Напоминание

"Коллективное настроение педагогов-движущая сила педагогического процесса "


Автор: Марасанова Наталья Робертовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБУ детский сад №69 "Веточка"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Коллективное настроение педагогов-движущая сила педагогического процесса "
Раздел: дошкольное образование





Назад





Методическая разработка

«Коллективное настроение педагогов -

движущая сила педагогического процесса в ДОО»
Марасанова Наталья Робертовна педагог-психолог МБУ детского сада № 69 «Веточка», г.о. Тольятти, Самарской области 1.
Введение
Социально-психологический климат педагогического коллектива во многом определяет качество профессиональной де я те л ь н о с ти , эмоциональное самочувствие педагогов, характер их инновационной деятельности. Поэтому формирование благоприятного психологического климата – это одна из главных задач в работе администрации ДОО. Если не регулировать психологический климат в коллективе, то с большим трудом решаются все остальные вопросы менеджмента, теряется доверие работников к руководству. От настроения людей зависит их поведение, результаты деятельности и воспитательных воздействий. Настроение одного человека передается другому. В свою очередь и настроение коллектива способно влиять на его членов. Очевидно, что этот эмоциональный настрой может обоснованно или необоснованно снижаться. Тогда психолог дошкольного учреждения может выступить фасилитатором – поднять это настроение специально организованными техниками работы.
Актуальность

нашей

работы:
определяется потребностями сложившегося творческого педагогического коллектива ДОО в эмоциональном стимулировании отношений и общего настроения. В каждом коллективе есть периоды спада эмоциональности, некоторого «охлаждения» членов коллектива друг к другу и к деятельности. Речь не идет о повышенной конфликтности или немотивированной агрессии в отношении педагогов друг к другу. Однако опытный психолог и руководитель может увидеть моменты, когда направленное эмоциональное воздействие поможет преодолеть легкое отчуждение, оживить общение, сблизить чуть отдалившихся членов коллектива. Именно для такой ситуации и разработано данное тренинговое мероприятие. Его однократное проведение позволит положительно подкрепить отношения и эмоционально стимулировать коллектив – администрацию, узких специалистов, воспитателей, помощников воспитателя. В качестве основного метода работы выбрана одна из арт- терапевтических техник. Это неслучайно: именно в арт- терапии участники выражают свои эмоции в процессе создания художественного образа и достаточно быстро ощущают «освобождение» от доминирующих в последнее время эмоций.
Практическая

значимость
нашей разработки достаточно высока: Предложена разработанная и апробированная терапевтическая сессия, базирующаяся на арт-терапевтической технике и ряде упражнений,
направленная на фасилитацию взаимодействия членов педагогического коллектива ДОО. Проведение психологом подобного мероприятия с сотрудниками действительно способствует решению задач сплочения коллектива и стимулирования положительно окрашенного эмоционального общения, формирования у сотрудников дошкольного учреждения совместного эмоционального положительного опыта.
1.

Понятие коллективного настроения и пути и методы работы с ним.
Социально-психологический климат проникнут сложной гаммой эмоций, чувств, страстей и аффектов, которые овладевают всем коллективом в самых различных ситуациях и существенно влияют на его жизнь и деятельность. Этот ситуативный показатель принято называть коллективным настроением. Психологический словарь определяет коллективное настроение как «эмоциональные реакции коллектива на явления объективного мира, протекающие в определенный отрезок времени» (Юрчук). Настроение коллектива может быть самым различным, но для его общей характеристики можно выделить два диаметрально противоположных вида: положительное и отрицательное. Положительное настроение ("мажор") включает в себя такие эмоции и чувства как удовлетворенность, бодрость, воодушевление, оптимизм, радость и т.д. Отрицательное же настроение ("минор") характеризуется неудовлетворенностью, неуверенностью, пессимизмом, унынием, депрессией, отчаянием, паникой и др. Коллективное настроение обладает заразительностью, большой импульсивной силой и динамичностью. Оно мобилизует или сдерживает коллективное сознание, определяет характер общего мнения и межличностных отношений, влияет на стиль руководства коллективом. Коллективное настроение динамично, и опытный руководитель может увидеть некоторую «критическую точку», когда общий эмоциональный настрой начинает уходить в негативную сторону. Коллективные эмоциональные состояния являются условием, от которого зависит сложный процесс воспитания и развития личности. В педагогическом коллективе этот тезис наиболее актуален, т.к. благоприятный социально - психологический климат, позитивный настрой членов педагогического коллектива, задает уровень не только личностного развития сотрудника, но и уровень качества реализации образовательных программ и воспитательных воздействий в детском коллективе. По мнению А. Лутошкина, одного из ведущих исследователей социально- психологического климата в коллективе, «Жизнерадостное настроение, стеничная эмоциональная атмосфера создают благоприятные условия для воспитания, формирования нравственно ценных качеств личности. Активная жизненная позиция, как главное условие успешной адаптации к новым видам деятельности, не может формироваться на отрицательном эмоциональном фоне». Настроение поддается воздействиям, его можно в той или иной мере формировать и видоизменять, им можно овладеть. Психологи разработали
множество социально-психологических методов для создания хорошего климата в коллективе. Среди наиболее эффективных авторов называют Быкова А.В.
2.

