Напоминание

"От героев былых времен"


Автор: Ракитина Наталья Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад № 445 "Ромашка"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: проект
Тема: "От героев былых времен"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Информационно-творческо-исследовательский проект

«От героев былых времен»

Актуальность проекта
: патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают глубокое влияние на дальнейшее развитие реб ѐ нка, остаются в памяти на всю жизнь. И задача взрослых – сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.
Цель проекта:
развитие патриотического сознания дошкольников.
Задачи проекта:
1
.
Обобщать и расширять знания детей об истории Великой Отечественной войны. 2. Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги. 3. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ. 4. Воспитывать патриотические чувства через художественную литературу, средствами музыкального и художественно-эстетического воспитания. 5. Продолжать развивать творческие способности в рамках реализации проекта. 6. Продолжать расширять сотрудничество с родителями воспитанников, способствовать восстановлению утраченных связей между поколениями. 7. Способствовать формированию убеждения о недопустимости повторения войны.
Участники проекта.

Дети подготовительной группы, родители, воспитатели, педагоги.
Срок реализации
– 2 недели.
Деятельность по реализации проекта.

1 этап: «Выбор темы».
Однажды с детьми читали рассказы о детях героях Великой Отечественной войны. Дети с интересом слушали произведение, а потом удивленно и даже с некоторым недоверием спросили: «А, что, дети тоже были на войне?» И посыпались различные вопросы о войне.
2 этап: «Сбор сведений»
Данный этап направлен на реализацию двух направлений: методическое оснащение и мотивация детей и родителей к предстоящей деятельности. Активное участие в сборе информации принимали родители воспитанников, воспитатели. Больше всего информации мы получили из художественной литературы и энциклопедий. 1 направление. Цель: определение проблемного поля и поиск ресурсов, подготовка к реализации. Содержание: анализ предметно-развивающей среды; изучение литературы (журналы, книги, Интернет); подбор подвижных, речевых, дидактических и др. игр; составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы; подбор иллюстративного материала по теме, материалов, атрибутов для игр; подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, аудиозаписей. 2 направление Цель: побуждение интереса детей и родителей к предстоящей деятельности. Содержание: проблемная ситуация «Что мы можем рассказать младшим детям о ВОВ?»; введение в проблему (рассматривание иллюстраций и фотографий о ВОВ. Беседа: «Что такое война и что такое День Победы»); разработка сетевой паутинки проекта совместно с детьми (Что мы знаем? Что х о т и м у з н а т ь ? Г д е б у д е м и с к а т ь и н ф о р м а ц и ю ? )
3 этап:

Мероприятия проекта:

Познание (формирование целостной картины мира).
 Беседа «Великая Отечественная война» (с показом слайд-шоу) Задачи: активизировать словарь детей, обогащать его понятиями: Россия, Отечество, Отчизна, защищать, оборонять, окопы, траншеи, маршалы,
генералы, фашизм, захватчики и т. д.; вызвать у детей чувство гордости за свою страну, воспитывать интерес к ее героическому прошлому; развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории нашей Родины; расширять представление детей об армии (в годы В. О. В. воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов); побудить детей к созданию рукописной книги «Память» (с реальными рассказами родственников и близких людей о войне или рассказами из различных источников, растрогавшими детей).  Беседа «Дети войны» Задачи: донести до воспитанников, как тяжело приходилось детям в те суровые годы; формировать чувство гордости за их подвиги; развивать чувство сострадания, сопереживания чужому горю и потерям.  Беседа «Ордена и медали» Задачи: углубить знание о российской армии, познакомить с наградами, которые получают защитники Отечества в мирное время; учить чтить память павших бойцов; развивать память, творческое воображение, устную речь детей.  Экскурсия в музей имени А.И.Покрышкина Задачи: познакомить детей с подвигом земляка А.И.Покрышкина; учить чтить память павших бойцов;
Художественное творчество.

