Инновационные подходы к обучению искусству орнаментального творчества, влияющие на раскрытие творческого потенциала обучающегося
Автор: Скрипник Виктория Валерьевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ "Темп" Населённый пункт: г.Амурск, Хабаровский край Наименование материала: Инновации в образовании Тема: Инновационные подходы к обучению искусству орнаментального творчества, влияющие на раскрытие творческого потенциала обучающегося Раздел: дополнительное образование
Инновационные подходы к обучению искусству орнаментального
творчества, влияющие на раскрытие творческого потенциала
обучающегося
Скрипник Виктория Валерьевна,
педагог дополнительного образования,
высшая квалификационная категория
Осуществление моей инновационной деятельности на данном этапе
проходит путь разработки и совершенствования авторской образовательной
развивающей программы «Орнамент». Тема моего выступления, собственно,
отражает
предметную
область
и
предполагаемый
результат
моей
педагогической деятельности.
Возрастной
контингент
учащихся
–
это
в
основном
старший
дошкольный и младший школьный возраст. Поскольку особенностью этого
возрастного периода является формирование произвольности психических
функций,
педагогу
необходимо
создавать
такие
условия
образовательной
деятельности для формирования внутреннего плана действия, где ребенок
овладевает способами и средствами решения учебных задач. Ну и, конечно,
особое внимание уделяется интересу и желаниям ребенка видеть и знать еще
больше.
Получая
качественное
образование,
ребенок
с
переходом
на
следующую
ступень
возрастного
развития,
хочет
и
умеет
учиться,
следовательно, чувствует себя при этом социально успешным.
Поэтому основными критериями качества образования для своих
воспитанников я выделяю:
высокую мотивацию для дальнейшего обучения;
умение учиться (сформированность навыков и способов решения
учебной задачи);
сформированное
умение
устанавливать
коммуникацию
с
общественным
взрослым
как
носителем
выработанных
в
культуре способов мышления и деятельности.
Таким образом, развитие познавательной активности детей является
целью
первого
года
обучения.
На
втором
этапе
обучения
актуально
1
формирование
творческой
активности
на
основе
углубленного
освоения
искусства
орнаментики.
Третий
год
обучения
направлен
на
раскрытие
творческой индивидуальности через авторскую проектную деятельность.
Сквозными
образовательными
результатами,
вокруг
которых
закручиваются
все
остальные
образовательные
достижения
ребенка,
выступают:
использование разнообразных приемов и способов деятельности;
разносторонность и самостоятельность применения на практике
полученных навыков;
использование самостоятельного творческого подхода;
поисково-исследовательская
активно сть
(предпочтение
само стоятельных
продуктивных
спо собов
п о з н а н и я ,
настойчивость в достижении познавательной цели).
Оценивание
здесь
предполагается
с
точки
зрения
субъективных
возможностей ребенка, поскольку моя задача не вывести на некий уровень
знаний,
а
вывести
личность
каждого
обучающегося
в
режим
развития.
Следовательно,
технологии
развивающего
обучения,
опирающиеся
на
познавательную
мотивацию,
дадутт
наилучшие
результаты
на
начальной
ступени обучения.
Обучение
по
программе
идет
от
общего
представления
о
понятии
«орнамент»
к
частным,
которые
в
дальнейшем
обогащаются
и
конкретизируются частными фактами и знаниями. Они служат ориентиром
для всего процесса изучения данного понятия.
Учебная
задача
в
технологии
развивающего
обучения
похожа
на
проблемную ситуацию. Необходимо не только найти решение, но и общий
принцип
решения
аналогичных
задач
(пример:
сравнительные
характеристики
стилистических
признаков:
мотив
-
формообразование,
цветовая гамма). Групповая форма работы, представленная в примере, дает
большие возможности для эффективности учебной деятельности. Ведь лучше
всего помнят то, что обсуждается с другими. Такие задания побуждают детей
к работе мысли. Такой способ подачи учебного материала очень хорошо
2
гармонирует с игровыми, интерактивными и компьютерными технологиями,
стимулирует интерес ребенка к предмету, создает благоприятный климат для
развития образовательной инициативы.
