Напоминание

"Организация мастер-классов с родителями как современная форма работы с семьей по вовлечению ее в педагогический процесс"


Автор: Волкова Эльвира Ильдусовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №10"
Населённый пункт: г.Вязники, Владимирская обл.,
Наименование материала: статья
Тема: "Организация мастер-классов с родителями как современная форма работы с семьей по вовлечению ее в педагогический процесс"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» Г.Вязники ,Владимирская обл.
«Организация мастер-классов с родителями как современ-

ная

форма работы с семьей по вовлечению ее

в педагогический процесс»
подготовила старший воспитатель Волкова Э.И. 2017г. Г.Вязники
Одна из важнейших задач педагога в рамках внедрения ФГОС, создавать условия для активного участия семьи ребёнка в жизни ДОУ. Повышая уро- вень компетентности родителей в вопросах воспитания детей, мы становимся полноправными соучастниками образовательного процесса. На сегодня многие традиционные формы работы детского сада с семьей утратили свою ценность. Особой популярностью у родителей пользуются «мастер-классы». «Мастер-классы для родителей» - одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ, об- мениваться эмоциями, знаниями, опытом так, чтобы воспитатель не навязы- вал свою точку зрения, а давал возможность каждому родителю принять ак- тивное участие в обсуждении актуальных проблем . Ц е л ь : 1. Повышение уровня педагогической культуры родителей. 2. Достижение оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему сотрудничества и партнерства. Задачи работы: 1. Установление единства в воспитании детей; 2. Педагогическое просвещение родителей; 3. Изучение и распространение передового опыта семейного воспита- ния; 4. Ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учрежде- ния, 5. Популяризация деятельности МБДОУ среди населения микрорайона. Каждый мастер – класс решает не только практические задачи, но и вос- питательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка и родителей. В детском саду №10 прошла неделя мастер-класса педагогами дополни- тельного образования для детей и воспитателями ДОУ под общим темой «Творим дома вместе». Чтобы привлечь внимание родителей, мы к каждому мастер-классу изго- товили приглашения, где постарались дать рекламу будущему мероприятию: Вы устали тратить деньги на игрушки? Вы не знаете, чем занять ребенка дома? Вы хотите удивить своего малыша? Тогда Вам срочно нужен мастер-класс Встречи проходят в атмосфере дружеского общения.
Педагоги готовят презентации и оформляют выставки готовых работ. Для каждого мастер-класса была предусмотрена памятка, как напоминание основных этапов изготовления поделки, где кратко была описана методика изготовления, материалы данного курса: Каждый мастер-класс для родителей был четко сориентирован по содер- жанию, включал теоретическую, обучающую и практическую части
.
Мастер-класс воспитателя
Балковой Н.В,
вызвало огромный интерес как у педагогов , так и у родителей. Педагог презентовала игры и пособия по развитию логического мышления на основе учебно-игровых пособий “Логические блоки Дьенеша” и цветных палочек Кюизенера
.
Надежда Викторовна много лет интересуется данной темой и не случайно т.к с помо- щью Палочек Кюизенера в игровой форме можно познакомить детей с чис- лом, величиной, геометрическими фигурами. Счетные палочки интересны тем, что с ними можно работать как горизонтально так и вертикально. Игры и занятия с палочками доставляют детям и взрослым интеллектуальное удо- вольствие в часы семейного досуга, привнося элементы соревновательного азарта в коллективные игры типа «Домино», «Кто скорее составит число». Педагоги и родители в игровой форме узнали, что из простых палочек можно учить детей сравнивать предметы по длине - игра «Сушим полотен- ца»,; сравнивать предметы по высоте «Строительство домов», «Елка»; умение сравнивать предметы по длине и высоте, используя стихи А.Барто «Зайка», где дети с помощью палочек решают сложную задачу, почему зайка не смог слезть со скамеки, т.к она была высокая, и дети опытном путем решают , что нужна низкая скамейка. Участники мастер класса выполняли совместные задания (работа в па- рах,) что позволяет воспитывать коммуникативные умения и навыки через выполнение совместных заданий. В конце каждого мастер –класса проходит рефлексия , которая способствует развитию осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоконтролю, самооценке, саморегу- лированию. Еще один молодой педагог –Коткова Дарья Александровна– хорошо вла- деет технологией «Канзаши». Поэтому именно она предложила свои услуги в организации мастер-класса. Подготовила выставку авторских работ, показала рекламный слайд-фильм готовых работ, чем очень удивила родителей. Так как практическое применение технологии «Канзаши », явилось украшением – это и резиночки для девочек, и снежинки на елку , и поздравительную окрыт- ку можно оформить методом. А затем педагог раскрыла некоторые тайны «Канзаши.», продемонстрировала технологию изготовления, которая оказа- лась по силам всем присутствующим. Участники были увлечены творческой работой. Все материалы были предоставлены, нужно было приложить только
