Напоминание

Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста методом проектной деятельности


Автор: Лушникова Галина Михайловна
Должность: врспитатель
Учебное заведение: МДУ комбинированного вида №13
Населённый пункт: г. Алексеевка Белгородская обл
Наименование материала: статья
Тема: Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста методом проектной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад





Статья по опыту работы на тему: «Формирование культуры общения у детей

старшего дошкольного возраста методом проектной деятельности»
Автор: Лушникова Галина Михайловна воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида №13 г. Алексеевки Белгородской области Гуманизация и демократизация сфер жизнедеятельности современного общества не могли не отразиться на структуризации дошкольного образования. Появились вариативные программы обучения и воспитания, где приоритетным направлением стало умственное воспитание ребенка-дошкольника. Сегодняшний выпускник дошкольного учреждения умеет читать, писать и считать, но при этом у него отмечается низкий уровень культуры общения. В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, что влечет за собой и упадок общей культуры. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально- экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов, в поведении и взаимоотношениях со сверстниками наблюдается агрессивность, конфликтность. Владение богатством литературного языка, умелое использование его изобразительных средств в различных ситуациях общения определяют уровень речевой компетенции человека, являются показателями его общей культуры. Культура общения предполагает не только умение правильно, выразительно и точно говорить, но и умение слушать и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий. Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. В этой связи в современной системе образования особую актуальность вновь приобретает проблема развития культуры общения детей дошкольного возраста. Как известно, именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально- волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации. Как показывает практика, в современном обществе организация нравственного и этического воспитания находится на недостаточном уровне. Работа по формированию культуры поведения и общения в дошкольных учреждениях ведётся хаотично, отсутствует система планирования по данной проблеме. Педагоги находятся на пути поиска эффективных методов и приёмов в формировании культуры общения у дошкольников. Наиболее удачным и эффективным способом организации нравственного воспитания является метод проекта. Началом работы по теме опыта стало проведение мониторинга по определению исходного уровня сформированности культуры общения у старших дошкольников с помощью игровых заданий заимствованных из пособия «Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет» под редакцией О.В. Дыбино. Для определения уровней сформированности навыков общения детей старшего дошкольного возраста частично использовались критерии оценки, рекомендованные Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (раздел «Ребёнок входит в мир социальных отношений», пункт «Ребёнок и взрослые», «Ребёнок и сверстники», «Отношение ребёнка к самому себе»). Результаты проведенного мониторинга выявили необходимость работы по формированию навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Ведущая педагогическая идея опыта: формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста методом проектной деятельности. Работа в данном направлении будет проходить более эффективно при соблюдении определённых педагогических условий:
- создание окружающей среды в группе и дома; - наличие педагогического такта; - организация воспитательно-образовательного процесса; - обогащение словаря речевыми оборотами, соответствующими культуре общения; - включение детей во все виды деятельности; - интеграция знаний и умений детей в социальное окружение. Работа над опытом велась в течение трех лет поэтапно с момента обнаружения противоречия (2011г.), до момента выявления результативности (2014 г.) и осуществлялась поэтапно.
I этап – начальный (констатирующий):
сентябрь 2011 г. 1. Аналитические исследования по проблеме нравственного воспитания дошкольников. 2. Выявление уровня сформированности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. 3. Выявление педагогическиех условий, способствующих формированию у старших дошкольников навыков культурного общения в теории и практике. 4. Постановка целей, задач и выбор методов работы.
II этап – основной (формирующий):
(октябрь 2011 год – апрель 2012 г., сентябрь 2012 г. – апрель 2013 г., сентябрь 2013 г. – апрель 2014 г.). 1. Создание предметно-развивающей среды для экспериментальной деятельности. 2. Разработка группового ролево-игрового проекта по ознакомлению старших дошкольников с навыками культурного общения 3. Организация воспитательно-образовательного процесса.
III этап – заключительный (контрольный):
май 2012 г., 2013 г. и 2014 г. 1. Проведение итогового мониторинга по выявлению уровня культуры общения у дошкольников. Сравнительный анализ результатов. 2. Оценка эффективности форм и методов работы. 3. Обобщение и распространение опыта работы. Диапазон опыта представлен системой работы воспитателя по реализации группового ролево-игрового метода проекта, как эффективного средства формирования навыков культуры общения у старших дошкольников. Разработанный проект состоит из четырёх
блоков:
1. «Неречевые средства общения». Данный блок направлен на развитие у детей осознанного проявления своих чувств и понимание чужих эмоций, знакомство с формами и средствами передачи различных эмоциональных состояний и приобщение к культуре проявления своих чувств. В этом блоке присутствуют: занятия; подвижные игры, дидактические игры; различные этюды; чтение стихотворений; рисование различных масок, эмоциональных состояний героев стихотворения и сказок. 2. «В мире вежливых слов». Второй блок нацелен на изучение, установленных культурными нормами, речевых оборотов, применяемых в различных ситуациях. Сюда вошли: занятия, составление словаря вежливых слов; анализ различных жизненных ситуаций; наклеивание вежливых слов на картинках с ситуациями в утренний и вечерний отрезок времени; чтение художественной литературы; заучивание и инсценирование стихотворений, анализ пословиц и поговорок. 3. «Культура и мы». Блок включает в себя мероприятия, направленные на воспитание культурного общения и поведения в общественных местах, расширение и употребление речевого этикета, и применение своих знаний в реальной жизни. Этот блок богат не только занятиями, но и объяснением поговорок; анализом различных стихов; обыгрыванием этюдов, стихов; сюжетно-ролевыми играми; экскурсиями; решениями различных жизненных ситуаций и обыгрывание их с куклами.
4. «Общение в дружбе». Четвёртый блок решает задачи, касающиеся общения детей со своими сверстниками. Все виды деятельности формируют представления детей о дружбе, честности, справедливости, уважении друг к другу. В этом помогают: анализ поведенческих реакций детей в группе; чтение сказок; анализ педагогических ситуаций; анализ поступков героев сказок и рассказов, сравнение этих поступков; рассматривание сюжетных картинок с проблемными ситуациями. В ходе формирующего (основного) этапа были использованы разные виды деятельности: это и занятия, и этюды, и сюжетно-ролевые игры, и подвижные игры, чтение, заучивание и обыгрывание стихотворений, разбор реальных жизненных ситуаций, рисование и изготовление пособий, оформление словаря добрых слов, анализ пословиц и поговорок и др. При проведении данных мероприятий были использованы разнообразные методы и приёмы. Например, при проведении сюжетно-ролевых, подвижных игр, экскурсий использовалось наблюдение, которое показывало, как дети применяют полученные знания в игровых и реальных ситуациях. При изучении неречевых форм общения часто использовался показ, сравнение. А при анализе стихотворений, пословиц, поговорок, занятиях и различных сюжетно-ролевых игр в основном использовались словесные методы, объяснения, образец правильной речи, обыгрывание ситуаций. Для повышения интереса к данным видам деятельности применялись яркие, красочные пособия и атрибуты: карточки с изображением различных эмоциональных состояний, с изображением жизненных ситуаций; предметные и сюжетные картинки; костюмы и атрибуты, используемые в этюдах и сюжетно-ролевых играх; иллюстрации к сказкам и рассказам; шапочки изображаемого персонажа; видеофильмы; фланелеграф и плоскостные фигурки и др. После реализации проекта у детей созрело понимание значения различных эмоций в общении с людьми. Как показали наблюдения, они начал пользоваться невербальными средствами общения, причём соответственно конкретной ситуации. Родители так же отметили изменения в поведении своих детей, отметили, что дети стали более коммуникабельными и вежливыми во взаимодействии с другими детьми, к взрослым стали обращаться на «Вы». В группе восстановилась спокойная обстановка, что очень важно для проявления речевого этикета, культурных поступков, умения использовать интонацию. Кроме того, межличностные ссоры стали возникать всё реже, речь детей – богаче. Таким образом, основываясь на результаты контрольного мониторинга, можно сделать вывод о том, что в результате группового ролево-игрового метода проектирования, который позволяет проводить систематическую и последовательную работу, уровень культуры общения значительно повысился. В итоге были получены высокие показатели, по сравнению с начальными, что подтверждает гепотезу об эффективности формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста методом проектной деятельности.
Библиографический список
1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – С. 338-350. 2.Алифанова, Е.М. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр [Текст]: Автореферат дисс. ... кандид. пед. наук. - Волгоград, 2001. - 15 с. 3.Антонова, T.B. Общение старших дошкольников со сверстниками [Текст] // Дошкольное воспитание. - 1985. - N.10. - стр. 34-38 4.Бабаева, Т.И. Социально-эмоциональное развитие дошкольников в детском саду [Текст] / Т.И. Бабаева // Методические советы к программе «Детство». - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2002 - 304 с.
5.Громова, З.М. К вопросу о роли взаимопонимания в развитии творческой ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Под ред. A.M. Леушиной. - Л., 1972. - С. 18-21 6.Ерофеева, Т.И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1986. - 22 с. 7.Клименкова, О.Н. Игра как азбука общения [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2002. - N 2. - стр. 7-14 8.Коломинский, Я.Л. Кумова, И.А. Воспитание основ коммуникативной культуры детей 6-го года жизни [Текст]: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Ростов-на-Дону, 2004. -25 с. 9.Лаврентьева, Г.П. Культура общения у дошкольников / Г.П. Лаврентьева. - Киев,1988. – 213 с. 10. Леонтьев, A.A. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999.- 365 с. 11. Лидак, Л.В. Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры [Текст]: Дисс. ...канд психол. наук.- Л., 1982. - 213 с.


В раздел образования