Напоминание

Музыкально-интеллектуальная викторина "Такие знакомые незнакомцы"


Автор: Дронова Наталья Юрьевна
Должность: преподаватель музыки
Учебное заведение: Пермское суворовское военное училище
Населённый пункт: пгт. Звездный Пермского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Музыкально-интеллектуальная викторина "Такие знакомые незнакомцы"
Раздел: среднее образование





Назад




1 Преподаватель музыки Пермского СВУ Дронова Н.Ю.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕРМСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ

МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Музыкально-интеллектуальная викторина

«Такие знакомые незнакомцы»
Методическая разработка внеурочного мероприятия для суворовцев Разработал: преподаватель музыки
Дронова Наталья Юрьевна
пгт. Звёздный 2017 г.
2 Преподаватель музыки Пермского СВУ Дронова Н.Ю.
Музыкально-интеллектуальная викторина

«Такие знакомые незнакомцы»
Дата проведения: 01.06.2017 г. – 10.06.2017 г.
Цель интеллектуальной игры –
развитие мотивации обучающихся к изучению музыки через изучение в игровой форме музыкальных терминов, жанров и форм музыки.
Задачи:
Обучающие: – способствовать развитию умения решать задачи различного уровня, используя собственные и общие знания и умения в ограниченном промежутке времени; – создать условия для развития познавательного интереса и творческих способностей суворовцев логического мышления, Воспитательные: – создать условия для развития коммуникативных навыков: умения сотрудничать, убеждать и соотносить свои действия с действиями товарищей, умению слушать; – способствовать развитию умения относиться с уважением к интересам других команд и участников в своей команде, соблюдать правила этикета и регламент игры. Развивающие: – способствовать формированию у обучающихся умения находить ответ на любые нерешенные вопросы, проявлять эрудицию, смекалку; – формировать умение управлять своим поведением.
Форма проведения мероприятия:
интеллектуальная викторина.
Форма работы:
в группах, суворовцы распределены на три команды.
Музыкальный материал:
Звучат фрагменты произведений В.А. Моцарта: Маленькая ночная серенада, IV часть; увертюра к опере «Свадьба Фигаро», главная партия; соната ля мажор, III часть (нотный пример 15); фантазия до минор (нотный пример 16); ария Памины из оперы «Волшебная флейта» (нотный пример 17); ария Сюзанны из IV действия оперы «Свадьба Фигаро» (нотный пример 18); ария Фигаро «Мальчик резвый» из I действия оперы «Свадьба Фигаро» (нотный пример 19); ария Керубино из II действия оперы «Свадьба Фигаро» (нотный пример 20); Лакримоза из «Реквиема» (нотный пример 21);
3 Преподаватель музыки Пермского СВУ Дронова Н.Ю. увертюра к опере «Волшебная флейта» (нотный пример 22); соната Ля мажор I часть – тема вариаций (нотный пример 23); симфония № 40, I часть, главная партия (нотный пример 24); симфония № 40, финал.
Наглядный материал и игровые пособия:
Карточки 20 20 с буквами М, О, Ц, А, Р, Т; карточки (по четыре для каждой команды) с фамилиями: И.С. Бах, И. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен; три листа с текстом сюжета оперы «Свадьба Фигаро» к конкурсу «Имена персонажей»; карточки с именами героев оперы: граф Альмавива, графиня Розина, Фигаро, Сюзанна, Керубино, Барбарина; 15 листов размером А3 с нотной записью трех музыкальных тем (по пять фрагментов каждой темы) к конкурсу «Сложи мелодию»; портреты И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена.
Использование современных образовательных технологий

Название технологии

Цель

Приемы

Игровая технология
Создать условия для стимулирования познавательной деятельности и повышения мотивации к самосовершенствованию. Интеллектуальная игра
ИКТ-технология
Создать условия для стимулирования познавательной деятельности и повышения мотивации к самосовершенствованию. Выполнение интерактивных заданий на смарт- доске (второе конкурсное задание)
Элементы

