" Формирование гражданско-патриотических качеств личности дошкольника в условиях реализации ФГОС".
Автор: Вахова Лиля Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №152 Населённый пункт: г. Воронеж Наименование материала: статья Тема: " Формирование гражданско-патриотических качеств личности дошкольника в условиях реализации ФГОС". Раздел: дошкольное образование
реализации ФГОС » .
Детство - каждодневное открытие мира и,
поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества, их красоты и величия
В.А. Сухомлинский
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации
процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень
любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все
инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать.
Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте
возникают большие возможности для систематического и последовательного
нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной
основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной
адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем
мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее
благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на
ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в
памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании
патриотизма.
За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в
социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах
общественной жизни произошёл резкий спад в
деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу
вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с
созданием условий для воспитания и развития личности гражданина
и патриота России и способного отстаивать её интересы. В связи с этим
проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной
из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и
соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного
процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления
личности.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего
гражданина.
Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с
отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с
любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе,
городу.
Патриотизм и патриотическое
воспитание
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству,
стремление служить его интересам и готовность,
вплоть до самопожертвования, к его защите.
Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная
деятельность органов государственной власти и общественных организаций
по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства
верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга
и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Концепция патриотического
воспитания граждан РФ.
Основные задачи патриотического воспитания дошкольников
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому,
семье, детскому саду, города);
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к
ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Система работы по патриотическому воспитанию детей
Ознакомление с предметами ближайшего окружения.
- Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества,
художественным промыслам;
- Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими.
Знакомить с людьми прославившими Россию;
- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;
Ознакомление с явлениями общественной жизни.
- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические
даты и праздники);
- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране,
городах, столице, символике государства;
- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры,
с названиями улиц, носящих имена известных людей;
- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение
представлений о стране, столице, символике государства;
Ознакомление с природой.
- Воспитание любви к природе родного края;
- Воспитание бережного отношения к родной природе;
- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны
родной природы.
Формы работы по патриотическому воспитанию
- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
-беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших
людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий
подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов,
телевизионных передач для детей, целенаправленные игры ;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей,
выставочный зал).
Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте.
Семья Детский сад Родной город Родная страна Наша Армия
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине,
полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и
формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему
стать патриотом и гражданином своей страны.