Автор: Ракитина Наталья Витальевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ Детский сад № 445 "Ромашка" Населённый пункт: г. Новосибирск Наименование материала: проект Тема: "От героев былых времен" Раздел: дошкольное образование
Актуальность проекта : патриотическое воспитание подрастающего
поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные
изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается
нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей
искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Именно
нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших
элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности
любого общества и государства, преемственности поколений.
Формирование личности старшего дошкольника невозможно без
воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Именно в
дошкольном возрасте закладываются основы личности, начинается процесс
становления и формирования социокультурного опыта, «складывается»
человек. Впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают глубокое
влияние на дальнейшее развитие реб
ѐ
нка, остаются в памяти на всю жизнь. И
задача взрослых – сделать так, чтобы эти переживания были яркими,
незабываемыми.
Цель проекта: развитие патриотического сознания дошкольников.
Задачи проекта:
1 . Обобщать и расширять знания детей об истории Великой Отечественной
войны.
2. Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые
заслуги.
3. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов,
ветеранам ВОВ.
4. Воспитывать патриотические чувства через художественную литературу,
средствами музыкального и художественно-эстетического воспитания.
5. Продолжать развивать творческие способности в рамках реализации
проекта.
6. Продолжать расширять сотрудничество с родителями воспитанников,
способствовать восстановлению утраченных связей между поколениями.
7. Способствовать формированию убеждения о недопустимости повторения
войны.
Участники проекта.
Дети подготовительной группы, родители, воспитатели, педагоги.
Срок реализации – 2 недели.
Деятельность по реализации проекта.
1 этап: «Выбор темы».
Однажды с детьми читали рассказы о детях героях Великой Отечественной
войны. Дети с интересом слушали произведение, а потом удивленно и даже с
некоторым недоверием спросили: «А, что, дети тоже были на войне?» И
посыпались различные вопросы о войне.
2 этап: «Сбор сведений»
Данный
этап
направлен
на
реализацию
двух
направлений:
методическое
оснащение и мотивация детей и родителей к предстоящей деятельности.
Активное участие в сборе информации принимали родители воспитанников,
воспитатели. Больше всего информации мы получили из художественной
литературы и энциклопедий.
1 направление.
Цель:
определение
проблемного
поля
и
поиск
ресурсов,
подготовка
к
реализации.
Содержание: анализ предметно-развивающей среды; изучение литературы
(журналы, книги, Интернет); подбор подвижных, речевых, дидактических и
др. игр; составление конспектов тематических занятий по разным разделам
программы; подбор
иллюстративного
материала
по
теме,
материалов,
атрибутов
для
игр;
подбор
методической
литературы,
художественной
литературы для чтения, аудиозаписей.
2 направление
Цель: побуждение интереса детей и родителей к предстоящей деятельности.
Содержание: проблемная
ситуация
«Что
мы
можем
рассказать
младшим
детям
о
ВОВ?»;
введение
в
проблему
(рассматривание
иллюстраций
и
фотографий о ВОВ. Беседа: «Что такое война и что такое День Победы»);
разработка сетевой паутинки проекта совместно с детьми (Что мы знаем? Что
х о т и м
у з н а т ь ?
Г д е
б у д е м
и с к а т ь
и н ф о р м а ц и ю ? )
3 этап:
Мероприятия проекта:
Познание (формирование целостной картины мира).
Беседа «Великая Отечественная война» (с показом слайд-шоу)
Задачи: активизировать словарь детей, обогащать его понятиями: Россия,
Отечество,
Отчизна,
защищать,
оборонять,
окопы,
траншеи,
маршалы,
генералы, фашизм, захватчики и т. д.; вызвать у детей чувство гордости за
свою страну, воспитывать интерес к ее героическому прошлому; развивать
любознательность,
расширять
кругозор
детей,
стремление
узнать
больше
нового,
полезного,
интересного
об
истории
нашей
Родины;
расширять
представление детей об армии (в годы В. О. В. воины храбро сражались и
защищали нашу страну от врагов); побудить детей к созданию рукописной
книги «Память» (с реальными рассказами родственников и близких людей о
войне или рассказами из различных источников, растрогавшими детей).
Беседа «Дети войны»
Задачи: донести
до
воспитанников,
как
тяжело
приходилось
детям
в
те
суровые
годы; формировать чувство гордости за их подвиги; развивать
чувство сострадания, сопереживания чужому горю и потерям.
Беседа «Ордена и медали»
Задачи:
углубить
знание
о
российской
армии,
познакомить
с
наградами,
которые получают защитники Отечества в мирное время; учить чтить память
павших бойцов; развивать память, творческое воображение, устную речь
детей.
