Напоминание

"Путешествие в лесное царство"


Автор: Пенькова Елена Георгиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№21 имени летчика Игоря Щипанова станицы Ясенской
Населённый пункт: станица Ясенская, Краснодарского края, Ейского района
Наименование материала: методическая разработка внеклассного занятия по экологии
Тема: "Путешествие в лесное царство"
Раздел: начальное образование





Назад




Краснодарский край Ейский район ст. Ясенская Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21 им. летчика И. Щипанова Занятие по экологии "Путешествие в лесное царство" Подготовила и провела учитель начальных классов Пенькова Елена Георгиевна


2017год


Цели и задачи:
1. формирование представлений и элементарных знаний об экологии; 2. анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой; 3. развитие индивидуальных способностей учащихся; 4. воспитание бережного отношения к природе; 5. формирование познавательных интересов во внеурочное время.
Планируемые достижения учащихся:
1.Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относится к окружающему миру. 2.Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди. 3.Учиться защищать природные ресурсы. 4.Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.
Оборудование:
1.аудиозапись голов птиц; 2.выставка книг “Природа – твой дом”; 3.оформление стенда “Охрана окружающей среды”; 4.индивидуальные творческие задания; 5.анкеты; 6.клей; 7.цветные карандаши; 8.мультимедийная презентация по теме “Путешествие по экологической тропе”; 9.карточки – знаки отличия индивидуальных достижений.
Ход мероприятия
Актуализация знаний

.
Ждет нас в гости друг зеленый Ждут березки, липы, клены, Травы, птицы и цветы небывалой красоты. Сосны, ели до небес Друг зеленый это ... (лес)
недостающее слово


Сегодня на нашем уроке мы совершим воображаемое путешествие по экологической тропе. Экологическая тропа – это маршрут в лесу, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы. Послушайте историю о лесе.
Кадр 1 Лес
– Жил был лес.
Кадр 2 Птицы
– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Послушай (звучит аудиозапись голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья) – Каких птиц вы услышали? (филина, кукушку, дятла, соловья) Послушай песню о птице в исполнении ученицы музыкальной школы.
Кадр 3 Звери


Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды. Каких зверей узнали? (Енот, белка, заяц, ежик, волки, медведь, лось, олень, лиса)
Кадр 4 Человек
– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.
Кадр 5 Вырубка леса
– Стал человек тогда вырубать лес.
Кадр 6 Пожар в лесу
– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.
Кадр 7 Загрязнение водоемов.
– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.
Кадр 8 Воздух



Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.
Кадр 9 Засорение отходами
– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).
Кадр 10 Просьба леса
– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу. (Послушай песню о соловье в исполнении ученицы музыкальной школы.) – И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи. “ Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!”
Кадр 11-14
Учитель – Почему в лесу никто не живет? Ученик – Человек разрушил жизнь леса. Учитель – Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека? Ученик – Экология. Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы. Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа. Учитель – Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и исправим ошибки человека.
слайд 15-16

