"Организация мастер-классов с родителями как современная форма работы с семьей по вовлечению ее в педагогический процесс"
Автор: Волкова Эльвира Ильдусовна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №10" Населённый пункт: г.Вязники, Владимирская обл., Наименование материала: статья Тема: "Организация мастер-классов с родителями как современная форма работы с семьей по вовлечению ее в педагогический процесс" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10»
Г.Вязники ,Владимирская обл.
«Организация мастер-классов с родителями как современ-
ная
форма работы с семьей по вовлечению ее
в педагогический процесс»
подготовила
старший воспитатель
Волкова Э.И.
2017г.
Г.Вязники
Одна из важнейших задач педагога в рамках внедрения ФГОС, создавать
условия для активного участия семьи ребёнка в жизни ДОУ. Повышая уро-
вень компетентности родителей в вопросах воспитания детей, мы становимся
полноправными соучастниками образовательного процесса.
На сегодня многие традиционные формы работы детского сада с семьей
утратили свою ценность. Особой популярностью у родителей пользуются
«мастер-классы».
«Мастер-классы для родителей» - одна из наиболее эффективных форм
работы с семьёй, которая позволяет реализовать потребность в установлении
взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ, об-
мениваться эмоциями, знаниями, опытом так, чтобы воспитатель не навязы-
вал свою точку зрения, а давал возможность каждому родителю принять ак-
тивное участие в обсуждении актуальных проблем .
Ц е л ь : 1.
Повышение
уровня
педагогической
культуры
родителей.
2. Достижение оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи
через созданную систему сотрудничества и партнерства.
Задачи работы:
1. Установление единства в воспитании детей;
2. Педагогическое просвещение родителей;
3. Изучение и распространение передового опыта семейного воспита-
ния;
4. Ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учрежде-
ния,
5. Популяризация деятельности МБДОУ среди населения микрорайона.
Каждый мастер – класс решает не только практические задачи, но и вос-
питательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать
личность ребенка и родителей.
В детском саду №10 прошла неделя мастер-класса педагогами дополни-
тельного образования для детей
и воспитателями ДОУ под общим темой
«Творим дома вместе».
Чтобы привлечь внимание родителей, мы к каждому мастер-классу изго-
товили приглашения, где постарались дать рекламу будущему мероприятию:
Вы устали тратить деньги на игрушки?
Вы не знаете, чем занять ребенка дома?
Вы хотите удивить своего малыша?
Тогда Вам срочно нужен мастер-класс
Встречи проходят в атмосфере дружеского общения.
Педагоги готовят презентации и оформляют
выставки готовых работ.
Для каждого мастер-класса была предусмотрена памятка, как напоминание
основных этапов изготовления поделки, где кратко была описана методика
изготовления, материалы данного курса:
Каждый мастер-класс для родителей был четко сориентирован по содер-
жанию, включал теоретическую, обучающую и практическую части .
Мастер-класс воспитателя
Балковой Н.В, вызвало огромный интерес
как у педагогов , так и у родителей. Педагог презентовала игры и пособия
по
развитию
логического
мышления
на
основе
учебно-игровых
пособий
“Логические
блоки
Дьенеша”
и
цветных
палочек
Кюизенера .
Надежда
Викторовна много лет интересуется данной темой и не случайно т.к с помо-
щью Палочек Кюизенера в игровой форме можно познакомить детей с чис-
лом, величиной, геометрическими фигурами. Счетные палочки интересны
тем, что с ними можно работать как горизонтально так и вертикально. Игры
и занятия с палочками доставляют детям и взрослым интеллектуальное удо-
вольствие в часы семейного досуга, привнося элементы соревновательного
азарта в коллективные игры типа «Домино», «Кто скорее составит число».
