Портфолио как метод оценки профессионализма педагога ДОО в разнообразных видах деятельности
Автор: Машнева Диана Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37" Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: Портфолио как метод оценки профессионализма педагога ДОО в разнообразных видах деятельности Раздел: дошкольное образование
Портфолио как метод оценки профессионализма педагога ДОО
в разнообразных видах деятельности
Машнева Д.А., воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад № 37»,г.Новокузнецк
Портфолио педагога — это один из методов оценки профессионализма педагогов. Он
включает
материалы,
демонстрирующие
умения
педагога
решать
задачи
своей
профессиональной
деятельности,
выбирать
стратегию
и
тактику
профессионального
поведения.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных
видах деятельности:
образовательной
творческой
социальной
коммуникативной
Портфолио дает возможность педагогу продемонстрировать те результаты практической
деятельности,
которые
он
считает
наиболее
значимыми
для
оценки
своей
профессиональной
компетенции,
позволяет
демонстрировать
не
только
результаты
деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами.
Каждый из нас индивидуален, у каждого свои интересы и потребности, свое видение
окружающей
действительности,
свое
представление
о
том,
что
должен
содержать
портфолио.
Однако
необходимо
помнить,
что
представляемые
материалы
должны
демонстрировать
эффективность
и
устойчивость
результатов
работы,
оригинальность,
творчество, умение автора обобщать и делать выводы.
Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию
работы
с
продуктами
учебно-познавательной
деятельности,
предназначенными
для
демонстрации,
анализа
и
оценки,
для
развития
рефлексии,
для
осознания
и
оценки
результатов своей деятельности, для осознания собственной субъектной позиции.
Необходимо
четко
определить
для
себя
цель
создания
портфолио.
Исходя
из
цели
определяется вид портфолио.
1
Портфолио
—
дело
добровольное,
отражает
индивидуальность
автора-составителя,
поэтому предложения, относящиеся к виду, форме, содержанию, носят рекомендательный
характер.
Не может быть всеобщего обязательного ведения портфолио ни среди педагогов, ни среди
родителей, ни среди детей. При введении обязательности портфолио будет носить чисто
формальный характер и являться лишней нагрузкой как для педагогов, так и для детей.
Автор портфолио должен быть заинтересован, увлечен его идеей и должен
четко
осознавать
цели
создания
и
возможности
его
использования
в
практической
деятельности.
Поэтому
следует
придерживаться
алгоритма
создания
и
запуска
портфолио:
Мотивация : каждому участнику, в особенности автору, должно быть понятно,
зачем нужен портфолио.
Определение
вида
портфолио :
вид
портфолио
может
быть
предложен
руководителем, педагогом или выбран по желанию автора.
Определение
времени
работы
над
портфолио
(на
занятиях,
во
время
самостоятельной работы, в совместной деятельности, дома совместно с родителями
и т.д.) и сроков сдачи.
Определение структуры портфолио : общее количество рубрик, из них часть —
обязательные, которые должны быть у каждого, часть — по выбору автора.
2
Определение критериев оценивания : обсуждаются и определяются совместно с
авторами. Определенные критерии могут быть обязательными и не подлежащими
обсуждению,
например
наличие
всех
обязательных
рубрик,
аккуратность
выполнения работы и т.п.
Определение способов оценивания (представления) портфолио: целесообразно до
начала работы над портфолио договориться с авторами о том, какие способы будут
использованы для оценивания (представления) портфолио.
Следует более тщательно подходить к отбору документов и материалов для портфолио.
Автор должен отдавать себе отчет в том, с какой целью он помещает в папку тот или иной
документ (таблица1)
Таблица 1 «Варианты разделов портфолио педагога»
Разделы
портфолио
Особенности раздела
Примерное содержание
Портрет
Материалы,
представляющие
автора
« Р е з ю м е »
-
п р е д с т а в л е н и е
с е б я .
«Неотправленные
письма»
-
неопубликован-
ные размышления на тему
Коллектор
Материалы,
собранные автором по
теме портфолио
«Теоретический
монолог»
-
о сновные
теоретические положения по теме портфолио;
«Законы, принципы, правила» - теоретические
о сновы
рассматриваемого
м ат е р и а л а ;
«Мудрость великих» - высказывания великих
людей
по
заявленной
проблеме,
теме;
«Голоса» - материалы из электронных версий
журналов, книг,
«Полезные
ссылки»
-
каталог
ссылок
на
интернет-ресурсы
по
проблеме
с
краткой
аннотацией
каждого
сайта;
«Что
бы
это
значило?»
