Напоминание

"Коллаж- как техника арт терапиив работе с младшими школьниками"


Автор: Кривошеина Елена Морисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБО СОШ № 32
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Коллаж- как техника арт терапиив работе с младшими школьниками"
Раздел: начальное образование





Назад





Мастер-класс для учащихся начальной школы «Коллаж как техника

арт-терапии в работе с младшими школьниками», разработала

учитель начальных классов: КривошеинаЕ.М.


Занимаясь визуальным искусством, люди реализуют свою потребность оригинальному действию и т ворчеству… С. Скейфи
Цель:
способствовать развитию углубленного самопознания, самопринятия, гармонизации развития, личностному росту участников арт-терапевтичес- кого процесса.
Материалы для тренинга:
листы бумаги формата А4, фломастеры; материалы для изготовления коллажа: газеты, журналы, открытки, краски, карандаши, клей , ножницы; Актуальность проблемы мастер-класса обусловлена интенсивными изменениями, происходящими в системе образования, которые задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности в современных условиях. Творческая личность становится признанной обществом на всех ступенях ее развития. В общеобразова- тельной школе востребованы творческие ученики, умеющие учиться, адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, способные искать пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем. Следовательно, возникает необходимость формирования творческой личности младших школьников, развитию в них стремления к активному творчеству и реализации своих способностей. Наиболее эффективными методами работы с младшими школьниками выступают методы арт-терапии, позволяющие школьникам реализовать себя по средствам творчества, особенно необходимого ребенку на данной стадии развития. И ребёнок, и взрослый в арт-терапевтическом процессе приобретает ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации, самоактуали- зации личности.
Арт – терапия
- метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое.
Виды арт-терапии:
 изотерапия (рисуночная терапия)  визуальная терапия(терапия образами)  медитативное рисование  мультимедийная (интегративная)

Основные принципы арт-терапевтических занятий
 поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ "Я";  говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка;  отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми;  не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;  не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию;  применять и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества;  не утомлять занятиями;  использовать определенный ритуал занятия.
Преимущества арт-терапии:
 Создает положительный эмоциональный настрой в группе.  Облегчает процесс коммуникации со сверстниками, учителем, другими взрослыми. Совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии.  Укрепляет культурную идентичность ребёнка, способствует укреплению преодолению языкового барьера, особенно в многонациональных школах.  Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким либо причинам затруднительно обсуждать вербально, что делает ее особенно ценной в работе с детьми младшего школьного возраста;  Развивает чувство внутреннего контроля. Арт-терапевтические занятия создают условия для экспериментирования кинестетическими и зрительными ощущениями, стимулируют развитие сенсорных умений и в целом правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве.
 Повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни в школе. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением.  Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеление.  Позволяет выстраивать отношения с ребёнком на основе любви и взаимной привязанности и тем самым компенсировать их возможное отсутствие в родительском доме. Одной из продуктивных арт-техник является коллаж. Само слово «
коллаж
» происходит от французского collage- наклеивание. В настоящее время техника коллажа активно используется в творческой деятельности. На бумажную или текстильную основу наклеиваются картинки, детали на определённую тему. Коллаж- техника создания картины или графического произведения путем применения различных наклеек из плоских (фотографии, билеты, ткани, вырезки из газет и цветной бумаги и т.д.) или объемных (проволока, дерево, веревки, металл) материалов. Кроме того его можно дорисовывать или дополнять различными надписями. При изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием художественных способностей, именно поэтому он позволяет каждому получить успешный результат, способствует стимуляции самовыражения, эмоциональной рефлексии. Темы коллажа зависят от той жизненной ситуации, в которой находятся участники группы. Варианты тем: « Наш 2 класс», « Мои впечатления», «Я успешный ученик», «Решение», «Моё будущее» и др. Для работы необходимо разделить участников на подгруппы по 4-5 человек. Предлагается тема для создания коллажа и все необходимые материалы. По окончанию работы каждая группа представляет свой коллаж. Проводиться групповая рефлексия.


В раздел образования