Напоминание

Основы творческого развития детей дошкольного возраста


Автор: Анисимова Светлана Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ№83
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Основы творческого развития детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Автор: Анисимова Светлана Викторовна Музыкальный руководитель МБДОУ № 83 г. Ульяновск Основы творческого развития детей дошкольного возраста. В настоящее время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитание Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных ценностей, дети легко принимают ценности лживые, мнимые. Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель. Детям дошкольного возраста изначально присуща талантливость. Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Музыка здесь выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир ребенка. Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее воздействие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни, а отсутствие полноценных музыкально – эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Творческие задания способствуют общему творческому развитию личности, что в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно – ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка. Какие пути и педагогические приемы развития творчества в процессе общения с музыкой можно обозначить? Прежде всего это система вопросов и творческих заданий, помогающих раскрывать детям
образное содержание музыкального искусства. Она должна представлять собой диалогическое общение и рождать у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Важно не только задать детям вопрос, но и услышать ответ, часто оригинальный, не стереотипный – ибо ничего нет более богатого, чем высказывания ребенка. И пусть в нем будет подчас противоречивость, недосказанность, но зато в нем будет индивидуальность, личностная окрашенность. В детстве постепенно преодолевается нерасчлененность, диффузность восприятия музыки и подготавливается база для осмысленного её слушания. Такими факторами являются: опыт общения, коммуникативный фактор, речевой и двигательно- игровой опыт, а также опыт сенсорный – пространственные и зрительные ощущения и представления. Важнейшим фактором, ведущим постепенно к все более дифференцированному слышанию музыки, к различению её мелодических, ритмических гармонических и других особенностей, является на первых этапах развития ребенка фактор коммуникативного опыта – различие разнообразных ситуаций общения, в которых ребенок соприкасается с музыкой. Какие пути и педагогические приемы развития творчества в процессе общения с музыкой мы можем обозначить? Прежде всего, это система вопросов и творческих заданий, помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального искусства. Она должна представлять собой, по сути диалогическое общение и рождать у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Важно не только задать детям вопрос, но и услышать ответ, часто оригинальный, нестереотипный – ибо нет ничего более богатого, чем высказывания ребенка. И пусть в нем будет подчас противоречивость, недосказанность, но зато в нем будет индивидуальность, личностная окрашенность. Овладение навыком музыкального восприятия осуществляется в процессе многообразных видов деятельности. Дети воспринимают музыкальное произведение в целом. Постепенно с опытом начинают слышать и выделять выразительную интонацию, изобразительные моменты, дифференцируют части произведения, вступление и заключение; начинает различать регистры, тембры, штрихи, уверенно определяют динамику, характер произведений, узнают знакомые песни и пьесы. Наиболее близкими, более легко дифференцируемыми оказываются для детей те виды музыкального восприятия, которые связаны с активными формами музицирования – с танцами, игрой и пением, в которых участвуют сами дети. Формирование музыкального опыта опирается на активные, деятельные виды восприятия, сопровождаемые собственным пением. Соотнесение музыкального произведения, его характера и языка с жизненным контекстом имеет большое значение. У детей возникают важные для дальнейшего музыкального развития ассоциативные связи между особенностями музыки того или иного жанра и коммуникативной ситуацией. Все это позволяет развивать в детях творческое начало. В системе эстетического воспитания важную роль играет обучение творчеству. Но, как известно, под творчеством понимается деятельность личности, направленная на создание новых материальных или духовных ценностей. Эта формулировка относится к конечному результату, а не к характеру деятельности. Ценность творчества, его функции заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе.
Творчество – это способность обнаруживать новые решения проблемы или обнаружение новых способов выражения, привнесение в жизнь чего-то нового для индивида. Это есть сила, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии. Вот каковы его убеждения в отношении творческого процесса: Дети естественным образом любопытны и творчески. Они экспериментируют, исследуют, играют с самым разнообразным материалом: разбирают игрушки, строят домики из песка. Для них не существует правильной или неправильной работы с красками и рисунком, в сочинении стихов, песен, они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя. Творчество есть процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта. Таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец. Творчество порождается всем нашим организмом, а не только интеллектом. Творчество есть часть всего нашего существа, нашего тела, разума, эмоции, духа. Творчество является тем мостиком, через который проходят эмоционально-эстетическая реакция от восприятия к воспроизведению и закрепляются как личностные новообразования. Внутренним содержанием в творчестве маленького ребенка может стать простая эмоциональная оценка музыкального произведения как чего-то радостного, печального, грозного. И если это несложная оценка находит выражение в соответствующем музыкальном образе адекватно замыслу автора, то можно уже говорить о творческом процессе, который превращает эстетическое переживание в сотворчество. Поскольку под понятием творчества мы подразумеваем не создание духовных ценностей, не конечный результат, а сам процесс, а так же действенность, способность к перевоплощению чужих мнений и чувств в свои собственные, то вся деятельность ребенка на занятиях музыкой почти полностью должна быть творчеством. Понятие детского творчества означает деятельность ребенка, создающего «нечто новое» и не связано с возрастными ограничениями. Детское творчество тесно связано с игрой, и грань между ними, не всегда правда отчетливая, прокладывается целевой установкой – в творчестве поиск и сознание нового обычно осмысленны как цель, игра же изначально таковой не предполагает. В личностном плане детское творчество не столько основано на имеющихся задатках, знаниях, умениях, навыках, сколько развивает их, способствуя становлению личности, созиданию самого себя, оно более средство саморазвития, нежели самореализации.. Все виды музыкального звучания объединяются для ребенка в нескольких сферах: музыка, звучащая по радио или звукозаписи; пение окружающих; исполнение музыки на музыкальных инструментах в присутствии ребенка; музыка, связанная с танцами, игрой; музыка на праздниках, концертах, вечерах развлечений. Праздничный утренник – это итог музыкально-воспитательной работы с детьми. Здесь можно увидеть достижения творческой активности детей, где творчество будет являться тем мостиком, через который проходят эмоционально-эстетическая реакция от восприятия к воспроизведению. Творческое проявление детей в различных видах музыкальной деятельности способствует разрушению стены равнодушия, вызывая у дошкольников положительные эмоции и стимулируя увлечения детей. Творчество располагает детей к свободе и открытиям, к приключениям и
оригинальному самовыражению. Музыкальная деятельность может быть тогда творческой, если в ней активно участвовать во время занятий, праздников. Для этого необходимо заниматься всем: и литературой, и живописью, и танцами, и мастерством актера.


В раздел образования