проблемного

обучения
Создать условия для стимулирования познавательной деятельности и повышения мотивации к самосовершенствованию. Задания проблемного характера
4 Преподаватель музыки Пермского СВУ Дронова Н.Ю.
Сценарий мероприятия

Этап

мероприятия

Содержание этапа

Деятельность

участников

Приветствие
Звучит фрагмент «Маленькой ночной серенады» В.А. Моцарта. - «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе – Моцарт!» – так сказал об одном из ярчайших композиторов всех времен и народов Антон Григорьевич Рубинштейн. П.И. Чайковский оставил нам о В.А. Моцарте восторженные строки: «По моему глубочайшему убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, я обязан Моцарту. Он дал первый толчок моим музыкальным силам, он заставил меня полюбить музыку более всего на свете… Никто, как он, не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости к чему-то, что мы называем идеал. В Моцарте я люблю все, ибо мы любим все в человеке, которого мы любим действительно». Звучит фрагмент увертюры к опере «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта. - Вольфганг Амадей Моцарт вошел в историю как один из величайших творцов оперной и инструментальной музыки. Его произведения поражают богатством содержания, искренностью, необыкновенной красотой и мелодичностью, совершенством форм. Не случайно его называют величайшим классиком, представителем венской классической школы. Английский сэр Джордж Солти сказал: «Феномен Моцарта заставляет нас верить в существование Бога гораздо больше, чем посещение церкви, потому что и появление композитора в нашем мире, и Представляют команды. Ответ команды должен начинаться с той буквы, которую покажет ассистент.
5 Преподаватель музыки Пермского СВУ Дронова Н.Ю.
Этап

мероприятия

Содержание этапа

Деятельность

участников
его смерть в 35 лет, и то, что он оставил после себя такое количество несравненных шедевров, нельзя объяснить стечением обстоятельств». Ведущий. Наш первый конкурс «Разминка». В фамилии Моцарт шесть букв.
1. Конкурс

«Разминка».
За каждый правильный ответ – 1 балл, максимум - 10 баллов. Выходят 6 ассистентов с карточками, на которых изображены буквы М, О, Ц, А, Р, Т и становятся в ряд.
Буква М
 Назовите популярный французский танец XVII–XVIII веков, который Моцарт включал в свои симфонии в качестве III части. (Менуэт.)  Как называлось многоголосное хоровое произведение итальянского композитора Аллегри, которое 13- летний Моцарт, прослушав только один раз в Сикстинской капелле, запомнил и, придя домой, записал партитуру от начала до конца, что говорит о его феноменальной памяти и удивительном слухе? («Мизерере».)  Как называлась опера, которую Моцарт написал в 14 лет в Италии по заказу Миланского оперного театра и которая принесла ему всемирную славу? («Митридат – царь Понтийский».)
Буква О
 В этом жанре Моцарт писал музыку с 11 лет, достиг большого мастерства и считал данный жанр главным в своем творчестве. (Опера.)  Назовите учителя Моцарта, с которым он концертировал в разных городах Европы. (Отец – Леопольд Моцарт.)  Как называется коллектив музыкантов, для которого Моцарт создал свои произведения? (Оркестр.) Отвечают на вопросы
6 Преподаватель музыки Пермского СВУ Дронова Н.Ю.
Этап

