Автор: Ковалец Светлана Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОБ Боровская СОШ Населённый пункт: п. Боровский Тюменская область Тюменский район Наименование материала: технологическая карта урока по предмету: окружающий мир Тема: "Древнерусское государство" Раздел: начальное образование
Учитель Ковалец Светлана Викторовна
Предмет: окружающий мир.
Тема урока: «Древнерусское государство».
Класс: 3. «Начальная школа ХХI века».
Образовательное учреждение: МАОУ Боровская СОШ Тюменский район
Дидактическое обоснование урока
Урок разработан с рекомендациями ФГОС НОО.
Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке окружающего мира в 3 классе.
Система учебников «Начальная школа ХХI века».
Тема урока: «Древнерусское государство».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Дидактическая цель: создание условий для «открытия» нового знания.
Методические задачи урока:
Предметные:
подвести учащихся к «открытию» и осознанному пониманию понятий: «государство», «Древнерусское государство»
«создание государства»; «роль личности в истории»; «патриотизм».
формировать умение анализировать материал, выделять главное, делать выводы.
Метапредметные.
Развивать: УУД учащихся;
психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции (сравнение,
анализ, синтез, обобщение), речь;
умение работать фронтально, в паре, индивидуально
Личностные:
-формировать положительную мотивацию учения;
-развивать интерес к истории страны, патриотические чувства
Основные дидактические методы: системно - деятельностный подход,
проблемный, исследовательский, практический;
методы и приемы технологии развития критического мышления
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная
Форма проведения урока: урок с использованием деятельностного метода обучения, с применением ИКТ
Учебные пособия: Окружающий мир:3класс:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2/Н.Ф.
Виноградова и др. –М.: Вентана-Граф, 2011.-176 с.:ил.-(Начальная школа ХХI века)., словари, справочники, былины
Используемое оборудование: ПК, проектор
Используемые ресурсы из других общедоступных источников: майл. ру -картинки
Технологическая карта урока окружающий мир 3 класс по теме «Древнерусское государство»
Этап
Содержание
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Универсальные
действия
1.
Самоопределение к
деятельности.
Организационный
момент.
А) - Здравствуйте, ребята!
Дан звонок, и все мы смело
Принимаемся за дело
Путь нелегкий предстоит
В даль дорога побежит
Мы промчимся чрез века
Через многие года
Пронесемся над лесами
И окажемся мы с вами…
Далеко за много лет…
В том истории секрет.
Б) Подведение учащихся к
Организация
учащихся,
включение в
деловой ритм.
Подведение к
озвучиванию
темы урока.
Подготовка к
восприятию нового
материала.
Личностные УУД:
самоопределение.
Регулятивные УУД:
целеполагание.
Коммуникативные
УУД: умение с
точностью выражать
свои мысли.
Познавательные УУД:
поиск и выделение
информации.
«открытию» темы урока
-Назовите раздел учебника,
который мы сейчас изучаем.
(«Наша Родина: от Руси до
России»)
- Скажите, о чем вы узнаете
в этом разделе, и на какие
вопросы ответите.
Ответы детей:
– В этом разделе мы узнаем,
как люди узнавали о
прошлом.
– Как называли нашу страну
в разные времена.
– Ответим на вопросы:
– Что такое Родина?
- Кто правил нашей страной
в разные времена?
– Тема, с которой мы
познакомимся, называется “
Древнерусское
государство”.
-Откройте учебник на стр 9.
-Прочитайте название темы
урока. (Древнерусское
государство.)
-Подберите синоним к слову
«государство». (Страна.)
- Как понимаете значение
слова «древнерусское»?
-Молодцы, правильно! Тема
урока «Древнерусское
государство», будем
говорить о далеком
прошлом нашей страны – о
древней Руси.
2.Актуализация знаний и
фиксация затруднений в
деятельности.
Заполнение таблицы «Знаю
– не знаю».
-Читаете вопросы,
заполняете ответы
Актуализация
знаний учащихся:
определение
уровня знаний.
Выполнение
задания, фиксация
знаний и не знаний,
затруднений.
Коммуникативные
УУД: умение с
точностью выражать
свои мысли, владение
+ «знаю» и - «не знаю»
– Как называлось наше
государство с 9 по 13 века?
