Автор: Талипова Анфиса Мансуровна Должность: учитель химии Учебное заведение: МБОУ СОШ №4 Населённый пункт: Город Бирск Республика Башкортостан Наименование материала: Методическая разработка Тема: Валеология на уроках химии Раздел: среднее образование
Олицетворение при изучении химии для слабоуспевающих детей.
Дифференцирование помогает мне осуществить индивидуальный подход
в обучении детей с разными способностями. Для каждого урока изготовлен
разноуровневый дидактический материал с помощью учащихся.
В
классах,
где
обучаются
слабоуспевающие
учащиеся,
использую
элементы
занимательной
химии
(домино,
кроссворды
и
т.д.),
а
также
олицетворение. Олицетворение – это наделение признаками живых существ
неодушевленных предметов. В качестве примера привожу несколько сказок.
Сказка «Метан Алканович»
Жил был в селе Предельные Углеводороды человек. Звали его Метан Алканович
Парафинин. Жил он в большом доме, который все называли «Гомологическим
рядом». У Метана было много братьев. Они своим строением были похожи друг
на друга, не все могли их различать.
Все братья были зажиточными людьми, потому что у них было больше
атомов водорода и углерода, чем у Метана Алкановича. А так как братьев было
много, то у каждого из них был талисман, который их объединял и напоминал им,
что они братья. На талисмане была выгравирована надпись «С
п
Н
2п + 2
». Начиная с
четвертого брата Бутана Алкановича, у всех последующих были изомеры. А у
нашего Метана Алкановича их не было, и из – за этого он был несчастен. С ним
трудно было общаться: он был без цвета и запаха, очень легок, поэтому высоко
летал. Метан Алканович в воде не растворялся, потому что был неполярным. Из
дома он выходил очень редко, так как боялся Искры. С Homo Sapiens он общался
редко, люди боялись, что Метан Алканович взорвется. Если Метан соприкасался с
Искрой, он сгорал, и при этом выделялось очень много энергии.
Однажды на прогулке он обратил внимание на прекрасную девочку Водичку;
они полюбили друг – друга, и вскоре обвенчались. В день их свадьбы было очень
жарко, а венчал их знаменитый священник Катализатор Никель. У них родился
сын, которого они назвали Синтез – Газ. Синтез – Газ ценили как химическое
сырье, его использовали для получения Водорода и многих органических веществ. И
стали они жить поживать да добра наживать, да медок попивать.
Сказка «Сестрица Бензолушка и братец Фенолушка»
Во владениях царицы Органики жили – были сестрица Бензолушка со своим
братцем Фенолушкой. Жили не тужили.
Но однажды захотел Фенолушка на белый свет посмотреть, себя показать.
И пошли они в путь – дорогу. Да вот водицы газированной с собой взять забыли.
Долго ли, коротко ли они шли и пришли к речке с Бромной
водой.
- Ах, сестрица Бензолущка, если бы знала, как мне пить хочется!
- Не пей, братец Фенолушка, а то сделаешься Трибром фенолом и выпадешь в
белый осадок.
Фенолушка послушался и пошли они дальше. Солнце высоко, колодец далеко.
Вдруг
перед
ними
озеро,
а
в
нем
плещется
Азотная
Кислота,
зовет,
манит
Фенолушку к себе.
- Сестрица, напьюсь я, мне ужасно пить хочется.
-Что ты, что ты, разве можно! Превратишься ты в Пикриновую Кислоту!
Видит Бензолушка с Фенолушкой недалече болотце с Гидроксидом Натрия.
- А из болтца напиться можно?
- Нельзя, Фенолушка, а то Фенолятом Натрия будешь.
Но не послушался братец Бензолушку, подбежал к болотцу и …
Обернулась сестрица и видит: вместо её родного розового братика бежит к
ней белый Фенолятушка.
Делать нечего, обвязала Бензолушка его капроновым поясом и повела с собой,
а сама то плачет, убивается.
Вошли они в лесок и увидели чудесный дворец. Он был весь пластмассовый,
разноцветный, полистирольные колонны так и сверкают, так и сверкают на
солнышке. А жила в этом дворце Царица Органика. Увидела она Бензолушку с
Фенолятиком и пригласила к себе. Накормила их, напоила и речь молвила:
- Знаю я про ваше горюшко. Не послушался ты, Фенолятик, сестрицу свою, вот
оба теперь и страдаете. Ваше счастье, что вышли на мой дворец. Помогу я вашей
беде, но для этого ты, Бензолушка, должна пройти три испытания. Я проверить
хочу, знаешь ли ты химию.
- Ради братца любимого согласна на любые испытания, а химию в школе учу с
удовольствием.
Тут взмахнула руками Царица Органика и сказала:
- Вот испытание первое. Скажи мне: кто отец родной, и какая твоя химическая
формула?