Итак, первое лесное исследование. Оно называется
“ Почему мы с лесом дружим, Для чего он людям нужен?”
Учитель: Игра «Ассоциации»
Какое значение имеет лес для человека?
Дети:
Лес – это наше богатство! Лес – это зеленый наряд планеты Земля. Там. Где лес – всегда чистый
воздух. Лес – это дом для птиц и зверей. Лес – бережет реки. Лес – это кладовая орехов, ягод, грибов. Слайд 17-18 Задание 1(работа у доски) Учитель – У вас на столах лежат картинки с загадками, на которых изображены растения леса Переверни картинку, прочитай загадку, отгадай – и узнаешь название этого растения, которые мы посадим в нашем лесу. 1 Весной зеленела, летом загорела, Осень в сад пришла, красный факел зажгла. Ответ (Рябина) 2 Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из тёплых дней Май серёжки дарит ей. Ответ (Берёза) 3Зимой и летом – одним цветом. Ответ (Ёль) 4. Я из крошки бочки вырос Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок – Ничего, что плод мой мелок. дуб 5. Родился (ландыш )в майский день. И лес его хранит. Мне кажется, задень его,
Он тихо зазвенит! И этот звон услышит луг, И птицы, и цветы вокруг Носит (одуванчик) Жёлтый сарафанчик. Подрастёт, нарядится В беленькое платьице: Пышное, воздушное, сообщение Ветерку послушное. Золотая серединка И лучи идут кругом. Это, может быть, картина? Солнце в небе голубом? Кто сидит на крепкой ножке В бурых листьях у дорожки? Встала шапка из травы – Нет под шапкой головы. Что это?
Кадр 12. Деревья
Учитель – Вот и выросли в нашем лесу новые красивые растения . Приятно бегать меж стволов и играть в подвижные игры. Задание 2(работа в группах) Учитель – Кого ещё не хватает в нашем лесу? Не хватает птиц и зверей 1 группа :На столе у вас лежат конверты. Приготовь клей. Достань из конвертов пазлы. Собери картинку из пазлов, наклей на лист бумаги, отгадай
животное или птицу, прикрепи к доске. (на пазлах фотографии: медведя, лисы, совы, енота, дятла) 2 группа: отгадай загадки Хитрая плутовка, Рыжая головка. Хвост пушистый – краса! А зовут её … Красавца лесного Зовём мы «сохатый», А он не сохатый, А просто рогатый
.
В сосне дупло, В дупле – тепло. А кто в дупле Живёт в тепле? Хозяин лесной Просыпается весной. А зимой под вьюжный вой Спит в берлоге снеговой
.
Обитатель леса шустрый Своровал листок капустный. У него дрожат реснички: «Нет ли где – нибудь лисички» Зубовато, серовато, По полю рыщет Телят, овец ищет.
Какую птицу называют лесным доктором? 3 группа: Сообщения детей о животных родного края.(по составленным книгам) - Какие животные населяют наши леса? (лисы, зайцы, волки, кабаны, белки, лоси и т.д.) - О ком из них вы хотите рассказать? (сообщения детей о лисице, дятле, зайце, волке, белке) – Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Слайд 18 Задание 4 Это кроссворд о природе.
Кадр 14 Кроссворд
Отгадаем кроссворд вместе. Каждой группе по вопросу. Вопросы к кроссворду 1.Как называется верхний плодородный слой земли? 2.Водяной поток, протекающий по четко обозначенному руслу? 3.Синоним слова звери. 4.Назови одним словом деревья, травы, кустарники.
5.Житель планеты, наделенный разумом. 6.Назови синоним слова атмосфера. 7.Как называется солнце на языке астрономов? Учитель – Природа – главное слово в нашем задании. Ведь охрана природы – главная цель экологии.
Кадр 20 Охрана природы
Учитель – Нужно ли охранять природу? Ученики– Да! – Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений ученики школ помогать взрослым посильным трудом. Лес – это праздничный стол. А на нем ягоды, орехи и грибы. Мы пришли в гости к природе, надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определенные правила поведения. Что же это за правила?
Дети:
- Не оставлять мусор в лесу. - Не ломать ветки и деревья. - Не разорять птичьи гнезда и муравейники. - Не разжигать костры, беречь лес от пожара
Учитель:
Какие знаки правильного поведения в лесу вы приготовили к сегодняшнему уроку? Задание 5(индивидуальное задание) На столе у вас большие круги, похожие на дорожные знаки. Придумай знак – напоминание о поведении человека в лесу. Расскажи о значении этого знака. Повесь его в нашем лесу (на доску).
Кадр 21 Итог урока
Задание 6(работа парах) Заполни анкету. Цель: выявление материала для дальнейшей работы. Возьми лист, на котором напечатана анкета. Ответь на вопросы.
1. Что изучает наука ЭКОЛОГИЯ? – Природу; – Сказки разных народов. 2. Кому приносит вред дым из труб заводов? – самолётам; – всем живым существам. 3. Какую книгу называют “Красной?” – атлас мира; – книгу редких животных и растений. 4. Где животные могут не бояться охотников и человека? – в заповеднике; – в цирке. 5. Куда можно выбрасывать мусор в лесу? – в берлогу медведя; – в мусорный бак или забирать с собой. (проверка задаия) 1.Ребята на цветной бумаге обводят контур своей руки, вырезают и пишут как каждый будет охранять Землю от загрязнения.(это дети сделали на предыдущем занятии)

Приклеивают «руки» на «Землю» – громко зачитывают свои слова Завершение путешествия
Стих читает ребёнок
Мы рубим лес, устраиваем свалки. Но кто же под защиту всё возьмёт Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки. Подумайте, а что нас дальше ждёт Пора бы человечеству понять, Богатство у Природы отбирая, Что землю нужно тоже охранять Она, как мы, такая же живая!
Учитель

– Вот и подошла к концу наше занятие. Думаю, что вы сегодня многое узнали об экологии, и будете природу беречь и охранять. Выставка книг “ Природа – твой дом” заинтересует любителей природы. В библиотеке вы всегда найдете книги о растениях, животных и птицах. Берегите природу!


В раздел образования