Экскурсия в музей имени А.И.Покрышкина
Задачи: познакомить детей с подвигом земляка А.И.Покрышкина;
учить чтить память павших бойцов;
Художественное творчество.
Рисование:
«С чего начинается Родина?»
Задачи: продолжать учить детей несложные сюжеты и пейзажи. Развивать
творческое воображение и способности к композиции.
«Боевая техника»
Задачи: продолжаем закреплять умение рисовать боевую технику, передавая
соответствующие
детали
максимально
точно.
Развиваем
воображение,
чувство цвета и композиции.
«Солдат на посту»
Задачи: закреплять умение детей рисовать человека, передавая характерные
особенности костюма, позы, умение располагать изображение на листе
бумаги, рисовать крупно.
«Мир - глазами детей»
З а д ач и :
у ч и т ь
передавать
в
рисунке
задуманный
сюжет,
располагать
изображаемые предметы на листе бумаги; развивать воображение, чувство
цвета
Лепка:
«Пограничник с собакой»
Задачи:
продолжать
закреплять
у
детей
умение
использовать
различные
приемы лепки; закреплять умение скреплять детали между собой; развивать
конструкторские
способности
и
умения;
воспитывать
аккуратность
и
самостоятельность.
Аппликация:
«Мой город без войны»
Задачи:
продолжать
учить
детей
вырезать
силуэт
предмета
по
контуру;
воспитывать
аккуратность
при
работе
с
клеем,
ножницами
и
красками;
воспитывать
творчество
и
самостоятельность;
продолжать
воспитывать
у
детей любовь к старшему поколению.
Труд.
Конструирование(коллективное изготовление макета боевой машины)
«Катюша»
З а д а ч и : продолжать
развивать
конструкторские
спо собно сти,
самостоятельность при распределении действий между собой; закреплять
умение работы с ножницами и клеем; воспитывать коллективизм.
Коммуникация.
Чтение художественной литературы:
Т.А.Шорыгина «Рассказы о детях - героях ВОВ»; С.Шанин «Мой край»; Г.Х.
Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; А.Метяев «Почему армия всем
родная»;
Л.АКассиль
«Твои
защитники»;
С.А.Баруздина
«Шёл
по
улице
солдат»;
О.Бундура
«Солдат»;
Пантелеев
«Честное
слово»,
Л.Кассиль
«Главное войско»
Я.М.Тайц «Приказ»,
А.И.Приставкин «Портрет отца».
Задачи: продолжать учить детей слушать произведения, сопереживать героям,
отвечать на вопросы по прочитанному; воспитывать бережное отношение к
книгам.
Развитие речи.
Сообщения детей о героических улицах Ленинского района.
Задачи: продолжать учить составлять рассказ по плану; обогащать активный
словарь ребенка; развивать связную речь; воспитывать чувство патриотизма.
Музыка.
Литературно – музыкальная композиция «От героев былых времен»
Задачи: способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его
боевые заслуги; закрепить представление о Великой Отечественной войне и
празднике День Победы; воспитывать уважение к защитникам Отечества,
памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ.
Социализация.
Сюжетно
-
ролевые
игры
«Я
-
моряк»;
«Лётчики»;
«Военный
госпиталь»; «Мы военные».
Задачи: развивать тематику военизированных игр, учить детей в точности
выполнять
задание,
быть
внимательными,
осторожными;
воспитывать
уважение к военным профессиям и желание служить в армии; продолжать
развивать внимание, память, логическое мышление.
Физическая культура.
Утренняя гимнастика «Мы солдаты»
Задачи:
создать
радостную,
бодрую
атмосферу;
предоставить
детям
возможность физического развития.
Работа с родителями:
1.
Рекомендации по чтению дома на тему «Великая Отечественная война»
и подготовке детей к отчетному мероприятию;
2.
Совместная деятельность по сбору и оформлению материала в альбом
«Помним»;
3.
Участие
в
подготовке и
проведении литературно
–
музыкальной
композиции «От героев былых времен»;
4.
Пополнение
мини
-
музея
орденами,
медалями,
фотографиями
и
личными вещами своих родственников, участвовавших в ВОВ.
Используемая литература:
1. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Под ред. Л. А.
Кондрыкинской. Творческий центр.
2. Патриотическое воспитание дошкольников. Н.В. Алешина.
3. Ресурсы сети Интернет.
4. И.Ф. Цыплаков «Имя на карте города»
5.
Т
.А.Шорыгина «Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны»
Ожидаемые результаты.