-
понятийно-терминологический
словарь;
«Статистиче ские
данные»
-
информация в цифрах и фактах;
«Творчество
коллег»
-
интересные
работы
педагогов,
родителей;
«Мой
помощник
-
компьютер»
-
компьютерные
программы;
«Искусство»
-
образцы
изобразительного
творчества; Библиография
Рабочие
материалы
Материалы,
которые
использованы
автором
в
процессе
п о д г о т о в к и
и
выполнения
портфолио
«Самостоятельные
работы»
-
собрание
текущих
самостоятельных
работ,
эссе
на
разные
темы,
проекты;
«Графиче ский
организатор» - планы,
алгоритмы и модели выполнения заданий;
«Вопросы, оставшиеся без ответов» -
3
вопросы, ответы на которые автор не получил
в ходе работы над портфолио;
«Где и когда я смогу использовать...» -
практическое применение полученных знаний;
«Банк идей» - идеи, даже самые
безрассудные;
«Темы для исследования» - возможные темы
дальнейшей работы;
результаты проверочных работ, тестов;
«Мои
проекты»
-
проекты
(паспорта
проектов),исследовательские работы;
макеты, модели (краткое описание, фото,
приемы работы);аудио- и видеоматериалы;
фотографии;
схемы, таблицы, графики, диаграммы;
анкеты и результаты их обработки;
вопросы, возникающие в ходе работы;
дневники наблюдений;
самооценка работ;
постановка и обоснование целей
деятельности;
краткие записи докладов, выступлений
по теме портфолио;
описание экспериментов
Достижения
Материалы,
которые
демонстрируют
прогресс автора
1.
«Стимулы
успеха»
-
что
в
ходе
работы
помогало прогрессу, резюме, подготовленное
автором, с оценкой собственных достижений.
2.
«Мои
открытия»
-
информация,
которая
удивила, закономерности, которые установили
самостоятельно.
3. «Размышления о занятии» - рефлексивный
анализ занятий:
-
эсс е
автора,
по священно е
в ы б о р у
направления дальнейшего развития;
- заключение о качестве выполненной работы;
- рецензия на статью, опубликованную в СМИ;
-
отзыв
о
работе
в
творческом
коллективе
учреждения дополнительного образования, о
выступлении
на
н ау ч н о - п р а кти ч е с ко й
конференции;
- самооценка портфолио самим автором;
- оценка портфолио рецензентом;
-
грамоты,
сертификаты,
справки
об
определенных достижениях;
- выводы, полученные
4
в ходе работы;
- план защиты проекта;
- презентация
Следует помнить, что главное в технологии портфолио — помочь автору оценить свои
достижения, выявить проблемы, а вовсе не в том, чтобы создать формально увесистую
папку документов.
Сбор только документов «с печатями». Часто случается так, что авторы-составители
портфолио считают, что собирать следует только официальные документы (дипломы,
сертификаты, свидетельства, удостоверения и т.д.), которые выдаются официальными
органами
образования,
культуры,
физкультуры
и
спорта.
При
этом
игнорируются
творческие работы, самоотчеты, отзывы, рекомендательные письма и т.д. Но сама суть
идеи
портфолио
заключается
в
том,
чтобы
осознать
необходимость
получения
разнообразной и разносторонней информации о своей деятельности. Главное — спо -
собность автора продемонстрировать свои возможности и достижения с разных сторон.
Выбранная самим автором творческая работа, конспект проведенного мероприятия, отзыв
родителя и пр. могут быть не менее значимыми, чем официальный документ с печатью.
Превращение портфолио в архив всех прошлых достижений автора . К примеру,
понятно
желание
педагога
включить
в
портфолио
имеющиеся
у
них
документы
и
материалы за всю профессиональную деятельность, однако аттестационное портфолио
должно показать рост профессионализма с момента последней аттестации.
Хочется обратить внимание педагогов на « псевдопортфолио» - он получается, когда
вместо портфолио представляется готовый личный дневник либо аттестационная папка,
одинаковая для всех, книга (папка), где все уже заранее разграфлено и педагогу остается
только вписывать свои показатели. С точки зрения отчетности это, конечно, проще, да и
особой работы но внедрению не требуется: издал указание — и все. Но ведь главное в
идее
портфолио
—
это
собственный
выбор
автора:
какие
документы
и
материалы
включать, а какие нет. Здесь нет и не может быть универсально одинаковых страниц.
