Автор: Чертилина Татьяна Григорьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Глуховский филиал МБОУ 2-Гавриловской сош Населённый пункт: с Глуховка Гавриловский район Тамбовская область Наименование материала: статья Тема: Работа с "Группой риска" Раздел: начальное образование
Работа с «группой риска»
Есть категория детей «группы риска», к которой обычно относят детей из
неблагополучных семей, плохо успевающих в школе. Эта категория детей
является «неофициальной», но внимание к ней значительно возросло.
В любой школы есть семьи, которые мы называем неблагополучными.
Количество школьников, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому
что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих
формированию отклоняющегося поведения. Девиантное поведение - система
поступков, противоречащих принятых в обществе нормам и проявляющихся
в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля за собственным
поведением.
Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она
стала социальной. Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном
развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили
семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию
отклоняющегося поведения учащихся. К наиболее острым проблемам
современной семьи относятся: формальный характер взаимоотношений
взрослых и детей, трудности молодой семьи, возросшая тревога родителей за
здоровье, учебу, за будущее детей. Многие родители не могут научить детей
жить в обществе, поскольку сами дезориентированы.
Именно в семье ребенок учится слушать, слышать, понимать и распознавать,
что такое хорошо и что такое плохо, приобретает умение мыслить и
действовать в соответствии с культурными ценностями.
В начале учебного года классные руководители делают диагностику семей
учащихся своих классов: проводят анкетирования, устанавливают тип или
категорию семьи, составляют социальный паспорт семьи, определяют
уровни образования и культуры родителей, выясняют, кто занимается
воспитанием ребенка в семье.
Следующим шагом в работе с семьей является посещение ее по месту
жительства и выявление жилищно-бытовых условий этой семьи. Посещение
на дому осуществляется по договоренности с родителями. Изучив
контингент семей учащихся, классный руководитель имеет возможность
целенаправленно строить работу по профилактике девиантного поведения
учащихся.В своем плане работы классные руководители планируют
профилактические мероприятия с родителями, группами родителей по
конкретной проблематике, проводится индивидуальная работа, а также
отслеживаются результаты, регулярно посещаются такие учащиеся и семьи
на дому, обеспечивается занятость в кружках и секциях, привлекаются к
участию в общешкольных мероприятиях.
По итогам года классный руководитель должен составлять отчет по
проведенной работе, проводит анализ работы, намечает основные
направления деятельности на следующий учебный год.
Переход учащихся из начальной школы в среднее звено – это один из тех
этапов провоцирующих девиантное поведение школьников.
Школа работает согласно плану работы школы по преемственности при
переходе учащихся из начальной школы в среднее звено, а из среднего в
старшее. Цель такого работы: как можно более полно ознакомить с
особенностями данного контингента учащихся и их семей, дать
рекомендации в работе с конкретными семьями, обратить внимание на
отличительные особенности учащихся, на характер семейного воспитания и
т.д..
Чтобы помочь таким семьям и детям мы должны привлекать
соответствующих компетентных специалистов: социальных работников,
педагогов, психологов, работников правоохранительных органов, юристов и
др. Каждый ребенок, за исключением отдельных случаев, до достижения им
зрелости находится в сфере влияния семьи и образовательного учреждения.
Это обстоятельство накладывает на систему образования особые
обязательства перед ребенком и обществом в целом.
У классных руководителей и педагогов школы часто бывают конфликты с
учащимися девиантного поведения. Учащиеся, которые пытаются привлечь
внимание, как педагога, так и учащихся своим вызывающим поведением,
демонстрируют поведение “в-час-по-чайной-ложке”, т.е. все требуемые
учителем действия выполняют очень и очень медленно.
Учитель раздражен и возмущен, делает словесные замечания, выговоры,
угрозы.
Для предотвращения данного поведения учитель должен особо заострить
внимание на поведение, учить учеников просить внимания, когда они в этом
нуждаются. Для привлечения внимания учеников учителю лучше
минимизировать внимание, игнорировать демонстративное поведение, вести
контакт глазами, становиться рядом. Говорить тихим голосом. Изменить
голос. Задавать прямые вопросы. Обращать внимание класса на примеры
хорошего поведения. Благодарить учеников. Менять учеников местами.