В результате проведенных мероприятий, посвященных памяти героев былых
времен, дети научатся ориентироваться в истории нашей страны;
запомнят и раскроют для себя смысл понятий: ветераны, оборона,
захватчики, фашистская Германия, концлагерь, блокада, фронт, тыл,
Отечество, малая родина и другие; продолжится формирование чувства
гордости за свой народ и его боевые заслуги, чувства уважения к защитникам
Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны и сострадания к людям
(а в частности детям), пострадавшим во время войны; проявится
заинтересованность к истории своей семьи.
Сценарий литературно-музыкальная композиция:
«От героев былых
времён».
Цель: Воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто
защищал Родину, на основе конкретных исторических фактов, доступных
детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.
(На центральной стене рисунки детей. С одной стороны «Мир глазами детей»
с другой стороны «Война, что ты сделала подлая…»)
Ход мероприятия:
(Дети входят в зал под песню «От героев былых времен…» из кинофильма
«Офицеры») В руках у детей портреты прадедушек, участвующих в Великой
Отечественной войне, ордена и медали. Встают полукругом.
1 ребенок:
Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май.
2 ребенок:
Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой.
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой.
3 ребенок:
Еще тогда нас не было на свете,
Когда с победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава им на веки,
От всей земли, от всей земли.
(Дети, оставляя у центральной стены портреты и награды, проходят на
стулья.)
Вед: Дорогие ребята, знаете ли вы, как много детей живет на планете? Таких
же как вы, мальчиков и девочек? Много! Очень много! Пройдет время, и вы
станете взрослыми. Вам придется самим строить дома, растить хлеб, летать в
космос. Но самое важное для вас сейчас – это мир во всем мире! Учитесь уже
сейчас беречь и защищать его.
(Дети встают в круг и начинают играть в р.н.с. «Гори, гори ясно…» Во время
игры начинает звучать аудиозапись авианалета и голос Левитана о начале войны,
дети убегают на стулья.)
Вед: 22 июня, 1941 года на рассвете, гитлеровские войска без
предупреждения напали на нашу Родину.
1 ребенок:
Война в срок первом нагрянула,
Фашисты ворвались в рассвет.
И судьбы она разрывала
Пять страшных кровавых лет.
2 ребенок:
Пылали хлеба и станицы,
Рушились города.
Оставлены были границы.
Голод, разруха, беда…
Вед: Вот здесь, на этом стенде фотографии наших героев, наших с вами
знакомых, родных и близких людей. Тех, кто воевал, кто рисковал своей жизнью
во имя мира на Земле. (Приглашаю родительницу и ребенка рассказать о своем
герое. На экране слайды с фотографиями прадедушки и его история.)
1 ребенок:
Кто сказал, что надо бросить песни на войне?
После боя сердце просит музыки вдвойне
Звучит песня «Катюша» в исполнении детей.
Ребенок:
Солнце в трубу золотую трубит.
Слава герою – бойцу!
Враг побежден, уничтожен, разбит.
Слава герою – бойцу!
В исполнении девочек танец «Синий платочек»
Вед: Отгремела война, на землю пришел мир. Благодарные люди поставили
памятники воинам-освободителям. И возле них всегда живые цветы – знак
нашей памяти и величайшей благодарности мужеству, отваги и стойкости солдат.
Ребенок:
Стоят в России обелиски,
На них фамилии солдат…
Такие же как я, мальчишки
Под обелисками лежат.
И к ним притихшие в печали,
Цветы приносят полевые.
Девчонки те, что их так ждали,
Теперь уже совсем седые.
Вед: Советский народ свято чтит память погибших героев той страшной,
жестокой войны. В их честь устанавливают памятники, называют улицы и
площади. В нашем городе тоже есть такие улицы. Послушайте выступление
детей. (Выступление детей об улицах названных в честь героев )
1 ребенок:
Чтобы дети всей Земли
Дома спать могли спокойно,
Танцевать и петь могли.
2 ребенок:
Чтобы солнце улыбалось,
В окнах светлых отражалось
И сияло над Землей,
Людям всем и нам с тобой.
Вед: «Лишь бы не было войны!» Эти слова мы слышим часто, но пока мы
помним подвиг дедушек и бабушек, мы можем спать спокойно! Предлагаем
почтить подвиг героев минутой молчания.
(Минута молчания)
1 ребенок:
Мы за то, чтоб вся планета
Зеленела словно сад,
Чтобы нес спокойно службу
Мирной Родины солдат!
2 ребенок:
Мы за то, чтоб в мире дети
Не играли бы в войну,
Чтобы утром на рассвете
Слышать мира тишину!
3 ребенок:
Пусть гремят сегодня пушки
На парадах и в кино!
Мы за мир, войны не нужно!
Это точно решено!