Педагоги и родители в игровой форме узнали, что из простых палочек
можно учить детей сравнивать предметы по длине - игра «Сушим полотен-
ца»,; сравнивать предметы по высоте «Строительство домов», «Елка»; умение
сравнивать предметы по длине и высоте, используя стихи А.Барто «Зайка»,
где дети с помощью палочек решают сложную задачу, почему зайка не смог
слезть со скамеки, т.к она была высокая, и дети опытном путем решают , что
нужна низкая скамейка.
Участники мастер класса выполняли совместные задания (работа в па-
рах,) что позволяет воспитывать коммуникативные умения и навыки через
выполнение совместных заданий. В конце каждого мастер –класса проходит
рефлексия , которая способствует развитию осознанного отношения к своей
деятельности, а также формированию самоконтролю, самооценке, саморегу-
лированию.
Еще один молодой педагог –Коткова Дарья Александровна– хорошо вла-
деет технологией «Канзаши». Поэтому именно она предложила свои услуги в
организации мастер-класса. Подготовила выставку авторских работ, показала
рекламный слайд-фильм готовых работ, чем очень удивила родителей. Так
как практическое применение технологии «Канзаши », явилось украшением –
это и резиночки для девочек, и снежинки на елку , и поздравительную окрыт-
ку можно оформить методом. А затем педагог раскрыла некоторые тайны
«Канзаши.», продемонстрировала технологию изготовления, которая оказа-
лась по силам всем присутствующим. Участники были увлечены творческой
работой. Все материалы были предоставлены, нужно было приложить только
художественный вкус и руки. А самое главное – родители вместе с детьми
смогли применить новые знания в семье.
Почему? Ребенок не говорит. Об этой проблеме , которая стала актуаль-
ной прошел мастер-класс. Павловой Л,А. « Играем пальчиками –развиваем
речь В каждой семье по - разному относятся к этому явлению. Одних трево-
жит уже то, что малыш к году говорит два-три слова. Другие спокойны, что
трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь не-
большим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со вре-
менем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются.»
Любовь Александровна отметила, что игры с пальчиками развивают не
только мелкую моторику, координацию движений, зрительную и двигатель-
ную память, речь, но и внимание, воображение, творческие способности. Со-
провождающие игры тексты в виде стишков, считалочек или песенок парал-
лельно
развивают
речь,
дикцию,
активизируют
логическое
мышление
и
мозговую деятельность.
Л.А дала рекомендации и упражнения для развития мелкой моторики,
где вместе с родителями и педагогами вместе проиграли
Фасолевые ванны, где Малыш запускает руки в фасоль и выискивает иг-
рушки.
Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное
тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также разви-
вает
гибкость
и
подвижность
пальцев
и
способствует
улучшению
речи.
Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль,
а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать
в руках.
Игры с пуговицами и бусинами — нанизывание на нитку, застёгивание
пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин.
Пазлы – красочные картинки разовьют внимательность, сообразитель-
ность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую мотори-
ку.
Упражнение «Карандаш» Катание ладошкой карандашей, шариков по столу
или другой поверхности.
Упражнение «Разноцветные прищепки» это самый – простой и доступ-
ный материал для развития мелкой моторики.- из разноцветных прищепок
можно сделать ромашку, ежика, кактус, ёлочку и многое другое.
Все
эти
забавные
упражнения
требуют
совсем
немного
времени.
Выполняя
их
регулярно,
ребенок
достигает
хорошего
развития
мелкой
моторики рук. Слаженная и умелая работа пальчиков ребенка помогает
развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь
организм,
готовит
руку
к
письму.
Кисти
рук
приобретают
хорошую
подвижность,
гибкость,
исчезает
скованность
движений.
Основы,
закладываемые сейчас, в младшем возрасте, помогут малышу в дальнейшем
избежать многих серьезных проблем в школе и во взрослой жизни.
Мастер –класс воспитателя Кузьменко Л.В – «Песочная терапия как
здоровьесберегающая технология в ДОУ ».
