Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста методом проектной деятельности
Автор: Лушникова Галина Михайловна Должность: врспитатель Учебное заведение: МДУ комбинированного вида №13 Населённый пункт: г. Алексеевка Белгородская обл Наименование материала: статья Тема: Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста методом проектной деятельности Раздел: дошкольное образование
Статья по опыту работы на тему: «Формирование культуры общения у детей
старшего дошкольного возраста методом проектной деятельности»
Автор: Лушникова Галина Михайловна
воспитатель МДОУ детский сад
комбинированного вида №13
г. Алексеевки Белгородской области
Гуманизация и демократизация сфер жизнедеятельности современного общества не
могли
не
отразиться
на
структуризации
дошкольного
образования.
Появились
вариативные программы обучения и воспитания, где приоритетным направлением стало
умственное
воспитание
ребенка-дошкольника.
Сегодняшний
выпускник
дошкольного
учреждения умеет читать, писать и считать, но при этом у него отмечается низкий уровень
культуры
общения.
В
настоящее
время
в
языковой
практике
прослеживается
утрата
лучших речевых традиций, что влечет за собой и упадок общей культуры. В речевой
деятельности
это
выражается
в
увеличении
лексики
со
сниженной
эмоционально-
экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов, в поведении и
взаимоотношениях
со
сверстниками
наблюдается
агрессивность,
конфликтность.
Владение богатством литературного языка, умелое использование его изобразительных
средств
в
различных
ситуациях
общения
определяют
уровень
речевой
компетенции
человека, являются показателями его общей культуры. Культура общения предполагает не
только
умение
правильно,
выразительно
и
точно
говорить,
но
и
умение
слушать
и
извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий.
Высокий
уровень
культуры
общения
является
основным
условием
успешной
адаптации человека в любой социальной среде. В этой связи в современной системе
образования
особую
актуальность
вновь
приобретает
проблема
развития
культуры
общения детей дошкольного возраста. Как известно, именно в этот период закладывается
фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-
волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.
Как показывает практика, в современном обществе организация нравственного и
этического воспитания находится на недостаточном уровне. Работа по формированию
культуры поведения и общения в дошкольных учреждениях ведётся хаотично, отсутствует
система
планирования
по
данной
проблеме.
Педагоги
находятся
на
пути
поиска
эффективных методов и приёмов в формировании культуры общения у дошкольников.
Наиболее
удачным
и
эффективным
способом
организации
нравственного
воспитания
является метод проекта.
Началом работы по теме опыта стало проведение мониторинга по определению
исходного уровня
сформированности
культуры общения у старших дошкольников с
помощью игровых заданий заимствованных из пособия «Педагогическая диагностика
компетентностей
дошкольников.
Для
работы
с
детьми
5-7
лет»
под
редакцией
О.В.
Дыбино. Для определения уровней сформированности навыков общения детей старшего
дошкольного
возраста
частично
использовались
критерии
оценки,
рекомендованные
Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (раздел «Ребёнок
входит
в
мир
социальных
отношений»,
пункт
«Ребёнок
и
взрослые»,
«Ребёнок
и
сверстники», «Отношение ребёнка к самому себе»).
Результаты
проведенного
мониторинга
выявили
необходимость
работы
по
формированию навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
Ведущая педагогическая идея опыта: формирование культуры общения у детей
старшего дошкольного возраста методом проектной деятельности.
Работа в данном направлении будет проходить более эффективно при соблюдении
определённых педагогических условий:
- создание окружающей среды в группе и дома;
- наличие педагогического такта;
- организация воспитательно-образовательного процесса;
- обогащение словаря речевыми оборотами, соответствующими культуре общения;
- включение детей во все виды деятельности;
- интеграция знаний и умений детей в социальное окружение.
Работа
над опытом велась в течение трех лет поэтапно с момента обнаружения
противоречия (2011г.), до момента выявления результативности (2014 г.) и осуществлялась
поэтапно.
