Напоминание

Особенности развивающего взаимодействия педагога с детьми раннего возраста в условиях специализированного Дома ребенка. Компенсация возможных речевых нарушений.


Автор: Киселева Виктория Михайловна
Должность: логопед
Учебное заведение: КГБУЗ КнА Специализированный Дом ребенка
Населённый пункт: Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развивающего взаимодействия педагога с детьми раннего возраста в условиях специализированного Дома ребенка. Компенсация возможных речевых нарушений.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Подготовила: Киселева Виктория Михайловна Логопед КГБУЗ КнА Специализированный Дом ребенка Особенности развивающего взаимодействия педагога с детьми раннего возраста в условиях специализированного Дома ребенка. Компенсация возможных речевых нарушений.
Общение является основным фактором развития ребенка, его адаптации в социальной среде. Формирование коммуникации, ее содержание и особенности во многом определяются культурно-историческим контекстом развития общества, в котором развивается ребенок. Начиная с первых дней своей жизни, в процессе эмоционального общения с матерью, дети принимают паттерны социального поведения, осваивают коммуникативные эталоны и способы социального реагирования, характерные для своей культурной среды. Дефицит общения, вызванный теми или иными причинами и ограничивающий развитие коммуникативного поведения ребенка, приводит к искажениям его развития. Коррекция нарушений раннего коммуникативного поведения требует тонкого, корректного подхода, который ложится на плечи сотрудников специализированных учреждений, где воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей. Итак, общение начинается с эмоционального контакта и постепенно перерастает в сотрудничество. В процессе сотрудничества с взрослым малыш усваивает общественный опыт, образцы поведения, овладевает определенными навыками и умениями, совершает мыслительные операции. Ситуация развивающего взаимодействия с взрослым дает ребенку, оставшемуся без попечения родителей, возможность ощутить себя любимым, единственным, защищенным, способствует формированию базового доверия к миру. Регулярное, правильно выстроенное общение воспитателей с детьми помогает предотвратить многие вторичные отклонения в развитии ребенка. У каждого ребенка имеется свой потенциал развития, на который взрослые могут опереться при выстраивании взаимодействия с детьми. Начнем с того, что развитие взаимодействия взрослого с младенцем зарождается в ситуациях ухода, например во время кормления малыша. Ситуация кормления повторяется неоднократно в течении дня, и эта цикличность позволяет выработать определенный ритуал. Именно в ситуации кормления происходит приспособление взрослого и ребенка друг к другу, формируется чувство надежности и стабильности в отношениях, возникает взаимное доверие , развивается совместное эмоциональное переживание.
Чтобы взаимодействие с малышом в ситуации кормления стало личностно- ориентированным, важна регулярность в его организации и соблюдение некоторых обязательных условий: - воспитатель или другой сотрудник, проводящий кормление ребенка, должен располагать ребенка в позе, способствующей общению, так чтобы малыш имел возможность видеть лицо взрослого ,следить за его мимикой, слышать ласковый голос; - во время кормления малыша нельзя общаться с коллегами или уделять внимание другим детям – взрослый принадлежит только одному малышу; - воспитатель или другой сотрудник, проводящий кормление ребенка, обязаны кормить маленьких детей без спешки и суеты, в спокойной доброжелательной обстановке и столько времени, сколько потребуется малышу; - во время кормления взрослый должен быть внимателен: наблюдать за ребенком и откликаться на любую его активность ( взгляд, движение, голосовой звук); - воспитателю необходимо вовлекать малыша во взаимодействие уже на этапе подготовки к кормлению, а по окончании некоторое время держать его на руках, носить по комнате, разговаривать с ним и только потом переключать внимание ребенка на окружающие игрушки. То есть общение должно иметь завершенную структуру, в котором есть начало и есть конец. Формирование звуковой коммуникации на первом году жизни определяется как подготовительный этап в развитии речи, но без этого этапа вообще невозможно овладеть речью. В условиях дома ребенка подготовительный этап проходит с множественными нарушениями в силу как объективных, так и субъективных причин. В большинстве случаев психическое развитие воспитанников домов ребенка оценивается специалистами как явно неблагополучное с четырехмесячного возраста. Очевидно, до этого депривация не оказывает столь явного отрицательного влияния. Отрицательное влияние на развитие, в частности речевое, выявляет динамика развития феномена недовольства через крик ребенка. Для семейных детей характерны интонации, активно воздействующие на взрослого: подзывающие, просящие, требовательные, т.е. носящие активный характер. У детей дома ребенка даже во второй половине первого года
жизни сохраняются высокие индексы пассивного отстраняющего плача. Это является результатом обедненных эмоциональных и тактильных контактов. На таком фоне не вырабатывается коммуникация с помощью звуков гуления и лепета, что становится уже явным с четвертого месяца жизни и прогрессирует в более поздние возрастные сроки. Ведущие отечественные педагоги и психологи обращают внимание на то, что малыши, имеющие проблемы в развитии, застревают на стадии ситуативно- личностного общения, в связи, с чем у них задерживается переход к ситуативно-деловому общению. Однако проведенные исследования в специализированных домах ребенка, позволяют утверждать, что младенцы не просто застревают на этом этапе, они минуют его. Так происходит потому, что сотрудники стараются редко брать детей на руки, в репертуаре отсутствуют телесные игры. Взрослые ориентированы на предметное взаимодействие с детьми и пытаются, прежде всего, чему-то научить их. Однако чтобы осуществить переход к эмоционально-деловому общению, необходимо создать фундамент, краеугольный