Напоминание

Программа вокального кружка "Музыкальная мозаика"


Автор: Григорян Ольга Юрьевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ СШ №43
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа вокального кружка "Музыкальная мозаика"
Раздел: начальное образование





Назад





Программа вокального кружка

«Музыкальная мозаика» 1 класс.
Разработчик программы Учитель музыки Григорян О.Ю. г. Волгоград 2017

Содержание
• Введение • Пояснительная записка 3.Основные требования к уровню подготовки 4.Цель и задачи деятельности вокального кружка: 5. Цель и задачи деятельности вокального кружка: 6. Методика разучивания 7. Ожидаемый результат 8. Заключение 9. Список использованной литературы 10. Приложение

1. Введение
Формирование личности через искусство, воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать и приумножать ценности родной и мировой культуры, – одна из актуальных задач дошкольного образования. Ее решение в полной мере возможно при оптимальном взаимодействии педагогов и родителей. Школьный возраст – наиболее благоприятный период для приобщения детей к искусству, творчеству, в т. ч. музыке. Воздействуя на эмоционально-чувственную сферу ребенка, музыка оказывает влияние на процессы воспитания духовности, культуры чувств, развития познавательных сторон личности. Все это становится возможным в ходе специальных занятий. Так в МОУСШ №43 создан вокальный кружок "Музыкальная мозаик» Известно, что у школьников творческое начало может проявляться в пении простейших мотивов, возникающих непроизвольно, в сочинении мелодии на предложенный текст, в осмысленном исполнении песен с элементами собственной интерпретации. Любая импровизация сиюминутна. Дошкольники, как правило, не могут дословно ее повторить, каждый раз получается новый вариант мелодии. Поэтому особое место на занятиях в вокальном кружке отводится обучению детей импровизации. Использование такого вида детского творчества стимулирует творческое развитие детей, проявление индивидуальности. Формирование устойчивых певческих умений и навыков, самостоятельных способов действия в музыкальном творчестве происходит при условии: целенаправленного процесса работы над вокальными импровизациями; учета возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников; мотивации детской деятельности; отбора музыкального материала, адекватного возрасту ребенка; включения упражнений, активирующих певческий аппарат, развивающих голос и слух; поэтапного усложнения творческих заданий для активизации процесса певческих импровизаций. Не менее значимым является использование личностно ориентированной модели обучения, которая предусматривает шаги взрослого навстречу ребенку, похвалу, ласку, помогающие ощутить эмоциональный комфорт и защиту. Важно отметить, что импровизация как вид творчества может быть частью занятия только при таком обучении, которое и во всех других звеньях направлено на раскрытие творческого потенциала ребенка. К творчеству, как и к любому другому виду деятельности, школьника необходимо готовить заранее. В процессе подготовки можно выделить три взаимосвязанных направления. Первое – обогащение жизненных и музыкальных впечатлений – создает основу для импровизации, стимулирует заинтересованное отношение к музыке. Второе - направление – знакомство со способами творческих действий. С этой целью дети сравнивают несложные пьесы, песни, сходные по ладовым интонациям, но контрастные по настроению. На основе разучиваемого материала предлагаются образы музыкального творчества. Третье - направление – овладение способами творческих действий. Вначале их показывает сам педагог, после совместного анализа песни продумывает вслух план ее исполнения, аргументирует целесообразность того или иного творческого решения. На примерах хорошо знакомых мелодий он объясняет школьникам, как сочетание одних и тех же ступеней лада позволяет создать различные музыкальные образы, как характер музыки зависит от совокупности средств музыкальной выразительности. На основе полученного опыта дети в дальнейшем будут "сочинять" сами. На начальном этапе школьники придумывают попевки, песенки на ограниченном количестве ступеней. В этом случае они
оперируют конкретными музыкально-слуховыми представлениями, приобретенными в процессе восприятия, пения, игры на инструментах.







