Автор: Тимофеева Лидия Парфирьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 2" Населённый пункт: г.Чебоксары Чувашская Республика Наименование материала: статья Тема: "Музей в твоём классе" Раздел: начальное образование
Музей в твоём классе
Тимофеева Лидия Парфирьевна,
учитель высшей категории
МБОУ «СОШ №2» г.Чебоксары
В программе начальной школы при преподавании «Литературного чтения» по
системе
«Перспективная
начальная
школа»
существует
комплект
репродукций
картин
известных
художников.
Издано
это
пособие
в
издательстве
«Академкнига/Учебник» под редакцией Чураковой Н.А. в виде демонстрационного
альбома с методическими рекомендациями, сведениями о художниках, описанием
картин, указанием, где они находятся (Государственная Третьяковская галерея,
Государственный Русский музей, Государственный Эрмитаж).
Рассматривая альбом на уроках с учащимися, учитель получает возможность
научить младших школьников осмысленно рассматривать картину,
не бояться
делиться
своими
наблюдениями
и
размышлениями
с
одноклассниками,
делать
выводы
на
основе
собственных
впечатлений
и
переживаний.
Постепенно
школьники подготовятся к развернутому устному высказыванию и письменному
сочинению
по
картине.
Они
не
только
научатся
рассматривать
произведение
изобразительного искусства, но и будут получать эстетическое удовольствие от
встречи с прекрасным.
Уже
в
1
классе
учащиеся
знакомятся
с
двумя
жанрами:
пейзажем
и
натюрмортом.
Затем
учитель
использует
для
рассматривания
портрет
и
даже
интерьер.
Логика
анализа,
предложенная
автором
проста:
вначале
помочь
ребенку
«схватить» художественный образ целиком. Для этого читается название картины.
Иногда оно содержательно; как, например, «Московский дворик» И.Д.Пластова,
«Утренний
натюрморт»
К.С.Петрова-Водкина,
«Стрекоза»
И.Е.Репина.
Затем
исследуются все подробности, запечатлённые художником. Стараюсь не оставлять
незамеченной ни одной детали. Например, не просто «дом», а «покосившийся,
стареющий домик»; не просто «зелёная трава», а «первая нежная ослепительно
яркая зелёная трава». Для исследования мы с ре6ятами, как рекомендуют авторы
пособия, сделали бумажные рамки и лупы. Это наши инструменты, особое зрение.
Так мы «путешествуем»: по тропинке к дому или колодцу, возвращаемся
назад, рассматриваем в лупу кусочек неба, выделяем рамкой церковь, то есть всё,
что
заметили
интересного.
А
главное
–
это
делиться
своими
открытиями
с
друзьями.
Во 2 классе рассматриваются картины: И.Левитана «Весна. Большая вода»,
Анри Матисса «Разговор», И.Н.Крамского «Портрет Мины Моисеева». И вновь
ученикам открываются чудо и тайны, которые разлиты в окружающем нас мире,
воплощены в каждой вещи. И люди с особым зрением – художники, помогают нам
это увидеть.
Работа над альбомом «Музей в твоём классе» продолжается до 6 класса. В
учебниках «Литературное чтение» также есть иллюстрации отличного качества.
Это мини-репродукции известных художников.
Будущим
первоклассникам
тоже
повезло.
У
них
свой
такой
комплект
репродукций
под
названием
«Кронтик
в
музее»
(автор
Чуракова
Н.А.).
И
занимаются по ним в МОУ «СОШ № 2» и в республиканском центре «Развитие».
Любознательный белый барсучок Кронтик, попав в музей, задался вопросом: «А
что там – внутри картин?» Вместе с друзьями Кронтика «дошколята» с помощью
лупы, рамки и фишек практически осваивают пространство картин в игровой
форме. Так формируются универсальные учебные действия (общеучебные умения).
Учителя с помощью такой работы не только готовят детей к школе, но и
развивают
речь
и
эстетические
чувства.
Уже
до
школы
дети
познакомятся
с
картинами
«Иван-царевич
на
Сером
Волке»
(В.Васнецов),
«Первые
шаги»
(Винсент Ван Гог), «Дамы в саду» (Клод Моне) и другими.
Ребята ещё не раз встретятся с картинами этих художников не только в
учебниках, журналах, но и в настоящем музее. Думаю, что они будут готовы к
эстетическому и осмысленному восприятию изобразительного искусства.