Рисование:
«С чего начинается Родина?» Задачи: продолжать учить детей несложные сюжеты и пейзажи. Развивать творческое воображение и способности к композиции. «Боевая техника» Задачи: продолжаем закреплять умение рисовать боевую технику, передавая соответствующие детали максимально точно. Развиваем воображение, чувство цвета и композиции. «Солдат на посту» Задачи: закреплять умение детей рисовать человека, передавая характерные особенности костюма, позы, умение располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно. «Мир - глазами детей» З а д ач и : у ч и т ь передавать в рисунке задуманный сюжет, располагать изображаемые предметы на листе бумаги; развивать воображение, чувство цвета

Лепка:
«Пограничник с собакой» Задачи: продолжать закреплять у детей умение использовать различные приемы лепки; закреплять умение скреплять детали между собой; развивать конструкторские способности и умения; воспитывать аккуратность и самостоятельность. 
Аппликация:
«Мой город без войны» Задачи: продолжать учить детей вырезать силуэт предмета по контуру; воспитывать аккуратность при работе с клеем, ножницами и красками; воспитывать творчество и самостоятельность; продолжать воспитывать у детей любовь к старшему поколению. 
Труд.
Конструирование(коллективное изготовление макета боевой машины) «Катюша» З а д а ч и : продолжать развивать конструкторские спо собно сти, самостоятельность при распределении действий между собой; закреплять умение работы с ножницами и клеем; воспитывать коллективизм.
Коммуникация.
 Чтение художественной литературы: Т.А.Шорыгина «Рассказы о детях - героях ВОВ»; С.Шанин «Мой край»; Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; А.Метяев «Почему армия всем родная»; Л.АКассиль «Твои защитники»; С.А.Баруздина «Шёл по улице солдат»; О.Бундура «Солдат»; Пантелеев «Честное слово», Л.Кассиль «Главное войско» Я.М.Тайц «Приказ», А.И.Приставкин «Портрет отца». Задачи: продолжать учить детей слушать произведения, сопереживать героям, отвечать на вопросы по прочитанному; воспитывать бережное отношение к книгам.
Развитие речи.
 Сообщения детей о героических улицах Ленинского района. Задачи: продолжать учить составлять рассказ по плану; обогащать активный словарь ребенка; развивать связную речь; воспитывать чувство патриотизма.
Музыка.
Литературно – музыкальная композиция «От героев былых времен» Задачи: способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги; закрепить представление о Великой Отечественной войне и
празднике День Победы; воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ.
Социализация.
 Сюжетно - ролевые игры «Я - моряк»; «Лётчики»; «Военный госпиталь»; «Мы военные». Задачи: развивать тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задание, быть внимательными, осторожными; воспитывать уважение к военным профессиям и желание служить в армии; продолжать развивать внимание, память, логическое мышление.
Физическая культура.
 Утренняя гимнастика «Мы солдаты» Задачи: создать радостную, бодрую атмосферу; предоставить детям возможность физического развития.
Работа с родителями:

1.
Рекомендации по чтению дома на тему «Великая Отечественная война» и подготовке детей к отчетному мероприятию;
2.
Совместная деятельность по сбору и оформлению материала в альбом «Помним»;
3.
Участие в подготовке и проведении литературно – музыкальной композиции «От героев былых времен»;
4.
Пополнение мини - музея орденами, медалями, фотографиями и личными вещами своих родственников, участвовавших в ВОВ.
Используемая литература:
1. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Под ред. Л. А. Кондрыкинской. Творческий центр. 2. Патриотическое воспитание дошкольников. Н.В. Алешина. 3. Ресурсы сети Интернет. 4. И.Ф. Цыплаков «Имя на карте города» 5. Т .А.Шорыгина «Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны»
Ожидаемые результаты.
В результате проведенных мероприятий, посвященных памяти героев былых времен, дети научатся ориентироваться в истории нашей страны; запомнят и раскроют для себя смысл понятий: ветераны, оборона, захватчики, фашистская Германия, концлагерь, блокада, фронт, тыл, Отечество, малая родина и другие; продолжится формирование чувства гордости за свой народ и его боевые заслуги, чувства уважения к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны и сострадания к людям
(а в частности детям), пострадавшим во время войны; проявится заинтересованность к истории своей семьи.
Сценарий литературно-музыкальная композиция:

