Автор: Намруева Цаган Константиновна Должность: учитель английского и немецкого языков Учебное заведение: МКОУ "Лаганская СОШ №4 имени Джамбинова Замбы Эрдниновича" Населённый пункт: город Лагань, Республика Калмыкия Наименование материала: элективный курс Тема: "Психология в английском" Раздел: полное образование
МКОУ «Лаганская средняя
общеобразовательная школа №4 имени Джамбинова З.Э.»
Программа элективного курса
«Психология в английском языке »
Составитель: Намруева Цаган Константиновна,
учитель английского и немецкого языков
МКОУ «Лаганская средняя
общеобразовательная школа №4
имени Джамбинова З.Э.»
Образование – высшее,
Астраханский педагогический институт,
стаж работы (общий и пед.) – 29 лет,
высшая квалификационная категория.
г. Лагань
2014г.
Пояснительная записка.
В Концепции профильного обучения сказано, что реализация идеи профильности
старшей
ступени
ставит
выпускника
основной
ступени
перед
необходимостью
совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении
профилирующего направления собственной деятельности.
Важность подготовки к этому ответственному выбору в предстоящих условиях
определяет серьезное значение предрофильной подготовки девятиклассников. Уже в 9
классе основной школы ученик должен будет получить информацию о возможных путях
продолжения образования, причем совершенно конкретно оценить свои силы и принять
ответственное решение.
Программа элективного курса «Психология в английском языке» разработана в
соответствии
с
задачами
модернизации
содержания
образования,
основными
положениями
Концепции
профильного
обучения.
Данный
курс
поможет
учащимся
расширить свои знания в области английского языка, но, прежде всего,
психологии,
познакомиться
с
его
теоретическими
основами,
особенностями
практического
применения,
развивая
их
как
учебную,
так
и
внеучебную
деятельность.
Поскольку
основные
теоретические
положения
психологии
применимы
к
другим
учебным
дисциплинам,
материал
курса
будет
полезен
и
учащимся,
интересующимся
разными
науками, а не только иностранным языком и психологией.
Цель данного курса – оказать помощь учащимся в подготовке к социально-
профессиональному самоопределению и эффективной преобразовательной деятельности,
создание
ориентационной
и
мотивационной
основы
для
осознанного
выбора
гуманитарного профиля.
Содержание элективного курса предусматривает ознакомление учащихся с
психологией, психологическими
особенностями
обучения иностранному языку на
среднем
этапе.
Иностранный
язык
–
специфический
учебный
предмет
и
о
психологических
трудностях
изучения
иностранного
языка
сказано
немало.
Психологические факторы, определяющие процесс усвоения учебного материала играют
при этом немаловажную роль и вследствие этого велико значение психологии в процессе
усвоения иностранного языка.
В основу тематического планирования курса положена теоретическая и практическая
значимость
сущности
психологии
человека.
Характерной
особенностью
является
формирование
психологических
знаний
как
теоретических,
так
и
практических
о
психологической деятельности на основе морали, нравственности, развитии и привитии
таких личностных качеств как совесть, обязанность, честь, гордость, долг.
Задача данного курса – осветить широкий круг вопросов общей теоретической и
практической психологии, показать значимость психологии при обучении английскому
языку, научить основам психологических тренингов для личностного саморазвития.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников с тем,
чтобы
выпускник
школы
был
способен
к
самореализации,
самостоятельному
мышлению,
принятию
важных
для
себя
решений
–
главная
цель
обучения
при
личностно
–
ориентированном
подходе
в
гуманитарной
педагогике.
Одной
из
необходимых
предпосылок достижения этой цели является постоянное повышение познавательной и
творческой активности
учащегося, который находится в центре учебного процесса. И
сегодня, когда требования к кругозору и эрудиции человеческой личности многократно
возрастают,
знание психологических основ как элемента общего образования станет
гарантом мира, высокой культуры подрастающего человека, в руках у которого будущее.