I этап – начальный (констатирующий): сентябрь 2011 г.
1.
Аналитические
исследования
по
проблеме
нравственного
воспитания
дошкольников.
2.
Выявление
уровня
сформированности
культуры
общения
у
детей
старшего
дошкольного возраста.
3.
Выявление
педагогическиех
условий,
способствующих
формированию
у
старших дошкольников навыков культурного общения в теории и практике.
4. Постановка целей, задач и выбор методов работы.
II этап – основной (формирующий): (октябрь 2011 год – апрель 2012 г., сентябрь
2012 г. – апрель 2013 г., сентябрь 2013 г. – апрель 2014 г.).
1.
Создание
предметно-развивающей
среды
для
экспериментальной
деятельности.
2.
Разработка группового ролево-игрового проекта по ознакомлению старших
дошкольников с навыками культурного общения
3.
Организация воспитательно-образовательного процесса.
III этап – заключительный (контрольный): май 2012 г., 2013 г. и 2014 г.
1.
Проведение
итогового
мониторинга
по
выявлению
уровня
культуры
общения у дошкольников. Сравнительный анализ результатов.
2.
Оценка эффективности форм и методов работы.
3.
Обобщение и распространение опыта работы.
Диапазон
опыта
представлен
системой
работы
воспитателя
по
реализации
группового ролево-игрового метода проекта, как эффективного средства формирования
навыков культуры общения у старших дошкольников.
Разработанный проект состоит из четырёх блоков:
1. «Неречевые средства общения». Данный блок направлен на развитие у детей
осознанного проявления своих чувств и понимание чужих эмоций, знакомство с формами
и средствами передачи различных эмоциональных состояний и приобщение к культуре
проявления
своих
чувств.
В
этом
блоке
присутствуют:
занятия;
подвижные
игры,
дидактические
игры;
различные
этюды;
чтение
стихотворений;
рисование
различных
масок, эмоциональных состояний героев стихотворения и сказок.
2. «В мире вежливых слов». Второй блок нацелен на изучение, установленных
культурными нормами, речевых оборотов, применяемых в различных ситуациях. Сюда
вошли:
занятия,
составление
словаря
вежливых
слов;
анализ
различных
жизненных
ситуаций; наклеивание вежливых слов на картинках с ситуациями в утренний и вечерний
отрезок
времени;
чтение
художественной
литературы;
заучивание
и
инсценирование
стихотворений, анализ пословиц и поговорок.
3.
«Культура
и
мы».
Блок
включает
в
себя
мероприятия,
направленные
на
воспитание культурного общения и поведения в общественных местах, расширение и
употребление речевого этикета, и применение своих знаний в реальной жизни. Этот блок
богат не только занятиями, но и объяснением поговорок; анализом различных стихов;
обыгрыванием
этюдов,
стихов;
сюжетно-ролевыми
играми;
экскурсиями;
решениями
различных жизненных ситуаций и обыгрывание их с куклами.
4. «Общение в дружбе». Четвёртый блок решает задачи, касающиеся общения детей
со
своими
сверстниками.
Все
виды
деятельности
формируют
представления
детей
о
дружбе, честности, справедливости, уважении друг к другу. В этом помогают: анализ
поведенческих реакций детей в группе; чтение сказок; анализ педагогических ситуаций;
анализ поступков героев сказок и рассказов, сравнение этих поступков; рассматривание
сюжетных картинок с проблемными ситуациями.
В
ходе
формирующего
(основного)
этапа
были
использованы
разные
виды
деятельности: это и занятия, и этюды, и сюжетно-ролевые игры, и подвижные игры,
чтение, заучивание и обыгрывание стихотворений, разбор реальных жизненных ситуаций,
рисование и изготовление пособий, оформление словаря добрых слов, анализ пословиц и
поговорок и др.
При проведении данных мероприятий были использованы разнообразные методы и
приёмы.