мероприятия

Содержание этапа

Деятельность

участников

Буква Ц
 Австрийский город, в названии которого содержится эта буква, является родиной Моцарта. Назовите его. (Зальцбург.)  Назовите персонаж оперы Моцарта «Дон Жуан». (Царлина.)  Назовите первое произведение Моцарта, которое он сочинил в 4 года. В его названии есть буква «ц». (Концерт.) Ведущий (поясняет). Однажды, придя домой с другом Шахтнером, тоже музыкантом, отец застал мальчика за работой. Вскоре сын вручил ему лист, весь испачканный каракулями и кляксами. Вглядевшись в рукопись, отец прослезился. «Как все здесь грамотно, правильно и со смыслом!» – воскликнул он.»
Буква А
 Когда родился Моцарт, родители по обычаям католической церкви, дали ребенку сразу несколько имен: Иоганнес, Хризостомус, Вольфгангус, Теофилус. Дома его часто звали Готлибом. А еще какое имя здесь не названо? Имя это переводится как «возлюбленный богом»? (Амадей, по- итальянски Амадео.)  Как звали необыкновенно талантливую старшую сестру Моцарта, с которой он гастролировал по странам Европы. (Анна-Мария.)  Назовите имя графа – одного из главных персонажей оперы «Свадьба Фигаро». (Альмавива.)
Буква Р
 Смерть застала Моцарта за работой над заупокойной мессой. По воле судьбы месса стала последним
7 Преподаватель музыки Пермского СВУ Дронова Н.Ю.
Этап

мероприятия

Содержание этапа

Деятельность

участников
произведением композитора. Как называлось это величайшее произведение мировой музыкальной классики? («Реквием».)  Назовите имя графини – персонажа оперы «Свадьба Фигаро». (Розина.)  Назовите музыкальную форму, в которой написана последняя часть (финал) известной сонаты Ля мажор. В переводе с французского это слово обозначает «круг». (Рондо.)
Буква Т
 Назовите высокий мужской голос. (Тенор.)  Назовите ансамбль из трех исполнителей. (Трио.)  В некоторых изданиях финал сонаты Ля мажор получил название. Какое? («Турецкий марш».) Звучит «Турецкий марш» из сонаты Ля мажор.
2. Конкурс

«Афоризмы».
За каждый правильный ответ – 1 балл, максимум - 10 баллов. На столах лежат 4 карточки, на каждой написана фамилия одного композитора: И.С. Бах, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен. - О гениальном Моцарте было сказано много восторженных слов. Давайте и мы попробуем определить, какие из них, ставшие афоризмами, сказаны о нем, а какие о других великих композиторах. Попробуйте определить, о ком здесь идет речь. По возможности определите и авторов данных высказываний. Прослушав афоризм, поднимите соответствующую карточку.  Кому принадлежат эти замечательные слова: «Музыка должна высекать огонь из души человеческой!»? (Бетховену.)  О каком великом композиторе говорит собеседник его отцу: «Я считаю Отвечают на вопросы.
8 Преподаватель музыки Пермского СВУ Дронова Н.Ю.
Этап

мероприятия

Содержание этапа

Деятельность

участников
вашего сына величайшим композитором из тех, о ком я когда- либо слышал»? (Гайдн о Моцарте.)  О ком так восторженно отзывался автор этого высказывания: «Не ручей – море должно быть ему имя!»? (Бетховен о Бахе.)  О музыке какого композитора так восхищенно воскликнул русский поэт: «Какая глубина! Какая смелость, и какая стройность!»? (Пушкин о Моцарте.)  О ком сказаны эти пророческие слова, принадлежащие великому музыканту: «Обратите внимание на него! Он всех заставит о себе говорить!»? (Моцарт о Бетховене.)  Кто автор этого высказывания: «Музыка даже в самых ужасных, драматических положениях должна всегда пленять слух»? (Моцарт.) - Феноменально одаренный музыкант, Моцарт был с детства слаб здоровьем, бледен и худ, примечательно маленького роста, с шапкой густых белокурых волос. Дружелюбный и добродушный, он, любил танцевать и веселиться. Легко и быстро давалось ему сочинение музыки. Великолепно зная законы композиции, он записывал музыку сразу набело, почти ничего не добавляя и не исправляя, и сочинял ее, словно занимался самым будничным делом. Здесь сказывалась его природная изобретательность. Еще мальчиком он играл на нескольких музыкальных инструментах, безупречно владел игрой на клавире, причем даже на закрытой платком клавиатуре; свободно импровизировал в любых тональностях, и так долго, как этого хотели слушатели.
9 Преподаватель музыки Пермского СВУ Дронова Н.Ю.
Этап

