Автор: Бакуняева Юлия Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ города Москвы "Школа № 2051" Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: Интегрированное занятие по развитию речи Тема: "Весна наступила" Раздел: дошкольное образование
Интегрированное занятие по развитию речи
(старшая группа)
«Весна наступила»
Цель : закрепить знания о признаках весны, сезонных изменениях в природе.
Задачи:
Воспитательная:
формирование
любви
к
красоте
родного
края
через
творчество русских поэтов, художников, композиторов;
Образовательная :
знакомство
с
творчеством П.И.Чайковский
"Времена
года". "Песня жаворонка". Март,
И.И. Левитан «Весна -большая вода»,
«Последний снег», «Март»;
Развивающая: развитие умения размышлять о музыке, сравнивать, обобщать,
учить анализировать.
Предварительная подготовка :
1.
Проведение выставки: «Весенние поделки»;
2.
Выставка детских рисунков «Наступила весна»;
3.
Выставка детского творчества -коллективные работы;
4.
Дети учат стихи о весне, весенние народные приметы.
Ход занятия:
Ребенок : Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой...
Ребенок:Прорастает сквозь снежок,
К солнечным лучам, цветок,
Маленький и нежный,
Беленький подснежник.
Воспитатель: Весна – это великое пробуждение от зимних оков. Она несет
искренний восторг и бурлящую радость. Всего лишь три месяца, а как много
они значат в нашей жизни!
Художник с помощью красок передает всю красоту этого времени года, а
композитор с помощью музыки.
У
великого
русского
композитора
П.И.Чайковского
есть
музыкальное
произведение "Времена года», « Песня жаворонка», «Подснежник ».
На Смарт-доске фотография этого композитора .
Краткая биография композитора ввиде слайдов.
-Назовите, пожалуйста, весенние месяцы. (Дети перечисляют)
Ребенок читает стихотворение:
Пускай сугробы во дворе
И снег почти не тает,
Сегодня март в календаре –
Весна в права вступает!
Готовы прыгать к небу мы
И щебетать, как птички, –
Последний день прошёл зимы,
Оторваны странички!
Дети слушают отрывок музыкального произведения « Песня жаворонка.
Март» (сборник "Времена года» П.И.Чайковский).
Ребенок читает стихотворение:
«На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий,
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны;
Здесь так легко мне, так радушно,
Так беспредельно, так воздушно;
Весь божий мир здесь вижу я.
И славит бога песнь моя!»
Дети слушают отрывок музыкального произведения «Подснежник. Апрель».
Ребенок: «Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник».
Дети слушают отрывок из «Времен года. Май. Белые ночи»
После прослушивания музыки дети отвечают на поставленные воспитателем
вопросы:
-Какую музыку Вы услышали?
- Какую весну изобразил композитор?
- Какое настроение у вас появляется после прослушивания этого
произведения?
Игра малой подвижности.
Цель: закрепить знания о сезонных изменениях в природе весной, создать
положительный эмоциональный настой у детей.
Дети становятся в круг.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним признаки весны. Я буду говорить
предложения, если вы согласны с этим, то протягиваете ладоши, а если нет,
то прячете руки за спину.
«Весна наступает. Птицы от нас улетают. Так бывает или не бывает?»
«Весной дни становятся длиннее. Так бывает или не бывает?»
« Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну...»
«Весной часто воют метели, идет снегопад. Так бывает или нет?»
«Весной появляются первые цветы. Так бывает или не бывает?»
« Весной детки пускают кораблики по бегущим ручейкам. Так бывает или
не бывает?»
После игры дети садятся на места.
Воспитатель:
Весна разделяется на несколько периодов:
Первый - это начало весны или как еще говорят предвесенье, второй -
собственно сама весна, и третий - предлетье.
На Смарт-доске демонстрируется картины И.И. Левитана: «Весна - большая
вода», «Последний снег», «Март».
Воспитатель кратко рассказывает биографию русского художника Исаака
Ильича Левитана, что это был великий художник-пейзажист.
Рассматривая картины художника, дети комментируют, какой месяц весны
нарисован.
Сейчас мы познакомимся с приметами этого времени года.
Примета - отличительный признак. Люди на протяжении многих веков,
наблюдали за тем, что происходит в природе. Свои наблюдения они
передовали своим детям и т.д.
Дети перечисляют:
1.
Март выдался снежный и холодный.
2.
Воробьи образуют огромные стаи, греются всей стаей на солнышке.
3.
Солнечных дней становится все больше, а солнышко греет сильнее, на
проталинах рисунков кое-где начинает пробиваться травка и появляются
первые весенние цветы – подснежники и мать-и-мачеха.
4.
Апрель – второй весенний месяц и середина весны.
5.
Трава появляется, цветет верба и одуванчики, поют птицы.
6.
В мае начинается цветение яблонь, вишен, черемухи и сирени.
Релаксационная гимнастика.
Представим, что мы гуляем в парке, какие звуки природы вы слышите?
Назовите?
Дети слушают звуки природы: весенний ветерок, весенняя гроза, щебетание
птиц, щелист новых зеленых листочков.
Воспитатель обращает внимание детей на выставку работ: «Весенние
поделки», рисунки, коллективную работу.
Дети демонстрируют изготовление своих работ и рассказывают родителям о
своих впечатлениях.