2.Пояснительная записка
Важность музыкальных занятий трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не просто реализовывать багаж знаний, полученный на уроках, но и открывают новые стороны данного вида искусства. Для успешного художественного развития учащихся надо позаботиться о том ,чтобы запас сведений, который приобретается ими на уроках, был позднее востребован и творчески пролонгирован в течение внеурочных занятий. Словом, школьники на кружковых занятиях погружаются в музыкальный мир, где они сначала выступают в привычных для себя ролях- как певцы и слушатели. Но вместе с тем они нарабатывают потенциальную базу самостоятельного творчества- возможность не только исполнять и слушать музыку, но и преобразовывать ее исполнение и даже сочинять ее. Дети приобщаются к идеалам красоты и гармонии. Тренировать нужный уровень художественного сознания им помогают встречи с подлинными музыкальными шедеврами. Задача учителя музыки в этот момент-создание художественной среды, в русле которой учащиеся могли бы общаться с музыкальной классикой, удивляясь и радуясь встрече с ней, открывая в ней все новые возможности для собственного развития. В основе технологии работы лежит перевод элементарных игровых действий в сферу художественной игры .

3. Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса.
К концу обучения в 1классе учащиеся должны: -проявлять готовность увлечённо и живо « впитывать « музыкальные впечатления, воспринимать музыкальные произведения; - проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки; - знать о способности и способах (голосом, игрой на музыкальных инструментах, движением) воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека; -выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире; - ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония и т.д.) - различать характер музыки, её динамические, регистровые, тембровые, метроритмические, интонационные особенности; - применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности(пении, сочинении и импровизации, художественном движении).

5. Цель и задачи деятельности вокального кружка
Основной целью деятельности вокального кружка является формирование вокальных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста. Основные задачи: формирование у детей в процессе музыкального творчества в комплексе ладового чувства, чувства ритма, чувства классической формы; включение дошкольников в активную творческую деятельность с последующим оцениванием "продукта" своего труда; реализация личностной доминанты у ребенка – стремления к самовыражению; формирование у детей интереса к музыке, накопление музыкально-творческого опыта; развитие вокально-слуховых способностей. Организация деятельности вокального кружка Работа вокального кружка строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Занятия с детьми проводятся один раз в неделю.