Методические

рекомендации

к

организации

и

проведению

тренингового

мероприятия

(сессии),

направленного

на

изменение

коллективного настроения
Подготовка и проведение тренингового мероприятия (се ссии), направленного на изменение коллективного настроения, требует соблюдения определенной
технологии:

I.

Мониторинг

коллективного

настроения

педагогического

коллектива.
Мониторинг осуществляется как составная часть оценки социально- психологического климата предприятия. Методы оценки – наблюдение за педагогической деятельностью сотрудников и качеством межличностного общения, социометрическое исследование, диагностика СПК. Показатели, которые могут свидетельствовать о снижении коллективного настроения и могут являться показаниями к проведению мероприятия:  Временное эмоциональное отчуждение некоторых сотрудников от коллектива.  Повышение индекса конфликтности в коллективе.  Затруднение прямой коммуникации, снижение интенсивности межличностных контактов.  Снижение удовлетворенности профессиональной деятельностью без видимых причин.  Нарастающее напряжение в отношении некоторых членов коллектива, сотрудников администрации.  Негативное событие в жизни коллектива, вызвавшее у большинства его членов неприятие, отторжение, неудовольствие. Решение о проведении «точечного» воздействия принимает психолог совместно с руководителем учреждения.
II.

Целеполагание и разработка тренингового мероприятия
Выбор тематики воздействия и конкретных арт-техник может определяться результатами мониторинга коллективного настроения. Однако наша практика показывает, что тема групповой работы не в высокой степени влияет на преодоление временных трудностей коллективного настроения, можно не перегружать содержание психотерапевтическими акцентами. Наиболее общими целями и задачами работы на каждом тренинговом мероприятии по заявленной нами проблематике могут быть:
Цель:
создание положительного коллективного настроения педагогов посредством группового взаимодействия и арт- терапевтических техник.

Задачи:
 Фасилитация общения и межличностного взаимодействия сотрудников ДОУ;  Развитие доверительности, эмпатийности, внимательности и чувствительности в межличностном взаимодействии;  Формирование коллективного опыта совместного позитивного эмоционального переживания, коллективного опыта эмоционально окрашенной работы;  Сплочение коллектива, формирование новых дружеских связей;  Профилактика эмоционального выгорания сотрудников. Цель и задачи слегка уточняются под тематику конкретного мероприятия. Тренинговое мероприятие состоит из следующих частей, имеющих каждая свою цель, темп и характер. Дадим некоторые пояснения и рекомендации по организации и проведению каждой части. 1. «Разогрев». Цели – снятии эмоциональных барьеров и настройка участников на интенсивное взаимодействие. Проводится в высоком темпе, динамично. Психолог побуждает участников войти в личное пространство друг друга, прикоснуться, «перемешаться». Упражнения подобраны таким образом, чтобы их выполнение вызывало смех и радостные высказывания участников. Все упражнения этой части выполняются участниками стоя или в движении. Необходимо обеспечить площадку достаточного размера. По окончании всех упражнений психолог проводит мини - беседу с участниками. Ключевые фразы и слова, которые должен поддержать психолог – «радость», «веселье», «были вместе», «удовольствие», «игра» и проч. 2. Основная часть. Цели – создание ситуации для проявления положительных эмоций от совместной творческой деятельности и общения по ее поводу. Самая продолжительная часть мероприятия, характеризующаяся индивидуальной и коллективной творческой активностью участников. В организации работы определяющее значение имеет подготовленность психолога по данному направлению терапии. 3. Заключительная часть. Цели – подведение итогов и акцентирование достигнутых психоэмоциональных состояний. Небольшое упражнение (например, «Скульптура») позволит участникам еще раз пообщаться на тему хорошо выполненной работы и договориться о презентации полученного результата. Так же рекомендуем использовать фотоаппарат для фиксации итогов, далее – выставить итоговые фотографии на стендах (методкабинет, холл) для якорения результатов, напоминания совместных положительных эмоций. Время выполнения – 5-6 минут.
В 1 и 3частях мероприятия используются психогимнастические упражнения, этюды, упражнения на сплоченность, гру ппо во е взаимодействие, креативность, телесно - ориентированные и проч. Главный критерий отбора – создание удовольствия от общения, эмоционально- положительного настроя. Для основной части техника отбирается в соответствии с компетентностью психолога, опытом его участия в арт- терапевтических сессиях. При отборе материала и проектировании мероприятия психолог должен так же обеспечить динамику и переживание участниками ряда состояний (план арт-терапевтичекого воздействия): • Доверие (открытость, общение, интерес к себе и другим). • Концентрация (привлечение внимания к другим и себе, концентрация на чувствах, эмоциях). • Сотрудничество (открытость взаимодействию, обмен опытом). • Креативность. • Сам процесс спонтанного творчества. По окончании спонтанного творчества, которое во многом определено бессознательными компонентами личности и группы, мы предлагаем участникам вербализировать собственные чувства и переживания, достижения. Поддерживаем высказывания, соответствующие задачам тренинга.
III.

