"Музыкальное оформление урока классического танца. Раздел Allegro"
Автор: Толстикова Надежда Борисовна Должность: концертмейстер Учебное заведение: МБОУ ДО "Дворец детского (юношеского) творчества" Населённый пункт: г.Ижевск Наименование материала: методическая разработка Тема: "Музыкальное оформление урока классического танца. Раздел Allegro" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
Методическая разработка
на тему:
«Музыкальное оформление урока классического танца.
Раздел Allegro»
Составитель: Толстикова Н.Б.,
концертмейстер
первой квалификационной категории
Ижевск
2016
Музыкальное оформление урока классического танца. Раздел Allegro.
План.
1.
Принципы музыкального оформления урока классического танца.
2.
Подбор музыкального материала к раздела Allegro.
3.
Нотное приложение.
4.
Заключение.
Принципы музыкального оформления урока классического танца.
Термином «классический танец» пользуется весь балетный мир, обозначая
им определённый вид хореографической пластики. Классический
танец -
основа всей хореографии.
Уроки классического танца – это непрерывное взаимодействие
музыки и
пластики.
Концертмейстеру
хореографии
следует
помнить,
что
весь
музыкальный
материал,
представленный
на
уроке,
должен
прививать
учащимся
определённые
эстетические
навыки,
а
так
же
осознанное
отношение
к
музыке: умение слышать музыкальную фразу,
понимать ритм, динамику,
характер
музыки.
Естественно,
что
на
уроке
классического
танца
первоначально
–
движение
(особенно
на
начальном
этапе
обучения
классической хореографии). Но надо не забывать, что из музыки рождается
танец. Музыка сопровождает движение, помогает исполнить его точно и
правильно,
раскрыть
характер.
Движение
и
музыка
должны
быть
согласованы. При этом музыкальное сопровождение должно быть «живым»,
выразительным и пианистически профессионально исполненным.
Для
музыки,
звучащей
на
уроках
классического
танца,
характерна
«квадратность» построения музыкальной фразы. Обычно такая фраза состоит
из
четырех,
восьми,
двенадцати,
шестнадцати
и
т.д.
тактов.
Нередко
встречаются готовые музыкальные произведения, не очень подходящие такой
«квадратной структуре» балетной музыки. Поэтому возможно использование
таких
произведений
в
качестве
основы
для
импровизации.
Возможно
использование
используются
на
уроках
классического
танца
фрагментов
музыки из балетов, особенно в комбинациях на середине зала, в allegro, в
танцевальных
комбинациях
на
пальцах.
Музыкальная
коллекция
концертмейстера немыслима без наличия в ней образцов балетов Адана,
Минкуса,
Делиба,
Пуни,
Прокофьева,
Чайковского,
Глиэра.
Благодаря
высоким образцам искусства учащиеся развиваются не только физически и
посредством движений, но и духовно, впитывая лучшее, что есть в балетной
музыке. Большое количество музыкального материала должно быть «в руках»
концертмейстера, чтобы не держаться за ноты, а видеть класс, дышать вместе
с ним, помогать эмоционально в сложных движениях, точно попадать в
динамику каждого танцора (например, если это касается сольных вращений
по диагонали, где у каждого исполнителя свой темп).
Большим
достоинством
концертмейстера
балета
является
умение
импровизировать.
Концертмейстер хореографии должен свободно ориентироваться в экзерсисе.
А так как «родной» язык в балете – французский, то вся терминология,
используемая
на
уроках,
звучит
на
французском
языке,
концертмейстер
должен знать значение каждого слова, услышанного на уроке. Только этого
недостаточно для качественного музыкального оформления какого-нибудь
«па».
Концертмейстер
должен
освоить
специфику
каждого
исполняемого
упражнения,
знать
в
каком
размере
оно
исполняется,
чувствовать
все
агогические моменты, правильно акцентировать сильные доли или затакты
(что в хореографии не является редкостью), подавать музыкальный материал
в
полном
соответствии
с
характером
упражнения,
делать
«слышимыми»
смену темпов и характеров.
