Напоминание

"Стань тем, кем хочешь быть!"


Автор: Чернакова Ирина Петровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: филиал ГБУ РС (Я) "ЦСППСиМ" в МО "Алданский район"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Стань тем, кем хочешь быть!"
Раздел: полное образование





Назад




ФИЛИАЛ ГБУ РС (Я) «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И МОЛОДЕЖИ» В МО «АЛДАНСКИЙ РАЙОН».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АВТОРСКОГО ПРОЕКТА

Психологический практикум

«Стань тем, кем хочешь быть!»
Программу разработала: Педагог психолог фелиала ГБУ РС (Я) «ЦСППСиМ» в МО «Алданский район » Чернакова Ирина Петровна Алдан– 2017
№ Название раздела Краткая характеристика. 1 Обоснование проекта Мы уже давно ввели в свой повседневный обиход понятие "самооценка", хочется помочь в конкретизации оценки своих возможностей, личностных качеств и места среди других людей независимо от конкретной ситуации. Человек, чья самоценность высока ощущает себя необходимым: он доверяет самому себе и способен просить в трудную минуту помощи от других. Только принимая свою собственную высокую ценность, мы способны видеть, принимать и уважать высокую ценность других. Таких людей можно назвать подлинно активными. Но иногда, когда жизнь ставит перед ними сложные задачи, когда возникает состояние усталости, а проблемы возрастают и требуют своего решения, эти люди тоже могут занизить свою самоценность. Жизнь людей с низкой самоценностью сопровождается ожиданием обмана, оскорбления со стороны окружающих. Защищая себя, такие люди прячутся за стеной недоверия, изолируя себя от других. Отсюда апатия, равнодушие к самим себе и ко всему, что их окружает. Становится трудно понимать других людей и принимать самостоятельное решение, поэтому они либо унижаются перед другими, слепо им подчиняясь, или же деспотично подавляют других. 2 Паспорт проекта
Цель занятия:
Приобретение субъективного опыта. Понятия о самоценности, принятие своих сильных и слабых сторон.
Задачи:
- Приобретение субъективного опыта положительных эмоций и снять напряжение; навыков управления своими мыслями; - Переосмысление своего опыта на позитивный образ будущего.
Ожидаемые результаты:
- Приобретение субъективного опыта «само ценности».
Целевая группа:
Молодежь от 14 до 20 лет.
Продолжительность:
2 часа. 3 Содержание проекта 1. Организационная часть. 2. Вводная часть. 3. Основная часть. 4. Заключительная часть. 5. Подведение итогов. 4 Список литературы 1. Захарова А.В. « Деятельностный подход к изучению самооценки» 2. Захарова А.В. «Психология формирования самооценки», Минск 1993 г. 3. Бороздина А.В. «Что такое самооценка», Психологический журнал , 1992 г № 4.
5 Дополнительная информация Требуемые материалы: 1. Бейдж, маркер. 2. Планшеты с листами А-4 на каждого участника. 3. Ручки для каждого. 4. Медитативная музыка. 5. Анкета обратной связи для участников.
Содержание практикума.

1.

Организационная часть.

1.1.
Презентация ведущего филиала ГБУ РС (Я) «ЦСППСиМ» в МО «Алданский район»
1.2.
Информация о целях и задачах, продолжительности практикума. Продолжительность: 25 минут.
2.

Вводная часть.
Знакомство.
3.Правила работы в группе.
Продолжительность: 15 минут.
4.Основная часть.

4.1. Лекция-беседа.
Продолжительность: 30 минут.
4.2.Упражнение.
Продолжительность: 10 минут.
4.3.Упражнения.
Продолжительность: 15 мину.
4.4 Упражнения.
Продолжительность:15 минут.
4.5.Упражнения.
Продолжительность:20 минут.
Домашнее задание "ЛACKOBОE ИМЯ".

5.Итоговое занятие.
Продолжительность: 30 минут.
Анкета "ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ".

Приложение

1.Организационная часть.
1.1. Презентация ведущего филиала ГБУ РС (Я) «ЦСППСиМ» в МР «Алданский район» 1.2. Информация о целях и задачах, продолжительности практикума. Продолжительность: 25 минут.
2.