Формирование среды мероприятия
Для создания рабочей атмосферы на тренинговом мероприятии и достижении целей, психологу необходимо создать терапевтическую среду мероприятия. Имеется в виду обеспечить: 1. физическую безопасность и комфорт педагогов-участников (известно, что взрослая аудитория особо чувствительно к физическим средовым условиям): продумывается и моделируется пространственная среда тренинга, перемещения педагогов; подготавливаются средства для творчества; продумываются и вводятся правила и запреты (например, на физическую агрессию) для участников; 2. психологическую безопасность – даются установки и правила на конфиденциальность, доверие, активность и запреты в работе психолога). В организации работы необходимо также руководствоваться некоторыми общими правилами и положениями организации арт-терапевтического взаимодействия.
Правила для специалиста
по арт-терапии:  В арт-терапевтическом процессе неприемлемы команды, указания, требования, принуждение.  Участник арт-терапевтического занятия: 1) может выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе;
2) вправе отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения («включенность» в групповую коммуникацию во многом определяется этикой и мастерством психолога); 3) имеет право просто наблюдать за деятельностью группы или заниматься чем- либо по желанию, если это не противоречит социальным и групповым нормам.  Принимаются и заслуживают одобрения все продукты творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы, эстетичности вида.  Принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания. Рекомендуем также оформить помещение мероприятия правилами для участников. Мы поместили их на облачка и оформили стену. Очень удобно переключать внимание участников (акцентный жест), напоминать правило, расслаблять педагогов.
Вот эти правила:
 Получи удовольствие!  Позволь себе быть свободным!  Мы – не художники, мы рисуем то, что чувствуем!  Доброжелательность к себе и другим!  Улыбнись!!!  Постарайтесь быть внимательным!  Избегайте оценок и суждений.  Хорошо, что мы вместе!!!  Говори только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях.  Всё получится!!! 3. создание терапевтических отношений: уважение, исключительная сосредоточенность на участниках, поддержка, использование метафор и символических смыслов, невербальное общение.
IV.

Предварительная

работа

с

участниками

тренингового

мероприятия
Этот этап необходим для решения задач тренингового мероприятия в полном объеме. Известно, что коллективное настроение во многом генерируется некоторыми членами коллектива и распространяется на иных педагогов. Психолог должен привлечь на мероприятие именно тех сотрудников, эмоциональное состояние которых расценивается как сниженное. Проблема в том, что эти сотрудники и не хотят принимать участие в коллективных мероприятиях ДОУ. Мы работаем следующими методами: - личное приглашение, - разъяснение целей мероприятия (рационализация), -личное поручение педагогу (предложение роли фасилитатора).
В холле мы вывешиваем объявление о месте и времени тренингового мероприятия, обязательно с «красивым» названием. Мы предупреждаем сотрудников, что будем фотографироваться. Традиционно педагоги стараются лучше одеться, причесаться – а это создает дополнительный положительный эмоциональный настрой.
V.