художественный вкус и руки. А самое главное – родители вместе с детьми смогли применить новые знания в семье. Почему? Ребенок не говорит. Об этой проблеме , которая стала актуаль- ной прошел мастер-класс. Павловой Л,А. « Играем пальчиками –развиваем речь В каждой семье по - разному относятся к этому явлению. Одних трево- жит уже то, что малыш к году говорит два-три слова. Другие спокойны, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь не- большим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со вре- менем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются.» Любовь Александровна отметила, что игры с пальчиками развивают не только мелкую моторику, координацию движений, зрительную и двигатель- ную память, речь, но и внимание, воображение, творческие способности. Со- провождающие игры тексты в виде стишков, считалочек или песенок парал- лельно развивают речь, дикцию, активизируют логическое мышление и мозговую деятельность. Л.А дала рекомендации и упражнения для развития мелкой моторики, где вместе с родителями и педагогами вместе проиграли Фасолевые ванны, где Малыш запускает руки в фасоль и выискивает иг- рушки. Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также разви- вает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи. Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках. Игры с пуговицами и бусинами — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Пазлы – красочные картинки разовьют внимательность, сообразитель- ность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую мотори- ку. Упражнение «Карандаш» Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Упражнение «Разноцветные прищепки» это самый – простой и доступ- ный материал для развития мелкой моторики.- из разноцветных прищепок можно сделать ромашку, ежика, кактус, ёлочку и многое другое. Все эти забавные упражнения требуют совсем немного времени. Выполняя их регулярно, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Слаженная и умелая работа пальчиков ребенка помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм, готовит руку к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Основы, закладываемые сейчас, в младшем возрасте, помогут малышу в дальнейшем избежать многих серьезных проблем в школе и во взрослой жизни.
Мастер –класс воспитателя Кузьменко Л.В – «Песочная терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ ». Познакомила с нетрадиционным направлением – техникой рисования песком, которая является инновационной методикой и , направленна на сохранения здоровья дошкольника. Данный вид творчества как средство кор- рекции психики ребенка, который позволяет преодолеть чувств страха, сни- мает детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость, при этом бур- но развивает фантазию. Главное ребенок получает опыт рефлексии- самоана- лиза, учиться понимать себя и других, закладывается база для формирования навыков позитивной коммуникации- эмпатии. Педагог отметила, что рисование песком не требует больших материаль- ных затрат что в домашних условиях из всех необходимых реквизитов потре- буется только чистый просеянный песок и стекло. Даже подойдет манная крупа или кофе, а за неимением стекла можно пользоваться любой гори- зонтальной поверхностью или фоторамки. В Продолжении мастер класса педагоги совершили увлекательное пу- тешествие по волшебной Песочной стране, и познакомились с разными способами рисования песком. В конце мастер-класса выразили благодарность за полезный мастер класс. На протяжении многих лет детский сад находится в тесном сотрудниче- стве в ЦДОД ,где на базе ДОУ проводятся кружки по интересам. Педагоги дополнительного образования для детей охотно откликнулись принять уча- стие в МК под общим темой «Творим дома вместе». Творческое объединение «Муравейник» педагог Суравова И.Э. Волшебная палитра.-Епифанова Н.А Инесса Эдуардовна Суравова в мастер-класс по изготовлению «Сне- жинки» вложила всю душу. Даже стихи сама сочинила. Были предложены за- готовки, снежинок и интересные идеи изготовления из различного материала –ватные диски и палочки, компьютерные диски, макароны. Снежинки полу- чились у каждого уникальные. Родители радовались, когда делали снежинки, а потом радовались дети, когда встречали родителей с сюрпризом. В конце мастер-класса родители выразили благодарность за полезный мастер класс, выразив свои эмоции в виде смайликов (рефлексии) Мастер –класс «Пластилинография» педагога дополнительного образо- вания по художественно-продуктивной деятельности Епифановой Н.А со- брал множество участников – присутствовали не только мамы и бабушки, но и папы. Родители были заинтригованы выбранной темой. С удовольствием
