Напоминание

Особенности социализации подростков с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Кутуева Гузель Анасовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат №28 для слепых и слабовидящих обучающихся
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: реферат
Тема: Особенности социализации подростков с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: среднее образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. ВОСПИТАНИЕ - ЭТО ПРОЦЕСС Т.Е. ПОСТОЯННО МЕНЯЩАЯСЯ ДИНАМИЧЕСКИ РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И РЕБЕНКА. Оно меняется в зависимости от личности педагога и от личности воспитанника. Процесс воспитания есть организуемая повседневная жизнь ребенка на уровне материальных и духовных достижений общечеловеческой культуры. Этот процесс постоянен и беспрерывен. Необходимо всегда помнить, что по мере взросления, развития ребенку, коррекции его - дефекта педагогическая позиция меняется. Иными словами, в начальном звене воспитатель показывал и объяснял как надо себя вести, а в среднем - он будет создавать проблемные ситуации, побуждающие детей отбирать нужные модели поведения из своих "запасов", Дополняя их в зависимости от меняющихся условий среды. Важным фактором эффективности деятельности воспитателя становится е работа по развитию общей психологической компетентности у ребенка с ограниченными возможностями здоровья /ОВЗ/. Под этим мы понимаем включение в каждое занятие отработку умений: - адекватно реагировать на попытку другого вступать в контакт, уметь его понять, - принимать помощь, поддержку другого ребенка, - адекватно реагировать на свои успех и неудачу, Освоение этих основ является целью воспитательной работы с детьми среднего подросткового возраста, с которыми я и работаю. Основные мотивы в этом возрасте: - Потребность занять свое место в коллективе, стремление как можно лучше соответствовать представлению о лидере, - Ориентация на оценки, суждения сверстников, а не взрослого. Требования коллектива становится важнейшим фактором психического развития. -Возникает потребность личностной самооценки, стремление к "взрослости", самостоятельности, к самоутверждению. - Стремление выйти за рамки школы, приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Неудовлетворенность этого стремления побуждает у подростка конфликт со средой, с самим собой, толкает на бродяжничество. Надо загружать его активней жизнью. Воспитатель не должен доделывать работу педагога по усвоению учащимися учебного материала, что часто наблюдается. Перед нами стоит важная задача воспитанников, формированию у них системы навыков коммуникативного поведения, отработки моделей социального реагирования. Решение этих задач осуществляется в ходе воспитательских занятий - бесед экскурсий, кл. часов по следующим направлениям: -личностное развитие, развитие творческого воображения, основы социализации, общения, трудовое воспитание. Например: по формированию навыков поведения проводятся занятия по следующим темам: Как вести себя в транспорте, правила поведения в школе в столовой и др. Цели этих занятий: Закрепить навыки поведения в транспорте или развивать навык самостоятельного принятия решения в необычных ситуациях, в том же транспорте к тебе обратились или же толкнули и т.д
Подростковый возраст - наиболее сложный и противоречивый период формирования личности. С одной стороны это период завершает эпоху детства и обладает всеми чертами "детскости" - с другой - открывает новую эпоху и "обрастает" чертами взрослого человека. Некоторые особенности эмоциональных реакций подросткового возраста, как переходного заключается в гормональных и физиологических процессах Однако объяснять все многообразие происходящих е детьми изменений невозможно , только основываясь на этих фактах. Социальные факторы и условия воспитания играют ведущую роль в становлении "взрослости", которое приводит к эмоциональной напряженности . В подростковом возрасте дети начинают серьезно задумываться о своих особенностях, зрительном дефекте и его влиянии на жизнь, отношениях с окружающими людьми, успешности в среде сверстников. Зрительный дефект приобретает, возрастом все большую социальную значимость, оказывает все более ощутимое воздействие на становление личности подростка. Наиболее распространение фактором среди слабовидящих является неуверенность в себе, зависимость от внешних обстоятельств, чувствительность к чужому мнению о себе, боязнь рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях, недостаточный самоконтроль. Такие