Собственно проведение мероприятия
Тренинговое мероприятие проводится во время дневного сна детей. Время проведения мероприятия – до 1,5 часов, в зависимости от интенсивности работы педагогов. Мероприятие проводится в соответствии с разработанным планом - конспектом, однако может видоизменяться под потребности общения группы. Рекомендуемое количество участников – до 15 человек.
VI.

Анализ результатов проведения тренингового мероприятия
Анализ результатов тренингового мероприятия проводится в два этапа: 1. Непосредственно после окончания сессии. Психолог анализирует следующие аспекты: - достижение целей и задач работы, - преобладающие настроения участников тренинга во время работы и по окончании мероприятия, - самочувствие участников тренинга, которые находились под особым вниманием психолога (имели сниженные эмоциональные показатели, напряженные отношения в коллективе и т.п.). - анализируются продукты деятельности группы и фотографии с точки зрения средств выразительности, «раскрепощенности» и открытости участников. 2. В течение недели после окончания мероприятия – оценивается динамика коллективного настроения педагогического коллектива. По результатам наблюдения принимается решение о достижении эффекта. В том случае, если выявленная проблема не решена в полном объеме, коллективное настроение не оценивается как перешедшее в позитив, психолог принимает решение: - 1-й вариант – проведение повторной сессии на другом материале, с целью повторной фасилитации общения и формирования позитивного настроения в коллективе; - 2-й вариант – проведение индивидуальной консультативной работы с педагогами, имеющими личные и эмоциональные проблемы, выведение их на уровень психотерапевтической работы, возможно с психологом иной организации; - 3 - й в а р и а н т–проведение углубленного изучение социально- психологического климата коллектива и выстраивание работы как психолога, так и администрации ДОО по преодолению выявленных проблем.
Итак, коллективное настроение – это динамичная характеристика жизни педагогического коллектива, которая может подвергаться «точечным» воздействиям со стороны педагога - психолога, управляться и изменяться.
3.

Содержание тренингового мероприятия.

Психологический тренинг « Изменение коллективного настроения

посредством методов арт - терапии».

Предмет (направленность):
психология
Возраст участников:
педагоги ДОУ
Место проведения:
физкультурный зал, методический кабинет.
Вид деятельности:
психологический тренинг
Цель:
изменение коллективного настроения, посредством группового взаимодействия.
Задачи:
Формирование хорошего социально - психологического климата с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы. Повышение тонуса группы.
Материалы:
воздушные шарики, ватман, фломастеры, цветная бумага, журналы, ножницы, клей.
Ход

I. Этап – Разогрев

1.

Упражнение «Шар»

Цель
: Разогрев, включение всех участников в работу. Повышение тонуса группы.
Материалы:
воздушные шары.
Инструкция
: Все участники стоят в кругу. Психолог: «Сегодня на занятии мы с вами будем играть с воздушными шарами. Предлагаю начать вот с этого шара, сейчас мы будем передавать его по кругу, но при одном условии: делать это можно, используя только локти (сжав шар локтями), помогать кистями нельзя. Итак, начали!» Второй круг шар передается только ногами (сжав шар коленками). Третий круг: шар передается с помощью головы (шар прижимается подбородком к груди).

1.

Упражнение «Олени»

Материалы
: Не требуются.
Цель
: психологическая разгрузка участников, снятие межличностных барьеров.
Инструкция
: Участники встают в два круга (внешний и внутренний), лицом друг к другу. Ведущий спрашивает: «Вы когда-нибудь видели, как здороваются олени? Хотите узнать, как они это делают? Это целый ритуал: правым ухом вы третесь о правое ухо своего партнера, затем левым ухом о левое ухо партнера, а в завершение приветствия нужно потопать ногами!» После исполнения этого ритуала внешний круг смещается на одного человека, и церемония повторяется. Передвижение продолжается до тех пор, пока все участники не «поздороваются» друг с другом, как олени, и не займут свое исходное положение.
2.