В
настоящее
время
в
помощь
концертмейстеру
хореографии
существует
большое
количество
сборников
и
хрестоматий
для
уроков
классического
танца.
Подбор музыкального материала к разделу Allegro.
Прыжковая техника является наиболее сложной в искусстве балета, и в то же
время это именно тот раздел классического танца, который делает его «душой
исполненным
полётом».
Разнообразие
движений
allegro,
накопленных
за
столетия существования балетного искусства, настолько велико, что может
помочь
исполнителю
или
балетмейстеру
решить
абсолютно
любые
художественные задачи, был бы талант, призвание и любовь к своему делу.
Прыжок
придаёт
танцу
необходимые
для
него
качества:
лёгкость,
воздушность, полётность и поэтому является его важной составной частью.
Прыжки (allegro) –один из основных разделов урока классического танца, и
считается наиболее трудным. Всё, что вырабатывается экзерсисом и adagio,
непосредственно связано с прыжками и во многом способствует их развитию.
Прыжки
изучают
после
того,
как
уже
выработана
сила,
эластичность
и
выворотность ног в demi plie, а также правильно поставлен корпус.
Прыжки,
изучаемые
на
уроках
классического
танца,
разнообразны
по
амплитуде
и
характеру,
исполняются
в
разных
темпах.
Подразделяются
прыжки следующим образом: большие, средние и маленькие, в высоту и в
длину,
по
траектории
(одинаково
важна
как
длина,
так
и
высота).
По
характеру исполнения различают прыжки четырех видов: с двух ног на две
(changement,
echappѐ , sissonne,
fermѐ и т.д.), с двух ног на одну (все виды
sissonne, jetѐс V позициии т.д.), с одной ноги на две (cabriole,
fermѐ, и т.д.), с
одной
ноги
на
другую
(pas
ciseaux,
pas
debasque
и
т.д.).
Все
прыжки
начинаются
и
завершаются demi pliѐ, это придает прыжку силу и высоту.
Музыка помогает танцовщику «взлететь», если в ней хорошо подчеркивается
момент pliѐ
и
толчка.
Методика
выполнения
и
проучивания
прыжков
изложена в учебниках А.Я.Вагановой, В.С.Костровицкой и А.А.Писаревой,
Н.П.Базаровой и В.П.Мей, Л.И. Ярмолович и др.
Музыкальное
сопровождение
этого
раздела
урока
классического
танца
специфично. Важную роль имеет не только сама музыка, звучащая в разделе
Allegro. Очень важен точно выверенный темп: слишком медленный вызовет
ослаблениие мышц и «посадит на ноги», слишком быстрый темп не позволит
танцовщику как следует оттолкнуться от пола.
Прыжки исполняются на
2
/
4
,
4
/
4
и на
3
/
4
, они бывают маленькие и большие.
Маленькие
прыжки
требуют
соответствующего
м уз ыка льного
сопровождения, мягкого и легкого. Большие прыжки, исполняющиеся на
максимальной высоте, сопровождаются более энергичной и акцентированной
музыкой.
Прыжки, чаще всего встречающиеся в классическом танце: Temps levѐ soutѐ
(простой прыжок с двух ног на две из I,II,IV, и V позициям, музыкальный
размер
2
/
4 ,
4
/
4
), Changement de pieds (прыжок с 2х ног на две из V позиции с
переменой ног в воздухе, музыкальный размер
2
/
4
) , Pas ѐchappѐ (прыжок,
состоящий из двух прыжков с двух ног на две из V позиции воII и со II
позиции в V, музыкальный размер
2
/
4
), Pas assemblѐ (прыжок с двух ног на две
из V позиции в V с выбрасыванием ноги на высоту 45° (petti assemblѐ)и 90°
(grand assemblѐ), музыкальный размер
2
/
4
), Pas jetѐ (прыжок с одной ноги на
другую,
и
исключение
–
jetѐ
fermѐ,
Во
время
прыжка
одна
нога
резко
забрасывается вперед, в сторону или назад, а другая вытягивается в воздухе,
jetѐ
разнообразны
по
форме,
музыкальный
размер
2
/
4
,
grand
jetѐ
может
исполняться в музыкальном размере
3
/
4
) , Sissonnes (прыжки с двух ног на
одну, подразделяются на маленькие и большие (на 90°), музыкальный размер
2
/
4
), Pas de basque ( «шаг басков», прыжок с одной ноги на другую, бывает 2х
видов: партерный и воздушный, музыкальный размер
3
/
4
).
