"Задачи и формы организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей".
Автор: Антипова Ирина Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №33" Населённый пункт: село Пышлицы, Шатурский район, Московская область Наименование материала: статья Тема: "Задачи и формы организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей". Раздел: дошкольное образование
Задачи и формы организации взаимодействия дошкольного учреждения
с семьей.
Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении
усилий образовательных учреждений и семьи.
Содержание сотрудничества дошкольного учреждения с семьей включает
три основных направления: психолого-педагогическое просвещение
родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие
семей обучающихся в управлении учебно-воспитательным процессом в
детском саду.
Основные направления организации работы дошкольного учреждения с
семьей :
- составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их
занятости, образовательный и социальный уровень и др.);
- организация диагностической работы по изучению семей;
- использование оптимальных форм и методов в дифференцированной
групповой и индивидуальной работе с семьей;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей;
- создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по
организации совместной общественно значимой деятельности и досуга
родителей и учащихся (воспитанников);
- выявление и использование в практической деятельности позитивного
опыта семейного воспитания;
- внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики;
- оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни
семьи, в предупреждении негативных проявлений у детей;
- использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами;
- создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении
образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного
процесса;
- активное включение в работу с семьей психолога, социальных педагогов,
педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов,
воспитателей;
- оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта,
коммуникативных навыков и умений;
- разработка тематического оформления по работе с семьей (зал, уголок для
родителей, музей семейных традиций и др.);
- расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.
В системе дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей
осуществляется в основном через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- неограниченное (по времени) пребывание родителей в дошкольном
образовательном учреждении в период адаптации ребенка;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ,
которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой
дошкольного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей
средой;
- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по
воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует
рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на
основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы,
способности и предшествующий опыт ребенка;
- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
- систему социально-правовых и медико-педагогических занятий для
родителей (университетов, лекториев, практикумов и др.);
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Работу с родителями в детском саду можно организовать с помощью
следующих форм работы с семьей : родительские университеты;
конференции; индивидуальные и тематические консультации; родительские
собрания; лекции; тренинги.
Одной из главных и наиболее распространенных форм работы со всеми
родителями являются родительские собрания, которые бывают:
- установочные или инструктивные, на которых родителей знакомят с
изменениями в учебном процессе;
- знакомящие с аналитическими материалами из жизни учебного заведения
(об успеваемости, медосмотре и др.) без упоминания фамилий учащихся и
родителей;
- консультативные, здесь обсуждаются те или иные мероприятия, требующие
совета, поддержки, одобрения родителей;
- собрания, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации;
- совместные с детьми и родителями;
- отчетные;
- связанные с организацией помощи отдельным семьям и детям;
- информационно-просветительские, посвященные рассмотрению проблем,
связанных с воспитанием и обучением.
Общение с родителями в ходе занятий педагогического всеобуча лучше
строить в форме лекций-бесед, диалога, по ходу изложения вопроса
приводить примеры из практики, в завершении занятия решать
педагогические задачи, позволяющие активизировать полученные знания,
закрепить их.
Назначение родительских университетов в учебном учреждении —
психолого-педагогическое просвещение родителей. Формы занятий в
родительском университете могут быть самыми разнообразными:
конференции, час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции,
практикумы, родительские ринги.
Конференция — форма просвещения родителей, которая расширяет,
углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой-то
узкой тематике. Конференции требуют серьезной и тщательной подготовки. К
конференциям готовятся фотовыставки, книжный киоск по теме
конференции, выставки работ учащихся и т.д. Различные службы учебного
заведения разрабатывают и раздают родителям рекомендации по теме
конференции, которые родители смогут использовать в воспитании своих
детей.
Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам
самих родителей или по рекомендации педагогов, если родители не в
состоянии самостоятельно разобраться с проблемой. Каждая консультация
предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические
рекомендации по ее решению.
Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей
находится в ведении педагога-психолога. Тренинговые занятия для детей и их
родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, способствуют
пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей.
Родительский ринг — это возможность обсудить различные ситуации в
воспитании детей, изучить опыт преодоления проблем и конфликтных
ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или
иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей. В анализе
ситуации изучаются различные точки зрения родителей на проблему,
обсуждается выход из создавшегося положения. Играет огромную роль и
просвещение родителей группы, так как предлагается практическое решение
уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного
решения.