Напоминание

"Древнерусское государство"


Автор: Ковалец Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОБ Боровская СОШ
Населённый пункт: п. Боровский Тюменская область Тюменский район
Наименование материала: технологическая карта урока по предмету: окружающий мир
Тема: "Древнерусское государство"
Раздел: начальное образование





Назад





Учитель Ковалец Светлана Викторовна
Предмет: окружающий мир. Тема урока: «Древнерусское государство». Класс: 3. «Начальная школа ХХI века». Образовательное учреждение: МАОУ Боровская СОШ Тюменский район
Дидактическое обоснование урока
Урок разработан с рекомендациями ФГОС НОО. Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке окружающего мира в 3 классе. Система учебников «Начальная школа ХХI века». Тема урока: «Древнерусское государство». Тип урока: урок «открытия» нового знания. Дидактическая цель: создание условий для «открытия» нового знания.
Методические задачи урока:
Предметные: подвести учащихся к «открытию» и осознанному пониманию понятий: «государство», «Древнерусское государство» «создание государства»; «роль личности в истории»; «патриотизм».
формировать умение анализировать материал, выделять главное, делать выводы. Метапредметные. Развивать: УУД учащихся; психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь; умение работать фронтально, в паре, индивидуально Личностные: -формировать положительную мотивацию учения; -развивать интерес к истории страны, патриотические чувства Основные дидактические методы: системно - деятельностный подход, проблемный, исследовательский, практический; методы и приемы технологии развития критического мышления Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная Форма проведения урока: урок с использованием деятельностного метода обучения, с применением ИКТ Учебные пособия: Окружающий мир:3класс:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2/Н.Ф. Виноградова и др. –М.: Вентана-Граф, 2011.-176 с.:ил.-(Начальная школа ХХI века)., словари, справочники, былины Используемое оборудование: ПК, проектор
Используемые ресурсы из других общедоступных источников: майл. ру -картинки
Технологическая карта урока окружающий мир 3 класс по теме «Древнерусское государство»
Этап Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные действия 1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. А) - Здравствуйте, ребята! Дан звонок, и все мы смело Принимаемся за дело Путь нелегкий предстоит В даль дорога побежит Мы промчимся чрез века Через многие года Пронесемся над лесами И окажемся мы с вами… Далеко за много лет… В том истории секрет. Б) Подведение учащихся к Организация учащихся, включение в деловой ритм. Подведение к озвучиванию темы урока. Подготовка к восприятию нового материала. Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: целеполагание. Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: поиск и выделение информации.
«открытию» темы урока -Назовите раздел учебника, который мы сейчас изучаем. («Наша Родина: от Руси до России»)
-
Скажите, о чем вы узнаете в этом разделе, и на какие вопросы ответите.
Ответы детей:
– В этом разделе мы узнаем, как люди узнавали о прошлом. – Как называли нашу страну в разные времена. – Ответим на вопросы: – Что такое Родина? - Кто правил нашей страной в разные времена? – Тема, с которой мы познакомимся, называется “
Древнерусское государство”. -Откройте учебник на стр 9. -Прочитайте название темы урока. (Древнерусское государство.) -Подберите синоним к слову «государство». (Страна.) - Как понимаете значение слова «древнерусское»? -Молодцы, правильно! Тема урока «Древнерусское государство», будем говорить о далеком прошлом нашей страны – о древней Руси. 2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Заполнение таблицы «Знаю – не знаю». -Читаете вопросы, заполняете ответы Актуализация знаний учащихся: определение уровня знаний. Выполнение задания, фиксация знаний и не знаний, затруднений. Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли, владение
+ «знаю» и - «не знаю» – Как называлось наше государство с 9 по 13 века? -Знаете ли вы другие названия Древнерусского государства? -Как образовалось Древнерусское государство? -Кем был князь в Древнерусском государстве? -Как передавалась власть в Древнерусском государстве? -Каких первых русских князей вы знаете? Рефлексия игры. У вас на парте сигнальные карточки. При затруднениях «Красный сигнал» Трудными были для вас Мотивирование учащихся на решение учебных задач. речью в соответствии с нормами русского языка. Познавательные УУД. Общеучебные универсальные действия: умение внимательно слушать. Логические универсальные действия: анализ материала; вывод-ответ. Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и желания ее решить.
вопросы? -Хотели бы вы найти на них ответы? 3.Постановка учебной задачи. Из всех вопросов оставим два: как образовалось Древнерусское государство. Это основополагающий проблемный вопрос. И какие первые князья способствовали становлению и развитию Руси? Это второй учебный вопрос. -Как будем работать над материалом: индивидуально, в парах, группами? Создание проблемной ситуации. Уточнение темы урока. Регулятивные УУД: целеполагание. Коммуникативные УУД: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками). 4. Построение проекта выхода из затруднения. -На машине времени мы отправимся на 12 веков назад в 9 век и совершим обзорную экскурсию. Организация учащихся на изучение нового материала; Выполнение заданий. Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль в форме
