Автор: Залесская Марина Валерьевна Должность: учитель музыки Учебное заведение: МОУ СОШ №2 КГО Населённый пункт: г.Копейск Челябинской области Наименование материала: семинар-практикум Тема: "Игры на сплочение коллектива" Раздел: полное образование
Семинар-практикум на тему: «Игры на сплочение коллектива».
Добрый
день,
уважаемые
коллеги!
Сегодня
наш
семинар-практикум
будет
направлен на развитие коммуникативных навыков, создание благополучного
психологического
климата и сплоченности
коллектива. Психологический
климат - это межличностные отношения, типичные для каждого коллектива, от
его
состояния
зависит
успешность
работы
любой
организации.
В
одном
климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно
сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя
некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени,
их
личностный
рост
замедляется,
в
других
—
коллектив
функционирует
оптимально
и
его
члены
получают
возможность
максимально
полно
реализовать свой потенциал. Если климат благоприятный, то в коллективе
коллеги
относятся
друг
к
другу
доброжелательно,
с
заботой
о
каждом,
доверяют друг другу.
Существуют разные способы сплочения коллектива: тренинги (деловые игры и
выездные тренинги), корпоративные вечера, просто разнообразные игровые
мероприятия (на природе, туристические походы, спортивные соревнования,
спортивные игры). Сегодня мы предлагаем - игры на сплочение коллектива
целью которых является достижение хороших межличностных отношений ,
демократического уровня в коллективе, оптимального уровня психологической
совместимости коллектива, раскрытие внутреннего творческого потенциала
каждого участника.
Для достижения цели были поставлены такие задачи:
Создание благоприятной психологической атмосферы
сотрудничества и взаимодействия между участниками
повышение уровня самооценки ;
развитие эмоционального восприятия;
развитие способности к рефлексии;
развитие средств эффективного общения друг с другом;
Очень важно, чтобы во всех случаях задания несли нужную психологическую
нагрузку и чем больше участники увлекаются происходящим, тем лучше идет
обучение. В конце можно устроить обсуждение: что было сделано хорошо, как
можно улучшить результаты, обязательно, отметить сильные стороны каждого
участника.
Перед началом игр во время тренинга на сплочение коллектива сотрудников
важно попросить участников расслабиться и не принимать все, что будет
происходить,
близко
к
сердцу.
Важно
не
только
добиться
сплоченности
коллектива, выработки навыков сотрудничества, но и дать людям отдохнуть;
получить массу положительных эмоций от общения друг с другом. Не всегда
это будет просто. Если возникают проблемы, поговорите о них и попытайтесь
помочь решить. Взаимоответственность и поддержка – важные составляющие
здоровых отношений в коллективе.
Сегодня мы все вместе постараемся настроиться на позитивное настроение,
попробуем
разобраться,
как
надо
правильно
общаться
друг
с
другом
и
выстраивать отношения .
Приглашаем встать в круг
Приветствие
1. « Знакомство»
Игра-фантазия «Магия нашего имени»( 10 минут)
Цель :
создать
легкую
атмосферу,
развить
ассоциативное
творческое
мышление. Знакомство
участников
тренинга
друг
с
другом,
умение
презентовать себя.
Участники стоят в кругу.
1. назовите свое имя.
2
Что означает ваше имя?
3
Назовите литературного или кино - героя, носящего то же имя?
4. Как имя влияет на ваше поведение в жизни?
2. «Одеяло»
Цель. Игра на сплочение, поднятия командного духа.
Участники делятся на две команды, располагаясь, друг напротив друга. Между
ними натянуто одеяло. С каждой команды по одному человеку подсаживаются
ближе к одеялу. Как только одеяло опускают, необходимо успеть произнести имя
того, кто сидит напротив. Кто быстрее назвал - забирает к себе в команду игрока.
Побеждает та команда, которая « перетянет» к себе больше игроков, т. е. та
команда, которая знает больше имён.
3. Игра «Бег рук»
Умение действовать быстро согласованно в команде.
Время проведения : 5 минут.
Участники разбиваются на команды по шесть человек.
Каждая команда образует круг. Все игроки вытягивают правые руки к центру и
кладут ладони одна на другую.
Теперь
участники
перекладывают
ладони:
самая
нижняя
рука
начинает
путешествие
наверх,
за
ней
следует
рука
второго
игрока,
которая
теперь
оказалась снизу, и т.п. Руки должны перемещаться строго по очереди, причем в
один и тот же момент двигать рукой может только один игрок.