А Бензолушка без запиночки:
- Отца моего звали – величали Пьер Эжен Марселен Бертло. Француженка я, а
формулу
мою
структурную
предложил
немец
Фридрих
Август
Кекуле.
Мою
формулу всякий знать обязан - С
6
Н
6 ,
молекулы мои шестиугольные.
-Умница, Бензолушка, хвалю тебя. Теперь второе испытание. Среди металлов
есть враги братца твоего, а можешь ли ты их назвать?
И тут недолго думала сестрица и отвечала:
- Знаю, знаю. Это щелочные металлы, но чаще всего натрий, потому что опыты
только с ним показывают в школе.
-Отлично
ты
справилась
и
с
этим
заданием.
Сейчас
последнее,
третье
испытание. Знаешь ли ты, как Фенолятика вновь превратить в Фенолушку?
- И это знаю, матушка Органика. Фенолушка братец – то мой, кислота слабая,
даже газированная водичка (Угольная Кислота), более сильная, выпьет Фенолятик
газированную воду и превратится в братца любимого. Да забыли мы газированную
воду, а то я и сама все сделала бы.
- Молодец, Бензолушка, справилась ты со своими заданиями, и спасла своего
брата.
Хлопнула Царица Органика в ладоши три раза, явились слуги её верные,
закружили Фенолятика, и не успели все глазом моргнуть, как около Бензолушки
запрыгал её розовый братец Фенолушка.
Вот радости – то было! Воротились они домой, зажили счастливо и до сих
пор живут и нам покоя не дают. Изучай их, да изучай!
Сказка «Серебряные зеркала»
В
органическом
государстве,
в
стеклянных
дворцах
жили
Карбоновые
Кислоты. Сёстры были работящие, хозяйство у них большое. Самой младшей из
них была Муравьиная Кислота. Ей не нравилось жить в своем дворце, ей было
там скучно и однообразно. Она должна была 5каждый день защищать муравьев
от тлей, а её старшие сёстры делали красители, медикаменты, волокно, мыло и
много – много полезных веществ Уксусная Кислота особенно всем была нужна;
когда консервировали овощи для царского стола, то она попадала в каждую
консервную баночку. Жизнь текла размеренно и спокойно. Но однажды к ним в
гости приехал Аммиачный Раствор Оксида Серебра (I). Старшие сёстры знали,
что Муравьиная Кислота легко окисляется и велели ей сидеть во дворце и не
выходить. Но Муравушка была очень любопытна и не послушалась их, уж очень ей
хотелось взглянуть на гостя.
Как
только
она
спустилась
со
ступенек,
тут
же
попала
в
объятия.
Произошло чудо! Стены дворцов, все стеклянные вещи в них покрылись тонким
слоем серебра. Кислота же из Муравьиной превратилась в Угольную. Старшие
сестры не узнали её, да и не удивительно: ведь Муравушка очень изменилась.
Глянув, на свое отражение в зеркале, Угольная Кислота очень расстроилась
(ей было жалко Муравушку), и от огорчения она распалась на Воду и Углекислый
Газ. Вода осталась жить во дворцах и каждый день мыла серебряные зеркала.
Углекислый Газ улетел в Атмосферу и занялся «парниковым эффектом»
Карбоновые
кислоты
не
нашли
свою
младшую
сестру,
но
горевали
они
недолго, потому что серебряные зеркала напоминали им об их Муравушке.
Сказка «Союз Фосфора и Кислорода»
Жили – были на белом свете Фосфор и Кислород. Жили они в большом в
семиэтажном доме. Фосфор жил на третьем этаже в квартире № 15 в пятом
подъезде. А Кислород – на втором этаже, в квартире №8, но в шестом подъезде.
Встретились они в скверике около дома и подружились. Чтобы никогда не
расставаться, Фосфор сгорел в Кислороде. Их союз стал выражать в формуле
Р
2
О
5
,
и
называться
Оксидом
фосфора
(V).
Он
был
похож
на
объемную
снегообразную массу и очень любил Воду – союз был чрезвычайно гигроскопичен.
Решили они поселиться в герметически закрытом царстве – государстве в
большой семье Кислотных Оксидов.
Но
иногда
они
гуляли
по
улице,
встречались
с
Водой.
Их
отношения
полностью зависели от погоды, поэтому образовывалась то Метафосфорная, то
Ортофосфорная кислоты.
Часто их приглашают на работу осушать газы от воды. И сейчас этот союз
Фосфора и Кислорода живет и процветает.
Использование
таких
методов
и
педагогических
приемов
позволяют
значительно
повысить
интерес
к
предмету,
развивается
творческая
активность, абстрактное мышление, воображение, учащиеся чувствуют себя
комфортно, раскрепощено. В результате повышается качество знаний.