ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКИХ ИГР.
Автор: Спицина Татьяна Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ -детский сад № 35 "Вырастайка" Населённый пункт: Московская область,г. Серпухов Наименование материала: Статья Тема: ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКИХ ИГР. Раздел: дошкольное образование
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКИХ ИГР.
Спицина Татьяна Ивановна
МДОУ – детский сад №35 «Вырастайка»
воспитатель
Россия, город Серпухов
Е-mail: Spitsinatatyana@mail
«Игра – это первая школа общественного воспитания
ребенка, арифметика социальных отношений».
Макаренко А.С.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в
процессе формирования личности ребёнка. В дошкольном возрасте происходит одно из
важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии – расширяется круг
общения.
Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и
эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделять свое «я» среди
других людей. Социальное развитие погружает ребенка не только в предметный мир, но и
в социальное пространство отношений через общение с взрослыми и со сверстниками,
объединяя процессы социализации, индивидуализации и нравственное воспитание.
Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится
дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его
жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его
личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и
коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще
взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным
развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной
«интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Уровень развития
игры современных дошкольников стал значительно ниже, чем у их сверстников середины
прошлого века. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом,
перестали играть в сюжетные игры. Особого внимания заслуживает и родительская
позиция: побыстрее научить малыша читать, отдать на развивающие занятия. А, ведь
игра – это необходимый этап в развитии ребенка, пропускать который ни в коем случае
нельзя.
У малышей, возраста 3-4 лет ярко выражена потребность в общении с взрослыми и
сверстниками, именно в игре. Особенно важную роль приобретает взаимодействие, где
малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные
потребности. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, лепки) происходит
знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление,
воображение, таким образом, развивается его социальная активность.
Поскольку ведущим видом детской деятельности является игра, то, используя её
разнообразные виды, можно эффективно влиять на формирование всех сторон социальной
1
активности дошкольников. [5,с. 34].
Именно в игровой деятельности происходит социализация ребёнка. Именно в игре он
развивается и самореализуется, усваивая и воспроизводя культуру общества, социальные
нормы и ценности того общества, к которому он принадлежит.
Огромное значение в развитии нравственной, эстетической, коммуникативной активности
играют творческие игры.
Игра-драматизация. Отличие ее состоит в том, что дети должны разыграть сценку по
какому-нибудь произведению, например, по сказке.
Педагог: «В моем волшебном сундучке есть различные шапочки. Выбираем и
наряжаемся».
Обычно сами дети выбирают себе подходящую роль.
- Ты какую роль играешь? (зайца). А заяц какой, скажите? (трусливый, быстрый). Ты кто?
(всех детей спрашивает воспитатель). Медведь какой? (неторопливый, тяжелый, большой,
смелый). Волк голодный, злой. Лиса хитрая, красивая. Колобок, румяный бок – какой?
(веселый, радостный, добрый). Бабушка какая? (добрая, заботливая).
А сейчас, мы покажем, как настоящие актеры перевоплощаются и играют свою роль.
(Играет музыка для каждого персонажа, персонаж двигается, танцует).
Игра-драматизация предполагает, что ребенок должен как можно точнее и правильнее
сыграть своего персонажа. На практике получается, что неконтролируемая игра-
драматизация постепенно превращается в сюжетно-ролевую игру.
С помощью пальчикового театра педагог разыгрывает ситуацию, отражающую те
стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о
правильном поведении: «Как зайчик слоненку помог», «Не забывай волшебные слова»,
«Как лягушонок и мышка делились игрушками», демонстрирует детям конкретные
способы правильного решения бытовых ситуаций общения. Выступая в роли
заинтересованных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.
Чтобы привлечь внимание детей, создать ситуацию сплоченности можно отправится в
веселое игровое путешествие на чудо – ковре, с использованием сказочной
атрибутики( чудо-ковер, волшебная палочка, фея и др.)
Педагог говорит, что наш чудо-ковер, принимает на свой борт только тех, кто знает и
говорит волшебные слова. Но что бы ковер взлетел, нужно произнести заклинание.
«Волшебство сейчас начнется,
Стоит Палочкой взмахнуть,
Детям ярко улыбнется,
Позовет в далекий путь!»
Такие игры учат взаимодействовать детей друг с другом,
развивают формы общения и
поведения.
Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании - залог успешного
решения проблемы развития личности ребенка.
Особая роль отводится такой игровой форме организации работы с детьми дошкольного
возраста как
игровая обучающая ситуация.