6. Методика разучивания
Во время занятий чаще всего используется игровой метод как наиболее эффективный способ работы с детьми. Проводятся игры разных видов: музыкально-дидактические, песенные, речевые, игры с именами, сюжетно-ролевые на бытовые и профессиональные сюжеты, сюжеты из жизни детей и героев сказок. Школьники с интересом играют в музыкально-дидактические игры, например с такими заданиями: придумать позу, жест, мимику, характерные для того или иного образа; сочинить для него песню с определенной интонацией и тембром. Первоначально игру ведет педагог, позже – сами дети. С помощью этого метода формируется самостоятельность. В сюжетно-ролевой игре старшие дошкольники выбирают тему под влиянием различных музыкальных заданий, например, "Ищем таланты", "Концерт по заявкам", "Угадай песенку", "Музыкальное занятие", распределяют роли, и сюжет получает развитие. Речевые игры – наиболее доступная предпосылка к импровизации. Словесная фантазийная игра выражается в добавлении нового слова или строчки для создания версии стиха или песни, в поиске слова, подходящего по ритму к заданной модели. Дети составляют комбинации из цепочки слов, ритмично произносят текст на фоне звучащей музыки ("Снежный ком", "Рифмы", "Веселые стихи"). Средством развития творческой деятельности дошкольников являются, например, такие задания, как сочинение мелодии в заданном жанре. Дети представляют себе, что они стали настоящими композиторами. Ноты последней части припева песни потерялись, и им нужно закончить произведение. Можно также предложить сочинить колыбельную, плясовую на слог "ля", марш на слог "тра-та-та", придумать ритмический рисунок на нетрадиционных шумовых и музыкальных инструментах. Итогом творческого решения является выразительное исполнение школьниками сочинения. При оценке выполненного задания необходимо учитывать степень понимания музыкального образа, стремление к совершенствованию композиции в процессе сочинения, способность "автора" выразительно ее повторить. Продуктивны творческие игры, например, "Эхо", когда один ребенок напевает свое имя, а остальные хором повторяют. Можно предложить детям закончить знакомую им мелодию небольшой фразой. Взрослый поет: "Где обедал воробей?", а ребенок придумывает музыкальный ответ. Также помогают в работе над вокальной импровизацией мини-рассказы. В течение первого года обучения проводится игра "Музыкальная сказка", которую начинают на втором или третьем занятии. Она помогает научить воспроизводить сыгранные на фортепиано или спетые звуки, отрабатывать певческие интонации, расширить диапазон. Работа над вокальной импровизацией проходит через все виды занятий: фронтальные, тематические, интегрированные, игровые, на которых дети закрепляют знания, полученные на музыкальных и хоровых занятиях. Такая вариативность, отход от стереотипной структуры придают им живость, непосредственность. В процессе интеграции важно стимулировать рефлексию, что происходит по ходу ролевой игры, театрально-музыкальной импровизации, инсценирования, изобразительной деятельности. Это дает возможность отследить, в каком творческом самовыражении свободнее акцентируется ребенок, обеспечить личностно ориентированный подход в рамках разных видов детской деятельности. Наиболее интересные импровизации педагог может повторить и разучить со всеми воспитанниками. Кроме развития умения импровизировать на занятиях в вокальном кружке дошкольники придумывают игры или переводят обычные игры в музыкальные (например,
"Испорченный телефон", "Я садовником родился", "Гуси-лебеди" и др.). Выполняют различные музыкальные задания ("Ищем таланты", "Концерт по заявкам", "Угадай песенку", "Музыкальное занятие"). А также знакомятся с произведениями классической вокальной музыки, выполняют движения вместе с пением. Работа над развитием творческих способностей дошкольников требует от специалистов профессионализма, постоянного самообразования и определенных индивидуальных особенностей: динамичности, спонтанности, эмоциональной наполненности. Преемственность в педагогическом сотрудничестве – залог успеха в развитии творческих способностей детей. Эффективно развивать творческие способности детей можно только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку знания, которые ребенок получает в детском саду, должны найти применение в условиях семьи. Отчетные концерты в Дни открытых дверей помогают родителям по-новому взглянуть на своего ребенка, оценить его творческие умения. И тогда папы и мамы начинают больше внимания уделять вопросам музыкально-творческого воспитания в семье, интересоваться, есть ли у ребенка способности к творчеству, нужно ли учить его петь, сочинять мелодии. Найти ответы на них им помогают беседы и блиц-консультации музыкального руководителя. Мини-словарик Творчество – процесс человеческой деятельности по созданию качественно новых материальных и духовных ценностей или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), – уникальность результата. Мелодия – последовательность музыкальных тонов, имеющая определенный темп и ритм. Ритмический рисунок – в музыке – последовательность длительностей звуков (отвлеченная от их высоты). Один из компонентов мелодии (наряду с звуковысотным рисунком). Тоника – первый звук каждой гаммы, с которого она начинается и которым заканчивается. Гамма – в музыке – поступенно восходящее или нисходящее мелодическое движение, охватывающее все звуки какого-либо звукоряда не менее октавы. Лад (музыкальный строй) – система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы) – определяющая звукоряд, а также мелодико-гармоническую основу музыкального произведения. Фраза – в музыке – относительно завершенная часть мелодии, темы. Вокализ (франц. vocalise, от лат. vocalis – гласный звук; звучащий, поющий) – произведение для пения без слов на гласный звук. Попевка – мелодико-ритмический оборот, устойчиво повторяющийся в различных песнопениях знаменного распева.

7. Ожидаемый результат
1.Развивать у детей основы музыкального слуха, внимания, чувства, ритма. 2.Вызывать и развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. 3.Формировать основные двигательные навыки и умения (ходьбы, бега, прыжков, пружинные, маховые движения). 4.Учить передавать в движениях образы знакомых животных (зайчиков, птичек, кукол, мишек и т.д.) 5.Формировать способность общаться со взрослыми и детьми. 6.Развивать и обогащать словарный запас речи и музыкального языка. На музыкально- ритмических занятиях используем: подвижные, пальчиковые и ролевые игры, звукоподражания и игру на детских шумовых инструментах, гимнастику под музыку, художественные тексты (которые привлекают своей живостью и эмоциональностью), народные песенки и потешки, стихи известных детских поэтов, упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, пение. Всё это помогает развивать многие способности, в частности: -улучшается общее физическое развитие (укрепляется мышечный корсет, формируется осанка); -развивается музыкальный слух, ритм, и музыкальная память; -формируются навыки вербального и невербального общения; -ребенок развивается эмоционально, у него формируется готовность к восприятию музыки.