Упражнение «Липучки»

Цель
: Повышение сплоченности группы, развитие умения быстро ориентироваться в ситуации, устанавливать контакт, вступать во взаимодействие.
Материалы
: Не требуются.
Инструкция
: «Сейчас я дам знак, и вы начнете двигаться произвольно. На команду: стоп, по двое, руками…, вы должны остановиться и объединиться с кем-то руками. Давайте попробуем». В открытом пространстве группа двигается. По команде тренера участники объединяются определенным образом по его заданию. Сначала по двое, затем по трое и т.д. Задание усложняется. Объединяться участники могут руками, ногами, головами, любыми частями тела.
4. Упражнение «Шеренга»

Цель
: сплочение коллектива, развитие умения устанавливать контакт с помощью невербальных средств. Проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил, а прежде всего, необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь.

Ход упражнения
: участники строятся в шеренгу по росту; цвету волос; алфавиту имен; размеру ноги; знаку зодиака и т.д.
Инструкция
: «Сейчас вам предстоит построиться в шеренгу по цвету глаз, от самых светлых к самым темным. При построении запрещается разговаривать. Итак, начали». На построение дается 2 минуты. Затем предлагается построиться по цвету волос (от самых светлых к самым темным). Участники строятся в шеренгу по: росту, цвету волос, алфавиту имен, размеру ноги, знаку зодиака и т.д. Условия те же.
Вопросы для обсуждения:
 Что вы сейчас чувствуете?  Что вам больше всего понравилось?  Трудно ли вам было выполнять упражнение.
II. Этап – Основная деятельность

Арттерапевтическое упражнение «Рисуем круги»

Для

этой

техники

выбран

именно

круг

как

мифологический

символ

гармоний.

Считается что круг из-за отсутствия острых углов - самая

«доброжелательная»

из

всех

геометрических

фигур,

обозначающая

одобрение, дружеское отношение, сочувствие, мягкость, чувственность.

Работа

в

круге

активизирует

интегративное,

эмоциональное,

интуитивное

(правополушарное)

мышление,

а

также

объединяет,

стабилизирует

группу,

способствует

формированию

благоприятных

межличностных отношений.

Цель
: развитие спонтанности, рефлексии; раскрытие личностных особенностей, ценностей, притязаний; выявление проблем участников, их положения в группе; выявление межличностных и групповых взаимоотношений, их динамику, потенциал для формирования групповой сплоченности.
Материалы
: Листы ватмана (по одному на группу). Разнообразные изобразительные материалы и средства в достаточном количестве: фломастеры, глянцевые журналы, ножницы, клей.
Ход упражнения
: Группа садится вокруг стола, им предлагаются ватман, фломастеры, ножницы, глянцевые журналы и клей.
Инструкция
: « Займите место за одним из столов. Нарисуйте кружок желаемого размера понравившимся цветом. Затем нарисуйте на листе еще один-два круга любого размера и цвета. Обведите контуры рисунков. Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги. Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами, т.е. придайте им индивидуальность. Далее походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам очень хочется
дорисовать что-либо в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться. С согласия авторов напишите добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам понравились. Будьте бережны к пространству и чувствам других! Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и др. Прежде всего, договоритесь другими участниками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка». По окончании работы участники делятся впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, зачитывает, при желании, вслух добрые пожелания, которые ему написали другие участники и придумывают название своей коллективной работе.
Вопросы для обсуждения:
1. «Как вы себя чувствуете?» 2. «Как ваше настроение сейчас?». 3. «Расскажите о своем рисунке?» 4. «Дополняли ли вы работы других участников?» 5. «Какие трудности возникали по ходу работы?» и др.
III. Этап – Завершение

Упражнение «Скульптура»

Цель
: стимуляция самовыражения через образы и символы, эмоциональная рефлексия. Подведение итогов тренинга.
Материалы
: не требуются
Инструкция
: «Друзья, мы долго работали вместе, и наши занятия подходят к концу. Я предлагаю сейчас подвести некоторые итоги. Каждый из вас может выразить особым образом свои чувства по поводу того, чего он достиг во время нашей совместной работы. Сейчас каждая группа должна представить свою коллективную работу, изображая живую скульптуру, олицетворяющую эти чувства. Встаньте так, чтобы вы могли достаточно долго удерживать принятое вами положение. В конце разминки мы создадим одну колоссальную скульптуру, выражающую все, чего мы достигли, что добыли, что наработали».

Психолог:
«Наш тренинг подходит к своему завершению, но как говорят философы, любой конец есть начало чего-то нового. В нашем случае, это будет осознание себя, своих возможностей, повышение тонуса группы, создание хорошего настроения!».


В раздел образования