Самое основное, что должен знать и выполнять пианист
- это как бы
«прыгать» вместе с танцовщиком — внимательно следить за его движениями,
четко показывать момент pliѐ и толчка (отрыва пяток) от пола, ловить момент
соприкосновения
пальцев
ног
с
землей.
Если
музыка
точно
следует
движению,
она помогает танцовщику как бы «зависнуть» в воздухе (у
танцовщика
появляется
«баллон»).
Музыкальное
сопровождение
должно
сочетать два темпа, два характера: во время исполнения demi pliѐ звучит
плавная, легатная мелодия, а собственно прыжок подчеркивается энергичным
staccato
и
акцентом
(возможно sforzando)
. Demi
pliѐ,
предшествующее
прыжку, и сам прыжок приходятся на затакт. Опускание в pliѐ после прыжка
совпадает с первой долей такта.
На первоначальном этапе
все прыжки проучиваются в медленном темпе
лицом
к
станку.
Соответственно
музыкальная
раскладка
получается
несколько
иной.
Например, Temps
levѐ
soutѐ
(простой
прыжок)
при
первоначальном проучивании у станка выглядит так (музыкальный размер
2
/
4
): первая четверть и первая восьмая второй четверти — demipliѐ; вторая
восьмая —толчок пятками от пола и прыжок вверх; первая четверть второго
такта
—
опускание
в
demipliѐ;
первая
восьмая
второй
четверти
—
вытягивание коленей; вторая восьмая второй четверти — пауза, подготовка к
следующему demipliѐ. Когда этот этап проучивания пройден, можно перейти
к следующему, где Temps levѐ soutѐ исполняется без паузы (музыкальный
размер
2
/
4
): первая восьмая затакта — demi pliѐ; вторая восьмая затакта —
прыжок;
первая
четверть
первого
такта
—
опускание
в
demi
pliѐ
с
постепенным углублением его на первую восьмую второй четверти; вторая
восьмая второй четверти — прыжок вверх; первая четверть второго такта —
опускание в demi pliѐ.
Нотное приложение.
Нотный материал, предложенный в этом разделе, является переложением для
фортепиано музыкальных фрагментов балетной музыки А.Адана. Несколько
лет назад мне «попался» CD-диск с этой музыкой. Музыкальный материал
был мною переработан (подобран по слуху) и с помощью нотного редактора
«Final» оформлен в небольшой сборник для уроков классического танца.
Ранее
ни в каких источниках такие ноты мне не встречались, поэтому я
посчитала возможным поделиться этим музыкальным материалом.
На мой взгляд, музыкальный материал, представленный в данной статье,
достаточно универсален и может быть применим на уроках классического
танца не только в разделе Allegro, но и в других разделах урока.
Заключение.
Умело подобранный
музыкальный материал, эмоциональное исполнение,
взаимопонимание
педагога,
танцовщиков
и
концертмейстера
—
все
это
помогает
выполнить
урок
классического
танца
с
максимальной
отдачей.
Естественно, что такая работа будет приносить соответствующие результаты.
Список литературы
1. Базарова Н. Мей В. Азбука классического танца. Л.: Искусство, 1983.
2. Ваганова А. Я. Основы классического танца. СПб. Издательство «Лань»
2003.
3.
Ярмолович
Л.
И.
Принципы
музыкального
оформления
урока
классического танца. Л., 1968.
4. Ревская Н.Е. Классический танец. Музыка на уроке. СПб. Издательство
«Композитор
•
Санкт-Петербург», 2004
5. Попова Н.Б. Музыка на уроках классического танца. Ч. 2005