(мячи
большие,
малые,
средние,
обручи,
длинная и короткая скакалки, шнур, флажки, султанчики, верёвочки, ленты,
гимнастические палки, гантели детские, мешочки с грузом, тактильные до-
рожки). Спортивные игры (кольцеброс, кегли, бадминтон, городки, «Летаю-
щие тарелки»). Мишени с набором дротиков и мячиков на «липучках».
В уголке здоровья мы устраиваем тематические выставки рисунков де-
тей, посвященные здоровому образу жизни.
Есть художественная литерату-
ра, тематические папки: «Тело человека», «В здоровом теле – здоровый дух»,
«Если хочешь быть здоров…», «Правильно питайся» и т.д.
5. Направление: Социально-личностное развитие.
«Нравственно-патриотический» Центр
Помещена
государственная
символика
родного
города,
Московской
области и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональ-
ность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с
климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладно-
го искусства и т. д. Оформлен уголок родного края, в котором дети могут по-
знакомиться с традициями, культурой и бытом жителей, художественная ли-
тература по краеведению, оформлен альбом «Мой город», «Моя семья».
Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД)
и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушка-
ми, дидактическими играми,
Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов , мелкий транс-
порт,
макеты домов, деревьев, набор дорожных знаков, светофор, небольшие
игрушки (фигурки людей).
Игровой Центр
Оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли
легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие
замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы детей 5-7 лет весьма разнооб-
разны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально
для различных сюжетно-ролевых игр. В подготовительной группе игровой
материал помещается в коробки с условными обозначениями, дети по своему
желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в
удобную для них зону группы для свободного построения игрового про-
странства. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодо-
ступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом
удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персона-
жей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсаль-
ный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).
Уголок уединения
В шумном пространстве игровой комнаты есть островок тишины и спо-
койствия.
Уголок уединения наполнен предметами, которые ребенку близки, к ко-
торым он испытывает теплые чувства (фотографии родных, игрушечный
телефон, подушки, мягкие игрушки). Очень полезны дидактические игры,
различные шнуровки, пластилин – все то, что способно отвлечь внимание
ребенка на некоторое время.
Содержимое уголка периодически обновляется, однако какие-то предме-
ты находятся в уголке постоянно. Это придаст ребенку чувство уверенности,
постоянства.