Это доступный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного, либо
литературного произведения, которое хорошо знакомо детям.
Детям предлагаются необходимые игрушки, атрибуты, развивающая предметно-
пространственная среда.
2
Например, такая Сюжетно-ролевая игра как «Больница», учит детей принимать на себя
роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры
медицинские инструменты и называть их; способствовать возникновению ролевого
диалога, формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшему.
Педагог объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и
исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом.
Педагог: «Я – доктор. Сейчас я надену белую шапочку и буду лечить больного ослика. А
поможет мне медсестра (назначает на роль ребенка).
Здесь у меня больница, мой кабинет. Здесь лежат лекарства, градусники, шприцы для
уколов, бинты…
- Ослик, дай я посмотрю твое ушко!
- Сейчас возьму фонендоскоп и послушаю тебя.
- В лёгких чисто, а вот ушко надо закапать каплями и забинтовать.
- Тебе, ослик, нужен покой, ляг, полежи и поспи. Когда ушко пройдет, бинт снимем.
Воспитатель: «Ребята, а посмотрите, сколько пациентов сидят на стульчиках, это
пациенты, всех надо принять и вылечить.
Воспитатель должен побуждать детей находить в игре свои способы создания сюжета;
Здесь детям дается возможность права выбора. Воспитатель подталкивает детей на то,
чтобы привлечь к игре еще детей на роль доктора.
Теперь у нас будет два доктора, чтобы быстрее вылечить пациентов. После 2-3 приемов
детей с куклами, воспитатель объявляет, что рабочий день закончен, и другие врачи
начинают работу.
Воспитатель следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми
взаимоотношениями, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через
которые и осуществляется дидактическая цель.
Развивающая среда группы должна предполагать свободную творческую деятельность
детей в ходе сюжетно-ролевых игр;
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр должны быть разнообразными, привлекательно
оформленными, соответствовать возможностям детей;
Воспитатель должен наблюдать за творческими играми, чтобы в дальнейшем учесть какие
знания достаточно усвоены детьми, а какие следует уточнить.
Одним из компонентов, лежащих в основе формирования уверенности в себе,
является воспитание привязанности к своей семье. Гордость за принадлежность к своему
роду и желания стать продолжателем лучших качеств своих родителей.
Безусловно, проблема ознакомления дошкольников с семьёй достаточно сложная,
требующая от воспитателя большого такта и деликатности. Успешное её решение
невозможно без тесного взаимодействия педагогов с семьёй, как и полное приобщение
детей к социальному миру в целом.
Одним из условий организации работы с родителями является доверие и открытость
взаимоотношений, что помогает нам выявить проблему: неумение мам и пап играть с
ребенком, неумение подобрать правильные игрушки, незнание пользы игры.
А такие формы работы с родителями как анкетирование, родительские собрания, клубы,
консультации для родителей, открытые просмотры НОД с детьми, информация на сайте
ДОУ, оформление папок-передвижек ,памяток для родителей ,конкурс совместных
творческих работ с детьми вместе позволяют решать поставленные задачи:
3
- Помочь родителям осознать роль игры в развитии поведения, положительных
взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
- Развивать коммуникативных умений детей, необходимых для успешного развития
процесса общения;
- Создавать условий для проявления инициативы, интереса у детей к познанию мира и
творчества;
- Формировать у воспитанников готовность к вхождению в социум.
Литература
1. Антонова, Т. С. Социальная компетентность ребёнка-дошкольника: показатели и методы
выявления. [Текст] / Т. С. Антонова. //– Детский сад от А до Я. – 2004. – № 5. – С. 54–69.
2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2 – 7 лет.
[Текст] / Н.Ф. Губанова – М.: Мозайка – Синтез. 2015. – 128 с.
3. Еремеева В. Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному.
Нейропедагогика – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. [Текст] /
В.Д. Еремеева//– Самара: Учебная литература, 2005. – 160 с.
5. Мухина, В. Я. Игра и нравственное развитие дошкольников. [Текст] / В. Я. Мухина, А.
С. Спиваковская. – М.: Изд-во Московского университета, 1986.-34с.
6. Скоролупова О.А., Логинова Л.В. ИГРАЕМ?... ИГРАЕМ!!! Педагогическое руководство
играми детей дошкольного возраста.
[Текст] / О.А. Скоролупова //– М.: «Издательство
Скрипторий 2003». 2006. – 111 с.
4