А) Обзорная экскурсия. Б) Работа с картой. - Рассмотрите карту Древнерусского государства IX – XI (9-11) веков на с.10. - Каким цветом показана территория Древнерусского государства в конце 9 века? Обведите границу. - Каким цветом показаны территории, присоединенные в 10 веке? - А как обозначены территории, освоенные в 11 веке? - Найдите столицу и построение проекта выхода из затруднений. сличения, коррекция. Познавательные УУД: логические универсальные действия: решение проблемы. Коммуникативные УУД: сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
перечислите города Древнерусского государства. - С какими племенами и странами граничило наше государство в древности? (Мордва, половцы, печенеги, корела, жмудь – племена; Польша, Венгрия – государства.) -Какой город России, из перечисленных ниже, согласно летописям, был первой столицей Древнерусского государства? А) Ярославль; Б) Новгород; В) Суздаль; Г) Владимир.
Новгородская Русь, 862 – 882 годы. После перенесения столицы в Киев в 882 году Новгород сохранил роль второго по значимости центра страны. В нем обычно правил старший сын великого князя Киевского. -Как называлось древнерусское государство, возникшее в Восточной Европе в 9 –м веке? (Киевская Русь.) -Назовите князя, провозгласившего Киев столицей древнерусского государства? (Князь Олег. В 882 году князь Олег захватил Киев и сделал его столицей государства.)
5.Первичное закрепление. Проблемная ситуация. Наши предки называли себя славянами. Называли они себя и словенами. От каких же слов произошло название «славяне» и «словены»? (Славяне от слова «слава», означавшее то же, что и хвала, а словены означает «разумеющие слово») Установление осознанного восприятия. Обобщение. Разрешение проблемной ситуации. Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: общеучебные – логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.) 6.Самостоятельная работа с самопроверкой по Исследование. Прочитайте текст и заполните таблицу. Организация деятельности по Самостоятельная работа. Регулятивные УУД: контроль, коррекция,
эталону. Имя князя Время правления Качества характера Дела на благо страны Дополнения Проверка. Задание 1. Имя князя Владимир Красное Солнышко Время правления -------- Качества характера Добрый, справедливый. Помогал бедным, заботился о старых и больных. Дела на благо Развивал ремесла и применению новых знаний. Осуществление самопроверки (пошаговое сравнение с эталоном). Аналитическое слушание. Вывод. Ответ на проблемный вопрос. выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные УУД: самоопределение.
страны торговлю. С его именем связано принятие христианства на Руси. Рассказ учителя о Владимире Красном Солнышке. Дополнение таблицы. Сравнение таблиц. Рефлексия. (Какой новый материал узнали?) Многие из вас читали знаменитые русские былины про Илью Муромца и, конечно, помнят одного из их персонажей – великого князя киевского Владимира Красное Солнышко. Но если Илья Муромец – сказочный собирательный образ русского богатыря, то
Владимир Красное Солнышко реально существующий человек. Красным Солнышком был прозван выдающийся политический деятель древней Руси – киевский князь Владимир Святославович, правивший в Киеве в 980-1015 годах. При нем было завершено объединение восточнославянских племен под властью Киевской Руси. Владимир вел много войн с разными соседями за пограничные области. Он совершал успешные походы на вятичей, литовцев, радимичей, болгар. Для защиты от набегов кочевников – печенегов им были построены
крепостные сооружения на юге страны. В 988 году Владимир захватил греческую колонию Херсонес (окраина современного Севастополя). Князь стремился к установлению прямых связей с Византией, поэтому вступил в брак с сестрой византийского императора Анной, а затем принял христианство и распространил его на всей Киевской Руси. Деятельность Владимира принесла ему подлинную народную славу. Вот почему его имя увековечено в русских былинах. Время Владимира Святославовича – это расцвет древнерусского
государства, укрепление его международного положения. При нем развивались земледелие и ремесла, начала развиваться и русская культура. Владимир основал на Руси первые школы для детей киевской знати, при нем стали собирать библиотеки, появились каменные строения. В конце 10 века в центре Киева, была сооружена Десятинная церковь, названная так, потому что на её строительство шла десятая часть доходов князя Владимира. Церковь начали строить в 989 году русские мастера совместно с греческими и закончили через 6 лет. 25 куполов украшали церковь, как
показали раскопки в отделке церкви применяли мрамор, мозаику, фрески. К большому сожалению, храм погиб во время монголо- татарского нашествия. Владимир Красное Солнышко, как княгиня Ольга, канонизирован православной церковью, почитающей его как святого. - Можно ли считать Владимира Красное Солнышко патриотом нашей страны? Почему? Возвращение в наше время. 7.Рефлексия деятельности Обобщение. Организация Осуществление Коммуникативные
(итог урока) Заполнение таблицы «Знаю – не знаю». -Читаете вопросы, заполняете ответы + «знаю» и - «не знаю» Таблица, заполненная в начале урока заполняется повторно Домашнее задание. Задание по выбору. (Провести исследование по выбору – князь Ярослав Мудрый, князь Владимир Мономах.) Рефлексия. - Какова была цель нашей деятельности? -Достигли ли мы ее? -Что способствовало достижению цели? -Что мешало? рефлексии. самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия. Выполнение задания, фиксация знаний и не знаний, затруднений УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: рефлексия. Личностные УУД: смыслообразование.
-Каковы ваши пожелания учителю, учащимся?


В раздел образования