Полная свобода автора в том, что вкладывать или изымать из папки — неотъемлемая
составляющая идеи портфолио.
Отсутствие систематической работы над портфолио . Портфолио как разовая акция.
В этом случае исчезает сама идея портфолио. Портфолио подразумевает систематическую
работу,
постоянное
пополнение
и
анализ
имеющихся
материалов,
иначе
нет
смысла
начинать работу.
5
Критерии оценивания определяются в соответствии с видом портфолио. Мы предлагаем
комплекс критериев, из которых можно выбрать необходимые для конкретного портфолио:
• Полнота информации о деятельности.
• Логичность отбора содержания.
• Логичность структурирования материалов.
• Транслируемость
• Правильность оформления материалов.
• Авторские находки.
• Креативность мышления (гибкость, рациональность, оригинальность мышления).
• Сформированность умения решать задачи.
• Сформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы,
применять новые технологии для решения прикладных задач и др.).
• Развитость коммуникативных умений (умение работать в малых группах, выступать с
докладами, сформированность письменного языка, умение четко и аргументированно
излагать мысли и др.).
•
Сформированность умений самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение
работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей и др.).
В педагогической литературе рекомендуется включать в портфолио следующие элементы:
• Сопроводительное письмо владельца портфолио с указанием цели, предназначения и
кратким описанием этого документа.
• Содержание (или оглавление) портфолио с перечислением его основных элементов.
•
Самоанализ
представленных
элементов
и
взгляд
в
будущее.
Опыт
показал,
что
некоторую трудность для авторов представляет
составление сопроводительного письма.
Предлагаем вопросы и советы, которые помогут написать комментарий к портфолио.
1. По какому принципу организована информация в портфолио?
2. Что получилось, что вызвало трудности?
3. Если то, что не включено в портфолио?
4. Что нового узнали в процессе его подготовки?
5. Можно ли представить себе жизненную ситуацию, в которой данные знания стоило бы
использовать для ее решения? Приведите пример.
6. Была ли работа над портфолио полезна для дальнейшего вашего продвижения?
7. Помните, что описанию подлежит каждый отобранный материал.
8. Не забудьте, что комментарий вы представляете в форме письма или обращения к
читателю (комментарии к материалам помогут экспертам глубже понять позицию автора)
6
Одной из форм представления портфолио является его презентация. Цель презентации
состоит не в сокращенном изложении разделов портфолио, а в представлении основных
результатов
проделанной
работы
за
определенный
период
времени.
Презентация
портфолио может проходить в виде выставки учебно-методических материалов, доклада,
сопровождаемого компьютерным показом с помощью Power Point, слайд-шоу.
Показателями качества презентации являются:
В
настоящее
время,
в
образовательных
учреждениях
существуют
различные
виды
и
формы документов, фиксирующие информацию о педагогах, но при этом, отсутствуют
базы данных, позволяющие оперативно и качественно решать некоторые возникающие
проблемы, такие как подготовка к аттестации по новой форме или подготовка к некоторым
профессиональным конкурсам.
Таким способом накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма
педагога и его умение решать задачи своей профессиональной деятельности,
может стать
создание портфолио педагога.
7
Литература
1.
Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего
поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c.
2.
Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А.
Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2012. - 510 c.
3.
Воронов, В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. - М.: ПО России,
2012. - 288 c.
4.
Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г.
Матросов. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 448 c.
5.
Коржуев, А.В. Педагогика в зеркале исследовательского поиска: На перекрестке
мнений / А.В. Коржуев, А.С. Соколова. - М.: Ленанд, 2014. - 208 c.
6.
Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: Учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А.
Григорович. - М.: Проспект, 2013. - 464 c.
7.
Микляева, Н.В. Интерактивная педагогика в детском саду: Методическое пособие /
Н.В. Микляева. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 c.
8.
Трайнев, В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в
образовании: Информационное общество. Информационно-образовательная среда.
Электронная педагогика. Блочно-модульное построение информационных
технологий / В.А. Трайнев. - М.: Дашков и К, 2013. - 320 c.
8