Занятие-тренинг Развитие эмоционально - волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Демиденко Оксана Викторовна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ "ДС № 82 "Сказка" Населённый пункт: Красноярский край г. Норильск Наименование материала: Конспект Тема: Занятие-тренинг Развитие эмоционально - волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 82 «Сказка»
Занятие-тренинг
Развитие эмоционально - волевой сферы у детей старшего
дошкольного возраста
Подготовила: педагог-психолог
Демиденко Оксана Викторовна
Норильск 2017 год
Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма
актуальна,
именно
эмоциональное
развитие
и
воспитание
является
фундаментом,
на
котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности.
Психологи
считают,
что
все
изменения
в
познавательной
деятельности,
которые
происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в
эмоционально-волевой сфере личности ребёнка.
Дошкольное детство - период познания мира человеческих отношений. Играя, он
учится общаться со сверстниками. Это период творчества. Ребенок осваивает речь, у него
появляется творческое воображение. Это период первоначального становления личности.
Эмоции
воздействуют
на
все
психические
процессы:
восприятие,
ощущение,
память,
внимание,
мышление,
воображение,
а
также
на
волевые
процессы.
Поэтому
проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов
деятельности
и
поведения
ребенка
является
одной
из
наиболее
важных
и
сложных
проблем психологии и педагогики.
Исследования, посвященные изучению эмоционально-волевого развития личности
ребенка дошкольного возраста, проводились многими отечественными и зарубежными
учеными
и
исследователями
(Г.М.Бреслав,
В.К.Вилюнас,
А.В.Запорожец,
К.Э.Изард,
Я.З.Неверович, П.В.Симонов и др.).
Отечественные
исследователи
(И.В.Алехина,
Н.М.Амосов,
П.К.Анохин,
М.В.Антропова, И.А.Аршавский, А.Баллон, А.И.Захаров, М.И.Кольцова, А.Д.Кошелева,
Н.Л.Кряжева, Н.М.Матяш, Т.А.Павлова, Н.А.Степанова и др.) связывают возникновение
проблем
в
эмоционально-волевой
сферы
ребёнка
с
дефицитом,
прежде
всего,
положительных эмоций и волевого усилия.
Тема: Радуга настроений
Цель:
Формирование
у
детей
представлений
о
языке
эмоций
как
знаках,
подаваемых человеком о себе; знаний о средствах выражения различных эмоциональных
состояний.
Задачи:
умение детей описывать вербально, графически свое настроение. Развитие
внимания к эмоциональным состояниям других. Знакомство с мимикой и пантомимикой;
ознакомление детей с различными эмоциями;
ознакомление детей со способами снятия психомышечного напряжения.
Ход тренинга:
«Разделенная радость – двойная радость»
1.
Этюд «Солнечный зайчик»
Детям предлагается сесть поудобнее, расслабиться и представить, что к ним в глаза
заглянул солнечный зайчик. Предложить закрыть глаза и нежно погладить ладонями
зайчика, скользящего по лбу, по носу, по ротику, по щечкам, по подбородку. А затем
глубоко вздохнуть, и улыбнутся друг другу.
2.
Игра
на
умение
использовать
детьми
мимику
и
пантомиму:
«День
рождение»
Выбирается именинник. Гостям (детям) предлагается придумать поздравление и
подготовить подарок. Вручить подарок надо при помощи жестов и мимики. Один из
участников
передает
воображаемый
«подарок-образ»
имениннику,
а
все
остальные
должны угадать, что ему подарено.
3.
Этюд «На лесной полянке»
На полянке собрались
Лисы, белки, звери.
Песни, пляски завели,
У зеленой ели.
Детям предлагается с помощью мимики и жестов показать, как радуются звери,
собравшиеся на полянке, и поводить хоровод.
4.
Игра на снятие психонапряжения у детей: «Две страны»
Педагог рассказывает сказку о том, что когда-то давным-давно было две соседних
страны. Одну населяли веселые жители: они много смеялись и шутили, часто устраивали
праздники. Другую – грустные жители: они все время думали о печальном и много
грустили. Жителям веселой страны было очень жалко своих грустных соседей, и однажды
они собрались прийти к ним на помощь: они решили заразить грустных жителей своим
весельем и смехом. Затем детям предлагается разделиться на две «страны». Дети из
веселой страны пытаются заразить своим смехом и радостью детей из грустной страны.
Дети, которые заразятся смехом веселых жителей, переходят на их сторону и начинают
передавать своей радостью тем, кто еще грустит.
5.
Рисование на тему «Дерево радости».
Педагог раздает детям контурные изображения дерева и цветные карандаши. Задача
детей – передать «радостное настроение» дерева.