Методология преподавания истории в современной школе
Автор: Булгутова Наталья Петровна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ "Ользоновская СОШ" Населённый пункт: с.Ользоны Наименование материала: Статья Тема: Методология преподавания истории в современной школе Раздел: среднее образование
Методология преподавания истории в современной школе
В статье рассматривается современные требования к преподаванию предмета
истории
в
современной
школе,
в
соответствии
с
требованиями
новых
стандартов.
Определяется
необходимость
проблемного
обучения,
деятельностных
методов
обучения, изменения позиции учителя по отношению к учащимся.
Ключевые слова: проблемное обучение, деятельностный метод, стандарты.
Современные требования к организации учебного процесса,
требования
стандартов,
такие,
чтобы
обучающиеся
могли
не
только
самостоятельно получать новые знания, но и в дальнейшем применять их в
решении новых задач. Главная задача учителя – организация условий,
инициирующих действия учащихся в необходимом направлении, условий
для самореализации ученика на уроке.
Но сегодня нас учителей можно представить в виде свечки, которая
пытается
научить
лампочку
премудростям
компьютерной
техники.
Возникает
конфликт
между
целями
учения
и
стилем
преподавания,
который мешает развитию способности ребенка учиться.
И что же нам
делать?!
Прежде
всего,
самим
учиться
и
не
отставать
от
требований
времени.
Современный
учитель
это
уже
не
тот
«всезнающий»
учитель
с
указкой
у
д о ски,
а
мод ератор
направля ющий
п о и с ко ву ю ,
исследовательскую
деятельность
учащихся.
Именно
проблемно
–
деятельностный
подход
в
обучении
позволяет
выполнить
те
задачи,
которые стоят перед учителями сегодня.
Жизнь требует от нас быстрой адаптации к требованиям и запросам
общества.
Основная задача современного учителя это заинтересовать
предметом,
каждой
темой,
поставить
проблему,
которая
зацепит
обучающихся и дать свободу поиска решения этой проблемы
при этом
невидимой рукой направлять в нужном направлении. И я уверена, что для
решения
проблемы
обучающиеся
начнут
подключать
все
имеющиеся
ресурсы, на первых порах это будет, скорее всего интернет, но однажды
столкнувшись
с
недостоверной
информацией
они
начнут
сравнивать
с
другими источниками (справочники, энциклопедии) и доказывать свою
правоту.
Стандарт
нового
поколения
выдвигает
кардинально
новые
подходы в преподавании предметов, выполнение которого требует от нас
творческого подхода и кропотливой работы с каждым обучающимся.
Проблемное обучение - это система развития учащихся в процессе
обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в
преподавании и привлечение школьников к активному участию в решении
этих
проблем.
Под
учебной
проблемой
понимают
задачу,
вопрос
или
задание,
решение
которых
нельзя
получить
по
готовому
образцу.
От
ученика требуется проявление самостоятельности и оригинальности. Не
репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка личной
гражданской позиции через собственное открытие факта, события, его
переосмысление
возможны
только
при
использовании
метода
проблемного
обучения,
который
обеспечивает
высокую
мотивацию
учащихся.
При
проектировании
урочной
деятельности
ставится
задача
развития у учащихся способностей самостоятельно ставить учебные цели,
проектировать
пути
их
реализации,
контролировать
и
оценивать
свои
достижения. Всё это можно обобщить одним умением – умением учиться.
Системно-деятельностный подход в образовании включает в себя
ряд
образовательных
технологий,
методов
и
приемов,
которые
дают
возможность
учителю
творить
и
искать.
Данный
подход
позволяет
работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные
учебные действия, следовательно, готовить их к продолжению образования
и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Возможна реализация следующих технологий:
Разноуровневое обучение – возможность построить учебный процесс с
учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Исследовательские методы – позволяют учащимся самостоятельно изучить
проблему, расширить кругозор, формирует мировоззрение.
Игровые
технологии
–
развивают
познавательную
деятельность,
формируют знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельной
практической деятельности.
Технология
проектной
деятельности
–
развивает
индивидуальные
творческие способности учащихся.
На уроках истории и обществознания используются следующие формы
деятельности учащихся :
-Составление
опорных
конспектов
в
виде
плана,
схемы,
графика,
диаграммы, рисунка;
-Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом
анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических
событий;
-Составление
биографических
справок
–
характеристик
исторических
личностей;
-Работа с исторической картой;
-Анализ исторических источников (документов);
-Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата;
-Рецензия на ответ товарища;
-Задания на образную реконструкцию исторических фактов: изложение
исторических
событий
от
имени
одного
из
участников,
свидетелей,
современников или потомков;
-Изложение
сути
исторических
событий
в
диалоге,
споре,
беседе
их
н е п о с р е д с т в е н н ы х
у ч а с т н и ко в ,
п р е д с т а в л я ю щ и х
р а з н ы е
(противоположные) мнения и оценки.
Все
эти
формы
деятельности
позволяют
учащимся
систематизировать
учебную
информацию,
ориентироваться
в
историко-
географическом
пространстве,
сформировать
навыки
поисковой,
аналитической
работы.
Кроме
того,
эта
работа
спо собствует
формированию умений объективной самооценки и взаимооценки учебной
деятельности.
Задача учителя – создать условия для саморазвития возможностей и
творчества
учащихся,
вовлечь
каждого
ученика
в
активный
познавательный процесс.
Применение деятельностного подхода на уроках истории и
обществознания, позволяет достичь прописанных в стандартах второго
поколения образовательных результатов: личностных, метапредметных и
предметных.
С овременному обществу
нужны
образованные,
нравственные,
предприимчивые люди, которые могут:
• анализировать свои действия;
• самостоятельно
принимать
решения,
прогнозируя
их
возможные
последствия;
•отличаться мобильностью;
•быть способным к сотрудничеству;
•обладать
чувством
ответственности
за
судьбу
страны,
ее
социально-
экономическое процветание.
Принципиальным отличием современного подхода является
ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных
программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но
и умение применять эти знания в практической деятельности.
Условия самореализации учащихся на уроках истории и обществознания
являются основой успешной социализации их в обществе, готовность к
межличностному и межкультурному сотрудничеству.
Список литературы:
1.
Абдуллаев
Э.Н.
Деятельностный
подход
в
преподавании
истории
в
рамках
требований нового стандарта
/ Э.Н. Абдуллаев // Преподавание истории в школе. –
2012. – № 1.
2. Стрелова О.Ю. Современный урок истории / О.Ю. Стрелова // Преподавание истории
и обществознания в школе. – 2009. – № 1.