особенности эмоционально- поведенческого реагирования, как переживание своего отличия от большинства окружающих людей, склонность искать причины жизненных неудач в зрительного дефекта были выявлены мною с помощью бесед с учащимися и учитывается в моей работе. Таким образом обида, раздражение и негативный опыт общения с внешним миром формируют тревожное эмоциональное состояние. Тревога, возникающая в общении с нормально видящими сверстниками действуют по принципу "замкнутого" круга, чем меньше опыта общения, тем больше опасность неудач. Для укрепления эмоционального благополучия у слабовидящих подростков проводятся групповые коррекционные работы. Поэтому так необходимы экскурсия, посещение театров и кино, да и просто прогулок по городу, осмотр достопримичательностей, что вовлекает детей в жизнь города, делает их очевидцами происходящих событий, придает им активную жизненную позицию, вызывает интерес к миру. Это также дает возможность работать индивидуально с целью разобраться в своих проблемах и найти пути их разрешения. В процессе индивидуальной работы использовались приемы для создания условий способствующих свободному, открытому проявлению эмоциональных переживаний / побуждение их к самостоятельному анализу, к поиску причин их возникновения, стимулирование самонаблюдения, эмоциональных реакций, как своих, так и окружающих, адекватных реагирований в проблемных ситуациях. Реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает и занятие спортом. Поскольку для этих детей характерно малоподвижность, ограничения в общении, социальное отторжение - занятие спортом жизненно необходимо, поскольку систематические занятия повышают их приспособленность к жизненным условиям- расширяют функциональные возможности, способствуют
оздоровлению организма. Особенно важно то, что занятия спортом благоприятно влияют на психику -инвалидов, мобилизуют их волю, возвращают чувство социальной полноценности, способствуют установлению социальных контактов, развиваются жизненно необходимые физические качества: сила, быстрота, координация, выносливость. Спорт связан с социализацией личности человека с ограниченными возможностями, поскольку содействует включению его в общество, усвоению опыта социальной жизни. Социальной адаптации способствует—получение трудовых навыков. Одной из первых ступеней в этом направлении является обучение навыкам самообслуживания и домоводства. Сохранение самостоятельности в быту - естественное желание каждого слабовидящего. В этом направлении проводятся занятия по темам: Уход за одеждой, Хранение одежды, Ремонт одежды. С этой целью в школе приобретена бытовая техника /микроволновая печь, утюг и т.д./ Нами проводятся учебные занятия в таком оборудованном классе. Изучаем правила пользования бытовой техникой, технику безопасности при работе с электроприборами, приготовление кулинарных блюд. Дети с удовольствием занимаются. Все выше сказанное помогает в реабилитации наших детей, Воспитание достигает положительных результатов лишь в том случае, если оно учитывает реальный состав воспитуемых их интересы, стремления , уровень общего развития. Таким образом у школьников подросткового возраста должны быть сформированы следующие критерии поведения: Воспитанники должны осознать свое "Я", на личностном и социальном уровне. -Знает - Какой я?, Что я могу ?- адекватно понимает:' свои возможности, знает свои "сильные" и "слабые" стороны, умеет общаться в разных социальных группах, знает правила взаимоотношений между людьми, умеет слушать, умеет улыбаться, спорить, избегать драки, конфликта, умеет работать сообща, умеет учитывать интересы и желания других. - Владеет - навыками самообслуживания, способен выполнять работу по дому/ убирать , мыть посуду и т.д. - Имеет представление о видах профессий, зарплате, осознает связь между благополучием человека и работой, умеет обращаться с деньгами, имеет представление о правонарушениях и ответственности за это. Таким образом основными итогами воспитательной работы в плане социализации школьников подросткового возраста являются: становление и развитие системы социальной идентичности, осознание своего места в обществе, формирование чувства "взрослости". Коррекционно-развивающей среде относятся разновариатные развивающие мероприятия; беседы, экскурсии и конечно конкретно сам воспитатель с учетом его личностных особенностей, его склонностей и способностей. Дети очень чутко реагируют на то, что воспитатель любит /печь пироги или работать на огороде/ и готовы принять и освоить этот социальный опыт.