рассматривали экспонаты выставки. Подготовленная презентация помогла рассказать об удивительном пластилине, его свойстве который помогает раз- вивать мелкую моторику рук, изготовлению не только поделок , но и картин из маленьких горошин пластилина , и даже поспособствуют оздоровлению, когда речь идет о массаже. Поделка фото-рамка , предложенная для изготов- ления, понравилась и большим, и маленьким. Проведя несколько мастер-классов мы теперь можем их сделать некото- рые выводы. Просвещение родителей с целью повышения педагогической культуры были организованы в интересной форме мастер-класса, где родители находи- лись в позиции активного участника. Непосредственная продуктивная дея- тельность позволила заинтересовать педпроцессом всех участников. А самое ценное, что родители после проведенных мастер-классов используют свои новые знания, организуя с детьми игры и занятия дома. Совместное взаимо- действие укрепляет семью, являясь профилактикой неблагополучия в семей- ных отношениях. А в перспективе –сближения с детьми подросткового воз- раста. Мастер-класс «Расти коса до пояса» был организован не случайно , по просьбам воспитателей, а затем и родителей . Коткова Д.А. так профес- сионально и умело плетет косы, что многие мамы захотели научится их пле- сти . На приглашение с удовольствием откликнулись мамы и бабушки наших воспитанниц. Д.А подготовила для гостей презентацию об истории косичек, рассказала об их видовом разнообразии. Затем наши мастера, а на этот раз мы привлекли не только педагогов ДОУ, но и самих родителей, показали разнооб- разные способы плетения. Мамы и бабушки научились плести французские косы, корзинку из кос, жгутики, рыбий хвост. Последний мастер-класс собрал рекордное количество участников, все были активны и заинтересованы. Что- бы повести итоги, мы предложили девочкам с новыми прическами поучаство- вать в модном дефиле. Теперь каждый день девочки нашего детского сада приходят с новыми прическами. Мастер – класс проходит под спокойную, приятную музыку. На мастер - классе обязательно рассказывается об определенных видах, техниках, исто- рии их возникновения, используется чтение стихов по теме. Далее показ способов изготовления и непосредственно выполнение художественной рабо- ты ребенком совместно с родителем Завершение работы, подведение итогов и обязательно сюрприз для каждой семьи, это могут быть красочно оформлен- ные буклеты, памятки, схемы новых идей, фотографирование на память и, ко- нечно же, сама работа, которая дарится детям. Также в конце мастер –класса проходит рефлексия.
Рефлексия способствует развитию педагога осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоконтролю, самооценке, саморегулированию самоменеджмента. В конце года – в мае - мы провели ярмарку «Семейных талантов». Праздник был организован так, чтобы каждая семья-участник смогла представить свое хобби выигрышно, интересно. Это и был своеобразный мастер-класс, подготовленный самими родителями. Выставка поделок поразила своим разнообразием. Основными участниками ее стали мамы, которые представили поделки вязаные на спицах и крючком, шитые, вышитые, валяние из войлока, батик, декупаж, флористика, бисероплетение, тистинг, канзаши. Папы показали мастерство в плетении. Самая талантливая семья по большинству отданных голосов стала семья Юрловых., где она охотно представила семейную коллекцию резинок методом канзаши и коллекцию модульного оригами. Надежда Алексеевна увлечённо рассказала про технику модульного оригами, которая манит невероятным превращением обыкновенного квадратика бумаги. Это не фокус , это просто чудо. В одном листике скрыты многие образы: кораблик, самолетик, домик, самовар, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. Вот так увлечение переросло в коллекцию. Надежда отметила, что у детей не встает вопрос, что подарить другу или подружке на день рождение. Каждая созданная поделка - это шедевр, которому радуются все вместе. Проведя несколько мастер-классов и праздник Ярмарку «Семейных та- лантов», мы теперь можем их сделать некоторые выводы. Удались мастер- классы, так как родители старались непосредственно для своего ребенка. Ин- тересен опыт направления «Родитель-родителю», когда умения одних роди- телей были одобрены и приняты другими родителями. А самое главное, было очень приятно слышать нескончаемые слова благодарности от участников ма- стер-классов за реализацию идеи. Просвещение родителей с целью повышения педагогической культуры может быть организовано в интересной форме мастер-класса, где родители находятся в позиции активного участника. Непосредственная продуктивная деятельность позволяет заинтересовать педпроцессом всех участников. А самое ценное, что родители после проведенных мастер-классов используют свои новые знания, организуя с детьми игры и занятия. Совместное взаимо- действие укрепляет семью, являясь профилактикой неблагополучия в семей- ных отношениях. А в перспективе –взаимодействия и сближения с детьми подросткового возраста. Список используемой литературы
1. Давыдова О.И.; Майер А.А., «Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями» - М.: «Дет- ство-Пресс», 2012г. 2. Дронь А.В.; Данилюк О.Н., «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников» - М.: «Детство-Пресс», 2013г. 3. Прохорова Л.Н.; «Мастер-класс по созданию творческого коллек- тива в ДОУ или как загораются искорки творческого поиска» - М.; « 5 за знания», 2007г.


В раздел образования