Вводная часть.
"ЗНАКОМСТВО".

Цель:
Рефлексия членов группы друг с другом. Снятие эмоционального напряжения. Продолжительность: 15 минут.
Ведущий.
Давайте познакомимся. В начале работы группы каждый участник оформляет карточку-визитку, где указывает свое тренинговое имя. При этом он вправе взять себе л ю б о е и м я : с в о е н а с т о я щ е е , и г р о в о е . Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитки крепятся булавкой (или значком) на груди так, чтобы все могли прочитать. В дальнейшем на всем протяжении занятий участники обращаются друг к другу по этим именам. Основная задача представления - подчеркнуть свою индивидуальность, сказать о себе так, чтобы все о с т а л ь н ы е у ч а с т н и к и с р а з у з а п о м н и л и в ы с т у п и в ш е г о . 3атем участники садятся в большой круг и по очереди, представляясь, говорят о себе, подчеркивая свои особенности (привычки, качества, умения, привязанности и т. п.). Комментарии. В случае, если несколько участников выберут себе одинаковые имена, ведущий должен посоветовать им найти вариант этого имени, например Ира, Ирина, Ириша, Иришка, Ирочка, Иринка, Риша, Иришуля и т. п., или взять другое игровое имя. И главное, каждый член группы должен почувствовать свою индивидуальность, даже в такой детали, как и г р о в о е и м я . Все участники должны внимательно слушать выступление каждого члена группы , чтобы запомнить его индивидуальные качества .
3.

Правила работы в группе.
После знакомства ведущий объясняет особенности предстоящей формы работы и выносит на обсуждение правила взаимодействия между участниками группы:  Доверительный стиль общения (одно из его отличий – называть друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).  Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент и обсуждать то, что происходит в группе).  Персонификация высказываний (отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю…», «Я думаю…»).  Искренность в общении (говорить только то, что действительно чувствуем, или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действию других участников).  Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы, что способствует раскрытию участников).  Определение сильных сторон личности (в ходе обсуждения обязательно подчеркивать положительные качества выступившего).  Недопустимость непосредственных оценок человека.
4.

Основная часть.

4.1. Лекция-беседа.

Цель:
Рефлексия с понятием «самоценность и самооценка». Продолжительность: 30 минут.
И так, с чего же начинается преображение, самосовершенствование? С осознания своей самоценности, самооценки. Два понятия
самоценность
и
самооценка
, для многих они равнозначны, и все же я их различаю.
Самоценность
(и два его синонима:
собственное

достоинство

и

самоуважение
) относится к общему ощущению своей ценности и достойности. Оно способно постепенно меняться в зависимости от долговременных, целенаправленных действий.
А самооценка
(
иными

словами

вера

в

себя)
— это насколько вы себе нравитесь, одобряете свою внешность, способности, достижения. Она может меняться из секунды в секунду в каком- либо контексте. Например, высоко себя ценю на работе, но менее уверена на занятиях по спорту. И таких примеров предостаточно. Если же чувство вины — Я плохой, Я недостойный портит жизнь, то чувство самоценности формирует тенденции жизненного курса. Если вы ощущаете свою ценность, то естественно мир будет открыт для вас. А если же чувствуете недостойность, то возникает склонность совершать узкий, ограничивающий ваши реальные возможности выбор. Так что выбор мы делаем сами и те рамки, которые ограничивают нас, мы тоже создаём сами. В итоге наши с вами выборы определяют нашу судьбу, состояние здоровья, и даже срок жизни. Как вы думаете, кто пойдёт на поводу разрушительных привычек: курение, выпивки, наркотиков, переедания, человек, который ценит себя или тот, у кого низкая самооценка? А ведь часто случается так, когда осознание своей ценности коренным образом улучшает обстоятельства жизни, либо меняются приоритеты, мотивация, ценности вследствие чего меняется поведение и выборы которые мы совершаем. Появляется самоуважение. Человек, оказывающий себе уважение, неминуемо обретёт уважение в глазах окружающих. Поскольку люди подсознательно на невербальном уровне будут ощущать его собственное к себе отношение через его голос, жесты, мимики и т.д. Обнаружение собственной ценности и принятие её за основу жизни позволит делать более конструктивные выборы.
4.2 Упражнение "Мысли"
Цель: «Плохим мыслям - "нет"!». Продолжительность: 10 минут. Плохие мысли вызывают отрицательные эмоции, иногда они не дают покоя. Но мы сами вправе регулировать поток своих мыслей. Если мысли доставляют нам дискомфорт, не лучше ли «уйти от них»? Закройте глаза, расслабьтесь и переключитесь на приятные воспоминания. Помечтайте. Пофантазируйте. Главное, остановить и запретить себе ход отрицательных мыслей. Это упражнение нужно выполнять постоянно когда посещают плохие мысли. Обратная связь: Понравилось ли Вам данное упражнение? Легко ли было работать? Насколько Вы считаете, что Вы ушли от плохих мыслей?
4.3 Упражнение "Шкала".