-Знаете ли вы другие
названия Древнерусского
государства?
-Как образовалось
Древнерусское государство?
-Кем был князь в
Древнерусском государстве?
-Как передавалась власть в
Древнерусском государстве?
-Каких первых русских
князей вы знаете?
Рефлексия игры.
У вас на парте сигнальные
карточки. При затруднениях
«Красный сигнал»
Трудными были для вас
Мотивирование
учащихся на
решение учебных
задач.
речью в соответствии
с нормами русского
языка.
Познавательные УУД.
Общеучебные
универсальные
действия:
умение внимательно
слушать.
Логические
универсальные
действия:
анализ материала;
вывод-ответ.
Действия постановки
и решения проблем:
формулирование
проблемы и желания
ее решить.
вопросы?
-Хотели бы вы найти на них
ответы?
3.Постановка учебной
задачи.
Из всех вопросов оставим
два: как образовалось
Древнерусское государство.
Это основополагающий
проблемный вопрос. И
какие первые князья
способствовали
становлению и развитию
Руси? Это второй учебный
вопрос.
-Как будем работать над
материалом:
индивидуально, в парах,
группами?
Создание
проблемной
ситуации.
Уточнение темы
урока.
Регулятивные УУД:
целеполагание.
Коммуникативные
УУД: планирование
(определение цели,
функций, способов
взаимодействия
обучающихся с
учителем и
сверстниками).
4. Построение проекта
выхода из затруднения.
-На машине времени мы
отправимся на 12 веков
назад в 9 век и совершим
обзорную экскурсию.
Организация
учащихся на
изучение нового
материала;
Выполнение
заданий.
Регулятивные УУД:
прогнозирование,
контроль в форме
А) Обзорная экскурсия.
Б) Работа с картой.
- Рассмотрите карту
Древнерусского государства
IX – XI (9-11) веков на с.10.
- Каким цветом показана
территория Древнерусского
государства в конце 9 века?
Обведите границу.
- Каким цветом показаны
территории,
присоединенные в 10 веке?
- А как обозначены
территории, освоенные в 11
веке?
- Найдите столицу и
построение
проекта выхода
из затруднений.
сличения, коррекция.
Познавательные УУД:
логические
универсальные
действия: решение
проблемы.
Коммуникативные
УУД:
сотрудничество,
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли.
перечислите города
Древнерусского государства.
- С какими племенами и
странами граничило наше
государство в древности?
(Мордва, половцы,
печенеги, корела, жмудь –
племена; Польша, Венгрия –
государства.)
-Какой город России, из
перечисленных ниже,
согласно летописям, был
первой столицей
Древнерусского
государства?
А) Ярославль;
Б) Новгород;
В) Суздаль;
Г) Владимир.
Новгородская Русь, 862 –
882 годы. После
перенесения столицы в Киев
в 882 году Новгород
сохранил роль второго по
значимости центра страны.
В нем обычно правил
старший сын великого князя
Киевского.
-Как называлось
древнерусское государство,
возникшее в Восточной
Европе в 9 –м веке?
(Киевская Русь.)
-Назовите князя,
провозгласившего Киев
столицей древнерусского
государства? (Князь Олег. В
882 году князь Олег
захватил Киев и сделал его
столицей государства.)
5.Первичное закрепление.
Проблемная ситуация.
Наши предки называли себя
славянами. Называли они
себя и словенами. От каких
же слов произошло название
«славяне» и «словены»?
(Славяне от слова «слава»,
означавшее то же, что и
хвала, а словены означает
«разумеющие слово»)
Установление
осознанного
восприятия.
Обобщение.
Разрешение
проблемной
ситуации.
Регулятивные УУД:
контроль, оценка,
коррекция.
Коммуникативные
УУД: умение с
достаточной полнотой
и точностью выражать
свои мысли.
Познавательные УУД:
общеучебные –
логические (анализ,
классификация,
подведение под
понятие, вывод.)
6.Самостоятельная работа
с самопроверкой по
Исследование. Прочитайте
текст и заполните таблицу.
Организация
деятельности по
Самостоятельная
работа.
Регулятивные УУД:
контроль, коррекция,
эталону.
