"Коллаж- как техника арт терапиив работе с младшими школьниками"
Автор: Кривошеина Елена Морисовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБО СОШ № 32 Населённый пункт: г. Иркутск Наименование материала: мастер-класс Тема: "Коллаж- как техника арт терапиив работе с младшими школьниками" Раздел: начальное образование
Мастер-класс для учащихся начальной школы «Коллаж как техника
арт-терапии в работе с младшими школьниками», разработала
учитель начальных классов: КривошеинаЕ.М.
Занимаясь визуальным искусством, люди
реализуют свою потребность оригинальному
действию и т ворчеству…
С. Скейфи
Цель: способствовать развитию углубленного самопознания, самопринятия,
гармонизации развития, личностному росту участников арт-терапевтичес-
кого процесса.
Материалы для тренинга: листы бумаги формата А4, фломастеры;
материалы для изготовления коллажа: газеты, журналы, открытки, краски,
карандаши, клей , ножницы;
Актуальность проблемы мастер-класса обусловлена интенсивными
изменениями, происходящими в системе образования, которые задают новые
ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой
личности
в
современных
условиях.
Творческая
личность
становится
признанной
обществом
на
всех
ступенях
ее
развития.
В
общеобразова-
тельной
школе
востребованы
творческие
ученики,
умеющие
учиться,
адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, способные
искать пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем. Следовательно,
возникает
необходимость
формирования
творческой
личности
младших
школьников,
развитию
в
них
стремления
к
активному
творчеству
и
реализации своих способностей. Наиболее эффективными методами работы с
младшими
школьниками
выступают
методы
арт-терапии,
позволяющие
школьникам
реализовать
себя
по
средствам
творчества,
особенно
необходимого ребенку на данной стадии развития.
И ребёнок, и взрослый в арт-терапевтическом процессе приобретает
ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углубленное
самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост. Это
потенциальный путь к самоопределению, самореализации, самоактуали-
зации личности.
Арт – терапия - метод психотерапии, использующий для лечения и
психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование,
лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство,
создание историй и многое другое.
Виды арт-терапии:
изотерапия (рисуночная терапия)
визуальная терапия(терапия образами)
медитативное рисование
мультимедийная (интегративная)
Основные принципы арт-терапевтических занятий
поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ "Я";
говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и
характере самого ребенка;
отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с
самим собой, а не с другими детьми;
не применять негативных оценочных суждений, отрицательного
программирования;
не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его
желанию;
применять и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка,
независимо от содержания, формы и качества;
не утомлять занятиями;
использовать определенный ритуал занятия.
Преимущества арт-терапии:
Создает положительный эмоциональный настрой в группе.
Облегчает процесс коммуникации со сверстниками, учителем, другими
взрослыми.
Совместное
участие
в
художественной
деятельности
способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии.
Укрепляет
культурную
идентичность
ребёнка,
способствует
укреплению
преодолению
языкового
барьера,
особенно
в
многонациональных школах.
Позволяет обратиться к тем реальным проблемам
или фантазиям,
которые
по
каким
либо
причинам
затруднительно
обсуждать
вербально, что делает ее особенно ценной в работе с детьми младшего
школьного возраста;
Развивает
чувство
внутреннего
контроля.
Арт-терапевтические
занятия создают условия для экспериментирования кинестетическими
и
зрительными
ощущениями,
стимулируют
развитие
сенсорных
умений и в целом правого полушария головного мозга, отвечающего за
интуицию и ориентацию в пространстве.
Повышает
адаптационные
способности
человека
к
повседневной
жизни
в
школе.
Снижает
утомление,
негативные
эмоциональные
состояния и их проявления, связанные с обучением.
Эффективна
в
коррекции
различных
отклонений
и
нарушений
личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности,
внутренние механизмы саморегуляции и исцеление.
Позволяет выстраивать отношения с ребёнком на основе любви и
взаимной привязанности и тем самым компенсировать их возможное
отсутствие в родительском доме.
Одной из продуктивных арт-техник является коллаж. Само слово « коллаж »
происходит
от
французского
collage-
наклеивание.
В
настоящее
время
техника
коллажа
активно
используется
в
творческой
деятельности.
На
бумажную
или текстильную основу наклеиваются картинки, детали на
определённую тему. Коллаж- техника создания картины или графического
произведения
путем
применения
различных
наклеек
из
плоских
(фотографии, билеты, ткани, вырезки из газет и цветной бумаги и т.д.) или
объемных (проволока, дерево, веревки, металл) материалов. Кроме того его
можно
дорисовывать
или
дополнять
различными
надписями.
При
изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием
художественных
способностей,
именно
поэтому
он
позволяет
каждому
получить успешный результат, способствует стимуляции самовыражения,
эмоциональной рефлексии.
Темы коллажа зависят от той жизненной ситуации, в которой находятся
участники группы. Варианты тем: « Наш 2 класс», « Мои впечатления», «Я
успешный
ученик»,
«Решение»,
«Моё
будущее»
и
др.
Для
работы
необходимо
разделить
участников
на
подгруппы
по
4-5
человек.
Предлагается тема для создания коллажа и все необходимые материалы. По
окончанию работы каждая группа представляет свой коллаж. Проводиться
групповая рефлексия.