Цель:
Стимулирование жизненной шкалы. Продолжительность: 15 минут.

Показатель представлений о своей жизни в

целом.
Представьте себе некую шкалу, на одном конце которой — я недостойный, а на другой идеал рода человеческого. Где вы окажитесь? Оглянитесь назад в прошлое, вспомните взаимоотношения с родителями, сёстрами, братьями, одноклассниками, коллегами, соседями. Вспомните случаи, когда проявилась ваша доброта, великодушие, а так же ситуации, обнажившие отнюдь не лучшие черты вашего характера. Не обязательно вспоминать все события. Просто составьте интуитивно общее представление о своей жизни в целом. И затем поставьте на шкале точку. Она и будет тем знаковым для вас показателем. Сто балов будет означать глубокую уверенность в своей положительности. В этой позиции вы достойны жизни полной любви, здоровья и счастья. Один бал означает, что единственное, по вашему мнению, чего вы достойны так это страдания, и медленно, медленно уничтожать себя мыслями, образами о смерти, своей недостойности. Следовательно, состояние вашего здоровье, текущей жизни очень точно отражает степень самоуважения, мысли, образы о себе. Комментарий: В случае, если участник затрудняется представить себе шкалу, ведущий может предложить ее нарисовать на листке. И поставить точку там, где считает нужным.
4.4 Упражнение "Медитация".

Цель:
Стимулирование самоценности. Продолжительность:15 минут. Упражнение выполняется под медитативную музыку. Определите самоценность характерную для Вас. Вы можете узнать об этом, если проведете такой небольшой эксперимент. Займите удобное положение в кресле или на диване. Вытяните ноги, свободно положите руки, постарайтесь хотя бы немного расслабиться и подумать о себе. Не перебирайте в памяти обидные слова, не возвращайтесь к мрачным воспоминаниям. Глубоко вздохните и спросите себя: «Кто я?», «Какой(ая) я?». Подумайте о себе в такие моменты, когда Вы себе нравитесь. Может быть, у Вас есть интересная работа, которая всегда приносит вам удовлетворение. А может быть, Вы вспомните комплименты по поводу Вашего внешнего вида или тот момент, когда Вы кому- то сделали хорошо, кому-то помогли. Постарайтесь, как можно полнее сосредоточиться на ваших чувствах в такие моменты, и Вы поймете, что значит чувствовать свою высокую самоценность. А теперь вспомните другую ситуацию: Вы допустили какой-то досадный промах или поссорились с коллегами по работе, оказались совершенно бессильными, столкнулись с проступком Вашего ребенка. Эти воспоминания принесут вам некоторую боль, но Вы поймете, что значит ощутить свою низкую самоценность.
Обратная

связь:
Понравилось ли Вам данное упражнение? Легко ли было работать? Насколько Вы считаете себя достойным уважения, внимания и любви
окружающих, вне зависимости от тех результатов и успехов, которые Вы в данный момент демонстрируете?
Чувство самоценности формируется и видоизменяется постоянно в течение всей

жизни человека. Оно зависит от наших успехов и неудач, но особое влияние на

формирование самоценности оказывают оценки и отношение к нам окружающих,

особенно близких и значимых (референтных) лиц.
Комментарий. Если участники отказываются от эксперимента, ведущий должен убедить их в том , что это необходимо для определения самоценности.
4.5.Упражнение "Раздражитель".