Познакомила
с
нетрадиционным
направлением –
техникой
рисования
песком,
которая
является инновационной
методикой и
,
направленна
на
сохранения здоровья дошкольника. Данный вид творчества как средство кор-
рекции психики ребенка, который позволяет преодолеть чувств страха, сни-
мает детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость, при этом бур-
но развивает фантазию. Главное ребенок получает опыт рефлексии- самоана-
лиза, учиться понимать себя и других, закладывается база для формирования
навыков позитивной коммуникации- эмпатии.
Педагог отметила, что рисование песком не требует больших материаль-
ных затрат что в домашних условиях из всех необходимых реквизитов потре-
буется только чистый просеянный песок и стекло. Даже подойдет манная
крупа или кофе, а за неимением стекла можно пользоваться любой гори-
зонтальной поверхностью или фоторамки.
В Продолжении мастер класса педагоги совершили увлекательное пу-
тешествие
по
волшебной Песочной
стране,
и
познакомились
с
разными
способами рисования песком. В конце мастер-класса выразили благодарность
за полезный мастер класс.
На протяжении многих лет детский сад находится в тесном сотрудниче-
стве в ЦДОД ,где на базе ДОУ проводятся кружки по интересам. Педагоги
дополнительного образования для детей
охотно откликнулись принять уча-
стие в МК под общим темой «Творим дома вместе».
Творческое объединение «Муравейник» педагог Суравова И.Э.
Волшебная палитра.-Епифанова Н.А
Инесса Эдуардовна Суравова
в мастер-класс по изготовлению «Сне-
жинки» вложила всю душу. Даже стихи сама сочинила. Были предложены за-
готовки, снежинок и интересные идеи изготовления из различного материала
–ватные диски и палочки, компьютерные диски, макароны. Снежинки полу-
чились у каждого уникальные. Родители радовались, когда делали снежинки,
а потом радовались дети, когда встречали родителей с сюрпризом. В конце
мастер-класса родители выразили благодарность за полезный мастер класс,
выразив свои эмоции в виде смайликов (рефлексии)
Мастер –класс «Пластилинография» педагога дополнительного образо-
вания
по художественно-продуктивной деятельности Епифановой Н.А со-
брал множество участников – присутствовали не только мамы и бабушки, но
и папы. Родители были заинтригованы выбранной темой. С удовольствием
рассматривали экспонаты выставки. Подготовленная презентация помогла
рассказать об удивительном пластилине, его свойстве который помогает раз-
вивать мелкую моторику рук, изготовлению не только поделок , но и картин
из маленьких горошин пластилина , и даже поспособствуют оздоровлению,
когда речь идет о массаже. Поделка фото-рамка , предложенная для изготов-
ления, понравилась и большим, и маленьким.
Проведя несколько мастер-классов мы теперь можем их сделать некото-
рые выводы.
Просвещение родителей с целью повышения педагогической культуры
были организованы в интересной форме мастер-класса, где родители находи-
лись в позиции активного участника. Непосредственная продуктивная дея-
тельность позволила заинтересовать педпроцессом всех участников. А самое
ценное, что родители после проведенных мастер-классов используют свои
новые знания, организуя с детьми игры и занятия дома. Совместное взаимо-
действие укрепляет семью, являясь профилактикой неблагополучия в семей-
ных отношениях. А в перспективе –сближения с детьми подросткового воз-
раста.
Мастер-класс
«Расти коса до пояса» был организован не случайно ,
по просьбам воспитателей, а затем и родителей . Коткова Д.А. так профес-
сионально и умело плетет косы, что многие мамы захотели научится их пле-
сти . На приглашение с удовольствием откликнулись мамы и бабушки наших
воспитанниц. Д.А подготовила для гостей презентацию об истории косичек,
рассказала об их видовом разнообразии. Затем наши мастера, а на этот раз мы
привлекли не только педагогов ДОУ, но и самих родителей, показали разнооб-
разные способы плетения. Мамы и бабушки научились плести французские
косы, корзинку из кос, жгутики, рыбий хвост. Последний мастер-класс собрал
рекордное количество участников, все были активны и заинтересованы. Что-
бы повести итоги, мы предложили девочкам с новыми прическами поучаство-
вать в модном дефиле. Теперь каждый день девочки нашего детского сада
приходят с новыми прическами.