“Стул размышлений”.
Учащиеся властолюбивого поведения.
При данном типе поведения ученики нагнетают напряжённость, у них
пассивное властолюбивое поведение либо ученики обещают и вежливо
отвечают нам, но продолжают делать своё.
Учитель в гневе, негодует, может возникнуть страх, немедленно прекращает
выходку с помощью физического воздействия (встряхнуть, ударить и т.п.).
Для устранения данного поведения рекомендуется снижать напряжённость,
попытаться передать ученику часть своей организаторской власти.
Учащиеся мстительного поведения
Ученик вредит всеми силами учителю, игнорирует всякие дружелюбные
попытки контакта. На что у учителя вызывает следующие эмоции: обиду,
боль, опустошение в дополнение к гневу, негодование и страх; немедленно
отвечает силой на действия ученика, как равному, (подавить) или уйти из
ситуации (убежать из класса).
Профилактикой мстительного поведения являются следующие принципы:
Учить учеников выражать душевную боль и страдания приемлемыми
способами.Меры экстренного педагогического вмешательства.
Ищите “изящный уход”: признайте власть ученика, уберите зрителей,
переносите обсуждение вопроса, озадачивайте учеников, соглашайтесь с
учеником, меняйте тему, используйте удаление: удаление не выходя из
класса, удаление в другой класс, удаление в специальное помещение,
изоляция в учительскую, требование встречи с администрацией школы,
требование встречи с родителями, требование встречи с милицией,
возмещение учеником убытков, починка, ремонт предметов, вещей,
возвращение вещей на место, замена на равноценные.
Учащиеся, у которых характеристика поведения, направлена на избегание
неудачи. Форма данного поведения со стороны ученика выражена
следующим образом: ученик теряет контроль над собой, когда давление
ответственности становится слишком сильным, откладывает на потом,
недоведение до конца, временная неспособность. Учитель чувствует себя
профессионально беспомощным, пытается оправдаться и объяснить
поведение ученика. Поддержка ученика, чтобы его внутренняя установка “Я
не могу” изменилась на “Я могу”. Помощь в преодолении социальной
изоляции путём включения ученика в отношения с другими людьми.
Изменить методы объяснения. Ввести дополнительные методы обучения,
нужна дополнительная помощь от учителя, помощь компетентных взрослых.
Делать ошибки нормальным и нужным явлением. Рассказывайте об ошибках,
минимизируйте последствия от сделанных ошибок.
Формировать веру в успех. Подчёркивайте любые улучшения, объявляйте о
любых вкладах, раскрывайте сильные стороны учеников, демонстрируйте
веру в своих учеников, признавайте трудность ваших заданий, ограничивайте
время ваших заданий. Концентрируйте внимание учеников на уже
достигнутых в прошлом успехах. Анализируйте прошлый успех, повторяйте
и закрепляйте успехи. Делайте процесс обучения ощутимым.
Поддержать личный вклад ученика в процесс улучшения жизни своего
класса. Приглашайте учеников помогать вам ежедневно в решении разных
учебных задач, требуйте, чтобы ученики высказывали и обосновывали
предпочтения в ходе учебного процесса, принимайте правила вместе с
учениками. Оказывайте моральную поддержку ученикам, которые стараются
помочь другим. Пусть ребята выражают признание и одобрение друг другу.
Главная задача всех участников воспитательного процесса – вовремя увидеть
проявление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и
принять меры к стабилизации ситуации. И начинать такую работу
необходимо с учащимися и семьями учащихся начальной школы. Причем
основное направление работы на данном этапе – это изучение семьи и
постоянная работа с родителями.
Само по себе образовательное учреждение не в силах изменить объективные
условия жизнедеятельности личности и общества, но хорошо поставленная
воспитательная работа может дать импульс для раскрытия духовности
учащегося и изменить его развитие.