Значимость
мотива
предстоящей
деятельности
влияет
на
качество
выполнения
заданий.
Расцвет
фантазии
в
этот
возрастной
период
обуславливает
переход
от
репродуктивного
воображения
к
творческому.
Причем успешным оно становится в результате специальной работы по его
активизации.
На занятиях я часто использую упражнения - творческие разминки
«Друдлы» ( каракули, рисунок, загадка). Видя изображение, подсознание
анализирует его, а воображение может его синтезировать в нечто подобное.
На развитие ассоциативного мышления направлены
упражнения на
расширение
круга
ассоциаций
(поиск
недостающих
ассоциаций,
цепочка
ассоциаций, необычные ассоциации и т.п.). Такие упражнения полезны для
развития
ассоциативной
памяти.
Любой
новый
материал,
как
правило,
запоминается быстрее и надолго. Чтобы хорошо запомнить информацию, я
учу детей находить яркие и легкие ассоциации, которые будут незаменимы в
процессе репрезентации.
Пример: «свободных ассоциаций». «Нос» - «Нос в шоколаде» -
«запах» - «хищник» - «коварный» - «любопытство» - «Шоколадный запах» -
«Цветы в шоколаде для тигра» - «Жизнь в шоколаде» - «Любопытный запах».
Игры на развитие ассоциаций не только нравятся детям, они помогают
им находить своим работам необычные или просто милые и интересные для
них
самих
названия.
Помогают
увидеть
то,
чего
раньше
не
замечали
в
работах
или
просто
не
задумывались
над
этим.
Это
учит
детей
внимательности
и
наблюдательности.
Развиваются
речевые
навыки,
а
коллективные
формы
работы
приумножают
их
опыт
коммуникативного
взаимодействия.
Лидирующую
роль
в
развитии
мотивации
к
обучению
играют
разнообразные
техники
и
средства
изготовления
сувениров.
Свобода
творчества дает возможности самовыражения. Дети не только приобретают
навыки нетрадиционных техник. Я предоставляю им выбор их применения,
3
даю возможности поэкспериментировать материалом, исследовать какие либо
его свойства. Особенно приветствуется работа по использованию, как я это
называю - «мультитехник». Такая работа требует от ребенка креативности
мышления.
Одним из направлений формирования «целостного взгляда на мир»
является интеграция сведений, получаемых из различных образовательных
областей.
Вся
программа
«Орнамент»
пронизана
интегральной
ниточкой
таких
дисциплин,
как
история,
окружающий
мир
(биология,
зоология).
Особенно интенсивен этот процесс при подготовке к тематическому конкурсу
или выставке. Самостоятельный поиск тематической информации наиболее
ценен
для
ребенка,
и
в
дальнейшей
своей
деятельности
находит
нестандартные подходы в реализации творческих проектов.
При оживлении своих изделий световыми эффектами, обучающиеся
получают
немного
научных
знаний
из
физики,
таких
как
некоторые
характеристики (вольт, ватт) и источники электрического тока.
В течение двух лет дети постепенно учатся презентовать свои идеи и
работы.
Приобретая
умения
принимать
для
себя
решение
о
готовности
действовать
в
определенных
нестандартных
ситуациях,
умения
публично
предъявлять
свои
образовательные
результаты,
третий
год
обучения
знаменуется созданием ими авторских проектов изготовления сувениров.
Таким образом , используя современные образовательные технологии в
практике
обучения
(развивающее
обучение,
интегрированное
обучение,
исследовательская и проектная деятельность) я создаю условия повышения
качества образования своих обучающихся.
Об этом могут говорить и сохранность контингента воспитанников, и
показатели личностного роста многих детей моего объединения и, конечно,
высокие
достижения
обучающихся
на
различных
уровнях.
В
том
числе
можно
отметить
численный
показатель
состава
призеров
и
победителей
конкурсов.
4