Тематическое планирование элективного курса
«Психология в английском языке»
№
Тема учебного занятия
Форма занятия
Часы
1.
2.
3.
4.
5.
7.
8.
9.
Что такое «Психология»?
Иностранный язык – специфический
учебный предмет.
Психологические особенности обучения
иностранному языку на среднем этапе.
О психологических трудностях изучения
иностранного языка.
П с и х о л о г и ч е с к и е
ф а к т о р ы ,
определяющие
проце сс
у с в о е н и я
учебного материала. Роль
темперамента
в
процессе
учебной
деятельности.
Внимание как фактор успешной учебной
деятельности.
Восприятие в структуре познавательной
деятельности учащихся.
Память и её значение в процессе
усвоения знаний.
Презентация
проектов
«Психология
и
мы». Ролевая игра.
Беседа
Учебно-ролевая
игра
Лекционно-
семинарское
занятие
Практикум
Семинар – тренинг
Учебно-
тренирочная игра
Психологический
тренинг.
Итоговый зачет.
Ролевая игра.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
Всего
14 ч.
Содержание программы элективного курса
«Психология в английском языке»
для учащихся 9 классов всех типов школ
Что такое «Психология»? Иностранный язык – специфический учебный
предмет. Определение научных понятий. Определение языка по И.А.Зимней,
В.Гумбольдту. Отличительные признаки иностранного языка от родного (по
Л. С. Выготскому). Особенности специфики иностранного языка. -
1ч.
Психологические особенности обучения иностранному языку на среднем
этапе. Процесс познавательного развития. Изменение мотивации основных
видов деятельности: учения, общения и труда. Учебно-ролевая игра
- 2ч.
О
психологических
трудностях
изучения
иностранного
языка.
Классификация
по
каждому
виду
речевой
деятельности.
Типичные
ошибки.–
1ч.
Психологические
факторы,
определяющие
процесс
усвоения
учебного
материала. В основе характера лежит темперамент. Роль темперамента в
процессе
учебной
деятельности.
Свойства
темперамента.
Четыре
типа
нервной системы по И.П. Павлову. Традиционные типы темперамента -
2 ч.
Внимание
как
фактор
успешной
учебной
деятельности.
Внешнее
/внутреннее
внимание.
Виды
внимания.
Свойства
и
виды
внимания.
Основные функции.
– 2 ч.
Восприятие
в
структуре
познавательной
деятельности
учащихся.
Апперцепция. Свойства восприятия. Виды восприятия.–
2 ч.
«Все развитие человека совершается не иначе, как в области памяти и через
ее посредничество…». – сказал К.Д Ушинский. Память и её значение в
процессе
усвоения
знаний.
Четыре
вида
памяти
в
зависимости
от
особенностей материала запоминания и воспроизведения. Непроизвольная /
произвольная
память.
Кратковременная,
долговременная,
оперативная.
Процессы памяти. –
2 ч.
Важная
роль
психологии
в
процессе
усвоения
иностранного
языка.
Презентация проектов «Психология и мы». Ролевая игра. -
2 ч.
Всего: 14 часов
Литература.
1. Ауэрбах Т. Д. Зачем и как изучать иностранный язык, М.; Знание, 1993;
2. Беляев Б. В. Методика и психология, // ИЯШ, 2003, №6;
3. Бим И. Л. Обучение устной речи младших школьников, // ИЯШ, 2004, №3;
4. Выготский Н. В. Психологические особенности обучения письму детей
младшего школьного возраста, // Вопросы психологии, 1998, №6;
5.
Деркач
А.
А.,
Щербак
С.
Ф.
Педагогическая
эвристика:
искусство
овладения иностранным языком. М.; Педагогика, 1991;
6. Елухина Н. В. Преодоление основных трудностей понимания иноязычной
речи на слух как условие формирования способности устно общаться, //
ИЯШ, 2006, №4;
7.
Жинкин
Н.
И.
Психологические
особенности
спонтанной
речи,
М.;
Просвещение, 2007.