Мастер – класс проходит под спокойную, приятную музыку. На мастер -
классе обязательно рассказывается об определенных видах, техниках, исто-
рии их возникновения, используется чтение стихов по теме. Далее показ
способов изготовления и непосредственно выполнение художественной рабо-
ты ребенком совместно с родителем Завершение работы, подведение итогов и
обязательно сюрприз для каждой семьи, это могут быть красочно оформлен-
ные буклеты, памятки, схемы новых идей, фотографирование на память и, ко-
нечно же, сама работа, которая дарится детям. Также в конце мастер –класса
проходит рефлексия.
Рефлексия способствует развитию педагога осознанного отношения к
своей
деятельности,
а
также
формированию
самоконтролю,
самооценке,
саморегулированию самоменеджмента.
В конце года – в мае - мы провели ярмарку «Семейных талантов».
Праздник
был
организован
так,
чтобы
каждая
семья-участник
смогла
представить свое хобби выигрышно, интересно. Это и был своеобразный
мастер-класс,
подготовленный
самими
родителями.
Выставка
поделок
поразила своим разнообразием. Основными участниками ее стали мамы,
которые
представили
поделки
вязаные
на
спицах
и
крючком,
шитые,
вышитые, валяние из войлока, батик, декупаж, флористика, бисероплетение,
тистинг, канзаши. Папы показали мастерство в плетении. Самая талантливая
семья по большинству отданных голосов стала семья Юрловых., где она
охотно представила семейную коллекцию
резинок методом канзаши
и
коллекцию модульного оригами. Надежда Алексеевна увлечённо рассказала
про технику модульного оригами, которая манит невероятным превращением
обыкновенного квадратика бумаги. Это не фокус , это просто чудо. В одном
листике скрыты многие образы: кораблик, самолетик, домик,
самовар, и
причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи.
Вот
так увлечение переросло в коллекцию. Надежда отметила, что у детей не
встает вопрос, что подарить другу или подружке на день рождение. Каждая
созданная поделка - это шедевр, которому радуются все вместе.
Проведя несколько мастер-классов и праздник Ярмарку «Семейных та-
лантов», мы теперь можем их сделать некоторые выводы. Удались мастер-
классы, так как родители старались непосредственно для своего ребенка. Ин-
тересен опыт направления «Родитель-родителю», когда умения одних роди-
телей были одобрены и приняты другими родителями. А самое главное, было
очень приятно слышать нескончаемые слова благодарности от участников ма-
стер-классов за реализацию идеи.
Просвещение родителей с целью повышения педагогической культуры
может быть организовано в интересной форме мастер-класса, где родители
находятся в позиции активного участника. Непосредственная продуктивная
деятельность позволяет заинтересовать педпроцессом всех участников. А
самое ценное, что родители после проведенных мастер-классов используют
свои новые знания, организуя с детьми игры и занятия. Совместное взаимо-
действие укрепляет семью, являясь профилактикой неблагополучия в семей-
ных отношениях. А в перспективе –взаимодействия и сближения с детьми
подросткового возраста.
Список используемой литературы
1.
Давыдова О.И.; Майер А.А., «Компетентностный подход в работе
дошкольного образовательного учреждения с родителями» - М.: «Дет-
ство-Пресс», 2012г.
2.
Дронь А.В.; Данилюк О.Н., «Взаимодействие ДОУ с родителями
дошкольников» - М.: «Детство-Пресс», 2013г.
3.
Прохорова Л.Н.; «Мастер-класс по созданию творческого коллек-
тива в ДОУ или как загораются искорки творческого поиска» - М.; « 5 за
знания», 2007г.