Анализ
: влияние фраз окружающих на вашу самооценку. Продолжительность:20 минут. 1.Проанализируйте: какую самоценность создает Ваше окружение? Обратите внимание, что есть ряд выражений, которые снижают самоценность и самооценку, приводят к накоплению раздражения. Как часто Вы их слышите:  Я тысячу раз тебе говорил, что…  О чем ты только думаешь…  Неужели тебе трудно запомнить, что..  Неужели тебе не понятно, что…  Сколько раз надо повторять…  Неужели ты не видишь, что…  Все люди (такие-то) так-то себя ведут, а ты…  Ты стал таким (скучным, грубым, невнимательным…)  Ну, что за друзья у тебя…  Ну, на кого ты похожа(а)…  Что ты ко мне пристал(а)…  Ты такая же (такой же), как твои родители, тоже… Коментарий.
Проанализируйте свои обращения к близким Вам людям. Постарайтесь избегать выше перечисленных выражений! 2.Чаще используйте выражения, которые повышают самоценность и формируют адекватную самооценку:  Ты у меня самая красивая…  С тобой мне так легко…  Я никому так не верю, как тебе…  Ты у меня самый умный…  Посоветуй мне, пожалуйста…  Ты у меня всегда правильно понимаешь…  У меня нет никого ближе, чем ты…  Посоветуй мне, ты ведь так хорошо разбираешься в…  Ты у меня молодец…  Как я тебе благодарен (благодарна)…  Я бы никогда не сумел(а) сделать это так хорошо, как ты…  Какие у тебя замечательные друзья… Коментарий. Проанализируйте свои обращения к близким Вам людям. Постарайтесь использовать выше перечисленные выражения!
Домашнее задание "ЛACKOBОE ИМЯ".
1. Вспомните и запишите, какими ласковыми именами вас называют ваши родные, б л и з к и е в а м л ю д и , в а ш и з н а к о м ы е . 3адумайтесь, кто и в каких случаях это делает чаще? Когда от вас что-то требуется? Когда к вам обращаются с очередной просьбой? Когда у вашего собеседника просто хорошее настроение? Какие чувства вы испытываете, когда к вам обращаются именно так? Что вам хочется сказать или сделать в ответ на хорошие слова? Делаете ли вы это? Если нет, то почему? Что мешает вам проявить теплые чувства благодарности? 2. Вспомните и запишите, кого и когда вы называете ласково. Это ласковые уменьшительные слова, например, от имени человека, к которому вы обращаетесь:
Галочка, Галчонок – или это название птицы или животного (медвежонок, цыпленок) или п р о с т о п р о з в и щ е , н о о ч е н ь л а с к о в о е ? Что вы при этом испытываете сами? А люди, к которым вы так обращаетесь, как они реагируют на ваше ласковое обращение?
5.

Итоговое занятие.

Цель:
итоговая рефлексия имозговой штурм. Продолжительность: 30 минут.
Обратная связь.
Участники по кругу высказывают свои чувства и эмоции, которые они испытали во время занятия. Коментарий. Ведущий просит, если можно, ответить на следующие вопросы: Чем помогла вам сегодняшняя встреча? Показалось ли Вам занятие полезным? В чем? Ваши предложения и пожелания на будущее. Пожелания ведущего. Итоговая рефлексия. Заполняются бланки обратной связи.
Анкета "ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ".
1. Что мешает тебе быть более включенным в занятие? ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ 2. Твои основные ошибки в ходе занятия: А) по отношению к себе _______________________________________ Б) по отношению к группе _____________________________________ В) по отношению к ведущему __________________________________ 3. Самые значительные для тебя эпизоды, упражнения, во время которых удалось сделать определенный прорыв, что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться: ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ 4. Что тебе очень понравилось на занятии? Почему? ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ 5. Твои замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятий и т.д.). ____________________________________________________________ ____________________________________________________________


В раздел образования