"Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ"
Автор: Языкина Елена Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: СП "Детский сад "Крепыш" ГБОУ СОШ №з Населённый пункт: город Похвистнево Самарская область Наименование материала: статья Тема: "Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ" Раздел: дошкольное образование
"Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ"
Жизнедеятельность человека
неразрывно
связана
с
окружающей
его
средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством
опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем
мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения.
Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в
чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью.
Ф о р м и р о в а н и е ответ ственного
отношения
человека
к
своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать
ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст —
важнейший
период
когда
закладываются
прочные основы
опыта
жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. И поэтому задача
взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и
в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой
опасными жизненными
обстоятельствами,
научить
адекватно,
осознанно
действовать в той или иной обстановке.
Наш детский сад является опорной площадкой по теме безопасность.
Коллективом
была
разработана
программа
«Островок
безопасности»
Программа р а з р а б о т а н а
н а
о с н о в е проекта
Го сударственного
образовательного стандарта дошкольного образования. Программа состоит из
6 разделов: "Ребенок и другие люди", "Ребенок и природа", "Ребенок дома",
"Здоровье ребенка", "Эмоциональное благополучие ребенка", "Ребенок на
улицах города".
Главная цель работы нашего ДОУ формировать у детей, начиная с
младшего возраста, навыки безопасного поведения в быту, в природе, на
улицах,
на
дорогах,
в
человеческом
обществе;
воспитывать
привычку
к
здоровому
образу жизни;
учить
предвидеть
опасные
ситуации
и
по
возможности избегать их, а при необходимости – действовать, в соответствии
с ситуацией.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников в
нашем ДОУ начинается с создания и обогащения предметно-развивающей
среды. Она организована так, чтобы детям было интересно и комфортно
изучать окружающий их мир и чувствовать себя защищенным от различного
рода неприятностей.
В групповых помещениях созданы «Уголки безопасности», в оснащении
которых
подобраны
дидактические
игры
и пособия
по
формированию
у
дошкольников
основ
безопасности.
В
с в о е й работе педагоги
нашего
дошкольного
учреждения
используют
компьютерные
презентации
по
теме безопасности, дидактические игры на интерактивных досках, просмотр
обучающих
мультфильмов «Уроки
тётушки
Совы» Они способствуют
формированию и
закреплению
знаний
об
источниках
опасности,
мерах
предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях. По мере
познания предметного мира дети овладевают умением различать опасные
и безопасные
для
них
предметы,
выделять
полезные
и
интересные,
осваивают способы
действия
с
ними,
умение
ориентироваться
в
мире
предметов.
Самый
эффективный
вид
деятельности
игра.
Разнообразные
по
содержанию
и форме игры
вводят
ребёнка
в
круг
реальных жизненных
явлений,
обеспечивая
непреднамеренное
освоение
социального опыта
взрослых: знаний, способов действия, моральных норм и правил поведения,
оценок
и
суждений.
В
играх
ребёнка
отражаются
наиболее
значимые
события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности
подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в
тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в
игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником,
знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что
воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена
сила
воспитательного
воздействия
игры.
В
своей работе мы
используем
словесно-
наглядные,
настольно
–
печатные,
дидактические,
сюжетно-
ролевые, театрализованные игры.
Через
продуктивные
виды
деятельности (рисование,
лепка,
аппликация,
конструирование) дети
отражают
окружающую
их
действительность
Отражение, которое построено на работе воображения, своих наблюдений, а
также
впечатлений,
полученных
через
слово,
картинку
и
другие
виды
искусства ребёнок дошкольник соединяет с игрой.
Так
же
в
своей работе мы
используем
организацию
встреч
с
представителями
экстремальных
и
социальных
служб (врачами,
сотрудниками ГБДД, пожарными и т. п.). Это даёт положительный эффект и
вызывает интерес у детей.
В деле решения вопроса безопасности ребёнка не последнюю роль играют
родители, которые должны быть примером и эталоном для малыша. В семье
и
детском
саду
должны
соблюдаться
единые
требования.
Прежде
чем
начинать работу с
детьми
по
обучению
их безопасному
поведению,
мы
определяем готовность к сотрудничеству с детским садом, а так же уровень
осведомлённости родителей в этом вопросе. Для этого в нашем детском саду
проводим
анкетирование
и
на основании полученных
результатов
строим работу с родителями. Важно добиться от родителей понимания того,
что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения,
е сли
они
с ами
не
вс егда
ему
следуют.
Их особая родительская
ответственность заключается в том, что бы дома было меньше опасных
ситуаций.
Такие
вопросы
мы
решаем
на
родительских
собраниях,
посвящённых
проблемам безопасности,
беседы,
консультации,
проекты,
участие в досуговых мероприятиях по теме, участие в выставках, конкурсах.
Дети
нашего
ДОУ
участвуют
в
различных
творческих
конкурсах,
посвящённых безопасности и
занимают
призовые
места.
Таким
образом,
ребенок
знакомится
с основами
безопасности с
помощью
разнообразных
средств.
Именно
они
становятся
источниками
познания
мира.
Каждое
средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами.
Безопасность детей, укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся
приоритетом
в работе нашего
учреждения
дошкольного
образования.
Мы
осуществляем планомерную, целенаправленную работу по формированию у
дошкольников
основ
безопасного
поведения.
Систематическая
работа
с
детьми учит их принимать правильное решение в любой сложной ситуации, и
смогут из любой ситуации найти выход.