Автор: Долгодуш Галина Викторовна Должность: преподаватель Учебное заведение: ОГАПОУ "Шебекинский техникум промышленности и транспорта" Населённый пункт: Шебекино Наименование материала: статья Тема: Инновации в образовательном процессе Раздел: среднее профессиональное
Г.В. Долгодуш
Современные требования в обществе, новые стратегические ориентиры
в
развитии
экономики,
политики,
социокультурной
сферы,
повышение
открытости
общества,
его
быстрой
информатизации
и
динамичности
определены
в
ряде
документов.
В
них
выделены
ключевые
задачи
–
обеспечение ускоренного развития научно-технологического потенциала по
приоритетным
направлениям
развития
науки,
технологий
и
техники
в
Российской Федерации в соответствии с перечнем критических технологий;
развитие исследовательской деятельности в учебных заведениях.
Для эффективности вышеперечисленных проектов необходимо определить
особенности инноваций в образовании и специфику их изучения.
Инновация в образовании – это специфическая форма управления развитием
образования,
позволяющая
системно
изменять структуру,
содержание
и
организацию
образовательного
процесс а
в
ц е л о м .
В
р е з у л ь т а т е
трансформируется
и
сама
культура управления, поскольку инновационный
способ развития предъявляет к ней особые требования.
Конкретные
виды
деятельности,
естественно,
различаются
своим
предметным
содержанием,
при
этом
предмет
понимается
как
то,
на
что
направлено действие субъекта, к чему он определённым образом относится и
что выделяется им из объекта в процессе его преобразования. Другое дело,
что
для
инновационной
деятельности
чрезвычайно
важно
удерживать
целостность
объекта,
это
можно
сделать,
если
и
сама
цель,
и
действия
субъекта по её реализации соотнесены с объектом, соразмерны ему. «Иначе
говоря, предвидимый в цели результат предстаёт здесь в качестве проблемы,
разрешение
которой
происходит
как
развитие
самого
человека,
его
формирование как субъекта, способного постигать собственную меру объекта
и действовать в соответствии с этой мерой».
Следовательно, необходимо определить такую теоретическую единицу
инновационного
взаимодействия,
которая
позволяла
бы
оптимально
соединить содержательную предметность инновации и целостность системы,
обеспечивающей
образовательный
процесс.
Таким
образом,
в
поле
объектности
выделяются: содержание
обучения;
социальная
организация;
культурные нормы и ценности.
Критерием
объектного
в
поле
инновационного
взаимодействия
выступает возможность инновационного развития .
Остановимся на кратком
описании того, что понимается под каждой из выше перечисленных систем.
В традиционной педагогике под педагогической системой , как правило,
понимают
«...определённую
совокупность
средств,
методов
и
процессов,
необходимых
для
создания
организованного
целенаправленного
и
преднамеренного
педагогического
влияния
на
формирование
личности
с
заданными качествами».
Сущность
педагогической
системы
предстаёт
технологическое
обеспечение действия в соответствии с определённой целенаправленностью.
Здесь
особую
роль
играет
организация
учебного
(или
учебно-
воспитательного) процесса посредством отбора и логического построения
содержания учебного материала (что вовсе не равно содержанию образова-
ния)
в
фиксированной
взаимосвязи
с
конкретными
педагогическими
технологиями,
обеспечивающими
способ
взаимоотношения
субъектов
образовательного
процесса
между
собой
и
с
предлагаемым
учебным
материалом.
Следовательно,
в
педагогической
системе
реализуется
социальный
механизм
трансляции
или
трансформации
искусственно
организованной части культуры. При этом если речь идёт о традиционном её
типе, содержательная сущность культуры может утратить свой гуманитарный
смысл,
поскольку
учебный
материал
выстраивается
на
сугубо
распредмеченной основе.
Педагогическая же система вторична по отношению к образовательной,
задающей целеполагание и соответствующие ценностные основания. Она
выступает
как
искусственно
созданный,
специально
организованный
социальный
механизм
целенаправленного
использования
законов
социализации,
адаптации,
индивидуализации,
воплощаемый
в
чётко
сформированных
дидактических,
технологических
компонентах
системы.
При этом совершенно не обязательно, что в педагогической системе человек
сохранит свой субъектный статус, а не станет средством, пусть даже самым
важным, но лишь средством педагогического процесса.
Ясно, что практическая «дифференциация в образовании»,
реальное
проектирование
и
создание
образовательных
моделей
основывается
на
принципах и ценностных ориентациях, которые идут от различных концеп-
туальных взглядов на человека и его место в обществе, различных подходов
на связь школы и общества и собственно различных концепций образования,
что и составляет содержательную предметность образовательной системы.
Однако
она
нуждается
в
социально-педагогической
интерпретации,
поскольку
«постановка
философами
вопроса
о
многообразии
форм
(способов)
постижения
бытия,
наработанных
человечеством,
приводит
к
рассмотрению
образовательных
процессов
как
путей
развития
специфических
каналов
приобщения
к
этим
способам
подрастающего
человека и самого учителя».
Что касается смыслового определения понятия «система образования»,
то оно преимущественно связано с осознанием её как особого социального
института
общества.