«От героев былых

времён».
Цель: Воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину, на основе конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания. (На центральной стене рисунки детей. С одной стороны «Мир глазами детей» с другой стороны «Война, что ты сделала подлая…») Ход мероприятия: (Дети входят в зал под песню «От героев былых времен…» из кинофильма «Офицеры») В руках у детей портреты прадедушек, участвующих в Великой Отечественной войне, ордена и медали. Встают полукругом. 1 ребенок: Еще тогда нас не было на свете, Когда гремел салют из края в край. Солдаты, подарили вы планете Великий Май, победный Май. 2 ребенок: Еще тогда нас не было на свете, Когда в военной буре огневой. Судьбу решая будущих столетий, Вы бой вели, священный бой. 3 ребенок: Еще тогда нас не было на свете, Когда с победой вы домой пришли. Солдаты Мая, слава им на веки, От всей земли, от всей земли. (Дети, оставляя у центральной стены портреты и награды, проходят на стулья.) Вед: Дорогие ребята, знаете ли вы, как много детей живет на планете? Таких же как вы, мальчиков и девочек? Много! Очень много! Пройдет время, и вы станете взрослыми. Вам придется самим строить дома, растить хлеб, летать в
космос. Но самое важное для вас сейчас – это мир во всем мире! Учитесь уже сейчас беречь и защищать его. (Дети встают в круг и начинают играть в р.н.с. «Гори, гори ясно…» Во время игры начинает звучать аудиозапись авианалета и голос Левитана о начале войны, дети убегают на стулья.) Вед: 22 июня, 1941 года на рассвете, гитлеровские войска без предупреждения напали на нашу Родину. 1 ребенок: Война в срок первом нагрянула, Фашисты ворвались в рассвет. И судьбы она разрывала Пять страшных кровавых лет. 2 ребенок: Пылали хлеба и станицы, Рушились города. Оставлены были границы. Голод, разруха, беда… Вед: Вот здесь, на этом стенде фотографии наших героев, наших с вами знакомых, родных и близких людей. Тех, кто воевал, кто рисковал своей жизнью во имя мира на Земле. (Приглашаю родительницу и ребенка рассказать о своем герое. На экране слайды с фотографиями прадедушки и его история.) 1 ребенок: Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне Звучит песня «Катюша» в исполнении детей. Ребенок: Солнце в трубу золотую трубит. Слава герою – бойцу! Враг побежден, уничтожен, разбит. Слава герою – бойцу! В исполнении девочек танец «Синий платочек» Вед: Отгремела война, на землю пришел мир. Благодарные люди поставили памятники воинам-освободителям. И возле них всегда живые цветы – знак нашей памяти и величайшей благодарности мужеству, отваги и стойкости солдат.
Ребенок: Стоят в России обелиски, На них фамилии солдат… Такие же как я, мальчишки Под обелисками лежат. И к ним притихшие в печали, Цветы приносят полевые. Девчонки те, что их так ждали, Теперь уже совсем седые. Вед: Советский народ свято чтит память погибших героев той страшной, жестокой войны. В их честь устанавливают памятники, называют улицы и площади. В нашем городе тоже есть такие улицы. Послушайте выступление детей. (Выступление детей об улицах названных в честь героев ) 1 ребенок: Чтобы дети всей Земли Дома спать могли спокойно, Танцевать и петь могли. 2 ребенок: Чтобы солнце улыбалось, В окнах светлых отражалось И сияло над Землей, Людям всем и нам с тобой. Вед: «Лишь бы не было войны!» Эти слова мы слышим часто, но пока мы помним подвиг дедушек и бабушек, мы можем спать спокойно! Предлагаем почтить подвиг героев минутой молчания. (Минута молчания) 1 ребенок: Мы за то, чтоб вся планета Зеленела словно сад, Чтобы нес спокойно службу Мирной Родины солдат! 2 ребенок: Мы за то, чтоб в мире дети Не играли бы в войну, Чтобы утром на рассвете Слышать мира тишину!
3 ребенок: Пусть гремят сегодня пушки На парадах и в кино! Мы за мир, войны не нужно! Это точно решено!


В раздел образования