Коррекционно-развивающая среда вовлекает детей в разнообразные виды деятельности: познавательной, трудовой, художественно-творческой, спортивной. Отношение детей к какой-либо из этой деятельности зависит от мотивированности. Из широкого диапазона мотивов - страх, принуждение, боязнь… Нравственная мотивация наиболее действенна / помочь кому-то, сделать красиво и т.д./ Приказ, принуждение, используемые воспитателем не решают задачи коррекции дефекта и формирования личности. Они выступают в качестве инструментов, направленных на получение какого-то конкретного предметного результата: /убрать комнату, подготовить уроки ..../ Такой стиль общения игнорирует потенциальные возможности личности. Воспитатель должен учитывать отношение детей к этой деятельности, чтобы ребенок принял и захотел это сделать. Для этого восп-ль так должен их представить, чтобы нужное увлекло, заразило ребенка. Отношение проявляется в 3-х формах: 1. Рациональное - осмысление нужности этого вида деятельности. 2. Эмоциональная форма - восприятие через призму чувств, вызываемых этим видом деятельности/ увлечение, радость, переживание/. Стимулами эмоций могут быть оценочные суждения, похвала. З. Поведенческо-деятельная форма - эта система поступков, отношений, привычек поведения, которые формируются в результате усвоения знаний. Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья /ОВЗ/ -это многофакторный, комплексный процесс, предполагающий социальную интеграцию воспитанников в современное общество. Работа воспитателя направлена на то, чтобы ребенок, имеющий какие-г то отклонения в развитии, трудности поведения был социально адаптирован к к условиям современной жизни, то есть самостоятельно мог правильно вести себя в различных ситуациях. За этой казалось бы, очень простой и естественной задачей стоит колоссальная работа по ее решению. Дети коррекционных школ-интернатов - это особый контингент. Его особенность заключается в том, что, как правило, дети имеют ряд недостатков, которые обуславливают, повышенную возбудимость, импульсивность поступков, исступленный гнев, пугливость и страхи, писсимизм и равнодушие, безучастность и нечистоплотность, порывистостъ и противоречивость поведения. Задача воспитателя корректировать эти недостатки в процессе воспитательной, работы. Применительно к коррекционным учреждениям тезис "Саморазвития" личности, несколько модифицируется, так как невозможно требовать от ребенка с интеллектуальным недоразвитием адекватного "саморазвития". Но и сводить процесс воспитания к усвоению готовых форм поведения и их отработки методом многократного, повторения тоже недопустимо. Воспитатель должен знать: -Мотивы и ведущие виды деятельности каждой возрастной группы, -Учитывать особенности характера и недостатки ребенка, -Знать структуру дефекта, влияющие на формирование личности ребенка, /изучение диагнозов/ -Постоянно наблюдать, отслеживать динамику, изменение, устранение его недостатков, возможностей и способностей./Дневник наблюдений/.
Воспитатель в коррекционной школе должен быть организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты воспитанников. Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает . Атмосфера педагогического коллектива влияет на детей. В определении воспитания есть тезис - коррекционно-развивающая среда. Под этим понимается организация процесса общения воспитателя и воспитанника таким образом, чтобы устранялись и исправлялись негативные проявления личности, поведения с одновременным развитием. Основные направления создания коррекцинно-развивающей среды: -Позитивно действующие факторы:"оформление школы, спален, столовой и включение учащихся к этой деятельности. -Средовое влияние:- поведенчески-культурное окружение, доброжелательная атмосфера среди педагогов способствует воспитанию личности и становится коррекционным фактором. Использованная литература: 1.Организация и планирование воспитательной работы. М.2007 г. 2.Ильин Е.П. Психология воли.-СПб.Питер.2000 г.


В раздел образования