мероприятия

Содержание этапа

Деятельность

участников
Ему рукоплескали императоры, королевские особы, аристократы. Ему завидовали и его унижали. Моцарт создал в музыке подлинные шедевры красоты и совершенства, и тем обиднее то, что похоронен он в общей могиле для нищих, и никто уже не знает, где она находится. «На первом месте для меня опера… Я завидую всем тем, кто пишет оперы. Я готов плакать, когда слышу оперную арию. Желание писать оперы – моя идея-фикс», – писал В.А. Моцарт. Звучит фрагмент Арии Памины из оперы «Волшебная флейта» В.А. Моцарта.
3. Конкурс

«Правда ли,

что…».
За каждый правильный ответ – 1 балл, максимум - 10 баллов.
Вопросы

1-й

команде.

Правда

ли,

что…
 Бах не написал ни одной оперы? (Да.)  Моцарт и Гайдн были хорошими друзьями? (Да.) Ведущий (поясняет). Они познакомились в 1786 году, когда Моцарту было 30 лет, а Гайдну уже 54 года. Гайдн горячо и нежно любил Моцарта, испытывая от его музыки бесконечный восторг и невыразимое наслаждение. Он уже тогда понимал масштаб его дарования.  Гайдн использовал тремоло литавр во вступлении к своей симфонии для того, чтобы разбудить заснувших слушателей? (Да.)  в оркестре венские классики часто поручали соло тубе и тромбону? (Нет.)  в струнном квартете можно услышать все инструменты струнно- смычковой группы? (Нет.)
Вопросы

2-й

команде.

Правда

ли,

что…
Отвечают на вопросы.
10 Преподаватель музыки Пермского СВУ Дронова Н.Ю.
Этап

мероприятия

Содержание этапа

Деятельность

участников
 современники сомневались в том, что Моцарт – подросток сам сочиняет музыку? (Да.) Ведущий (поясняет). В 14 лет в Италии, в городе Болонья Филармоническая академия единогласно избирает Моцарта академиком. Он доказал всем, что выдержал сложный экзамен – за полчаса гениальный юноша сочинил трудное многоголосное сочинение.  перевод текста оперы «Свадьба Фигаро» с итальянского на русский язык сделал П.И. Чайковский? (Да.) Ведущий (поясняет). До 1875 года опера шла в России на итальянском языке.  Моцарт присутствовал на первом исполнении симфонии Гайдна «С тремоло литавр» и высоко оценил её? (Нет.)  Моцарт владел четырьмя иностранными языками? (Да.) Ведущий (поясняет). «Помимо родного немецкого языка, он неплохо знал французский, английский, латинский, а итальянским языком владел свободно!»  итальянский композитор Сальери отравил Моцарта? (Нет.) Ведущий (поясняет). Это лишь легенда, не имеющая ни каких доказательств.
Вопросы

3-й

команде.

Правда

ли,

что…
 один из двух сыновей Моцарта тоже стал композитором? (Да.) Ведущий (поясняет). Сын Моцарта Франц 30 лет прожил во Львове и умер в 1844 году.  увертюру к своей гениальной опере «Дон Жуан» Моцарт написал ночью накануне дня премьеры? (Да.)  события в опере «Свадьба Фигаро»
11 Преподаватель музыки Пермского СВУ Дронова Н.Ю.
Этап

мероприятия

Содержание этапа

Деятельность

участников
происходят в течение одного дня? (Да.) Ведущий (поясняет). Комедия Бомарше называлась «Безумный день, или Женитьба Фигаро».  Моцарт, побывав в России, был тепло встречен императрицей Екатериной II? (Нет.) Ведущий (поясняет). – Моцарт никогда не был в России.  Реквием Моцарту заказал богатый граф для того, чтобы затем выдать его за свое сочинение? (Да.)
Заключитель-

ное слово
Пока жюри подводит итоги, мы посмотрим с Вами мультипликационный фильм «Моцарт» из цикла «Сказки старого пианино». Объявление итогов. Смотрят мультфильм


В раздел образования