Система
образования,
выполняя
свою
основную
функцию
подготовки
человека,
призвана
проводить
соответствующую
образовательную
политику,
осуществляя
управление
всеми
видами
деятельности,
обеспечивающими
оптимальную
организацию
и
развитие
образовательного
процесса,
реализуя
его
посредством
специально
организованной,
профессиональной
педагогической
деятельности,
на
основании выработанных и принятых норм (программ, стандартов и т.д.) в
созданной для этих целей сети образовательных учреждений.
На основании сформулированного таким образом определения системы
образования,
с
учетом
организационно-управленческих
уровней
(федеральный, региональный, муниципальный) со свойственной каждому из
них
предметностью
управленческой
деятельности,
можно
выделить
относительно
самостоятельные,
содержательно
соединяющие
в
себе
как
общесистемные,
так
и
специфические
характерологические
черты,
соответствующие указанным уровням, системы образования. Относительно
каждой из них применим критерий возможности инновационного развития.
По результатам исследования, показателями, по которым можно судить
о возможностях инновационного развития образовательной системы, могут
быть:
1.
Качество,
в
котором
система
образования
рассматривается
во
взаимоотношении
с
другими
социальными
системами
–
сервисное
обслуживание
по
социальному
заказу
или
как
структура,
определяющая
развитие, т.е. ресурс развития. В первом случае, сама система адаптируется к
социальному
заказу,
а
отношение
к
системе
образования
строится
на
затратном принципе, во втором – с её помощью изменяется социальная
действительность,
а
это
обеспечивает
инвестиции
в
развитие,
что
существенно
меняет
статусную
позицию
системы
и
предполагает
её
соответствующую трансформацию. Превращение образования в особый вид
практики общественного развития является кардинально новой постановкой
вопроса
о
том,
как
должно
быть
организовано
такое
образование.
Следовательно,
возникает
необходимость
инновационного
изменения
как
системы в целом, так и образовательных и педагогических её компонентов.
2.
Наличие реального (а не декларируемого) многообразия не только
видов
и
типов
образования
как
предметной
модификации
единого
содержания
(то
есть
формы),
но
и
образовательных
сущностей,
т.е.
образовательных и педагогических систем, вплоть до парадигмального их
расхождения.
Само
многообразие
и
вариативность,
оформленные
как
принципы
организации
систем,
сохраняя
возможность
выбора
и
целеполагания, становятся залогом их инновационного развития. Хотя при
этом
возникает
необходимость
отыскания
разумной
меры,
поскольку
целостное
состояние
системы
обеспечивается
лишь
в
условиях
ограниченности
степеней
свободы.
Однако
мера
эта
устанавливается
и
регулируется
не
искусственно
–
на
основе
административного
права,
а
естественно – с позиций изучения диапазона образовательных потребностей
и прогностически выстроенной модели образовательных возможностей.
3.
Степень
сформированности
условий
организации
инновационной
деятельности,
которую
определяют
как
инновационную
обстановку,
включающую соответствующую инновационную инфраструктуру, широкий
диапазон
мотивационной
политики
(от
экономической
до
моральной),
информационное
(в
том
числе
научно-консультационное)
обеспечение,
мобильность инновационного пространства и многое другое.
4.
Состояние управленческой культуры по сущности своей отвечающей,
с одной стороны, потребностям образовательного процесса как динамичного,
неравновесного,
открытого,
с
другой
–
условиям
осуществления
управленческой
деятельности,
таким
как
разнохарактерность
и
неупорядоченность
по
факторам,
определяющим
ситуационное
состояние
системы;
неоднородность
–
экономическая,
социальная
и,
конечно
же,
образовательная, возникающая в результате диверсификации; ограниченность
ресурсов
как
материальных,
экономических,
так
и
соответствующего
качества профессионально-педагогической культуры.
Под
влиянием
этих
факторов
происходит
смещение
акцентов
в
формулировании
управленче ских
задач
(приобщение
к
новой
образовательной идеологии, создание условий творчества для реализации
инновационной
деятельности
и
т.п.)
и
появление
новых
управленческих
функций:
научная
экспертиза,
консультирование,
о р га низ а ция
исследовательской деятельности и т.п.
Инновационный
процесс
представляет
собой
последовательность
действий
по
инициации
инновации,
по
разработке
новых
продуктов
и
операций, по их реализации на рынке и по дальнейшему распространению
результатов.
В
общей
теории
инновационный
процесс
включает
в себя
семь
элементов,
соединение
которых
в единую
последовательную
цепочку
образует структуру инновационного процесса.
К этим
элементам
относятся:
инициация
инновации;
маркетинг
инновации;
выпуск
(производство)
инновации;
реализация
инновации;
продвижение инновации; оценка экономической эффективности инновации;
диффузия (распространение) инновации.
В
педагогической
литературе
выделяются
два
типа
инновационных
процессов в области образования:
Первый
тип
–
инновации,
происходящие
в
значительной
мере
стихийно, без точной привязки к самой порождающей потребности либо без
полноты осознания всей системы условий, средств и путей осуществления
инновационного
процесса.