8.Заключение
Цель дальней программы: формировать двигательные навыки и умение детей школьного возраста на основе использования игровых музыкально-ритмических упражнений. Развивать эмоциональную сферу ребенка, его фантазию. Ее содержание и формы работы могут конкретизироваться и варьироваться в зависимости от возможностей детей.Для решений данной цели были определены следующие задачи: 1.Развивать у детей основы музыкального слуха, внимания, чувства, ритма. 2.Вызывать и развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. 3.Формировать основные двигательные навыки и умения (ходьбы, бега, прыжков, пружинные, маховые движения). 4.Учить передавать в движениях образы знакомых животных (зайчиков, птичек, кукол, мишек и т.д.) 5.Формировать способность общаться со взрослыми и детьми. 6.Развивать и обогащать словарный запас речи и музыкального языка. На музыкально- ритмических занятиях используем: подвижные, пальчиковые и ролевые игры, звукоподражания и игру на детских шумовых инструментах, гимнастику под музыку, художественные тексты (которые привлекают своей живостью и эмоциональностью), народные песенки и потешки, стихи известных детских поэтов, упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, пение. Всё это помогает развивать многие способности, в частности: -улучшается общее физическое развитие (укрепляется мышечный корсет, формируется осанка); -развивается музыкальный слух, ритм, и музыкальная память; -формируются навыки вербального и невербального общения; -ребенок развивается эмоционально, у него формируется готовность к восприятию музыки. Диагностика уровня музыкальных способностей Показатели Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Показатели развитости ладового чувства Внимание Просьба повторить Наличие любимых произведений Внешние проявления (эмоциональные) Высказывание о музыке с контрастными частями Узнавание знакомой мелодии по фрагменту Определение окончания мелодии Окончание на тонике начатой мелодии Показатели развитости музыкально-слуховых представлений Пение знакомой мелодии Пение знакомой мелодии без сопровождения Пение малознакомой мелодии (после нескольких ее прослушиваний) с сопровождение Пение малознакомой мелодии без сопровождения Подбор на слух хорошо знакомой короткой попевки на металлофоне Подбор на слух малознакомой попевки на металлофоне Показатели развитости чувства ритма
Воспроизведение в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с малоконтрастными частями Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма)

9. Список использованной литературы
В основу построения занятий взято пособие М.А.Давыдовой «Уроки музыки» и программа УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой./Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХIвека» -М,:Вентана-Граф,2010./



10. Приложение
Кружок « Музыкальная мозаика» 1 класс (1 час в неделю)-33часа №зан п/п Дата проведения занятия Содержание учебного материала. Использование ИКТ и совр. обр. тех Корректировка
Звуки музыкальные,

смешные и печальные. Наш

гость марш.
1 Музыка-искусство звуков. Игровые моменты: «Угадай-ка» и «Ритмический диктант». 2 Звуки высокие и низкие. Разучивание попевок. 3 Звуки нашего настроения. Сила звука. Разучивание песенок об осени. 4 Наш гость-марш. Игровые моменты: «Эхо» и «Перекличка». 5 Виды маршей. 6 «Песенное дыхание».Разучивание песен к празднику осени. 7 Игра «Угадай мелодию». Концерт филармонии. Урок- встреча.
Наш гость – песня. Наш гость

– танец. Встреча

музыкальных жанров.
8 Признаки жанра танец. Характеры танцев. 9 Нотопись. Танец под пение песен: «Во поле береза стояла» и «Камаринская». 10 Знакомство с понятием песня. Песня «Веселые
путешественники». 11 Знакомство с музыкальными инструментами. 12 Концерт для первоклассников «До-ми-соль-ка». 13 Новое понятие-встреча жанров. Разучивание детских песен. 14 Встреча музыкальных жанров. Ритмический диктант. 15 Разучивание песен к Новогоднему празднику. 16 Музыкальная Новогодняя сказка. 17 Экскурсия в музыкальную школу. 18 Разучивание любимых песен. Колыбельные песни, песни- заклички, колядки. 19 Знакомство с симфонией. 20 Песня и опера (общее и различное). 21 Разучивание песен о папе. Армейские песни. 22 Разучивание песен к женскому празднику. 23 Концертная программа «Весенняя капель». 24 Посещение филармонии. 25 Танец и балет. Игровой момент: «Копилка музыкальных терминов». 26 Марш и симфония .Игровые приемы: «Угадай-ка», «Я утверждаю, что…».
Музыкальная речь.

27 Музыкальная речь. Мелодия. Регистр. Тембр. 28 Музыкальная сказка «Снегурочка». 29 Музыкально-выразительные средства: форма. 30 Музыкальная речь. Лад. Темп. Динамика. 31 Посещение филармонии. 32 Праздник: «Музыкальная мозаика». 33 Отчетный концерт.


В раздел образования