После
того
как
члены
команд
научатся
работать
быстро
и
слаженно,
начинается
соревнование
между
командами:
кто
быстрее
изменит
расположение рук. Как только команда успешно завершит перегруппировку,
все ее игроки должны будут закричать в один голос: «Готово!»
Сыграйте в эту игру два или три раза и в заключение спросите, изменились ли
у играющих ощущения от рук партнеров.
В пылу соревнования часто бывает трудно определить момент окончания
состязания,
поэтому
для
удобства
можно
пометить
руку
первого
игрока,
например,
крестиком.
Если
у
Вас
достаточно
времени,
проведите
соревнование с левыми руками и, что довольно трудно, с обеими. В последнем
случае руки одного и того же участника не должны лежать одна на другой.
Успех
игры
во
многом
зависит
от
того,
насколько
развиты
у
игроков
способность к сосредоточению и координация движений.
4
Упражнение
«Крабы» (для
выполнения
этого
упражнения
необходимо
просторное помещение)
Цель : сплочение коллектива, развитие сотрудничества.
Участники
семинара
делятся
на
группы
по
4-5
человек.
Каждая
группа
становится в круг спиной внутрь и берут друг – друга по руки, становясь так
называемыми крабами. Задача: как можно быстрее добраться до финиша и
поднять
с
пола
предмет.
От
участников
это
упражнение
требует
умение
договариваться,
скоординировать
свои
движения.
Упражнение
можно
усложнить, когда все участники становятся одним «крабом».
5 Игра «Молчанка»
Цель:
развивать
чувство
сотрудничества
в
участниках.
Для игры понадобятся листы бумаги, фломастеры, карандаши или маркеры.
Группа разбивается на пары (если нечетное количество участников, то будет одна
группа из 3 человек). Каждой паре выдается листок бумаги и 1 карандаш. Задача
участников молча нарисовать рисунок при помощи 1 пишущего средства. На это
отводится 5 минут.
6. Телефон
Цель: развивать умение согласованно действовать в команде.
Ход игры: Между участниками распределяются цифры от 1 до 9. Ведущий
называет
любой
телефонный
номер.
Участники
с
соответствующими
цифрами
выходят вперед и строятся по порядку цифр, в названном номере.
7.
Упражнение «Применение предметов» . Делимся на группы.
Цель : развитие творческого интеллекта.
Материалы : скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку... и т.д.
Время: 10–15 минут
Процедура:
За
две
минуты
найдите
как
можно
больше
применений
для
обувного шнурка и запишите их. Это упражнение, развивающее творческий
интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет.
Вопросы для обсуждения:
1.
Сложно
было
придумывать
новое
применение
простым
и
знакомым
вещам?
2.
Как можно применять ваш предмет?
3.
О чем заставило задуматься это упражнение?
8
Упражнение «Прекрасный сад».
Психологический
смысл
упражнения :
Сама
по
себе
арт-терапия
очень
мощный инструмент, который используется для психологической коррекции и
служит
для
изучения
чувств,
для
развития
межличностных
навыков
и
отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. В данном случае
упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой выразить
свободно
свои
мысли
и
чувства,
а
также
понять
уникальность
каждого,
увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя
частью этого прекрасного мира.
Описание
упражнения :
Участники
сидят
в
кругу.
Ведущий
предлагает
спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Каким
бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий?
Яркий
или
не
очень?
А
теперь,
после
того,
как
все
представили
это
–
нарисуйте свой цветок. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки.
Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в
круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно
однотонной,
раздает
каждому
участнику
по
булавке.
Ткань
объявляется
поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди
выходят и прикрепляют свой цветок.
Обсуждение: Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть
эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией.
Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял
только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных,
непохожих на цветов растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-
то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и
внимание.
8.
Чему я научилась». (рефлексия)
Я научилась…
Я узнала что…
Мне понравилось…
Самым важным для меня было…
Я буду использовать в своей работе…
Участникам раздаются листочки с началом фразы, которую нужно закончить
9. Фото на память
Все
участники
семинара
становятся
в
единую
«скульптуру»
и
фотографируются.
Подведение итогов семинара.
В подведение итогов семинара хотелось бы привести слова А.С. Макаренко,
который говорил: «Коллектив учителей и коллектив учеников – это не два
коллектива,
а
один
и,
кроме
того,
коллектив
педагогический.
Коллектив
называют
самым
могущественным
оружием,
известным
человеку».
Он
потенциально является могущественным стимулом, фактором поддержки и
вдохновения.