Например,
при
проведении
сюжетно-ролевых,
подвижных
игр,
экскурсий
использовалось наблюдение, которое показывало, как дети применяют полученные знания
в
игровых
и
реальных
ситуациях.
При
изучении
неречевых
форм
общения
часто
использовался показ, сравнение. А при анализе стихотворений, пословиц, поговорок,
занятиях
и
различных
сюжетно-ролевых
игр
в
основном
использовались
словесные
методы, объяснения, образец правильной речи, обыгрывание ситуаций.
Для
повышения
интереса
к
данным
видам
деятельности
применялись
яркие,
красочные пособия и атрибуты: карточки с изображением различных эмоциональных
состояний, с изображением жизненных ситуаций; предметные и сюжетные картинки;
костюмы и атрибуты, используемые в этюдах и сюжетно-ролевых играх; иллюстрации к
сказкам и рассказам; шапочки изображаемого персонажа; видеофильмы; фланелеграф и
плоскостные фигурки и др.
После реализации проекта у детей созрело понимание значения различных эмоций
в общении с людьми. Как показали наблюдения, они начал пользоваться невербальными
средствами общения, причём соответственно конкретной ситуации.
Родители так же отметили изменения в поведении своих детей, отметили, что дети
стали более коммуникабельными и вежливыми во взаимодействии с другими детьми, к
взрослым стали обращаться на «Вы».
В группе восстановилась спокойная обстановка, что очень важно для проявления
речевого этикета, культурных поступков, умения использовать интонацию. Кроме того,
межличностные ссоры стали возникать всё реже, речь детей – богаче.
Таким
образом,
основываясь
на
результаты
контрольного
мониторинга,
можно
сделать вывод о том, что в результате группового ролево-игрового метода проектирования,
который
позволяет
проводить
систематическую
и
последовательную
работу,
уровень
культуры общения значительно повысился. В итоге были получены высокие показатели,
по сравнению с начальными, что подтверждает гепотезу об эффективности формирования
культуры
общения
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
методом
проектной
деятельности.
Библиографический список
1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: Учебное пособие для студентов
вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. –
С. 338-350.
2.Алифанова,
Е.М.
Формирование
коммуникативной
компетентности
детей
дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр [Текст]:
Автореферат дисс. ... кандид. пед. наук. - Волгоград, 2001. - 15 с.
3.Антонова,
T.B.
Общение
старших
дошкольников
со
сверстниками
[Текст]
//
Дошкольное воспитание. - 1985. - N.10. - стр. 34-38
4.Бабаева, Т.И. Социально-эмоциональное развитие дошкольников в детском саду
[Текст] / Т.И. Бабаева // Методические советы к программе «Детство». - СПб.: ДЕТСТВО-
ПРЕСС, 2002 - 304 с.
5.Громова, З.М. К вопросу о роли взаимопонимания в развитии творческой ролевой
игры у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Под ред. A.M. Леушиной. - Л.,
1972. - С. 18-21
6.Ерофеева,
Т.И.
Педагогические
условия
формирования
доброжелательных
взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: Автореф. дис. ... канд.
пед. наук. - М., 1986. - 22 с.
7.Клименкова, О.Н. Игра как азбука общения [Текст] // Дошкольное воспитание. -
2002. - N 2. - стр. 7-14
8.Коломинский, Я.Л. Кумова, И.А. Воспитание основ коммуникативной культуры
детей 6-го года жизни [Текст]: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Ростов-на-Дону, 2004. -25
с.
9.Лаврентьева,
Г.П.
Культура
общения
у
дошкольников
/
Г.П.
Лаврентьева.
-
Киев,1988. – 213 с.
10.
Леонтьев, A.A. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл,
1999.- 365 с.
11.
Лидак,
Л.В.
Формирование
культуры
общения
у
детей
старшего
дошкольного возраста в процессе игры [Текст]: Дисс. ...канд психол. наук.- Л., 1982. - 213
с.