Инновации
этого
рода
не
всегда
связаны
с
полнотой
научного
обоснования,
чаще
они
происходят
на
эмпирической
основе, под воздействием ситуативных требований. К инновациям этого типа
можно отнести деятельность учителей-новаторов, воспитателей, родителей и
т.д.
Второй
тип
нововведений
–
инновации
в
системе
образования,
являющиеся
продуктом
осознанной,
целенаправленной,
научно
культивируемой междисциплинарной деятельности.
Наш техникум является региональной инновационной площадкой по
т е м е Внедрение
стандартов
высокотехнологичного
производства
в
образовательный процесс профессиональной образовательной организации
(на примере подготовки кадров на базе «БЗС «Монокристалл»)
Главной
целью
внедрения
инновационного
проекта
является
совершенствование модели подготовки кадров для предприятия. В настоящее
время разработа н а основна я профессиональна я образовательна я программа
по
специальности
1 5 . 0 2 . 0 1 Монтаж
и
техническая
эксплуатация
промышленного
оборудования
(по
отраслям)
в
соответствии
с
профессиональными
стандартами
предприятия
по
востребованным
профессиям ООО «БЗС «Монокристалл»; разработан механизм независимой
оценки квалификации выпускников техникума по специальности 15.02.01
Монтаж
и
техническая
эксплуатация
промышленного
оборудования
(по
отраслям). Со студентами 3-4 курсов отрабатывается система организации
подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в
рамках
изучения
профессиональных
модулей,
которая
обеспечивае
т в
сравнении
с
традиционной
формой
преимущества
для
каждого
из
потребителей образовательных услуг:
для обучающегося:
- приобретение
на
ранних
стадиях
обучения
определенных
профессиональных компетенций,
а также таких личностных качеств,
как
умение работать в команде,
навыки оптимального выбора технологического
решения, ответственность за порученный участок деятельности;
- возможность по-новому осмыслить будущую специальность, принять
обоснованное решение о правильности выбора профессии;
-
возможность
при
добросовестном
труде
обеспечить
себе
дополнительный
доход
и
стаж
работы,
чрезвычайно
необходимый
для
трудоустройства в современных условиях;
- возможность
плавного
вхождения
в
трудовую
деятельность,
без
дополнительного обучения и стажировки на предприятии,
без неизбежного
для других форм обучения стресса,
вызванного недостатком информации и
слабой практической подготовкой;
- возможность управления собственной карьерой;
для потенциального работодателя (ООО «БЗС «Монокристалл»):
- возможность «вмешаться» в процесс обучения, дополняя содержание
обучения кругом специфичных проблем для данного производства;
-
возможность
подготовить
для
себя
кадры
точно
«под
заказ»,
обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям,
экономя
расходы на поиск и подбор работников, их переучивание и адаптацию;
- возможность отобрать самых лучших выпускников,
которые могут
сразу работать с полной отдачей и производительностью,
так как хорошо
знают жизнь предприятия и чувствуют себя на нем «своими»;
-
закрепление кадров и уменьшение текучести,
что для производства
немаловажно; для техникума:
-
доступ
к
оперативной
информации
о
текущем
состоянии
производственных процессов на ООО «БЗС «Монокристалл»;
- возможность внести коррективы в образовательные программы и
актуализировать
содержание
учебных
дисциплин
и
профессиональных
модулей;
для
Белгородской
области
- эффективно
решать
задачу
подготовки
квалифицированных
кадров
в
профессиональных
образовательных
организациях для экономики области.
Литература:
1.
Большой энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. А. М.
Прохоров. – М.: Норинт , 1997. – 1434 с.
2.
Зигерт, В Руководить без конфликтов [Текст] / В. Зигерт, Лючия
Ланг. – М.: Экономика , 1990. – 334 с.
3.
Злобин, Н. С. Деятельность – труд – результат [Текст] / Н. С.
Злобин // Деятельность: теории. – М., 1994. – 120 с.
4.
Колесникова, И. А. Интегративные основы современной педаго-
гики [Текст] / И. А. Колесникова // Гуманитарий. – СПб., 1995. – №1. – С.
116–117.
5.
Кузьмина, Н. В. Понятие «педагогическая система» и критерии её
оценки
[Текст]
/
Н.
В.
Кузьмина
//
Методы
системного
педагогического
исследования. – Л.: ЛГУ, 1980. – 172 с.
6.
Лазарев, В.С. Управление образованием на пороге новой эпохи
[Текст] / В. С. Лазарев // Педагогика. – 1995. – № 5. – С. 12–18.
7.
Рубцов, В. В. Проектирование образовательных систем как вид
социальной практики [Текст] / В. В. Рубцов // Образование: традиции и
инновации в условиях социальных перемен. – М., 1997. – 126 с.
8.
Сластенин, В. А., Подымова, Л.С.
Педагогика: инновационная
деятельность [Текст] / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова // Педагогика. – М.,
1997 г. – № 4 – С. 66–72.
9.
Шакуров, Р. Х. Социально–психологические основы управления:
руководитель и педагогический коллектив [Текст] / Р. Х. Шакуров – М. :
Просвещение, 1990. – 280 с.