Опыт работы на тему: "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"
Автор: Паламарчук Валентина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ № 8 "Рябинка" Населённый пункт: г.Лангепас, ХМАО-Югра, Тюменская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Опыт работы на тему: "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры" Раздел: дошкольное образование
ЛГ МАДОУ «ДСКВ №8 «Рябинка», г. Лангепас, ХМАО-Югра,
Тюменская область, воспитатель Паламарчук Валентина
Николаевна.
Из опыта работы: «Сенсорное развитие детей раннего возраста
через дидактические игры»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия и формирование
его
представлений
о
внешних
свойствах предметов:
их
форме,
цвете,
величине,
положении
в
пространстве,
запахе,
вкусе
и
так
далее.
С восприятия предметов
и
явлений
окружающего
мира
и
начинается
познание.
Целью
сенсорного
воспитания
является
формирование
сенсорных
способностей у малышей.
На этой основе выделяются следующие задачи:
формирование у детей систем перцептивных действий;
формирование у детей систем сенсорных эталонов;
формирование
у
детей
умений
самостоятельно
применять
системы
перцептивных
действий
и
системы
эталонов
в
практической
и
познавательной деятельности.
Знакомя
детей
с различными
свойствами
предметов,
не
следует
добиваться
запоминания
и употребления
их
названий.
Главное,
чтобы
ребёнок
умел
учитывать
свойства
предметов
во
время
действия
с ними.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до трёх лет
является предметная игра.
С детьми раннего возраста провожу игры — занятия, в которых подача
какого — либо материала протекает незаметно для малышей, в практической
деятельности. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все
сенсорные эталоны.
О д н и м
и з
с р е д с т в сенсорного воспитания
дошкольников
является дидактическая игра.
Развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни
ребёнка.
Они
расширяют
представление
малыша
об
окружающем
мире,
обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов,
различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.
Существует множество дидактических игр и упражнений по сенсорному
развитию для детей раннего возраста. Их можно разделить на следующие
группы:
дидактические игры по изучению цвета,
дидактические игры на определение величины,
дидактические игры на определение формы,
дидактические игры на развитие тактильных ощущений.
Цель
этих
игр —
способствовать
закреплению
качеств
предметов
(величина, форма, цвет). Ограничиваясь этим перечислением дидактических
игр,
важно
отметить,
что
каждая
игра
дает
упражнения,
полезные
для
умственного
развития
детей
и их
воспитания.
Роль
дидактических
игр
в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку
узнать,
как
устроен
окружающий
мир,
и расширить
его
кругозор.
Дидактические
игры
выполняют
функцию —
контроль
над
состоянием
сенсорного развития детей
Используя
дидактическую
игру
в
воспитательно
-
образовательном
процессе, через её правила и действия у детей формируется корректность,
доброжелательность, выдержка. Дидактическая игра отличается от игровых
упражнений
тем,
что
выполнение
в
ней
игровых
правил
является
и
контролируется действиями.
Через
дидактическую
игру
дети
учатся
анализировать,
сравнивать
и
обобщать,
т.е.
систематическое
целенаправленное
использование
дидактических игр влияет на сенсорное воспитание дошкольников раннего
возраста.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой
сенсорного
воспитания
являются
дидактические
игры.
Только
при
определенной
системе
проведения
дидактических
игр
можно
добиться
сенсорного развития.