Напоминание

Валеология на уроках химии


Автор: Талипова Анфиса Мансуровна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: Город Бирск Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Валеология на уроках химии
Раздел: среднее образование





Назад





Олицетворение при изучении химии для слабоуспевающих детей.
Дифференцирование помогает мне осуществить индивидуальный подход в обучении детей с разными способностями. Для каждого урока изготовлен разноуровневый дидактический материал с помощью учащихся. В классах, где обучаются слабоуспевающие учащиеся, использую элементы занимательной химии (домино, кроссворды и т.д.), а также олицетворение. Олицетворение – это наделение признаками живых существ неодушевленных предметов. В качестве примера привожу несколько сказок.
Сказка «Метан Алканович»
Жил был в селе Предельные Углеводороды человек. Звали его Метан Алканович Парафинин. Жил он в большом доме, который все называли «Гомологическим рядом». У Метана было много братьев. Они своим строением были похожи друг на друга, не все могли их различать. Все братья были зажиточными людьми, потому что у них было больше атомов водорода и углерода, чем у Метана Алкановича. А так как братьев было много, то у каждого из них был талисман, который их объединял и напоминал им, что они братья. На талисмане была выгравирована надпись «С п Н 2п + 2 ». Начиная с четвертого брата Бутана Алкановича, у всех последующих были изомеры. А у нашего Метана Алкановича их не было, и из – за этого он был несчастен. С ним трудно было общаться: он был без цвета и запаха, очень легок, поэтому высоко летал. Метан Алканович в воде не растворялся, потому что был неполярным. Из дома он выходил очень редко, так как боялся Искры. С Homo Sapiens он общался редко, люди боялись, что Метан Алканович взорвется. Если Метан соприкасался с Искрой, он сгорал, и при этом выделялось очень много энергии. Однажды на прогулке он обратил внимание на прекрасную девочку Водичку; они полюбили друг – друга, и вскоре обвенчались. В день их свадьбы было очень жарко, а венчал их знаменитый священник Катализатор Никель. У них родился сын, которого они назвали Синтез – Газ. Синтез – Газ ценили как химическое сырье, его использовали для получения Водорода и многих органических веществ. И стали они жить поживать да добра наживать, да медок попивать.
Сказка «Сестрица Бензолушка и братец Фенолушка»