камень которого – эмоционально – личностное общение воспитателя с малышом. Хочется обратить внимание на то, что формирование и развитие личностно – ориентированного взаимодействия осуществляется в паре «ребенок – воспитатель». Часто бывает так: воспитатель дома ребенка, начиная играть с одним малышом, переходит к подгрупповой игре, стараясь уделить внимание сразу всем детям, находящимся рядом. Более активные малыши подавляют социально – пассивных, которые в лучшем случае наблюдают за происходящим со стороны или отвлекаются, а в худшем начинают компенсировать недостаток внимания стереотипными действиями. Чтобы этого не происходило, необходимо выделить специальное место вдали от других детей, при этом во время занятия детей не должно ничего отвлекать (посторонние шумы, разговоры с коллегами ) Как вы понимаете, речь идет о занятиях, а не о подгрупповой игре с детьми, у нее несколько иное предназначение. Второй год жизни – это «сензитивный» период в развитии речи, когда наблюдается особая чувствительность к речевому обучению и речевое развитие протекает очень интенсивно. На втором году ребенок начинает подражать словам и фразам взрослого, понимает его речь. Растет его активный словарь, ребенок овладевает грамматическим строем языка,
начинает пользоваться речью. И теперь роль педагога переходит в иное качество. В условиях дом ребенка очень важно избегать употребления стереотипных фраз, которые замедляют процесс общения, понимания, активной речи. Так, например, в доме ребенка дети в возрасте полутора – двух лет часто не могут выполнить простое поручение – « покажи где твой горшочек?». Однако когда воспитатель произносит: « садись на свой горшочек» - выполняют его. Тоже самое происходит и с другими поручениями. Дело в том, что воспитатели сами не замечая, употребляют стереотипные фразы, и дети слышат и понимают только их. В первую половину второго года жизни у ребенка формируется очень важное для него умение подражать словам, произносимым взрослым. Для того, чтобы вызвать подражание словам при показе предмета или картинки, нужно помнить, что при этом происходит конкуренция зрительного, слухового, речедвигательного аппарата. Поэтому в момент зрительного восприятия ребенок не подражает. Лишь после того, как малыш перевел взгляд на лицо и губы взрослого и вновь слышит название предмета, он начинает подражать словам взрослого. К концу второго года жизни речь начинает выполнять свою основную функцию – общение с окружающими. Ребенок начинает пользоваться речью при общении с взрослыми. Ведь поводов для обращения к взрослому очень много: это и просьба в чем – то помочь, вместе поиграть, и жалоба, и выражение какого – то желания, удивления, радости. Важной задачей на этом этапе является формирование у детей потребности в речевом общении со взрослым; нужно помнить , что ребенок будет пользоваться речью, если у него есть в этом потребность, желание что –то сказать взрослому. Поэтому очень важно внимательно относится к каждому слову ребенку, обращенному к взрослому; конечно, необходимо также как можно чаще обращаться к детям, давать им разные поручения и т. д На третьем году жизни самые большие изменения в психике ребенка касаются дальнейшего формирования речи и тех сдвигов в умственном развитии, которые происходят под ее влиянием. Существенные изменения происходят в понимании речи окружающих. Ребенок понимает смысл слов, относящихся к тому, что повседневно его
окружает, что лично его касается, что связано с его переживаниями. С ребенком можно говорить уже не только о данном моменте, но и о прошлом, и о будущем; например, о том, куда он пойдет; что будет делать на прогулке и т. д. Ребенок может понять рассказ взрослого о таких явлениях и событиях, которые сам он непосредственно не видел. Умение слушать и воспринимать рассказ без показа особенно сложно для детей домов ребенка, и эту функцию нужно развивать специально. Занятия такого рода должны быть построены на хорошо знакомом: проведенный ранее показ; события, которые ребенок наблюдал ранее. На третьем году жизни существенно изменяется воспитательное значение речи. Хотя при обучении ведущее место занимает показ, удельный вес речи как средства обучения и воспитания значительно возрастает. Словом можно прекратить то или иное действие ребенка, предупредить отрицательное поведение, вызвать приятные воспоминания, научить новому действию, сформировать представления, понятие. Несмотря на большие достижения в развитии речи, дети еще не имеют достаточного опыта и не владеют грамматическим строем языка. Встречаются замены и пропуски трудных звуков, их перестановка, но недостатки собственной речи не мешают ребенку замечать ошибки других детей и поправлять их. Это объясняется более совершенным слуховым восприятием речевых звуков, по сравнению с речедвигательными умениями ребенка. Взрослые не должны допускать в своей речи искажения звуков или грамматически неправильной речи. Это одно из важных условий формирования правильного произношения, грамматически правильной речи детей.
Источники: 1. Выродова И.А. Взаимодействие ухаживающих взрослых с младенцами – сиротами в условиях Дома ребенка. М.:Полиграф Сервис, 2011 2. Разенкова Ю.А. Коррекционно – педагогическая работа с детьми первого года жизни группы риска в условиях Дома ребенка: Автореф.дисс…канд.пед.наук . Ин-т коррекционной педагогики РАО.М., 1997. 3. Баенская Е.Р. Особенности раннего аффективного развития детей с аутизмом: дис… канд. Психол. Наук: 19.00.10.- М.,2003.-148 4. Рубан О. В. Психологические аспекты в русской традиции пестования/О.В. Рубан, Н.Л.Белопольская// Актуальные проблемы психологического знания.-2012.-№3 5. Рубан О. В. Традиционное русское пестование как метод коррекции взаимодействия мать-ребенок с расстройтвами аутистического спектра/О.В. Рубан, Н.Л.Белопольская// Актуальные проблемы психологического знания.-2012.-№4 6. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и Доме ребенка.М.:Смысл,2003 7. Баенская Е.Р. Выродова И.А., Разенкова Ю.А. Научитесь общаться с младенцем.М.: Просвещение, 2008.


В раздел образования