Имя князя
Время правления
Качества
характера
Дела на благо
страны
Дополнения
Проверка.
Задание 1.
Имя князя
Владимир
Красное
Солнышко
Время
правления
--------
Качества
характера
Добрый,
справедливый.
Помогал
бедным,
заботился о
старых и
больных.
Дела на
благо
Развивал
ремесла и
применению
новых знаний.
Осуществление
самопроверки
(пошаговое
сравнение с
эталоном).
Аналитическое
слушание. Вывод.
Ответ на
проблемный
вопрос.
выделение и
осознание того, что
уже усвоено и что еще
подлежит усвоению,
осознание качества и
уровня усвоения.
Личностные УУД:
самоопределение.
страны
торговлю.
С его именем
связано
принятие
христианства
на Руси.
Рассказ учителя о
Владимире Красном
Солнышке. Дополнение
таблицы. Сравнение таблиц.
Рефлексия. (Какой новый
материал узнали?)
Многие из вас читали
знаменитые русские
былины про Илью Муромца
и, конечно, помнят одного
из их персонажей – великого
князя киевского Владимира
Красное Солнышко. Но если
Илья Муромец – сказочный
собирательный образ
русского богатыря, то
Владимир Красное
Солнышко реально
существующий человек.
Красным Солнышком был
прозван выдающийся
политический деятель
древней Руси – киевский
князь Владимир
Святославович, правивший
в Киеве в 980-1015 годах.
При нем было завершено
объединение
восточнославянских племен
под властью Киевской Руси.
Владимир вел много войн с
разными соседями за
пограничные области. Он
совершал успешные походы
на вятичей, литовцев,
радимичей, болгар. Для
защиты от набегов
кочевников – печенегов им
были построены
крепостные сооружения на
юге страны. В 988 году
Владимир захватил
греческую колонию
Херсонес (окраина
современного Севастополя).
Князь стремился к
установлению прямых
связей с Византией, поэтому
вступил в брак с сестрой
византийского императора
Анной, а затем принял
христианство и
распространил его на всей
Киевской Руси.
Деятельность Владимира
принесла ему подлинную
народную славу. Вот почему
его имя увековечено в
русских былинах.
Время Владимира
Святославовича – это
расцвет древнерусского
государства, укрепление его
международного положения.
При нем развивались
земледелие и ремесла,
начала развиваться и
русская культура. Владимир
основал на Руси первые
школы для детей киевской
знати, при нем стали
собирать библиотеки,
появились каменные
строения.
В конце 10 века в центре
Киева, была сооружена
Десятинная церковь,
названная так, потому что
на её строительство шла
десятая часть доходов князя
Владимира. Церковь начали
строить в 989 году русские
мастера совместно с
греческими и закончили
через 6 лет. 25 куполов
украшали церковь, как
показали раскопки в отделке
церкви применяли мрамор,
мозаику, фрески. К
большому сожалению, храм
погиб во время монголо-
татарского нашествия.
Владимир Красное
Солнышко, как княгиня
Ольга, канонизирован
православной церковью,
почитающей его как
святого.
- Можно ли считать
Владимира Красное
Солнышко патриотом нашей
страны? Почему?
Возвращение в наше время.
7.Рефлексия деятельности
Обобщение.
Организация
Осуществление
Коммуникативные
(итог урока)
Заполнение таблицы «Знаю
– не знаю».
-Читаете вопросы,
заполняете ответы
+ «знаю» и - «не знаю»
Таблица, заполненная в
начале урока заполняется
повторно
Домашнее задание. Задание
по выбору. (Провести
исследование по выбору –
князь Ярослав Мудрый,
князь Владимир Мономах.)
Рефлексия.
- Какова была цель нашей
деятельности?
-Достигли ли мы ее?
-Что способствовало
достижению цели?
-Что мешало?
рефлексии.
самооценки
собственной
учебной
деятельности,
соотнесение цели и
результатов,
степени их
соответствия.
Выполнение
задания, фиксация
знаний и не знаний,
затруднений
УУД: умение с
достаточной полнотой
и точностью выражать
свои мысли.
Познавательные УУД:
рефлексия.
Личностные УУД:
смыслообразование.
-Каковы ваши пожелания
учителю, учащимся?