Во владениях царицы Органики жили – были сестрица Бензолушка со своим братцем Фенолушкой. Жили не тужили. Но однажды захотел Фенолушка на белый свет посмотреть, себя показать. И пошли они в путь – дорогу. Да вот водицы газированной с собой взять забыли. Долго ли, коротко ли они шли и пришли к речке с Бромной водой. - Ах, сестрица Бензолущка, если бы знала, как мне пить хочется! - Не пей, братец Фенолушка, а то сделаешься Трибром фенолом и выпадешь в белый осадок. Фенолушка послушался и пошли они дальше. Солнце высоко, колодец далеко. Вдруг перед ними озеро, а в нем плещется Азотная Кислота, зовет, манит Фенолушку к себе. - Сестрица, напьюсь я, мне ужасно пить хочется. -Что ты, что ты, разве можно! Превратишься ты в Пикриновую Кислоту! Видит Бензолушка с Фенолушкой недалече болотце с Гидроксидом Натрия. - А из болтца напиться можно? - Нельзя, Фенолушка, а то Фенолятом Натрия будешь. Но не послушался братец Бензолушку, подбежал к болотцу и … Обернулась сестрица и видит: вместо её родного розового братика бежит к ней белый Фенолятушка. Делать нечего, обвязала Бензолушка его капроновым поясом и повела с собой, а сама то плачет, убивается. Вошли они в лесок и увидели чудесный дворец. Он был весь пластмассовый, разноцветный, полистирольные колонны так и сверкают, так и сверкают на солнышке. А жила в этом дворце Царица Органика. Увидела она Бензолушку с Фенолятиком и пригласила к себе. Накормила их, напоила и речь молвила: - Знаю я про ваше горюшко. Не послушался ты, Фенолятик, сестрицу свою, вот оба теперь и страдаете. Ваше счастье, что вышли на мой дворец. Помогу я вашей беде, но для этого ты, Бензолушка, должна пройти три испытания. Я проверить хочу, знаешь ли ты химию. - Ради братца любимого согласна на любые испытания, а химию в школе учу с удовольствием. Тут взмахнула руками Царица Органика и сказала: - Вот испытание первое. Скажи мне: кто отец родной, и какая твоя химическая формула?
А Бензолушка без запиночки: - Отца моего звали – величали Пьер Эжен Марселен Бертло. Француженка я, а формулу мою структурную предложил немец Фридрих Август Кекуле. Мою формулу всякий знать обязан - С 6 Н 6 , молекулы мои шестиугольные. -Умница, Бензолушка, хвалю тебя. Теперь второе испытание. Среди металлов есть враги братца твоего, а можешь ли ты их назвать? И тут недолго думала сестрица и отвечала: - Знаю, знаю. Это щелочные металлы, но чаще всего натрий, потому что опыты только с ним показывают в школе. -Отлично ты справилась и с этим заданием. Сейчас последнее, третье испытание. Знаешь ли ты, как Фенолятика вновь превратить в Фенолушку? - И это знаю, матушка Органика. Фенолушка братец – то мой, кислота слабая, даже газированная водичка (Угольная Кислота), более сильная, выпьет Фенолятик газированную воду и превратится в братца любимого. Да забыли мы газированную воду, а то я и сама все сделала бы. - Молодец, Бензолушка, справилась ты со своими заданиями, и спасла своего брата. Хлопнула Царица Органика в ладоши три раза, явились слуги её верные, закружили Фенолятика, и не успели все глазом моргнуть, как около Бензолушки запрыгал её розовый братец Фенолушка. Вот радости – то было! Воротились они домой, зажили счастливо и до сих пор живут и нам покоя не дают. Изучай их, да изучай!
Сказка «Серебряные зеркала»
В органическом государстве, в стеклянных дворцах жили Карбоновые Кислоты. Сёстры были работящие, хозяйство у них большое. Самой младшей из них была Муравьиная Кислота. Ей не нравилось жить в своем дворце, ей было там скучно и однообразно. Она должна была 5каждый день защищать муравьев от тлей, а её старшие сёстры делали красители, медикаменты, волокно, мыло и много – много полезных веществ Уксусная Кислота особенно всем была нужна; когда консервировали овощи для царского стола, то она попадала в каждую консервную баночку. Жизнь текла размеренно и спокойно. Но однажды к ним в гости приехал Аммиачный Раствор Оксида Серебра (I). Старшие сёстры знали, что Муравьиная Кислота легко окисляется и велели ей сидеть во дворце и не
выходить. Но Муравушка была очень любопытна и не послушалась их, уж очень ей хотелось взглянуть на гостя. Как только она спустилась со ступенек, тут же попала в объятия. Произошло чудо! Стены дворцов, все стеклянные вещи в них покрылись тонким слоем серебра. Кислота же из Муравьиной превратилась в Угольную. Старшие сестры не узнали её, да и не удивительно: ведь Муравушка очень изменилась. Глянув, на свое отражение в зеркале, Угольная Кислота очень расстроилась (ей было жалко Муравушку), и от огорчения она распалась на Воду и Углекислый Газ. Вода осталась жить во дворцах и каждый день мыла серебряные зеркала. Углекислый Газ улетел в Атмосферу и занялся «парниковым эффектом» Карбоновые кислоты не нашли свою младшую сестру, но горевали они недолго, потому что серебряные зеркала напоминали им об их Муравушке.
Сказка «Союз Фосфора и Кислорода»
Жили – были на белом свете Фосфор и Кислород. Жили они в большом в семиэтажном доме. Фосфор жил на третьем этаже в квартире № 15 в пятом подъезде. А Кислород – на втором этаже, в квартире №8, но в шестом подъезде. Встретились они в скверике около дома и подружились. Чтобы никогда не расставаться, Фосфор сгорел в Кислороде. Их союз стал выражать в формуле Р 2 О 5 , и называться Оксидом фосфора (V). Он был похож на объемную снегообразную массу и очень любил Воду – союз был чрезвычайно гигроскопичен. Решили они поселиться в герметически закрытом царстве – государстве в большой семье Кислотных Оксидов. Но иногда они гуляли по улице, встречались с Водой. Их отношения полностью зависели от погоды, поэтому образовывалась то Метафосфорная, то Ортофосфорная кислоты. Часто их приглашают на работу осушать газы от воды. И сейчас этот союз Фосфора и Кислорода живет и процветает. Использование таких методов и педагогических приемов позволяют значительно повысить интерес к предмету, развивается творческая активность, абстрактное мышление, воображение, учащиеся чувствуют себя комфортно, раскрепощено. В результате повышается качество знаний.


В раздел образования